Тема: «23 февраля - День защитника Отечества» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «23 февраля - День защитника Отечества»



Цели:

1. Расширять и обогащать словарь по теме.

2. Формировать навыки словообразования и словоизменения.

3. Учить составлять простое распространенное и сложноподчи­ненное предложения.

4. Формировать умение определять родственные слова.

5. Развивать внимание, память, мышление.

6. Воспитывать чувство патриотизма - гордость за свою Родину и армию.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки-сим­волы слов-признаков и слов-действий, игровое поле (см. задание на дом 77), картинки с изображением парашютистов (парашютов), наборное полотно или магнитная доска.

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Построение в шеренгу.

—Садится на место тот, кто стоит за... перед... между... и т.д.

 

2.Беседа.

—Какой праздник отмечает наша страна 23 февраля?

—Чей это праздник?

—Кто такие защитники Отечества?

—Как называется наше Отечество (страна)?

—Каким должен быть защитник Отечества? (Смелым, храбрым, мужественным, доблестным, отважным, героическим.) (По мере ответов детей выставлять карточки-символы слов-признаков.)

—Что должны делать защитники Отечества? (Защищать, обере­гать, отстаивать, охранять, бороться, воевать, побеждать.) (По мере ответов детей выставлять карточки-символы слов-действий.)

—Как называет людей, которые командуют солдатами и матро­сами? (Командиры, офицеры.)

 

3.Упражнение «Покажи и назови».

Предложить детям рассмотреть картинки и ответить на вопросы:

—Кто это? (Это танкисты. И т.д.)

—Что делают? (Они управляют танками. И т.д.)

—Что защищают? (Танкисты защищают нашу землю. И т.д.)

—Вывод: артиллеристы, пограничники, моряки, летчики и т.д. — это военные, воины, защитники Родины (Отечества).

 

4. Упражнение «Составь новое слово».

Предложить детям подумать и сказать, как называется человек, который:

управляет вертолетом - вертолетчик управляет танком служит в пехоте служит в артиллерии -... служит на море -... служит в десантных войсках -... управляет ракетными установками -... управляет самолетом -... прыгает с парашютом служит на подводной лодке налаживает связь в армии -... охраняет границу передает военные сообщения по радио -...

 

5. Физкультминутка.

Игра «Наши защитники».

Дети выполняют движения по тексту.

Летчики-пилоты сели в самолеты,

Над землей летают, небо охраняют.

 


Морские волки, моряки, поднялись на корабли,

В море уплывают, море охраняют.

 

Храбрые солдаты взяли автоматы,

Пехота в бой шагает, нас всех защищает.

 

6.Упражнение «Чем похожи — не похожи?».

Предложить детям рассмотреть пары картинок и ответить на вопросы (2-3 пары картинок по выбору):

— Чем похожи и чем отличаются:

· каска и шлем;

· кепка и бескозырка;

· костюм и мундир;

· танк и трактор;

· пальто и шинель?

 

7.Игра «Четвертый лишний».

Предложить детям назвать лишнее слово и объяснить свой выбор:

· Танкист, радист, артиллерист, тракторист.

· Подводный, подводник, подводить, водолаз.

· Защита, защитник, защипывать, защищать.

· Летчик, охотник, ракетчик, пограничник.

 

8.Упражнение «Исправь предложения».

· Вертолетчик поднял вертолет в воздух и завел мотор.

· Бомба разорвалась потому, что образовалась воронка.

· Снаряды взрывались, потому что бойцы укрылись в окопе.

· Солдат выполнил задание, поэтому офицер дал ему приказ.

 

9.Упражнение «Продолжи предложение и повтори».

· В армии служит много... (десантников, солдат, офицеров, бойцов).

· Наши защитники умеют... (воевать, сражаться, бороться, отстаивать).

· Связисты стали восстанавливать связь, когда...

· Пограничники вышли в дозор с собакой, потому что...

· Бойца отвезли в госпиталь, где...

 

10.Игра «Парашютисты».

Прикрепить на доску игровое поле. Выставить на наборное полот­но картинки с изображением парашютистов (парашютов) с обо­значенными номерами квадратов приземления (А — 1, У - 3 и т.д.). Предложить детям найти квадрат приземления для каждого пара­шютиста.

 

11.Итог занятия.

На дом: задание 77.

 

Занятие 78

Тема: «Звук и буква В»

Цели:

1. Познакомить со звуком и буквой В, закрепить правильное про­изношение звука «В» в слогах, словах, предложениях.

2. Формировать понятие «согласный, твердый, звонкий звук».

3. Формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного ана­лиза и синтеза.

4. Формировать умение подбирать и определять родственные слова.

5. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, маркеры соглас­ных и гласных звуков, карточки с буквами В, О, Л, А, И, листочки с правильно и неправильно написанными буквами В и строчкой для письма, звуко-слоговые схемы слов, кассы букв, тетради в узкую линейку, синие ручки, картинки с изображениями 4 детей (3 маль­чика, 1 девочка), карточки с цифрами 1-3, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Предложить детям поочередно подобрать родственные слова к словам: воин, вода. (Военный, воевать, война, воинский, воин­ственный; подводник, подводный, водолаз.)

 

 2. Упражнение «Звук „В"».

Какой звук мы услышали в каждом из этих слов?

Выставить маркеры звуков и предложить детям самостоятельно определить, какой звук «В».

Произнести звук перед зеркалами. Уточнить его артикуляцию.

 

3.Упражнение «Повтори чистоговорку».

· Во-вы-ва — вот высокая трава.

· Ву-вэ-вы — даже выше головы.

· Вы-во-ву — васильков букет нарву.

 

4.Упражнение «Где звук?».

Логопедвыставляет предметные картинкииназывает их. Предлагает детям поочередно произносить слова и определять, где слышится звук «В»: вата, сова, ива, волк, вол, валенки, вулкан, клюква, трава, васильки, половник, ванна, диван, вокзал, воин, водолаз.

 

5.Упражнение «Придумай предложение».

Попросить детей поочередно выходить к доске, выбирать картин­ку и составлять с данным словом предложение.

 

6.Упражнение «Новая буква».

Показать детям букву В. Сообщить, что в алфавите эта буква называется В (вэ), но когда мы ее читаем, то произносим звук «В» без добавления гласного.

Обратить внимание детей на то, в какую сторону смотрит буква В, прочитать стихотворение:

Столбик, две подковки справа –

 Буква В пред нами встала.

Раздать детям листочки с правильно и неправильно написанными буквами В и строчкой для письма.

Предложить зачеркнуть непра­вильные буквы и написать строчку букв В, в.

 

7. Физкультминутка.

Ванька-встанька, Дети выполняют наклоны вперед-назад.
Пошагай-ка, Шагают на мете.

 

Ванька-встанька, Наклоняются вперед-назад.
Приседай-ка, Приседают и встают.
Ванька-встанька, Наклоняются вперед-назад.
Поскачи. Прыгают на месте.
Непослушный ты какой, Выполняют наклоны в стороны.
Нам не справиться с тобой. Гоозят пальчиком.

 

8.Упражнение «Составь схему».

Выставить картинки с изображением детей и сказать, что в каж­дом имени слышится звук «В».

Предложить угадать имена (Вова, Слава, Иван, Клава), составить схемы этих слов.

 

9.Работа с кассой букв.

Попросить детей выложить в кассах эти слова и прочитать их.

 

10.Упражнение «Реши ребусы».

—Вова и Иван решают ребусы.

—У Ивана такой ребус: OJIB (карточки с цифрами 2, 3,1 под бук­вами). (Вол.)

—У Вовы такой ребус: АИВ (карточки с цифрами 3, 1, 2 под бук­вами). (Ива.)

 

11.Работа в тетради.

Попросить детей написать в тетрадях в узкую линейку слова «вол», «ива» и предложение: «Вова у ивы».

 

12.Итог занятия.

На дом: задание 78.

 

Занятие 79

Тема: «Звук „Вь"»

Цели:

1. Формировать правильное произношение звука «Вь» в слогах, словах, предложениях.

2. Формировать понятие «согласный, мягкий, звонкий звук».

3. Формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного ана­лиза и синтеза.

4. Учить выделять ударный слог (звук).

5. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, картинка с изобра­жением мальчика, карточки слогов, «звуковой поезд», звуко-слоговые схемы слов, кассы букв, тетради в узкую линейку, синие ручки, карточки с цифрами 1-5, буквами III, Н, И, В, наборное полотно или магнитная доска.

 

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Садится на место тот, кто прочитает написанный на карточке слог: ва, во, ву, вы.

 

2.Упражнение «Вспомни и ответь».

Предложить детям вспомнить, с каким звуком они познакоми­лись на предыдущем занятии и какой звук «В». Подобрать парный по мягкости звук («Вь»),

 

3.Упражнение «Звук „Вь"».

Произнести звук перед зеркалами. Уточнить его артикуляцию. Дать полную характеристику звуку.

 

4.Упражнение «Где звук?».

Выставлять и называть картинки: ведро, вьюнок, венок, верба, ветка, велосипед, верблюд, вишня, вилка, винт, веник, медведи, медвежонок, звезда, пуговица, свечи, отвертка, свисток, свинья, светофор, львенок, львица и др.

Предложить детям поочередно выходить к доске, брать картинку, называть слово и ставить картинку в 1-й вагон поезда, если звук «Вь» слышится в начале слова, во 2-й вагон, если звук «Вь» слышит­ся в середине слова.

 

5. Физкультминутка.

Дети произносят текст, выполняя движения:

 

Ветер веточки качает, Влево-вправо наклоняет. Наклоны в стороны с поднятыми вверх руками.
Ветер сильный налетает, Взмахи руками.
Вниз деревья наклоняет. Наклоны.
Ветер дует тише, тише, Приседания.
Деревья тянутся все выше. Тянутся вверх на носочках.

 

 


6.Упражнение «Составь схему».

Поставить на наборное полотно картинки: Виталик, свинка,, Сделать с детьми их звуко-слоговой анализ.

 

7.Работа с кассой букв.

Попросить детей выложить эти слова в кассах и прочитать их.

 

8.Работа в тетради.

Предложить детям написать в тетрадях в узкую линейку слова «Виталик», «свинка». Определить ударный слог и поставить ударе­ние.

Попросить детей составить предложение с этими словами. Записать в тетради предложение после его анализа. (Виталик кор­мит свинку.)

 

9.Упражнение «Реши ребус».

Предложить детям решить ребус и узнать, что любит есть Виталик: ШИНИВ (карточки с цифрами 3, 2,4, 5, 1 под буквами.) (Вишни.)

 

10.Итог занятия.

На дом: задание 79.

Занятие 80

Тема: «Дифференциация „В"-„Вь"»

 

Цели:

1. Учить дифференцировать звуки «В»—«Вь» в устной речи и на письме.

2. Учить выделять ударный слог (звук).

3. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.

Оборудование: предметные картинки, портреты королей и кар­тинки с изображением их замков, схемы звуко-слогового анализа, карточки с цифрами 1-5, буквами Р, А, И, Л, В, кассы букв, тетради в узкую линейку, синие ручки, тетради логопедических заданий, наборное полотно или магнитная доска.

 

Ход занятая

1.Организационный момент.

—Садится на место тот, кто назовет слова со звуком «В» или «Вь».

 

2.Упражнение «Звуки „В"—„Вь"».

Выставить на доску замки королей Мякиша и Твердыша.

—Звуки «В» и «Вь» живут в разных королевствах. Отгадайте, в чьем королевстве живет звук «В» («Вь»).

Дети высказывают свои предположения и объясняют их (дают характеристику звукам).

На столе у логопеда лежат картинки изображением вниз. Вызванный ребенок берет картинку, называет, что на ней нарисо­вано, и определяет, в каком королевстве живет это слово. (Воин, водолаз, велосипедист, верблюд, свинья, медвежонок, медведь, волк, вол, львенок, львица, совы, корова, ворона.)

 

3.Упражнение «Подарки королей».

Королям понравилось, что вы правильно определили их жите­лей, и они прислали вам угощение. Кто какое угощение прислал? (Выставить картинки: варенье, повидло, виноград, свекла, вишни, тыква, сливы.)

 

4.Упражнение «Подбери к схеме».

Предложить детям угадать, какие из слов подходят к схемам. (Тыква, вишни.)

 

5.Физкультминутка (см. занятие 79).

 

6.Упражнение «Подумай и скажи».

—Что можно сварить из вишни (тыквы)?

—Как называется профессия человека, который варит еду?

 

7.Упражнение «Реши ребус».

— Повар рассыпал слово. Соберите его.

РАИЛВ (карточки с цифрами 3, 2,4, 5,1 под буквами.) (Варил.)

 

8.Работа в тетради.

Попросить детей записать в тетрадях в узкую линейку слова: тыква, вишни, варил. Поставить в них ударение.

Прочитать предложение на доске и списать его: «Повар варил тыкву и вишни»./

 

9.Упражнение «Родственные слова».

Предложить детям подобрать родственные слова к слову «повар».

 

10.Итог занятия.

На дом: задание 80.

 

Занятие 81

Тема: «Семья»

Цели:

1. Уточнить и расширить словарь по теме.

2. Учить составлять распространенные предложения.

3. Учить понимать сложные логико-грамматические конструк­ции.

4. Учить составлять рассказы по сюжетным картинкам.

5. Развивать мышление, внимание, память.

6. Воспитывать уважение и любовь к семье.

Оборудование: предметные картинки, картинка с изображением семьи, семьи дома, дружной семьи, наборное полотно или магнит­ная доска.

 

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Садится на место тот, кто назовет слово во множественном числе (или ласково): брат, мама, дедушка и т.д.

 

2.Упражнение «Посмотри и ответь».

Рассмотреть с детьми картинку с изображением семьи.

Предложить ответить на вопросы:

—Кто изображен на картинке? (Показать и назвать каждого члена семьи.)

—Кто они все вместе?

—Кем приходится мальчик маме, бабушке, сестре?

—Кем приходится девочка бабушке, брату, дяде, папе?

—Кто старше (младше) всех в этой семье?

 

3.Упражнение «Кто старше, кто младше?».

Выставить на наборное полотно пару предметных картинок с изо­бражением мамы, дочки (пайы, дедушки и т.д.) и задать вопрос:

—Кто старше, а кто младше? (Мама старше, а дочка младше. Папа младше, а дедушка старше. И т.д.)

 

4.Упражнение «Сравни по возрасту».

Попросить детей составить предложение по картинкам с изобра­жением сына, папы, дедушки (мамы, дочки, бабушки и т.д.). (Папа младше дедушки, но старше сына. Мама старше дочки, но младше бабушки.)

 

5.Физкультминутка.

Дети выполняют движения по тексту:

Дружно маме помогаем,

Мы белье стираем сами.

Будем деду помогать,

Двор мы будем подметать.

Дяде дружно помогали,

Топоры мы в руки взяли

И, руками сделав взмах,

По полену сильно - бах!

Мы, как папа, стали выше,

Вместе с ним починим крышу.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз!

 

6.Упражнение «Дружная семья».

Рассмотреть картинку «Дружная сецья».

Задать вопросы по ее содержанию:

—Что делает мама (папа, бабушка и т.д.)?

—Кто кому помогает?

—Какая это семья? (Это дружная семья.)

Предложить детям составить рассказ «Дружная семья» по картин­ке или о своей семье.

 

7. Итог занятия.

На дом: задание 81.

 

Занятие 82

Тема: «8 Марта»

Цели:

1. Учить составлять простые распространенные предложения.

2. Формировать связную речь.

3. Формировать навыки диалогической речи.

4. Закрепить понимание семейных родственных связей.

5. Развивать внимание, память, мышление.

6. Воспитывать уважение к старшим членам семьи, женщинам, девочкам.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, в том числе «8 Марта», игрушки, аудиозапись танцевальной музыки, наборное полотно или магнитная доска.

 

Ход занятия

1.Организационный момент.

Предложить детям назвать членов семьи ласково или во множест­венном числе.

 

2.Беседа по картинке «Семья».

—Кто мальчик для мамы (бабушки, сестры)?

—Кто девочка для дедушки (папы, брата)?

—Кто мама для бабушки (дедушки)?

 

3.Беседа о празднике 8 Марта.

—Какой самый первый весенний праздник?

—Чей это праздник? Кого поздравляют?

—Кто поздравляет маму, бабушку, сестру?

—Кого дети поздравляют в детском саду?

—Кого поздравляют мальчики в группе?

—Что можно пожелать тому, кого поздравляешь?

—Какие подарки кому можно подарить?

 


4.Упражнение «Подарки для девочек

Предложить мальчикам выбрать-подарки (картинку или игрушку), которые они подарят девочкам, и поздравить девочек. Например:

—Катя, поздравляю тебя с праздником! Желаю тебе всегда быть веселой и доброй!

—Петя, спасибо тебе за поздравление! Твой подарок мне очень понравился.

 

5.Физкультминутка. Дети танцуют под музыку.

 

6.Упражнение «Составь рассказ».

Предложить детям рассмотреть картинку «8 Марта», ответить на вопросы по ее содержанию и составить рассказ «8 Марта». Попросить 2-3 детей пересказать получившиеся рассказы.

 

7.Итог занятия.

На дом: задание 82.

 

Занятие 83

Тема: «Звук и буква Ж»

Цели:

1. Познакомить со звуком и буквой Ж, закрепить правильное произношение звука «Ж» в слогах, словах, предложениях.

2. Формировать понятие «согласный, твердый, звонкий звук».

3. Формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного ана­лиза и синтеза.

4. Формировать умение подбирать и определять родственные слова.

5. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, карточки-символы слов-признаков, слов-действий, маркер согласного, твердого, звонко­го звука, маркеры с обозначением позиции звука в слове (для каждого ребенка), звуко-слоговые схемы слов, карточки со слогами или сло­говые таблицы, карточка с буквой Ж, кассы букв, тетради в узкую линейку, синие ручки, наборное полотно или магнитная доска.

 

Ход занятия

1.Организационный момент.

Предложить детям поочередно назвать детенышей и птенцов раз­личных животных и птиц в единственном и множественном числе: ежа, ужа, моржа, медведя, верблюда, журавля, стрижа.

 


2.Упражнение «Звук „Ж"».

—К нам в гости прилетел Жук (выставить картинку), чтобы познакомить нас с новым звуком. Послушайте его внимательно: ж-ж-ж-ж-ж

—Какой звук вы услышали?

—Как вы думаете, какой это звук? (Выставить маркер звука.)

Предложить детям произнести звук перед зеркалами и рассказать о его артикуляции.

 

3.Упражнение «Послушай и запомни слова».

Предложить детям послушать рассказ и запомнить слова со зву­ком «Ж», которые они услышат.

 

Жили-были важный жук, осторожный ежик и жадная жаба.

Однажды важный жук и осторожный ежик решили покрасить свой домик в желтый цвет. Но у них было мало желтой краски. Тогда они отправились к жабе за краской. Жаба жила на болоте. Пришли к ней ежик и жук, а жаба в это время ела джем из ежевики. Увидела жаба жука и ежа и спрятала джем, потому что была очень жадная. Попросили жук и ежик у жабы желтую краску, а она не дает - жалко. Рассердился жук и жутко зажужжал. Испугалась жаба, задрожала и упала в бочку с желтой крас­кой. Вылезла оттуда вся жёлтая и заплакала желтыми слезами. Но никто не стал жалеть желтую жадную жабу.

 


—Какие слова со звуком «Ж» вы услышали в этом рассказе?

По мере называния слов выставлять предметные картинки или символы слов-признаков, слов-действий.

 

4.Упражнение «Где звук?».

Логопед называет слово по выставленным картинкам и символам, а дети поднимают маркеры с обозначением позиции звука в слове.

 

5.Упражнение «Родственные слова».

Предложить детям подобрать родственные слова к слову «еж». (Еж — ежик — ежонок - ежата — ежиха — ежовый и т.д.)

— Как вы думаете, будет ли слово «ежевика» тоже родственным словом? Почему?

 

6. Физкультминутка.

Мы в лесу гуляли, ежа там повстречали. Дети шагают.
Вот свернулся еж в клубок, потому что он промок. Приседают на корточки.
Лучик ежика коснулся, еж колючий Обтянулся. Поднимаются и потягиваются.
Раз, два, три, четыре, пять - Будем с ежиком играть, бегать, прыгать и скакать. Бегают и прыгают.

 

7.Упражнение «Новая буква».

Показать детям букву Ж. Сообщить, что в алфавите эта буква называется Ж (жэ), но когда мы ее читаем, то произносим звук «Ж» без добавления гласного.

Прочитать детям стихотворение:

Эта буква широка

 И похожа на жука.

 

8.Упражнение «Почитай-ка»

Предложить детям прочитать слоги с буквой Ж по карточкам или слоговым таблицам.

 

9.Упражнение «Составь схему».

Выставить картинку жука и картинки с изображением детей, назвать их имена: Жора, Жанна. Составить схемы этих слов.

 

10.Работа с кассой букв.

Попросить детей выложить в кассах эти слова и прочитать их.

 

11.Работа в тетради.

Предложить детям написать в тетрадях в узкую линейку букву Ж, слова «жук», «Жора», «Жанна» и списать с доски предложение после его анализа: «У Жоры и Жанны жук».

 

12. Итог занятия.

На дом: задание 83.

 

Занятие 84

Тема: «Слог ЖИ»

Цели:

1. Закрепить правильное произношение звука «Ж» в слогах, сло­вах, предложениях.

2. Формировать практический навык правильного написания слога ЖИ.

3. Обучать чтению и письму.

4. Развивать внимание, память, мелкую моторику, графические навыки.

Оборудование: предметные картинки, маркер согласного, твердого, звонкого звука, карточка со слогом ЖИ, буквы Ы, И, JI, Ж, кассы букв, тетради в узкую линейку, синие ручки, наборное полотно или магнитная доска.

 

Ход занятия

1.Организационный момент.

Садится на место тот, кто назовет слог со звуком «Ж».

 

2.Упражнение «Звук „Ж"».

Предложить детям вспомнить характеристику звука «Ж» с опорой на маркер, а затем без нее.

 

3.Упражнение «Слог  ЖИ».

Выставить на наборное полотно картинки и предложить назвать предметы во множественном числе: уж, еж, паж, этаж, нож, лужа, пляж, экипаж.

—Какой слог со звуком «Ж» слышится в каждом из этих слов?

—Сколько звуков в слоге ЖИ?

—Какой первый звук?

—Какой вы слышите второй звук?

Предложить детям рассмотреть карточку со слогом ЖИ, прочи­тать ее.

—Какая буква написана после буквы Ж?

—Вывод: в слоге ЖИ слышится гласный звук «Ы», а писать надо букву И.

 

4.Упражнение «Повтори, не ошибись».

· Жи-жи-жи - в лесу живут ужм.

· Жи-жи-жи - в этом доме этажи.

 

5.Работа с кассой букв.

Предложить детям вспомнить из чистоговорок слова со слогом ЖИ и самостоятельно выложить эти слова. Напомнить, что после Ж в слоге ЖИ должна быть буква И.

 

6.Упражнение «Рассыпавшиеся буквы».

Предложить детям из заданных букв 1?1, И, JI, Ж составить слово и прочитать его.

 


7.Физкультминутка (см. занятие 83).

 

8.Пальчиковая гимнастика: 2—3 упражнения по выбору логопеда.

 

9.Работа в тетради.

Предложить детям написать в тетрадях в узкую линейку слова: ужи, этажи, лыжи.

 

10.Упражнение «Придумай предложение».

Попросить детей придумать предложения с каждым из этих слов.

 

11.Упражнение «Собери слова в предложение».

Попросить детей составить предложение из слов: ужи, Жора, живут. (У Жоры живут ужи.) Записать его в тетрадях в узкую линей­ку.

 

12.Итог занятия.

На дом: задание 84.

 

Занятие 85

Тема: «Дифференциация „Ш"-,Ж"»

Цели:

1. Учить дифференцировать звуки «Ш»—«Ж» в устной речи и на письме.

2. Обучать звуко-слоговому анализу и синтезу.

3. Обучать чтению и письму.

4. Развивать внимание, память, графические навыки.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, маркеры согласных, твердых звуков — звонкого и глухого, картинки с изображением девочки и мальчика, кассы букв, схемы звуко-слогового анализа, синие ручки, тетради в широкую линейку, мяч, наборное полотно или магнитная доска.

 

Ход занятия

1.Организационный момент.

 

2.Упражнение «Звуки „Ш"— Ж".

—К нам в гости пришли Шура и Жора. (Выставить на наборное полотно картинки с изображениями детей.)

— С какого звука начинается имя девочки (мальчика)? (Выста­вить маркеры звуков.)

—Какой звук «Ш» («Ж»)?

—Как обозначают звук «Ш» («Ж»)?

—Чем они похожи? (Согласные, твердые.)

—Чем отличаются? («Ж» - звонкий, «Ш» - глухой.)

Предложить детям произнести звуки перед зеркалами.

 

3.Упражнение «Повтори, не ошибись».

Предложить детям послушать, а затем повторить ряды слогов: ша-жа-шо-жо; аша-ажа-ошо-ожо и т.д.

4.Игра «Собери команду».

Раздать детям предметные картинки, уточняя, что на них изо­бражено: ежи, ужи, лыжи, жук, жаба, моржи, медвежонок, желудь, шуба, шапка, шарф, мышь, душ, пушка, кукушка, подушка и т.д.

—Кто быстрее соберет команду Шуры и Жоры?

Проверить, правильно ли собрались команды.

 

5.Физкультминутка.

Игра «Жадный кот».

Считалкой «Жи-ши-жи-ши, жадный кот — это ты» выбрать водя­щего, кота. Остальные дети изображают мышей.

Кот, сидя на стульчике, говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю - и в рот».

Мыши, проходя мимо кота, испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе».

С последними словами кот вскакивает и ловит мышей. Кто попал­ся, тот и становится водящим - котом.

 

6.Упражнение «Объясни слово».

Предложить детям повторить и объяснить слово «шаль», заменить в нем первый звук на звук «Ж», сказать новое слово, объяснить его значе­ние. Так же разобрать слова: шар — жар, Луша - лужа, шутка — жутко.

 

7.Упражнение «Составь (схему»)

Предложить детям выложить схемы слов «лужок», «Пушок». Проанализировать эти схемы.

 

8.Работа с кассой букв.

По итогам анализа выложить в кассах слова «лужок», «Пушок» и прочитать их.

 


9.Работа в тетради.

Попросить детей записать в тетрадях в широкую линейку слова «лужок», «Пушок».

Прочитать, проанализировать и списать с доски предложения: «У Жоры кот Пушок. Шура вышла на лужок».

 

10.Итог занятия.

На дом: задание 85.

 

Занятие 86

Тема: «Слоги ЖИ-ШИ»

Цели:

1. Учить дифференцировать звуки «Ш»-«Ж» в устной речи и на письме.

2. Формировать практический навык правильного написания- слогов ЖИ-ШИ.

3. Обучать чтению и письму.

4. Развивать внимание, память, мелкую моторику, графические навыки.

Оборудование: предметные картинки, карточки со слогами ЖИ, ШИ и другими слогами, буквы, тетради в узкую линейку, синие ручки, аудиозапись танцевальной музыки, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

—Садится на место тот, кто назовет слова со звуком «Ж» или «Ш».

2. Упражнениъ « Какой звук?».

Предложить детям самостоятельно, без маркеров, дать характе­ристику звукам «Ж» й «Ш». Рассказать, чем эти звуки похожи и чем отличаются.

 

3.Упражнение «Слоги ЖИ-ШИ».

—Однажды буквы пришли на бал в честь дня рождения принцессы И. Принцесса И танцевала со всеми своими гостями. Когда соглас­ные вставали в пару с принцессой, то получались слоги (выставить карточки): ми, пи, ти, ки, ри, ли, си, зи, ви, ни.

Дети читают эти слоги.

—Как звучат согласные в этих слогах? (Мягко.)

—Но когда принцессу И пригласил на танец принц Щ, а потом принц Ж, то получились слоги ШИ, ЖИ. (Выложить на наборное полотно карточки со слогами ЖИ, ШИ, прочитать их.)

—Как звучат согласные в этих слогах?

—Какой гласный звук слышится после «Ш» («Ж»)? («Ы».)

—А какая буква написана после Ш (Ж)? (И.)

—Принцесса И не обиделась на принцев, а предложила всем запомнить правило: в слогах ЖИ-ЩИ слышится звук «Ы», а пишет­ся всегда буква И.

 

4.Физкультминутка.

Дети танцуют под музыку.

 

5.Упражнение «ЖИ или ШИ?».

Выставить на наборное полотно слоги ЛЫ, МЫ и предложить детям добавить к ним слог ШИ или ЖИ, прочитать получившиеся слова и объяснить их значения. Также составить слова: уши, ужи; ножи, мыши.

 

6.Работа в тетради.

Предложить детям запирать В тетрадях в узкую линейку эти слова парами.

 


7.Работа в тетради логопедических заданий. Прочитать предложения п. 3 и ответить на вопросы:

—О ком говорится в предложении?

—Что у Паши (Миши)?

—У кого санки?

—Кто Луша и Миша? (Малыши.)

—Где они на картинке? Покажите.

 

8.Итог занятия.

На дом: задание 86.

Занятие 87

Тема: «Весна»

Цели:

1. Учить составлять рассказы по картинно-графическому плану и вопросам.

2. Уточнить знания о весне.

3. Формировать умение распространять предложения с помощью слов-действий.

4. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: картинка «Весна» и картинно-графический план рассказа (см. задание на дом 87), сюжетные картинки о весне, кар­точки-символы слов-действий, предметные картинки, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

 

2.Игра «Отгадай-ка».

Снег снова тает.

День прибывает,

Ночь убывает.

Подснежник расцветает.

Когда это бывает?

(Весной.)

Задать вопросы:

—Сколько весенних месяцев?

—Как они называются?

—Какой весенний месяц самый холодный (теплый)? Почему?

 

3.Упражнение «Посмотри и назови».

Предложить детям рассмотреть картинки о весне, назвать изобра­женное время года и перечислить его признаки.

 

4.Упражнение «Подбери слово-действие».

Выставить на наборное полотно картинки с изображением солн­ца, снега, льда, ручья, ветки с почками, травы, подснежников, перелетных птиц, насекомых, зайцев и белок, барсуков и медведей (просыпаются, линяют и т.д.).

После каждой картинки поставить 2—3 карточки-символа слов- действий.

 Задать вопросы:

—Солнце что делает? (Пригревает, греет, согревает.)

—Снег что делает? (Темнеет, чернеет, тает, превращается в воду.)

И т.д.

 

5. Физкультминутка.

Предложить детям изобразить «картинки» весны.

 

Солнце пригревает. Дети поднимают руки вверх, разведя пальцы, как лучи.
В полях снег тает. Наклоняются вперед, одновременно делая взмахи руками в стороны.
Птицы прилетают. Выполняют резкие взмахи руками, как крыльями.
Подснежники расцветают. Приседают на корточки, руки перед собой, пальцы сжаты в кулачки. Выпрямляются, медленно поднимая руки вверх. Соединяют ладони в виде цветочного бутона.
Весна-красна! Ты к нам пришла С теплыми лучами, с быстрыми ручьями. Первым март пришел,  белый снег сошел, За ним апрель отворит окно и дверь.  А как май придет - все кругом расцветет! Водят хоровод.

 

6.Упражнение «Послушай, посмотри, перескажи».

Предложить детям рассмотреть картинно-графический план, придумать рассказ о весне и пересказать его.

 

7.Итог занятия.

 На дом: задание 87.

 

Занятие 88

Тема: «Дифференциация „3" —„Ж"»

Цели:

1. Учить дифференцировать звуки «3»-«Ж» в устной речи и на письме. '

2. Обучать звуко-слоговому анализу и синтезу.

3. Обучать чтению и письму.

4. Формировать умение определять ударный гласный в словах.

5. Развивать внимание, память, графические навыки.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, маркеры соглас­ных, твердых, звонких звуков, картинки с изображением девочки и мальчика, кассы букв, синие ручки, тетради в широкую линейку, фишки, флажок чемпиона, обруч, игрушки, наборное полотно или магнитная доска.

 

Ход занятия

1.Организационный момент.

 

2.Упражнение «Звуки „"3—„Ж"».

К нам в гости пришли Захар и Жанна. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением детей.)

С какого мука начинается имя девочки (мальчика)? (Выста­вить маркеры звуков.)

Какой звук «3» («Ж»)?

Как обозначают звук «3» («Ж»)?

Чем они похожи? (Согласные, твердые, звонкие.)

Чем отличаются? (Артикуляцией.)

Предложить детям произнести звуки перед зеркалами.

 

3.Упражнение «Повтори, не ошибись»

Предложить детям послушать, а затем повторить ряды слогов: за-жа-зо-жо; аза-ажа-озо-ожо и т.д,

 

4.Упражнение «Олимпийский чемпион».

Предложить детям назвать слова со звуком «3» («Ж») в начале и середине. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры определяется победитель - участник, набравший наи­большее количество фишек. Ему вручают флажок чемпиона.

 

5.Физкультминутка.

Игра «Найди свою игрушку»

В обруч положить вперемешку игрушки: ежик, жираф, флажок, жук, медвежонок, ножик, желудь, зайка, замок, коза, ваза, роза, грузовик, зонтик. Разделить детей на две команды. Одна команда собирает игрушки, в названиях которых слышится звук «3», а другая — «Ж». Команды с игрушками встают друг напротив друга. Каждый участник называет свою игрушку и определяет позицию звуков «Ж» или «3» в слове.

 

6.Упражнение «Объясни слово».

Предложить детям повторить и объяснить слово «зал», заменить в нем первый звук на звук «Ж». Сказать новое слово, объяснить его значение. Так же разобрать слова: козы - кожи, розы - рожи.

 

7.Работа с кассой букв.

Предложить детям выложить слова п. 6 с предварительным звуко- буквенным анализом и прочитать их.

 

8.Работа в тетради.

Предложить детям записать в тетрадях в широкую линейку эти пары слов.

Попросить составить предложение из слов: Лиза, куртка, кожа.

Проанализир



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.41 с.)