Правительство Германии: порядок формирования и полномочия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правительство Германии: порядок формирования и полномочия



Федеральное правительство (= фед. канцлер + фед. министры)

 

Полномочия Федерального правительства (широкие):

1) разработка и осуществление внутренней и внешней политики

2) право законодательной инициативы

3) вносить предложения о проведении закрытых заседаний Бундестага и Бундесрата при согласовании позиции по заокнопроекту

4) разработка, представление, исполнение бюджета + составление отчета (если бюджет не утвержден Бундестагомк сроку: Прав-во имеет право само устанавливать расходы вплоть до утверждения бюджета в уже наступившем году)

5) предложение Президенту об объявлении состояния законодательной необходимости

6) Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним ответственность (по сути, «в ответе» канцлер). Характер ответственности: канцлер может поставить вопрос о доверии самому себе; Канцлер может нести ответственность перед Бундестагом по инициативе Бундестага (самого). Конструктивный вотум недоверия (вся процедура 2-3 дня – «замена лиц»): 1/10 депутатов предлагает другого канцлера, которая без обсуждения ставится на голосование. Если получит большинство, составляется протокол с его направлением Президенту. Канцлер вместе со всем правительством уходит.

 

Заседания Правительства закрытые.

 

Правительство уполномочено издавать след. акты:

Ø Регламент (определяются процедуры деятельности самого Правительства)

Ø постановления нормативного характера

Ø административные предписания (рег. исп.-распорядительные отношения в землях в сфере фед. компетенции)

Постановления Пр-ва публикуются (кроме тех, что имеют сведения закрытого характера).

 

43.Конституционно-правовой статус политических партий в ФРГ

Правовое положение политических партий регулируется Конституцией Германии более детально, чем во Франции. Кроме того, в Германии есть специальный закон о политических партиях 1967 г., неоднократно пересматривавшийся (последняя редакция – в 1994 г.).

Согласно ст. 21 Конституции ФРГ партии могут создаваться свободно (явочным порядком), для этого не требуется разрешения или уведомления; их назначение – содействовать формированию политической воли народа; внутренняя организация партий определяется ими самими, но должна соответствовать демократическим принципам; партии должны представлять публичный отчет (публиковать данные) о своем имуществе, фондах и источниках средств; партии являются антиконституционными, если стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя, поставить под угрозу существование ФРГ (по решению Федерального конституционного суда).

Партия (согласно определению в Законе о политических партиях) – это объединение граждан, длительное время оказывающее влияние на формирование политической воли народа, выдвигающее кандидатов в представительные органы Федерации или земли. Партии рассматриваются как необходимая составная часть основ свободного демократического строя; они могут использовать разные способы для формирования политической воли народа.

Партия утрачивает права партии, если в течение 6 лет не выдвигает кандидатов в Бундестаг или местные ландтаги. Для финансирования партий в Германии существует особый налог – 5 марок в год.

В Германии действуют десятки партий, в том числе на уровне отдельных земель (на выборах в Бун

дестаг в 1998 г. участвовали 40 партий). Однако среди множества партий ведущая роль принадлежит 5–6 партиям (в 1998 г. пятипроцентный заградительный барьер преодолели 6).

На правом фланге – национально-демократическая партия (15 тыс. членов), возникшая на базе запрещенной в 1952 г. националистической партии, Германский народный союз (около 20 тыс. членов), республиканская партия (23 тыс. членов). Эти партии не оказывают заметного влияния в обществе, не имеют представительства в Бундестаге, так как не преодолевают пятипроцентного барьера.

Партия правого центра – Христианско-демократический союз (ХДС) – около 670 тыс. членов. Идеология этой партии исходит из религиозных заповедей, толкуемых, с одной стороны, с позиций ответственности человека перед Богом, а с другой – с социальных позиций христианского учения.

Центристская партия – свободная демократическая партия (СвДП) – до 1998 г. часто играла основную роль при создании правительства.

Партия левого центра – социал-демократическая партия Германии (СДПГ) – за социальную справедливость в условиях рыночной экономики, за экологическую перестройку индустриального общества, за методы эволюционных шагов к социализму, против революционных изменений.

На левом фланге находится партия демократического социализма, которая считает себя наследницей социалистической единой партии Германии (коммунистической партии).

Интересы части сельского населения выражает крестьянская партия, не представленная в парламенте.

 

44.Форма правления и государственный режим в Германии, формирование и взаимодействие высших государственных органов

По форме государственного устройства Германия – парламентская республика. Глава государства – федеральный президент, он избирается Федеральным собранием, состоящим из депутатов бундестага и равного им числа участников, делегируемых земельными парламентами (ландтагами) в соответствии с представительством политических партий.

Президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфере), аккредитует и назначает послов, назначает и увольняет федеральных судей и др. По результатам парламентских выборов он предлагает бундестагу кандидатуру на пост федерального канцлера и может распустить бундестаг, если тот не поддержит заявление канцлера о доверии. Прерогативой президента является право помилования осужденных преступников. Президент – это надпартийный объединяющий фактор, стоящий над повседневной политической борьбой, но именно он формулирует политические и общественные ориентиры для граждан.

Высший орган законодательной власти и орган народного представительства – немецкий бундестаг, избираемый народом на 4 года. Основная работа по подготовке законов проходит в профильных комитетах. Пленарные заседания используются обычно для парламентских дебатов по основным проблемам внутренней и внешней политики. Большинство законопроектов вносит федеральное правительство, меньшую часть – депутаты бундестага или бундесрат. Законопроекты проходят три чтения и принимаются большинством голосов (кроме поправок к Основному закону, которые требуют квалифицированного большинства).

Глава высшего органа законодательной власти – президент Бундестага

Бундесрат – вторая палата германского парламента. Это представительство 16 федеральных земель, причём его члены не избираются: он формируется из членов земельных правительств или их представителей; их число зависит от числа жителей в земле (Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Баден-Вюртемберг и Нижняя Саксония имеют по 6 представителей, Гессен – 5, Саксония, Рейнланд-Пфальц, Берлин, Саксония-Ангальт, Тюрингия, Бранденбург и Шлезвиг-Гольштейн – по 4, Мекленбург-Передняя Померания, Гамбург, Саар и Бремен – по 3). Вопросы, касающиеся суверенных прав федеральных земель, особенно финансовые и административные, обычно являются предметом дискуссий и споров, и поэтому в среднем чуть более половины всех законопроектов проходит через верхнюю палату парламента. Кроме того, бундесрат имеет право выносить негативное заключение по любому из законопроектов, но лишь очень немногие из них не получают одобрения в верхней палате. Заседания палаты проводятся один раз в месяц.

Высший орган исполнительной власти – Федеральное правительство.

Глава высшего органа исполнительной власти - федеральный канцлер. Канцлером становится заранее определенный лидер той из политических партий, которая получила наибольшее число голосов на общенациональных выборах. Канцлер предлагает кандидатуры членов кабинета министров для их формального утверждения президентом страны и определяет основные направления внутренней и внешней политики. В случае его отставки в отставку должно уйти все правительство. Бундестаг может выразить недоверие не всему правительству или отдельным его членам, а только Канцлеру. Канцлер отстраняется от должности лишь в случае избрания нового Канцлера (так называемый конструктивный вотум недоверия – в отличие от деструктивного, который не требует новой кандидатуры на пост главы правительства).

45.Германский федерализм, организация публичной власти на местах

Исторически 2 тенденции:

· Объединение (Австрия, Пруссия)

· Cамостоятельность: Бавария, Западная часть (промышленнные центры), Ганзейские города.

 

Священная Римская исперия – сочетание черт конфедерации и федерации

1815 – «рыхлая конфедерация» (в соотв. с решениями Венского конгресса был образован Герм. союз, вкл. 38 гос-в; но не были решены многие вопросы, в т.ч. финансов, обороны и др.)

1871 – Северо-Германский Союз (в состав входили 22 монархии и три вольных города)

1919 – Веймарское гос-во (федерация вкл. 18 земель)

 

ОЗ ФРГ закрепил федеративную форму гос. устройства. Федерация построена по территориальному принципу. Первоначально Конституция закрепила федеративное устройство гос-ва в составе 11 земель. В настоящее время в составе ФРГ 16 субъектов федерации, а также 3 города федерального значения: Берлин, Бремен, Гамбург.

 

Каждая земля – свой исторический путь + свой уровень экономического, социального и культурного развития.

 

à Германская модель – кооперативный федерализм: федерация базируется на принципах взаимодействия и сотрудничества федеральных властей в властью субъектов федерации.

Статья 35

(1) Все власти Федерации и земель оказывают взаимную правовую и служебную помощь.

Статья 91

(1) Для отражения опасности, угрожающей существованию или основам свободного демократического строя Федерации или какой-либо земли, земля может призвать полицейские силы других земель, а также силы и учреждения других управлений и федеральной пограничной охраны.

 

+ cотрудничество федерации и земельь в решении общенациональных вопров, в участии едеральной власти в решении отдельных задач земель, в участии земеоь в координации деятельности органов власти (через представителей в Бундесрате, координационные совещания и т.д.)

 

à Ассиметричная федерация:

- 3 города обладают статусом и города, и субъекта федерации

- земли имеют разное число представителей в Бундесрате

 

Но при этом равенство прав жителей субъектов (равенство прав и обязанностей; обеспчение единого уровня жизни на всей территории)

 

à Четкое разграничение исключительной компетенции федерации и конкурирующей законодательной компетенции.

К искл. ведению федерации относятся сферы общегос. значения: внешние сношения и оборона, гражданство федерации, валюта и денежное обращение, воздушный транспорт, почта и телекоммуникации и др.

 

Принцип конкурирующей компетенции:

Статья 72

(1) В сфере конкурирующей законодательной компетенции земли обладают полномочием на законодательство лишь тогда и поскольку, когда и поскольку Федерация не пользуется своими законодательными правами.

 

Конкурирующая компетенция вкл. свыше 30 вопросов (гр. и уг. право, судоустройство и судопроизводство, адвокатура и нотариат, акты гражданского состояния, право союзов и собраний, дела беженцев и др.)

Федерация имеет право законодательствовать в сфере конкурирующей компетенции, если существует необходимость в федеральном законодательном регулировании в целях обеспечения единообразных условий жизни на территории Федерации или сохранения правового или эк. единства в общегос. интересах (ч. 2 ст. 72 ОЗ).

 

При распределении полномочий по предметам совместного ведения – принцип дополнительной компетенции: на уровне Федерации – рамочные НПА, а на ур. субъектов – детальное регулирование общ. отношений.

 

Если федерация испольхует свою законодательную компетенцию, то земли могут своим законом сделать исключения в сферах охотничьего дела, защиты природы, землеустройства, развития региональной инфраструктуры и др.

 

à Финансовые взаимоотношения:

определена сфера искл. компетенции федерации в фин. делах и сфера конкурирующей компетенции.

Распределение налоговых поступлений между бюджетами.

Федерация может предост. фин. помощь.

Федерация и земли самостоятельны и независимы в ведении своего бюджетного хозяйства.

 

à Возможность применения федерального принуждения: только в тех случаях, когда земля не выполняет возложенных на нее ОЗ и др. законами обязанностей. Фед. правительство с согласия Бундесрата может принять необходимые меры, чтобы побудить землю к выполнению своих обязанностей (ст. 37 ОЗ).

 

Принципы финансового федерализма:

· принцип связанности полномочий и расходов

· принцип соответствия расходов и доходов

 

После 1960 г. - Фонд федерального сглаживания: раз в 5 лет – «замеры» - статистика по разным показателям + выработка усредненных показателей; те земли, которые превышали: «доноры» (трансферты)

 

Конец 90-х гг. – действие института «сглаживания» приостановлено на неопределенный срокя, а в 2004 он был упразднен.

 

Теперь предусмотрено выделение дотаций из фед. бюджета новым землям.

 

Федеративные реформы 2006 – 2009 гг. – перераспределение предметов ведения и полномочий:

1) расширена исключительная компетенция федерация

2) расширена исключительная компетенция земель (в сферах, наиболее важных для обеспечения жизнеспособности региона)

 

Вторая федеративная реформа:

1) установлено единое информационное пространство как федерации, так и земель (базы данных)

2) единое управленческое поле применения современных информационных технологий

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 1547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.106.141 (0.036 с.)