Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Искусственные и естественные системыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Один из основных признаков системы состоит в ее структурированности, в целесообразности связей между элементами. Понятное и очевидное, если речь идет о системах, созданных человеком, такое определение системы приводит к сложным вопросам, когда приходится сталкиваться с естественной структурированностью реальных природных объектов. Как красиво и правильно растут кристаллы! Как стройна наша Солнечная система! Как целесообразно устроены живые организмы! Явно налицо необходимые признаки систем. Но в таком случае мы должны вернуться к первому определению системы и поставить перед собой вопрос: на достижение каких целей направлено функционирование этих систем и если такие цели существуют, то кто их поставил? Попробуем последовательно придерживаться принятой точки зрения. Мы признаем, во-первых, первое и второе определения системы, а во-вторых, что окружающий мир состоит из структурированных объектов, имеющих связанные между собой части. Следовательно, всякая система есть объект, но не всякий объект есть система. Если рассматривать системы только как создаваемые человеком средства для достижения поставленных им целей, то все остальные природные предметы и их совокупности являются естественными объектами, познанные свойства которых человек может использовать, включая их в искусственные системы. Такое ограничительное толкование понятия «система» наталкивается на ряд трудностей: - наличие у естественных объектов структурированности и упорядоченной взаимосвязанности их частей – характерных признаков системы; - необходимость отрицать системность искусственного сооружения, как только неизвестна цель, ради которой оно создано; - невозможность признания системности самого человека и всей природы. Эти сложности исчезают, если признать не только то, что искусственная система остается системой, даже если ее цель неизвестна, но и то, что вся природа объективно системна, т.е. что наряду с искусственными существуют естественные системы. Эта идея требует обобщения понятия цели – наряду с целями субъективными (желательными состояниями) вводится понятие объективной цели как будущего реального состояния, в которое объект придет через какое-то время. Означает ли это, что «не систем» не существует? Чтобы акцентировать внимание на особенностях системного подхода, скажем без оговорок: да, означает. Другое дело, что мы можем рассматривать некий объект и обращаться с ним, не полностью считаясь или совсем не считаясь с его системностью. Рано или поздно недостаточная системность нашего подхода выльется в появление проблем. 3.9. Контрольные вопросы
1. Приведите примеры систем, которые предназначены для определенных целей, но могут быть использованы для других целей. 2. Примеры систем, спроектированных специально для реализации нескольких целей. 3. Сформулируйте цель работы вашего факультета, чтобы она не была общей для других факультетов. 4. Обсудите проблему множественности входов и выходов на примере знакомой Вам системы (радиоприемника, столовой, велосипеда, сотового телефона). Перечислите нежелательные входы и выходы. Как их можно устранить? 5. Сравните формальную структурную схему какой-нибудь организации с ее реальной структурой. Обсудите различия. 6. Чем объясняется существование различных определений системы? 7. От чего зависит количество входов и выходов «модели черного ящика» для данной системы? 8. Какими признаками должна обладать часть системы, чтобы ее можно было считать элементом? 9. Какова связь между вторым определением системы и ее структурной схемой? 10. Какие особенности системы отражены в ее графе и какие свойства системы не отображаются данной моделью? 11. Какие приемы могут повысить степень полноты содержательной модели системы? 12. Почему целевой характер искусственных систем не позволяет без оговорок перенести понятие системы на естественные объекты? 13. Приведите несколько примеров, иллюстрирующих использование свойств естественных объектов в искусственных системах. 14. Обсудите естественную системность дерева, Солнечной системы, озера, других природных объектов. 15. Чем отличается «большая» система от «сложной»? 16. Приведите несколько примеров, иллюстрирующих использование свойств естественных объектов в искусственных системах. 17. В фантастическом романе Стругацких «Пикник на обочине описываются вещи, оставленные космическими пришельцами на месте их временной стоянки не Земле. Например, предмет, получивший земное название «пустышка», состоял из двух металлических дисков, разделенных небольшим расстоянием и ничем видимым не скрепленных, но которые нельзя было ни сблизить, ни разобщить. Приведите аргументы за то, что этот предмет следует считать искусственной системой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.008 с.) |