Некоторые мысли о ключевых понятиях СА 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые мысли о ключевых понятиях СА



Что такое СА?

 

Вшироком смысле:
• это область исследований, где нет общепринятой тер­минологии и единства мнений теоретиков и практиков по многим принципиальным вопросам;
• это очень широкая область с большим разнообразием постановок задач, а следовательно, методов их решения; она лежит на стыке ряда отраслей науки и сфер человеческой деятельности;
• это методология уяснения (понимания) или упорядоче­ния (структуризации) проблемы, которая может быть решена без ЭВМ и математики.
• это ограничение применения аналитических процедур; синтез должен стать господствующим, а анализ — соподчиненным.
Суть  упоря­дочения Упорядочение — расположение элементов в определенной последовательности в зависимости от некоторых их  при­знаков.

Суть

 структуризации

 

Структура — частичное упорядочение элементов и отно­шений между ними по какому-либо одному признаку. Структуризация направлена на:
• выяснение реальных целей системы;
• выяснение альтернативных путей достижения этих целей;
• достижение взаимосвязей между элементами;
• понимание внешних условий, в которых возникла про­блема; отсюда ограничения и последствия того или иного курса действий.
Средство  первичного  упорядочива­ния Это метод сценариев. Сценарий — преимущественно каче­ственное описание возможных вариантов развития ситуации при различных сочетаниях определенных условий.
Метод Дельфи В отличие от метода сценариев, он предполагает  предва­рительное ознакомление экспертов с ситуацией с помощью какой-либо модели.
Дерево целей   Это основная форма модели в СА. ДЦ — связной граф, вершины которого интерпретируются как цели, а ребра или дуги — как связи между целями.

Проблемы СА  по степени

 структуризации

Проблемы различают по признакам:
• ясность, осознанность постановки;
• степень детализации элементов и их взаимосвязей;
• соотношение количественных и качественных факто­ров, отмечаемых в постановке.
Таким образом, выделяют три класса проблем:
• хорошо структурированные, или количественно сформулированные;
• неструктурированные, или качественно выраженные;
• слабо структурированные, или смешанные, содержа­щие качественные и количественны элементы.
Структура  системы   ВСА наблюдатель фиксирует только видимые структуры и путем преобразования системы выявляет скрытые струк­туры, за которым скрывается новое качество, которое нуж­но выявить для решения задач. Структура системы — это дальнейшая абстракция, это способ связи.
Структура коллектива Она будет различной в зависимости от того, по какому признаку «ранжируются» члены коллектива: по профессии, квалификации, стажу, заработку, должности и т.д.
Структура  технической системы ТС различают по составу, назначению (функциям), принци­пу действия, качеству (надежности), экономичности, габаритным размерам и массе, компоновке, степени дублиро­вания, эффективности, сложности, связям, организации.

Основные задачи СА

 

• Правильно и с возможно большей четкостью сформу­лировать проблему, перевести ее из неструктурированного класса в слабо структурированный;
• собрать информацию по проблеме для разработки мероприятий ее исследования;
• выявить назначение системы, решающей проблему, с тем чтобы определить ее состав, методы взаимодейст­вия с другими системами;
• разработать несколько вариантов развития ТС при различных условиях;
• выбрать единственный наилучший курс развития сис­темы;
• выявить основные цели развития системы;
• выявить критерии эффективности деятельности системы;
• установить взаимосвязь целей данной системы со средства­ми их достижения;
• разработать программу развития системы;
• проверить эффективность взаимодействия подсистем, выявить узкие места и устранить их;
• выявить эффективность организации управления, функции и структуру органов управления;
• разработать конкретные показатели управления (прог­нозирования);
• сформулировать цели создания системы и т. д. и т. п.

Особенность

СА

 

Как уже отмечалось, использование математического аппарата  и ЭВМ не обязательно может быть необходимым. Иногда может быть достаточно серьезного размышления над проблемой. Но в любом СА присутствуют пять обяза­тельных элементов:
• цель или ряд целей;
• альтернативные средства, с помощью которых может быть достигнута цель;
• затраты ресурсов, требуемых для каждой системы;
• логическая и математическая модели, т. е. система связей между целями, альтернативными средствами их достиже­ния, окружающей средой и требованиями на ресурсы;
• критерий выбора предпочтительных альтернатив; с его помощью сопоставляются цели и затраты и пр.
Главное в СА   Как сложное превратить в простое, как труднопонимаемую проблему превратить в серию задач, имеющих метод ре­шения; поиск эффективных средств исследования и управления сложными объектами.
Самое  ценное в СА   Правильная постановка целей и составление программы их достижения — это важнейший ресурс государства, залог неуклонного повышения эффективности общественного и частно­го производства.

Область

применения СА

Для решения крупных проблем, связанных с деятельностью многих людей, с большими материальными затратами.
Человеческую деятельность можно условно разделить на две области;
• область рутинной деятельности, т. е. регулярных, повседневно решаемых задач;
• область решения новых, впервые возникающих задач.
В первой из них способы решения задач обычно хорошо отработаны и почвы для СА не представляется, хотя само наличие рутины в некоторых случаях составляют проблему (например, тенденция к постоянному увеличению работни­ков аппарата управления). Во второй области (перспективном планировании, науке) методы СА применимы почти повсеместно.

В каких си­туациях

воз­никает

по­требность

в СА?

 

• При решении новых проблем, когда с помощью СА формулируется проблема, определяется, что и о чем нужно знать и понимать, кто должен знать и понимать;
• если решение проблемы предусматривает увязку цели со множеством средств ее достижения;
• если проблема имеет разветвленные связи, вызываю­щие отдаленные последствия в разных отраслях на­родного хозяйства, и ПР по ним требует учета полных эффективности и затрат;
• при решении проблем, где существуют трудно сравни­ваемые варианты решений или достижения комплекса целей;
• во всех случаях, когда создаются совершенно новые системы;
• в случаях, когда осуществляется улучшение производ­ства или экономических отношений;
• во всех проблемах, связанных с автоматизацией производства, созданием АСУ, АСТПП;
• если принимаемые на будущее решения должны учи­тывать факторы неопределенности и риска;
• когда выработка ответственных решений принимается на определенную перспективу (15―20 лет);
• везде, где требуется выработка критериев оптимально­сти с учетом целей развития и функционирования сис­темы.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ. - Томск: Изд-во НТЛ, 2004

2. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ.- М.: Высшая школа, 1989.

3. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие.— СПб.: «Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000 г. — 326 с.

4. Винер Н. Кибернетика.- М.: Сов. радио, 1968.

5. Винер Н. Кибернетика и общество.- М.: ИЛ, 1953.

6. Джонс Дж. Методы проектирования.- М.: Мир, 1986.

7. Мороз А.И. Курс теории систем.- М.: Высшая школа, 1987.

8. Ефимов А.Н. Элитные группы и их возникновение // Знание – сила, 1988, № 1.

9. Вентцель Е.С. Исследование операций.- М.: Наука, 1988.

10. Альтшуллер Г.С. Найти идею.- Новосибирск: Наука, 1986.

11. Хилл П. Наука и искусство проектирования.- М.: Мир, 1973.

12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.- М.: Мир, 1986.

13. Черняк Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975

14. Сарычева, О.М. Теория систем и системный анализ: конспект лекций / О.М. Са­рычева. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. – 116 с.

15. Белов П.Г. Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-512 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ РГР

1. По согласованию с преподавателем выбрать какую-либо хорошо знакомую Вам систему и построить ее модели:

- «черного ящика»;

- состава;

- структуры.

 

2. Составить перечень параметров и обосновать измерительные шкалы, которые должны быть использованы при измерении их величин в данной системе.

 

3. По согласованию с преподавателем провести агрегатирование для какого-либо множества элементов.

 

4. Для какой-либо проблемы:

- сформулировать проблематику;

- сформулировать цели;

- построить критерии;

- сгенерировать множество альтернатив достижения цели.

 

5. Составить свой формальный алгоритм для решения несложной проблемы, используя модели жизненного цикла проблемы.

 

Пояснительная записка должна содержать:

- титульный лист;

- задание, согласованное с преподавателем;

- описание модели «черного ящика», состава, структурной схемы выбранной системы;

- перечень параметров и измерительных шкал для их измерения;

- пример агрегатирования;

- проблематика, цели, критерии и альтернативы достижения целей;

- алгоритм решения несложной проблемы;

- список использованной литературы.

 

 

Образец РГР



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.018 с.)