Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые возрастные особенности свойств нервных центровСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В процессе эмбрионального развития нервной системы прежде всего формируются чувствительные нервные окончания, затем концевые пластинки и аксо-соматические синапсы. В первые дни жизни возбудимость нервной системы у новорожденных понижена. Для того, чтобы вызвать рефлекторную реакцию у новорожденных, требуется приложить силу раздражения в 20 раз больше, чем у взрослых. У 9-дневного ребенка интенсивность раздражения должна быть в 2-2,5 раза больше. Возбудимость периферических нервов повышается постепенно и к 5-9 месяцам становится больше, чем у взрослых. О повышении возбудимости говорит увеличение лабильности и уменьшение хронаксии с возрастом. У детей волна возбуждения более длительна по сравнению со взрослыми вследствие медленности процессов деполяризации и особенно реполяризации. А поэтому лабильность нервной системы низкая. Она повышается с возрастом. Фоновая активность нейронов у ребенка не велика, она увеличивается с возрастом, а количество молчащих нейронов уменьшается. В организме ребенка в синапсах выделяется меньше медиатора, он быстрее расходуется и поэтому работоспособность нервной системы ограничена. У детей быстрее наступает утомление. Нервная система ребенка более чувствительна к недостатку кислорода вследствие высокого уровня обмена веществ. Клетки растущего организма требуют постоянного притока большого количества кислорода. На ранних стадиях развития у растущего организма нервные центры обладают большей пластичностью, а вследствие этого и большей компенсаторной способностью. Так, например, клиницистами показано, что при нарушении деятельности центра речи в раннем возрасте, речевая функция может восстановиться за счет деятельности других клеток ЦНС Если поражены клетки речевого центра, обычно расположенные в левом полушарии, то речевой центр может быть сформирован в правом полушарии, и речевая функция восстанавливается. Много примеров восстановления двигательной функции за счет других отделов ЦНС. Установлено, что зародыши всех животных являются полностью интегрированными еще до того, как возникает нервная система. Большинство исследователей считает, что в донервном периоде физиологическим механизмом интеграции, обеспечивающим координированное соподчинение отдельных частей развивающегося зародыша, появляются электро- и периэлектротонические процессы.
На ранних стадиях внутриутробного периода развития плода млекопитающих скелетные мышцы обладают постоянной тонической активностью с преобладанием тонуса сгибателей. Это обеспечивает специфическую ортотоническую позу плода в амниональном мешке. Наряду с этим у плода эпизодически осуществляются обобщенные двигательные реакции разгибательного характера. Они могут быть вызваны более сильными раздражениями, чем ортотонические с любого участка кожи. Обобщенный, характер реакций обусловлен значительной иррадиацией возбуждения, что приводит к диффузному вовлечению в состояние возбуждения центров мышц сгибателей и разгибателей мышц туловища и дыхательного центра. В этот период отсутствует реципрокное торможение мышц антагонистов. Рефлекторные реакции человеческого плода подробно изучались М. А. Миньковским. У зародыша двухмесячного возраста любой участок тела служит рефлексогенной зоной, при раздражении которой можно вызвать общую двигательную реакцию. Эта реакция возникает даже при прикосновении к амниотическому мешку. У трехмесячного плода проведение стеклянной палочкой по ладони вызывает рефлекс хватания. Многочисленными исследованиями показано, что все движения плода к моменту рождения и движения новорожденного существуют как рефлексы, которые склонны к иррадиации и носят обобщенный характер. Каков же механизм двигательной активности плода? К моменту появления двигательной активности у плода формируются моно- и полисинаптические рефлекторные дуги. Мышечный тонус, обеспечивающий постоянную ортотоническую позу, поддерживается не только экстерорецептивной, но и проприорецептивной импульсацией с рецепторов мышц. О проприо-рецептивной регуляции мышечного тонуса говорит наличие миотатических рефлексов, которые сильнее выражены и более стабильны при растяжении сгибателей (чем разгибателей). Об этом говорят и морфологические исследования, которыми установлено, что в каждой мышце сначала развиваются чувствительные нервные окончания (мышечные веретена и сухожильные рецепторы Гольджи). Мышцы сгибатели получают иннервацию раньше, чем мышцы разгибатели.
Обобщенная двигательная реакция плода, имеющая в своей основе одновременное вовлечение в состояние возбуждения центров сгибателей и разгибателей, обусловлена рядом физиологических свойств нейронов. Установлено, что в этот период величина субординационной хронаксии всех мышц сгибателей близка к ее величине мышц разгибателей. Также обобщенная реакция связана с тем, что крайне недостаточно развиты вставочные нейроны, особенно тормозящие, вследствие чего невозможны процессы индукции, незначительно и развитие синаптического аппарата. Первые признаки прямого торможения у щенят имели место с 5-6-го дня жизни, когда они впервые начинали поднимать голову и переднюю часть туловища. С 6-8-го дня регистрируется отчетливое торможение моносинаптических рефлексов, но торможение полисинаптических ответов не регистрируется до появления позы стояния (16-18-й день). Реципрокное торможение у щенят проявляется после реализации позы стояния: для передних конечностей с 10-12-го дня, для задних - после 18-20-го дня. Оно тем лучше выражено, чем старше щенок. Механизмом, объясняющим поведение новорожденного, является механизм образования доминанты. У новорожденных детей при появлении пищевой доминанты возникает индукционное торможение кожно-мышечных рефлексов (хватания, подошвенного и др.). Считают (И. А. Аршавский, Г. А. Вартанян и др.), что в процессе развития плода наиболее ранней формой торможения является деполяризационное, гиперполяризационное торможение развивается позже. Считают, что в ходе эволюции и эмбриогенеза нервная деятельность совершенствуется в двух направлениях: по линии развития высокоспециализированных реакций, на основе которых формируется активное координационное постсинаптическое торможение, и по пути развития большого количества различных межнейронных связей с обеспечением быстрой передачи информации от одной группы нейронов к другой.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.195 (0.007 с.) |