Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. « Нравственное воспитание».

Поиск

Пояснительная записка.

 

В данном сборнике собраны разработки классных часов по направлениям: нравственное, патриотическое, интеллектуальное, семейное воспитание и здоровый образ жизни. Основная цель воспитания учащихся состоит в том, чтобы подготовить ребенка к трем главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.

 Проведения классных часов заключается не только в том, чтобы познакомить младших школьников с основами культуры общения, которая основана на освоении определённых правил, выработанных человечеством на протяжении многих веков, а также в том, чтобы показать красоту человеческих взаимоотношений, привить желание быть духовно – богатым.

Воспитание у школьников стремления соблюдать нормы поведения, способствуя тем самым созданию в нашем обществе атмосферы благожелательности и взаимного уважения.

 Знакомство детей младшего школьного возраста с нормами поведения в общественных местах (школа, магазин, общественный транспорт, театр, музей).

Воспитание желания сделать жизнь наиболее красивой, а взаимоотношения между людьми здоровыми.

Содержание сборника в первую очередь, это идея формирования базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений. Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.

Во – вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.

В – третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.

В – четвертых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе.

В – пятых, идеи успешности процесса воспитания будут выглядеть смешно, если они не будут строиться на добровольности участия учащихся в воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется,  если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга.

Чтобы воплотить в жизнь основные идеи успешности процесса воспитания.

Сегодня, как и раньше, необходима интересная и необычная форма проведения классных часов, которая будет способствовать развитию личности.

Культурный воспитанный человек должен овладеть такими качествами как приветливость, добросердечность, учтивость, уважительное отношение к людям. Поэтому важно познакомить детей с простейшими правилами общения, употребления в речи приветствия, прощания.

Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей.

В сегодняшнем обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания. Если его место занимают профессионально неподготовленные люди, страдают дети. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми,  потери от такого воспитания невосполнимы. К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Главным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к своей профессиональной деятельности, широкая эрудиция и педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение методами воспитания. Без любого из перечисленных качеств успешная педагогическая деятельность невозможна.

Хороших учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых – лишь единицы. Не менее важны для классного руководителя и такие качества, как общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус. Трудно себе представить педагога, работающего с младшими школьниками, и не обладающего такими качествами.

 

Задачи:

1.Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя  в нравственном воспитании учащихся:

· развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

· знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

·  формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Формы работы с классным коллективом  по нравственному воспитанию:

· тематические классные часы по нравственной тематике.

· спецкурсы по нравственной тематике.

·  дискуссии по нравственной тематике.

· поисковая работа, создание музеев, уход за памятниками и памятными местами.

·  шефская работа учащихся в детских домах, больницах, домах престарелых.

·  изучение нравственного наследия мира.

· читательские конференции

·  организация циклов бесед «Уроки нравственности»

·  занятия в клубах «Азбука нравственности», «Нравственные истины».

· праздники, сюрпризы, конкурсы.

· театральные и кинопремьеры по нравственной тематике.

· экскурсии, поездки, походы по боевым местам.

·  изучение нравственного наследия своей страны.

· изучение нравственного наследия, имеющего общественный характер: золотое правило нравственности, заповеди и проповеди.

· знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

· планирование по данному направлению деятельности может иметь следующую форму.

Класс.

Тема: К нам пришли гости.

Цель: расширить представление о культуре общения.

Задачи:

1. Углублять знания о правилах этикета.

2.  Развивать умение строить позитивные отношения в обществе.

3. Воспитывать чуткое и внимательное отношение к людям.

Оборудование: на плакатах написаны правила хорошего поведения для гостей и хозяина; стол с угощениями (кухня разных народов); фотомонтаж «Встречаем гостей…».

Ход классного часа.

Перед началом мероприятия звучит музыка. В мероприятии использованы произведения Мишеля Леграна, Поля Мориа, Джо Дассена. Столы в классной комнате расставлены буквой "П". Классный руководитель в центре.

Сценка.

У Ани день рождения. Аня пригласила гостей к шести часам. Антон никак не мог дождаться положенного времени и поэтому пришел на час раньше. Аня открыла дверь, увидев Антона, небрежно сказала: "Ну, ты даешь, пришел так рано, еще не готово ничего. Ладно, подожди в коридоре". И убежала на кухню.

Ребятам предлагается разобрать ситуацию. Раньше времени приходить неприлично. Но если уж гость пришел, проводи его в комнату, предложи посмотреть книги, альбомы

Сценка.

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит телесериал. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

- Здравствуй, Наташа! Папа дома?

- Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

- Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ребята рассматривают ситуацию.Наташе следовало поздороваться и сказать гостю, что отец скоро придет, пригласить его в комнату, предложить посмотреть телевизор или дать журнал, газету.

V. Ситуации на тему "Гость и хозяин". Обсуждение.

Ситуация первая.

Скоро в школу. Уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Но Вася никак не возьмется за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И все не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приемы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Вспомнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба? Что можно посоветовать Васе?

Ребята дают ответ. Бывает, что ребята злоупотребляют правом гостя. В этих случаях хозяину следует определенно, но вежливо сказать, что у него дела, он просит извинить его и приглашает прийти гостей в другой раз.

Ситуация вторая.

После соревнований Антон сказал Жене: “Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Диски послушаем”.

- Ладно, - ответил Женя, - приду.

Часов в восемь Антон уже перестал ждать товарища. Он набрал в таз теплой воды, собирался выстирать носки. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Антон вытирал мыльные руки, шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

- Привет, - сказал Женя, - это я.

Он зашел в комнату, бросил мокрый плащ и кепку в кресло и огляделся.

- А у вас ничего. Подходяще. Это что? - и он схватил модель парусника с письменного стола.

- Это отцу подарили. На память.

- Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли? - Женя нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула. Антон взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную шариковую ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Женя отправился бродить по комнатам.

- Сколько стоит? А это где покупали? - Поминутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картинку на стене, веселого глиняного барана с золотыми рожками. Баран ему не понравился.

- Чего барахло всякое в доме держите? - на лице Жени ясно выразилось презрение к вкусам хозяина. Зато туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Женя ткнул грязный палец в коробочку с кремом, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковер и маленький полированный столик. Антон в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянул к себе ручку холодильника.

- Ты колбасы нарежь, Антон. А это селедка, что ли? И селедку давай. Я знаешь, как соленое люблю. Наевшись и напившись вдоволь чаю, Женя взялся за кепку.

- Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А марки твои я взял, мне они понравились, и ножик перочинный взял, и, гремя сапогами, он помчался по вестнице

А как вы, ребята, отнеслись бы к такому гостю?

Дети называют ошибки гостя, хозяина. Основные ошибки гостя: он не поблагодарил за приглашение, опоздал, слишком настойчиво звонил, прошел в верхней одежде в комнату, бесцеремонно рассматривал и трогал вещи, спрашивал о цене, требовал угощения, взял без разрешения ножик и марки, решил снова без приглашения прийти, шумел на лестнице. Есть и другие более мелкие ошибки. Были ошибки и в поведении хозяина.

Ситуация третья. (Сценка)

Двенадцатилетие - серьезная дата. И Алина с мамой готовились ко дню рождения тщательно: нажарили пирожков, испекли торт, купили мороженного. И даже молочный коктейль сделали. Пришли ребята из класса, засыпали Алину подарками. Алина всех встречала по-разному.

Жене очень обрадовалась: "Проходи, Женечка, проходи!"

Вика принесла книжку: "С днем рождения, Аля!"

- Фи, книжка. У меня уже такая есть. Ну, ладно, проходи, раз пришла.

- Аля! Это тебе цветок из Африки, маме знакомая привезла. А за этими духами папа во Францию ездил, - это Оля прибежала.

- Ах, какие духи, ах, какой цветок!

Мальчики Антон и Сережа зашли, не здороваясь, сунули Алине в руки завернутые подарки и прошли в комнату. Аня принесла конфеты и заколку.

- А я не ем с такой начинкой конфеты, - сказала Алина, - ах, какая красивая заколка!

Когда пришли все ребята, Алина пригласила гостей за стол. Все чинно уселись, довольно быстро управились с угощением и заскучали. Девочки обсуждали моды, а мальчики хоккейный матч. Алина пригласила гостей к столу, поставила большой торт. Но есть уже никто не хотел.

- Айда, ребята, шайбу погоняем, сказал кто-то. И мальчики заторопились. Следом за ними разошлись подружки смотреть телесериал.

Вопросы ребятам: Как вы думаете, почему не получился день рождения? Правильно ли вела себя Алина?

1. Нельзя обсуждать подарки при гостях, какими бы они ни были. Нужно поблагодарить за каждый подарок Ребята не должны называть цену подарка.

2. Алина должна была продумать не только угощение, но и развлечение для гостей (игры, конкурсы).

VII. Игры с гостями.

С детьми проводятся игры "Кто это?", "Ха-ха-ха", "Узелки", "Планета", "Телеграмма", "Отгадай".  Даются советы по приготовлению простых и вкусных блюд для неожиданных гостей.

К вам пришли гости.

Простых правил для хозяев.

1. Улыбка - самое главное при встрече гостей!

2. Хозяева должны позаботиться о каждом госте и следить, чтобы никто не чувствовал себя брошенным и одиноким.

3. Общаясь с гостями не старайтесь говорить громче их - это не выгодно тебе же: кто говорит не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.

4. Чем внимательнее ты будешь слушать собеседника, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.

5. Если гость совершит какую-нибудь неловкость, не подавайте виду, что заметили это.

6. За стол хозяева садятся первыми, но не должны начинать есть раньше гостей

7. Любое блюдо - конфеты, пирожные, надо вначале предложить всем, а потом уже взять себе

8. Не заканчивай еду и не вставай, если гости еще едят. Ешь медленнее, чтобы не торопить их.

9. Принимая у себя дома ровесников, нужно продумать программу развлечений.

10. Провожая гостя, помоги ему надеть пальто и отвори дверь.

Простых правил для гостей.

1. Приходи в гости по приглашению и без опозданий. Прийти раньше намеченного еще хуже, чем опоздать.

2. Если вы пришли с цветами, то, пожалуйста, не забудьте снять обертку заранее (пусть даже самую нарядную) и вручить их "живьем".

3. Когда тебя проводят в комнату, то следует сперва поздороваться с женщинами, а потом с мужчинами.

4. Веди себя сдержанно и скромно. Не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах. Не следует много и громко говорить, смеяться без повода. Ни к чему впадать и в другую крайность.

5. Помни, что если кто-то из других гостей тебе не приятен, не подчеркивай этого, иначе поставишь в неудобное положение хозяев дома.

6. Ешь то, чем угощают, не крути носом. Но при этом будь бдительным, чтобы хозяева не положили тебе в тарелку то, что ты просто не переносишь.

7. Сидя за столом, не тянись первым за самым вкусным и не накладывай в тарелку самую большую порцию.

8. Не будь ломакой! Если ты умеешь петь или играть, то не отказывайся, когда тебя об этом просят. Постарайся доставить удовольствие присутствующим

9. Постарайся избежать обсуждения гостей, которые уже ушли. Если тебе не понравилось в гостях или было скучно, то не рассказывай об этом другим.

10. Не следует напрашиваться в гости самим, а так же продлевать свой визит до бесконечности

К вам пришли гости.

Веселых игр для гостей.

Кто это?

Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно, только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова "прячут" рисунок и передают соседу, чтобы на новом полученном листке дорисовать конечности.

А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа

Ха-ха-ха

Это очень простая игра. Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться.

Все садятся или становятся в круг, и один из игроков произносит как можно более серьезно: "Ха!" Следующий говорит "Ха-ха!", третий - "Ха-ха-ха!" и так далее. Тот, кто произнесет неправильное количество "Ха" или засмеется, выбывает из игры. Игра продолжается, а те, кто выбыл, стараются делать все, чтобы рассмешить оставшихся в кругу игроков. Кто засмеялся последним – победил.

Узелки

Игрокам предлагается на веревочке завязать по десять узелков как можно туже. Узлы могут быть любые. Когда задание выполнено, предлагается развязать узлы Кто быстрее - победил.

Планета

Сначала участникам конкурса предлагается "вдохнуть жизнь в новую планету - надуть как можно быстрее воздушные шары, а затем "Заселить" эту планету жителями - быстро нарисовать на шаре фигурки человечков фломастерами. У кого жителей окажется больше - тот победитель!

Телеграмма

На листе бумаги пишется любое короткое слово в 4, 5. 6 букв. Каждый должен составить текст-телеграмму, чтобы каждое следующее слово начиналось с очередной буквы в слове

Отгадай

Один из игроков выходит из комнаты, остальные задумывают какой-то предмет для отгадывания. Отгадчик возвращается и начинает задавать вопросы, стараясь по признакам определить этот предмет. Остальные отвечают "да" или "нет" Выигрывает тот, кто сумеет отгадать предмет, задав меньшее число вопросов.

К вам пришли гости

Шарлотка яблочная

Форму смазать маслом, уложить на дно ломтики яблок, залить жидким тестом (3 яйца, 1 стакан сахара, I стакан муки). Выпекать 30-40 минут.

Коктейль "Гости пришли "

Молоко (300 г) и ягодный сироп (50 г) хорошо перемешать в миксере. Добавить немного ванильного сахара. Вместо сиропа можно использовать жидкое варенье.

Тесто "на бегу"

Один стакан кефира, половина чайной ложки соли, 100 граммов маргарина или масла и муки столько, чтобы тесто легко отлипало от рук и раскатывалось.

 

К этому тесту идет любая начинка: и сладкая, и мясная, и рыбная. Например:

1. натертый сыр, фарш, репчатый лук, капля майонеза;

2. тыква, натертая на терке, сырая с яблоками и клюквой, смешанная с ложкой крахмала,

3. творог с ягодами, каплей ванили и сахара.

Рефлексия: Какую важную проблему вы бы хотели обсудить?

Класс.

Тема: Нет друга — ищи, а нашел — береги!

Цель: создание положительной психологической атмосферы в классе и сплочение классного коллектива.

Задачи:

1. Раскрывать значение понятия «друг».

2. Развивать умения дорожить дружбой.

3. Воспитывать доброжелательность, уважительное  отношение к друзьям.

Оборудование: стулья, по количеству детей, расставлены по кругу.

Ход классного часа.

 

Ребята собираются в классе, где звучит песня “Настоящий друг” сл. М. Пляцковского  из мультфильма “Димка и Тимка”.

1 чтец.

Второй класс, второй класс,

Скажите, кто устал из вас?!

Кто зря был в школе целый год?!

Не бойся, сделай шаг вперед…

2 чтец.

А кто стал лучше говорить,

Писать, считать и мастерить?

Кому, скажите мне, не лень

Учить шпаргалку целый день?

3 чтец.

А кто старался больше всех,

Того, поверьте, ждет успех!!!

Учитель:

Сегодня у нас необычный классный час под названием “Нет друга, ищи, а нашёл – береги!”

Как вы думаете, кого называют друзьями? Какими качествами должны обладать друзья? Можете ли вы смело сказать, что у вас есть друзья? А есть ли у вас друзья- одноклассники? Понятен ли вам смысл пословицы, которая озаглавила наш классный час?

Да, вы правы, дружба – это та, ценность, которая дана людям и которую нужно беречь. Вот и мудрый народ подтверждает это:

Один – в поле не воин.

Все за одного и один за всех.

Человек без друзей – что дерево без корней.

Дружба как стекло: разобьёшь – не сложишь.

Вы с ребятами одноклассниками провели бок о бок один учебный год. Сегодня мы проверим, хорошими ли вы стали друзьями, научились ли вы понимать друг друга. Даже если до сих пор вам по каким-то причинам еще не удалось найти общий язык друг с другом, значит, будем этому учиться.

 

Класс.

Тема: «Здравствуй, друг!»

Цель: знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями, с культурой поведения.

Задачи:

1.Формирование умения определять и оценивать поступки в отношении других людей.

2.Развивать умения дарить тепло и доброту окружающим тебя людям.

3.Воспитывавть ценностное отношение к себе и другим.  

 

Оформление: карточки-листочки, картинки к сказкам, пословицы о дружбе.

Ход классного часа.

 

Организационный момент

Здравствуйте, мои друзья! Нашей встрече рада я! Разрешите вас обнять, Всем удачи пожелать.

Обнимите своего соседа слева, а затем соседа справа, тихонечко присядьте.

Сегодня мы изучим формы приветствия:

Актуализация опорных знаний

- Прочитайте что написано на доске. (На доске надпись: «Здравствуй, друг!»)

- Какой смысл мы вкладываем в слово «Здравствуете!»?

Давайте вспомним, как мы приветствуем своих друзей.

Игра-приветствие

Давайте разучим новую игру, которая называется «Здравствуй, друг!»

 Для этого необходимо встать в круг, взяться за руки, рассчитаться на «первый» и «второй».

   По команде хором проговариваем слова.

«Здравствуй, солнце,

Я твой лучик.

Здравствуй, я –

От сердца ключик».

 

После этих слов «первые номера» поворачиваются налево ко «вторым» номерам, при этом глядя в глаза партнёру и приговаривая:

«Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг –

Ты прекрасней всех вокруг!»

Затем первые номера поворачиваются ко вторым номерам и проговаривают те же слова.

Инсценирование.

Детям предлагаются 4 картинки к сказкам «Кот в сапогах», «Золушка», «Василиса прекрасная», «Старик  Хоттабыч». Они выбирают одну из них и делятся на 4 группы.

Проинсценируйте, как приветствовали: Кот в сапогах - короля, Золушка – принца, Василиса прекрасная – царя, старик  Хоттабыч – Вольку.

(Мальчики приветствуют поклоном, девочки делают книксен (грациозное приседание).

Физминутка

Давайте сказку мы разучим

 (Дети стоят прямо, ноги вместе, руки на поясе).

Давным-давно в лесу дремучем (поднимают руки вверх и наклоняются вправо - влево, как будто раскачиваются деревья)

Стояла старая избушка.

(Руки над головой, имитируют крышу).

Жила в ней злющая старушка.

(Вытянули руки вперед, сжимают и разжимают пальцы)

Когда из дома выходила,

 (Шагают на месте и активно работают руками)

То головой всегда крутила.

(Делают повороты головой влево-прямо, вправо-прямо)

Ходила со своей клюкой,

(Снова шагают на месте, немного наклонившись вперед; левая рука на поясе, правая вытянута вперёд, как бы опираясь на клюку)

Со злости била всё рукой.

(Правой рукой имитируют удары, снимая напряжение с руки).

Пинала всё вокруг ногой,

(дети выпрямляются и делают махи ногами; мах правой ногой, при этом пальцами правой руки коснуться пальцев правой ноги и наоборот)  

   Одной ногой, потом другой.

   (Продолжают делать махи ногами)

    Устала бедная шуршать,

  (дети расслабляются, встряхивают руки и расслабляют их)

  Теперь ей надо подышать,

  (делают три глубоких вдоха и выдоха)

   А также спинку разогнуть

(разводят руки в стороны - назад и прогибаются немного назад)

И сесть немного отдохнуть.

 (Дети усаживаются на свои места)

6. «Выбирай: с кем дружба, а с кем знакомство?»

Предложить ученикам рисунки с табличками. На табличках написаны пословицы о дружбе.

Закрась зелёным табличку у всех, с кем тебе хочется дружить. А красным – тех, с кем не хотелось бы.                                 

Друг я твой, да у меня ум свой.

Не имей сто рублей, а имей сто рублей.

 

С волками жить по - волчьи выть.

Много в людях милости, а вдвое лихости.

Были бы пирожки, будут и дружки.

Не мил и свет, когда друга нет.

 

Для друга ничего не жаль.

(Пословицы о дружбе: «На доброе дело ума не станет, а на худое станет»; «Добро творить себя веселить»; «Чужую беду, не посолив, уплету, а своей, ума не дам»; «Для друга ничего не жаль»; «Друга люби – себя не губи»; «Сам пропадай, а товарища выручай»; «Друга иметь – себя не жалеть»; «Худо тому, кто добра не делает никому»;«Есть пирожки – есть и дружки, нет пирожков – нет и дружков».)

Портрет моего друга.

В течении 5 минут придумать словесный портрет друга. В портрете должны быть отражены черты его характера, привычек, особенностей, присущих этому человеку (8 – 10). Выступая перед классом не называем имени. Остальные должны его определить.

Рефлексия: Каким вы видите настоящего друга?

Класс.

Ход классного часа.

 

Ученик 1.

 

На планете Земля неспокойно.

Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны.

Только снова седлали коней.

 

Ученик 2.

 

Вот и космос уже на примете,

Став над пропастью, в бездну глядим.

Как Земли неразумные дети,

Рубим сук, на котором сидим.

 

Ученик 3.

 

Не спасёт ни утроба отсека,

Ни глубинное в недрах жильё,

Человек, полюби человека,

Только в этом спасение твоё!

 

Ученик 4.

 

Ребята! Умейте дорожить

Дружбой! Будьте великодушны.

Прощайте друзьям обиды.

 

Ученик 5.

 

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

 

Ученик 6.

 

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

 

Ученик 7.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

 

Ученик 8.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

И коня не торопись менять.

 

Ученик 9.

Я иных придерживался правил,

В слабости, усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

 

Ученик 10. Нечасто встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. Даём вам советы: избегайте ссор, конфликтов, непродуманных поступков. Ссоры вырабатывают плохие черты характера, человек становится злым, сварливым, несдержанным.

В споре будьте сдержанным, тактичным. Никогда никого не упрекайте. Правда, говорящему  нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания. Если всё-таки упрёки прозвучали  и ссора состоялась – миритесь.

 

Ученик 1.

 

Ты не сберёг мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но чьи шаги у нас в прихожей

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да, это Колька – так несмело

Вошёл с поникшей головой:

– Прости уж! Сердишься?

Задело!

Беда, горячий я такой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: – Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты прийдёшь!

 

Ученица 2. Совершая добрые дела, многие люди ожидают за них похвалы, благодарности, не получив которых, даже начинают раскаиваться в совершённом деле.

Ученица 3. Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Стоит вспомнить мысль Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам. Сочувственно относитесь к его переживаниям. Благотворно влияет на многих людей похвала за добрые дела. Даже если у человека нет пока значительных успехов, полезно заметить хотя бы первые его попытки сделать что-то хорошее.

Полезно также познакомиться со своими соседями. Отношения с ними у вас должны быть добрыми, внимательными. Здоровайтесь со своими соседями, поздравляйте их с праздниками.

Учитель: Мне особо хотелось бы сказать об отношении к родителям. Порой дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним. Это огорчает. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерями. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи заполнены заботой о вас. Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками. В сочувствии, добросердечии, внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки.

Эти люди, давшие жизнь вашим родителям, вынесли тяжкие испытания войной, разрухой, голодом и выстояли в них.

 

Ученица 4.

Маме верю я, как чуду,

Никого роднее нет!

Что ни будет, где ни буду,

Сохранить бы добрый свет!

Не проходит путь мой прямо,

Делаю порой не то...

Поругает меня мама,

Пожалеет, как никто.

Ученица 5.

Матерью не пресвятою,

Мамой жизнь осенена.

Если что-нибудь я стою,

Всё от мамы, всё она.

Ученица 6.

Две руки, как это мало!

Десять рук имел бы я –

Вот тогда бы не хромала

Успеваемость моя.

Но на бабушкины руки  

Ненароком я взглянул.

У неё же их не десять,

А всего лишь две руки –  

Шьют, стирают, тесто месят,   

Начиняют пирожки...

Вяжут кофту, чинят брюки,  

Варят кашу и компот...

Все в морщинах руки эти

От бесчисленных забот.

Учитель: Нельзя причинять даже самого маленького страдания всему живому. Мы обсуждаем тех бессердечных людей. Которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. Проявляйте, ребята, участие к бездомным животным, подкармливайте их, помогайте им выжить.

Ход классного часа.

 

Учитель:

-Человек не может жить один. Он всегда находится в обществе людей. Мы ежедневно общаемся в семье, в школе, в транспорте, на улице, со своими и чужими – это та реальность, в которой мы живем, та повседневность, о которой редко задумываемся. Это – наша жизнь, в которой порой нет времени «остановить мгновение». Хотим мы того или не хотим, но все мы ранимы и уязвимы, все мы одинаково мучаемся от зла, обиды, боли, равнодушия…

Нет, нам не безразлично, как к нам относятся, и чаще всего мы хотим, чтобы нас любили, чтобы окружающим было хорошо с нами. А чтобы все было именно так, необходимо соблюдать правили поведения. Иными словами, у каждого человека есть свои узаконенные права. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Это декларация дает ответы на главные вопросы:

· Что люди могут делать и чего не могут?

· Что они обязаны делать и чего не обязаны?

· На что они имеют право и на что не имеют?

И так далее.

Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то неразбериха и кошмары на Земле немедленно прекратятся.

А чтобы и нам соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми тридцатью ее статьями.

Знакомиться начнем с конца, с тридцатой статьи. Потому что именно в ней сказано, как нужно понимать остальные 29 статей и пользоваться ими.

Книга «Ваши права!» иллюстрирует статьи декларации фрагментами сказок, т.к. нет ни одной книги на свете, ни одного художественного произведения, в которых так или иначе не затрагивались бы Права Человека.

ЗНАКОМСТВО СО СТАТЬЯМИ ДЕКЛАРАЦИИ.

После прочтения декларации прав человека кот Леопольд сказал: «Ребята, давайте жить дружно!»

-Согласны ли вы с этим?

А теперь взглянем на знакомые всем нам с детства сказки с новой точки зрения. Рассмотрим, права каких героев оказались нарушенными.

 

Выполним несколько заданий. (Класс делится на две команды.)

Вопрос 1 команде.

1. Какое правило нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

· Право на жизнь; +

· Право на получение образования;

· Право на владение имуществом.

Вопрос всем.

2. Чьи права нарушены в этой сказке?

 Вопрос 2 команде.

3. По сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».

Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?

· Он был самый умный.

· Он был непохож на других. +

· Он был самый красивый.

· Он был самый вежливый.

Вопрос всем..

4. Поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?

Вопрос всем..

   5. Должны ли все герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?

Вопрос 1 команде.

6. Выберите право, нарушение которого описывается в сказке «Лиса и заяц».

· Право на жизнь;

· Право на неприкосновенность жилища; +

· Право на справедливый суд;

· Право на труд.

Вопрос всем.

7. Кто нарушает это право в сказке «Лиса и заяц»? (Лиса.)

Вопрос 2 команде.

8. «Лягушка – путешественница» В.Гаршина.

Каким правом воспользовалась лягушка:

· Правом на свободное передвижение; +

· Право на неприкосновенность жилища;

· Право на образование;

· Право на труд.

Вопрос всем.

9. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижений?

· В пределах болота;

· В пределах страны;

· Без ограничений. +

Вопрос всем.

10. И. Крылов. «Мартышка и очки».

Какой предмет в этой басни является продуктом научно-технического прогресса? (Очки.)

Вопрос всем.

11. Какими пятью предметами, созданными научно-техническим прогрессом, ты пользуешься каждый день?

ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ ДВУМ КОМАНДАМ.

12. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина.

Выберите из предложенного списка нужные слова и закончите предложения.

1. Неприкосновенность жилища;   2. Личная неприкосновенность, жизнь и свобода; 3. Свободное и обоюдное согласие. 1. Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанной в лесу, царица посягнула на … 2. Можно ли сказать, что брак королевича Елисея и царевны был заключен при …. 3. Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на …

13. «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина.

Выберите из предложенного списка нужные слова и закончите предложения.

1. Законный и справедливый суд;   2. Уехать из своей страны и вернуться на Родину; 3. Посягательство на честь и репутацию. 1. Князю Гвидону, превратившемуся в комара, никто не мешал воспользоваться правом... 2. Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой виноваты в ……….. царицы. 3. Получив сообщение от гонца, царь Салтан решил отложить решение до своего возвращения, чтобы установить виновность или невиновность царицы с помощью …

 

14. По сказке А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».

Найдите в предложениях и подчеркните термины и понятия, которые используются во Всеобщей декларации прав человека.

1. Схватив крысу Шушару за хвост, Буратино нарушил ее право на личную неприкосновенность.

2. Говорящий Сверчок посоветовал Буратино воспользоваться пра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.161.216 (0.019 с.)