Французская модель конституционного контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Французская модель конституционного контроля.



Двойственность:

Ø акты Парламента – Конституционный совет;

Ø акты орг. исп. вл. – Государственный совет

 

Конституционный совет – 2 категории членов:

– члены по праву (бывшие президенты – по желанию) и

– назначаемые члены (по 3 члена – от президента (Президент выбирает Председательствующего) и от председателей палат (с учетом мнения копетентной постоянной комиссии палаты; если 3/5 комиссии против, то кандидатура отклоняется) – срок на 9 лет + каждые 3 года ротация на 1/3)

Должности не совместима с иными гос. должностями и иной проф. деятельностью, могут только некомерч. д-ть выполнять.

 

До 2008 конст. контроль был исключительно предварительным, а с 2008 есть и последующий контроль.

 

Полномочия:

1) конституционный контроль

в обязательном порядке подлежат контролю органичекие законы до их промульгации или поправки в действующим органическим законам;
регаменты палат парламента;

проекты межд/договоров до их ратификации;

Право на обращение с запросом: Президент, Премьер-министр, председатели парл. палат, 60 депутатов, 60 сенаторов.

2) в случае смерти Президента (или невозможности исполнения обязанностей) – констатирует необходимость временного замещенияпоста

3) участвует при введении чрезвычайного положения (принятые Президентом меры – рассмотрение на соотв. Конституции)

4) толкование Конституции

5) избирательная система: утверждение списка кандидатов, объявление окончательных результатов выборов, разрешение избирательных споров

6) наблюдение за проведением референдума + объявление его результатов

7) споры о компетенциимежду зак. и исп. органами

 

Особенности взаимоотношения властей во Фр.:

 

Ø рационализированный парламентаризм

Взаимоотношения Президента и Правительства, представляющих разные партии и находящиеся в оппозии:

коабитация («внебрачное сожительство») – cосредоточение власти между двумя центрам: Президентом и премьер-министром;

возможности Президента ограничены, поскольку закрепленный в законодательстве институт контрасигнатуры не позволяет ему без согласия Премьера реализовать ряд полномочий;

соединенное правление (когда Президент и парламентское большинство – одна партия): Президент – «супер-президент», ему «подчинен» парламент, на пост премьер-министра назначает лицо из парламентского большинства) – в этом и опасность смешанной формы (может привести к «фюрерству»);
такая форма трансформируется в президентсткую республику, но с еще большей влстью Президента, обладающего правом роспуска Нац. собрания. В сфере исп. вл. Президент становится самовластным.

 

В президентской республике: «равносторонний треугольник» (система сдержек и противовесов - Президент, Конгресс, Верховный суд)

В парламентской республике – правительство из парламента, парламент, орган конституционного контроля, президент.

В смешанной республике: президент может выходить на высокий уровень (если ему подчинено парламентское большинство).

 

39.Форма правления во Франции, формирование и взаимодействие высших государственных органов

Франция является неделимой, светской и социальной республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам, независимо от происхождения, расы или религии. Она уважает все верования... Девизом Республики является «Свобода, Равенство, Братство». Ее принципом является: правительство народа, по воле народа и для народа. С вступлением в силу 17-й конституции Франция превратилась из парламентской в президентскую республику. Центральной фигурой государственной власти является Президент. Он глава государства и главнокомандующий, «гарант» национальной независимости и территориальной целостности, «арбитр», обеспечивающий «нормальное функционирование государственных органов и преемственность государства». Президент назначает и увольняет премьер-министра и, – по его представлению, – других членов правительства, осуществляет назначения на все военные и гражданские должности, подписывает и публикует законы. Кроме того, он имеет право распустить Национальное собрание и назначить новые выборы; ввести чрезвычайное положение и взять в свои руки всю полноту власти.

Президент избирается всеобщим тайным голосованием, сроком на 5 лет, с правом последующего переизбрания. Высшим органом законодательной власти является парламент, состоящий из двух палат: Национального Собрания и Сената. Национальное Собрание принимает законы, утверждает бюджет, программу и состав правительства. Сенат обладает правом «задерживающего вето», т.е. может вернуть закон на повторное рассмотрение в Национальное Собрание. Сенат переизбирается по частям, двухстепенным голосованием, обновляясь на одну треть каждые три года; Национальное Собрание избирается на 5 лет прямым всеобщим тайным голосованием. Главная проблема в работе исполнительной ветви власти состоит в не определенных конституцией отношениях между президентом и премьер-министром. Когда президент пользуется личным авторитетом и имеет солидную поддержку со стороны парламентского большинства, премьер-министр является заместителем президента. Когда у президента отсутствует такой авторитет, а правительство основывается на коалиции партий, включающей и партию, возглавляемую президентом, премьер-министр и президент работают как партнеры по коалиции. При этом президент часто вводит ограничения на полномочия премьер-министра. Однако, когда имеется парламентское большинство, оппозиционно настроенное по отношению к президентской партии.

40.Политико-территориальное устройство, организация региональной иместной власти во Франции

Франция делится на:

  1. регионы;
  2. департаменты;
  3. коммуны;
  4. административные округа;
  5. кантоны.

Особое положение занимает являющаяся формой политической автономии Корсика – остров в Средиземном море (там есть местный законодательный парламент (Собрание) с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий коллегиальный орган, но исполнительную власть единолично осуществляет избираемый советом его председатель).

Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). В общине избирается совет сроком на 6 лет (9-69 человек) по мажоритарной системе. В выборах участвуют лица, живущие в коммуне 6 месяцев и 4 года, уплачивающие налоги. Совет в свою очередь тайным голосованием избирает на 6 лет мэра и его заместителей, ведающих управлением. Мэр одновременно является председателем совета и по должности – представителем государственной власти в коммуне.

Каждая коммуна имеет свой устав, который составляется на основе типового устава, утвержденного в 1984 г. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки, муниципальные библиотеки и музеи, кладбища и др.

Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет, устанавливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверждает служащих, принимает программы развития, занимается рынками, санитарией, местными дорогами и т. д.

В департаментах (их 96 во Франции и 3 заморских департамента) избирается генеральный (департаментский) совет тоже на 6 лет по мажоритарной системе и с 1998 г. обновляется целиком (а не по частям). Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире.

В регионах, объединяющих 3–8 департаментов (22 в метрополии и 4 заморских региона – Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон), также избирается региональный совет (с 1986 г. – прямыми выборами). Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не распорядительные, а консультативные функции. Исполнительным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые департаменты метрополии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.

Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники – представители государства. В регионе это региональный префект (им является по совместительству префект самого крупного в регионе департамента), в департаменте – префект департамента, в округе, не являющемся «территориальным коллективом» и не имеющем своего совета, есть супрефект. Он представляет в своей административно-территориальной единице правительство и каждого министра, руководит деятельностью государственных служб (ему подчинены, однако, не все службы министерств на местах), несет ответственность за соблюдение национальных интересов, законов, за поддержание общественного порядка. Он непосредственно отвечает за состояние сельского хозяйства, за социальные вопросы, санитарию, благоустройство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.008 с.)