О неформализуемых этапах системного анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О неформализуемых этапах системного анализа



Что такое системный анализ?

 

Системный анализ возник в ответ на требования практики, поставившей нас перед необходимостью изучать и проектировать сложные системы, управлять ими в условиях неполноты информации, ограниченности ресурсов, дефицита времени. Что же такое системный анализ – наука, искусство или ремесло?

Разнородные знания и системный анализ. Споры о степени научности системного анализа вызваны рядом причин. Во-первых, часто недооценивается работа, связанная с формулированием задач. Выражение «хорошо поставить задачу -  значит наполовину ее решить» считается шуткой. В системном анализе акцентируется внимание на трудностях формулирования задач, на способах преодоления этих трудностей. Во-вторых, преодоление сложности, природа которой связана с неполной формализуемостью, требует систематического применения неформальных знаний и методов. Системный анализ намеренно объединяет теорию и практику, здравый смысл и абстрактную формализацию.

Системный анализ как прикладная диалектика. В-третьих, современный системный анализ уже не является эмпирическим собранием философских установок, полезных советов и рецептов, снабженных арсеналом вспомогательных математических и технических средств, с привлечением знаний из предметных наук, которые имеют отношение к рассматриваемой проблеме. Все это объединено в систему, организованную в соответствии с единой идеей. Такой идеей является диалектика. Итак, можно дать определение: системный анализ есть прикладная диалектика. Другое определение: системный анализ это методология решения проблем, возникающих в сложных системах.

Формулирование проблемы

 

Для традиционных наук постановка формальной задачи – начальный этап работы. В исследовании или проектировании сложной системы это промежуточный результат, которому предшествует работа по структурированию исходной проблемы.

Превращение проблемы в проблематику. Первые шаги в системном анализе связаны с формулированием проблемы. Системный аналитик знает, что формулировка проблемы заказчиком – лишь очень приближенный намек на то, какой должна быть действительная рабочая формулировка проблемы. Имеется ряд причин считать любую исходную формулировку проблемы лишь «нулевым приближением». Главная из них состоит в том, что проблемосодержащая система не является ни изолированной, ни монолитной: она связана с другими системами и входит как часть в некоторую подсистему; сама она в свою очередь состоит из частей, подсистем, в различной степени причастных к данной проблеме. Если это действительно реальная проблема и мы намерены хотя бы ослабить ее остроту, то необходимо учитывать, как это скажется на тех, кого неизбежно затронут планируемые изменения.

Таким образом, к любой реальной проблеме необходимо относиться не как к отдельно взятой, а как к «клубку» взаимосвязанных проблем. Используя для обозначения этой совокупности термин «проблематика», можно сказать, что этап формулирования проблемы состоит в определении проблематики.

Другая важная причина того, чтобы относиться к предварительной формулировке проблемы как к начальному объекту изучения и уточнения, является тот факт, что предлагаемая заказчиком формулировка является его моделью реальной проблемной ситуации. Как и всякая модель, она имеет целевой характер и является приближенной. Ее необходимо проверять на адекватность.

Итак, системное исследование всякой проблемы начинается с ее расширения до проблематики, т.е. построения систем проблем, существенно связанных с исследуемой, без учета которых она не может быть решена. Это расширение происходит как «вширь» благодаря выявлению связей проблемосодержщей системы с над- и подсистемами, так и «вглубь» в результате рассмотрения данной проблемы с точки зрения каждого из языков конфигуратора и (если необходимо) детализации исходной проблемы.

 

 


Автомобиль – часть системы более высокого уровня

Методы построения проблематики. Для расширения проблемы нам потребуется содержательная модель над- и подсистем относительно проблемосодержащей системы. Для организационной системы формальная схема, приводящая к содержательной модели, дана на рис. (см. стр. 39). При анализе социотехнических систем часто используется подобная модель «перечень заинтересованных лиц» (stakeholders). В этот перечень рекомендуется включать:

1. Клиента, т.е. того, кто ставит проблему, заказывает и оплачивает системный анализ.

2. Лиц, принимающих решения, т.е. тех, от полномочий которых непосредственно зависит решение проблемы.

3. Участников, как активных, так и пассивных.

4. Самого системного аналитика и его сотрудников, чтобы предусмотреть возможность минимизации его влияния на остальных заинтересованных лиц. Заинтересованные лица (т.е., кто может быть наоборот и не заинтересован в решении проблемы).

По сути проблематика – это ответ на вопрос: «Какие существующие обстоятельства и прошлый опыт заставляют именно этих заинтересованных лиц, именно в данной культурной среде, включающей именно эти ценности, воспринимать данное состояние дел как проблему». Ответ на этот вопрос следует дать на всех языках конфигуратора.

При рассмотрении проблемосодержащих систем другой природы (технических, биологических, экономических) содержательные модели над- и подсистем окажутся другими, но методика определения проблематики может оставаться той же.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.004 с.)