ТОП 10:

Вдруг потянет холодом в спину



 «Для чего?.» И опустишь руки.                  М. Семёнова.

 


Каждому человеку нужна семья, где тебя любят и принимают таким, какой ты есть, тебе доверяют и слышат тебя.

Известный психолог В.Леви советует: «Если ваш дом открыт и в нем есть чем заняться для души и ума, если вы вхожи в разные сообщества – по интересам, по родству душ - если и работа ваша для ребенка открыта, то он будет легко и спокойно, с достаточной защищенностью проходить свое социальное обучение».

Дом – это место, где ребенок знакомится с традициями и обычаями своего народа, приобретает первые навыки этикета, учится трудиться и быть полезным своей семье.

За лето, общаясь с бабушкой и дедушкой, ребенок узнает о своем народе больше, чем в любой, пускай самой элитной школе. А главное, чему он научится – любить и ценить свою родную землю, соприкосновение с которой придает ему, как Атланту, силу.

Уважительное отношение к старшим – один из неписаных, но важнейших законов казахского народа.

Баурджан Момыш-улы в повести «Наша семья» пишет:

 «Шестимесячного, мать спеленала меня и пошла к дедушке, который сажал деревца.

- Внук деду помогать пришел, - сказала мама.

Дед бросил работу, подошел ко мне и вложил в руку тоненький прутик…

- На тебе курык, - баранов и коней будешь гонять…

В честь первого свидания и разговора с дедом отец зарезал барана…

У казахов существует закон…, по которому отец должен охранять честь семьи и рода. За дурные поступки детей отвечает отец, плохо воспитавший их. Поэтому проклятья за плохих детей и благодарность за хороших – удел родителей. Отсюда - уважение к предкам рода.

Преемственность, наследование всех благородных черт считались обязательными. «Он потомок хороших людей, у него кость хорошая». В айтысах каждый старался показать светлую сторону своего предка. Быть достойным наследником – мечта казаха.

Сыновья обязаны «беречь родных от плохого имени».

 Мы – семья, мы – народ, - говорил отец. – В семье старики умирают, олодые рождаются и живут, но народ не знает смерти. От матери нас в живых два брата, шесть сестер, а внуков у нее по всем линиям, слава богу, в живых двадцать три. Всего она оставила тридцать один корень. И у вас, дети мои, будут корни…»

«Незнание своей родословной до седьмого поколения – признак сиротства», - гласит казахская пословица. Сколько поколений совершенствовалось и страдало, радовалось осуществлению больших и малых надежд и горевало от потерь.

Рефлексия: Каждый должен чувствовать за своими плечами поддержку своих предков и ответственность перед ними за то, достоин ли он их памяти.

 

                                    2 класс.

 

Тема: «Нет ничего слаще, чем звук имени своего».

Цель: расширить представление учащихся о значении имён.

Задачи:

1. Раскрыть значение имени.

2. Формировать доброжелательное отношение к своему имени, научить любить и слушать своё и чужое имя.

3. Заложить основы эмоционально – положительного настроя у детей в отношениях друг с другом.

Оборудование: астрологический именослов «Твоё звёздное имя».

Ход классного часа.

1.Слово учителя. (звучат имена детей)

    Не возникало ли у вас интереса: а что значит ваше имя, подходит ли оно вам, какой образ оно несёт? Порой человеку кажется, что имя ему дали неслучайно: его не могли назвать иначе, потому что его имя - это и есть он сам. А бывает наоборот, человек сомневается: а правильно ли его зовут? И может, есть другие имена, которые нравятся ему больше, чем своё. Тогда, может, он не таков, как называют его окружающие? Может, он изменит своё имя и сам станет другим?

- В имени людям всегда хотелось увидеть нечто большее, чем просто обозначение человека, хотелось увидеть смысл. Мир устроен непостижимым образом, но для человека он разумен. И потому с давних пор людям кажется, что имя невидимой нитью связывает человека с его прошлым, будущим' и настоящим.

Имя, как и любое слово языка, являет собой некий образ, основанный как на его смысле, так и на его звучании.

В человеке от рождения заложено стремление явить собой некий образ, а имя, постоянно накладывая на него определённый отпечаток, побуждает носителя имени являть тот, который заложен в его звучании. Человек постоянно настраивается на то единственное, данное ему при рождении созвучие, которое он привыкает отождествлять с самим собой, даже если оно ему не соответствует.

Окружающие тоже замечают, насколько гармонирует имя с его носителем. Они говорят: человеку подходит имя или, наоборот, не подходит. Иногда родные и знакомые бессознательно пытаются изменить имя или найти такую уменьшительную форму, которая бы лучше соответствовала характеру.

 «Ласковые имена»

- Сейчас сядем в большой круг. Вспомните, какими ласковыми именами вас называют ваши родные, близкие люди, знакомые. Задумайтесь: кто и в каких случаях этот делает чаще? Когда от вас что-то требуется? Когда обращаются с очередной просьбой? Когда у собеседника просто хорошее настроение? Какие чувства вы испытываете на ласковое обращение? Что хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это, если нет, то почему? Что мешает проявить тёплые чувства благодарности?

- А теперь вспомните, кого и когда вы называете ласково? Это ласковые уменьшительные слова, например, от имени человека: Галочка, Галчонок - или название птицы,

- животного: медвежонок, цыплёнок, зайка, котёнок, - может быть, просто прозвище, но очень ласковое? Что вы при этом испытываете сами? А люди, как они реагируют на ласковое обращение?

- Давайте поиграем с вашим именем. Назовите своё полное имя. Назовите себя ласково. Какое слово вы слышите в своем имени?

Друзья же чаще просто склонны давать прозвища. Но ведь прозвище -это не полноценное имя. Настоящее имя являет собой культурный синтез звука и смысла, это образ, за которым может развернуться история, хранимая человечеством в звуке не забытых им имён. Прозвище несёт в себе очень ограниченный смысл и не может дать человеку стимул действительно проявить свою индивидуальность. Да, и по нормам этикета просто невежливо обращаться к человеку по прозвищу.

Если имя необычное, человек склонен дорасти - дотянуть свой образ. И если имя соответствует психологической заданности человека, ему легче сделать это: ведь тогда окружающие, постоянно называя его по имени, помогают ему. Таким образом, имя, резонируя с внутренней заданностью человека, способствует максимальному раскрытию его потенциала.

- Ребята, а как вы думаете, что такое «имя»?

- Имя - это лишь верхняя одежда (оболочка), которая может быть к лицу человеку, а может и не идти ему. Имя не определяет судьбу человека, а лишь накладывает свой отпечаток.

Ономастическая игра

Для этой игры потребуются буквы алфавита, разложенные по кругу и кубик, который игроки бросают по очереди.

    Условия игры: участник бросает кубик, на какую букву он упадет, на ту букву надо назвать как можно больше ласковых имен, производных от одного имени. Сколько имен названо – столько очков получает игрок. Побеждает обладатель самого большого количества баллов.

Мальчики должны называть девичьи имена, а девочки - имена мальчиков.

Посоветуйте ребятам перед игрой познакомиться с книжкой Н. А. Петровского «Словарь русских личных имен».

    Например, кубик упал на букву «С»: Светлана – Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок, Светочка, Светик = 9 баллов;

на «Ж»: Жанар – Жанарай, Жанарымай, Жанаргулим, Жанарым = 4 балла

на «Н»: Наташа – Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Талочка, Натик, Тата, Наталка = 10 баллов;

на «С»: Сауле – Саулешим, Саулем, Саулемай, Саулемау = 4 балла.

на «О»: Оля – Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Леля, Ляля, Оленька, Олечка = 8 баллов.

на «Б»: Бауржан – Баурым, Бокен, Бакеш,Баке, Бопе = 5 баллов.

         Болат – Болатым, Болеке, Боке = 3 балла.

         Бота – Боташ, Ботам, Ботаканым, Боташим, Ботагулим, Ботакуним, Ботарым, Ботамау, Ботарымай = 9 баллов.

Значение имени.

Интересна наука ОНОМАСТИКА, ( изучает имена собственные), особенно в казахском языке. Казахские имена, в отличие от европейских, сохранили свое нарицательное значение. Представьте себе образ мыслей человека, назвавшего сына Бейбит (мир), Омир (жизнь), Полас (Пушкин, Островский, Лермонтов, Абай, Сабит), а дочку - Бейнегуль(подобная цветку).Некоторые имена предопределяют судьбу ребенка, от некоторых веет историей, некоторые напоминают о событиях, происшедших в семье или стране.

Например: Канагатом назвал своего первого внука человек, испытавший удовлетворение этим событием, быть нежной пожелали обладательнице имени Аим, имя славного батыра Аманкельди означает «благополучно прибывший на этот свет».Родители обладателей имен Куаныш и Бахыт были уверены, что их дети будут счастливыми, а Дархан - обязательно щедрым, Максат – целеустремленным, Серик – преданным товарищем, Болат и Темир – крепкими, как сталь и железо, а Женис – победителем.

    Встретив человека по имени Айтбай, мы узнаем, что ребенок родился во время великого праздника.

    Настоящей поэзией наполнены женские имена: Сауле (луч солнца),

 Махаббат (любовь), Умит (надежда), Ак-Ерке(баловница), Жансая (души услада), Балкия (медовая).

Работа по топонимике и ономастике будет еще интереснее, если ребята включатся в нее и соберут легенды прежде всего своего народа о географических и других названиях, если задумаются над значением своего имени и имен своих родных и близких. Если эта работа будет проведена заблаговременно, то ее результаты могут быть представлены на конкурс «Что в имени моем…», «О чем рассказал(а,о) (река, озеро, гора и т.д.)»

- А, а кто знает, что обозначает ваше имя?

- Я нашла значения ваших имён и их происхождение. Послушайте внимательно и сравните их значение с вашим представлением.

Александра - греч. «мужественная».

Альберт - герм, «благородный блеск».

Анастасия - греч. «воскресшая».

Андрей - греч. «человек, мужественный».

Анжелики - фр.-греч. «ангельская».

Галина - греч. «тишина».

Дарья- перс, «повелительница».

Дмитрий - греч. «посвященный богине земледелия».

Евгении - греч, «благородный».

Егор - рус.-греч. «земледелец». Екатерина - греч. « чистая». Игорь - рус.-герм. «бог-защитник». Кристина - греч. «христианка». Никита - греч. «победитель». Николай - греч. «победитель народов». Ольга - рус.-герм. «священная». Рустам - перс, «богатырь». Станислав - слав, «стань славным». Юлия - лат. «из рода Юлиев - кудрявая».

Рефлексия: Откройте тетради, достаньте карандаши, напишите своё имя теми цветами, которые вам нравятся.

 



Класс

Тема: «Моя семья»

Цель: расширить представление детей о понятии «семья».

Задачи:

1.Развивать потребность узнавать историю своей семьи.

2. Формировать у учащихся представление о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

3. Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье гордости за свою семью, сплочение классного коллектива.

Оборудование: кроссворды; рисунки детей «Моя семья».

Ход классного часа.

Вступление

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Чтобы узнать тему нашего классного часа, нужно отгадать кроссворд.

1.Бабушке он внук, а маме кто?

2. Для мамы он отец, а для вас кто?

3. Первое слово, которое говорит малыш?

4. Ребус «ночь» н – д.

5. Последняя буква в алфавите.

Основная часть.

 - Итак, сегодня поговорим о семье. Тема занятия «Моя семья – моё богатство» (запись в тетради).

- Как вы понимаете это слово?( Записать в тетради)

Семья – это то, что мы делим на всех.
Всем понемножку: и радость, и смех.
Взлет и падение. Радость, печаль,
Дружбу и ссоры. Молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года.
Но стены родные. Отчий твой дом,
Сердце навеки останется в нем.

 

- Итак, семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. (По В.Далю)

Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

(По словарю ТЕРРА ЛЕКСИКОН)

· Перечислите членов вашей семьи (перечисление учащимися)

· Мама

· Папа

· Брат

· Сестра

· Есть ещё понятие дальние родственники. Кто же относится к дальним родственникам?

· Дяди

· Тёти

· Двоюродные братья, сёстры.

· Прабабушки

· Прадедушки.

 

· Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру Встаньте все те, кто…”

  • У кого есть старший брат.
  • У кого есть младшая сестра.
  • У кого бабушка и дедушка живут здесь в городе.
  • У кого бабушка и дедушка живут в деревне.
  • У кого дальние родственники живут в России.
  • У кого есть сын или дочь.
  • У кого бабушка и дедушка живут вместе с вами.
  • У кого есть двоюродный брат
  • У кого есть двоюродная сестра

· Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.

 

 «Моя родословная»

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти.

 Наука, занимающаяся родословием  называется генеалогия. Так записано в толковом словаре Владимира Даля.  Генеалогия (греч.) – наука о родословной, о родословии. Поколенная роспись лишь одного рода, родословная. Генеалогический – значит родословный. (Запись в тетрадь)

 Чтобы более наглядно было видно, всю родословную семьи, т.е поколения данной семьи составляют генеалогическое древо семьи.

Сегодня мы с вами попробуем составить своё генеалогическое древо семьи.

Обычно, на древе указывают ФИО всех родственников, можно указать дату рождения. Составлять мы будем с вами упрощённое древо.

Индивидуальная помощь детям.

Итак, кто хочет показать свою родословную.

 

Интеллектуальная рыбалка

Составить пословицы.

· Когда семья вместе, так (и душа на месте)

· Ребенок учится тому, что (видит у себя в дому)

·  Семья в куче – (не страшна туча)

· Дом вести – (не рукавом (бородой) трясти)

·  Не нужен клад, когда (в семье лад)

· Хозяюшка в дому, что (оладушек в меду)

·  Гость на пороге – (счастье в доме)

· Крепка семья – (крепка держава)

· В гостях хорошо, … (а дома лучше).

· Дети не в тягость, (а в радость.)

«Дом моей мечты»

Друзья, вы задумывались, почему так говорят: «Мой дом – моя крепость»?

– Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть вы превратитесь в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. (Раздаю конверты с «кирпичиками»). Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На четырех кирпичах у вас уже написаны слова «здоровье», «любовь», «понимание», «улыбка». Остальное надо подписать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. Крыше можно дать свое название.

Угадай.

«Устами младенца»

· В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)
Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)
 Место, где мы бываем все вместе. (Дом)
Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)
Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)
 В них играют все дети. (Игрушки)
Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)

«Кто есть кто»                               

 

Итак, приготовьтесь к защите своего проекта.

 Кроссворд «Родственники»

 1. Сын моей матери. (брат)
2. Мой родитель. (отец)
3. Брат отца или матери. (дядя)
4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (сестра)
5. Та, что дала нам жизнь. (мать)
6. “Святая кровь” – мать мужа. (свекровь)
7. Сестра мамы или папы. (тетя)
8. Сын моего ребенка. (внук)
9. Мой наследник. (сын)
10. Сын моей сестры или брата. (племянник)
11. Отец мужа. (свекр)

Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)

 

 

В заключение послушайте стихотворение «Что может быть семьи дороже?»

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью.
И провожают в путь с добром.
Отец и мать и дети дружно
Сидят за праздничным столом.
И вместе им совсем не скучно.
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец.
Родители – во всем мудрей.
Любимый папа – друг, кормилец.
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

Рефлексия: Что вы узнали о семье? В чём её ценность?

 

 

Класс.







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.222.93 (0.017 с.)