Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития системных представлений
Осознание системности мира и модельности мышления всегда отставало от эмпирической системности человеческой практики. Первым в явной форме поставил вопрос о научном подходе к управлению сложными системами Андре-Мари Ампер (1775-1836). При построении классификации всевозможных, в т.ч. и несуществующих наук (1834 г.) он выделил специальную науку об управлении государством и назвал ее кибернетикой (у греков под кибернетикой понималось искусство управления кораблем). Примерно в это же время польский философ Бронислав Трентовский (1808-1869) читал во Фрайбургском университете курс лекций, содержание которого опубликовал в 1843 г. Его книга называлась «Отношение философии к кибернетике как искусству управления народом». Он подробно говорит, как трудно управлять человеческими группами, как надо для этого знать все их особенности, стремления людей и игру страстей. Ведь у каждого из них свои цели, свои желания. Не существует человеческих коллективов, которым чужды были бы те или иные противоречия. Но эти противоречия находятся в неразрывном единстве, ибо люди нужны друг другу: каждый вроде и сам по себе, но в то же время он ничто вне организации. Общество и любая его часть (любой коллектив и любой индивид) — это всегда противоречивое единство, и в разрешении противоречий заложено его развитие. И с этих позиций он изучает задачи управления и управляющего. Руководитель — кибернет, по терминологии Б. Трентовского, — должен уметь примирять различные взгляды и стремления, использовать их на общее благо, создавать и направлять деятельность различных институтов так, чтобы из противоречивых стремлений рождалось бы единое поступательное движение. Примерно через полвека системная проблематика снова оказалась в поле зрения науки. На этот раз внимание было сосредоточено на структуре и организации систем. В 1891 г. Евграф Степанович Федоров (1853-1919) опубликовал открытие, что может существовать только 230 различных типов кристаллической решетки, хотя любое вещество при определенных условиях может кристаллизоваться. Важно было осознать, что все разнообразие природных тел реализуется из ограниченного и небольшого числа исходных форм. Развивая системные представления, Федоров установил, что главным средством жизнеспособности и прогресса систем является не приспособленность, а способность к приспособлению, не стройность, а способность к повышению стройности.
Следующая ступень в изучении системности как самостоятельного предмета связана с именем Александра Александровича Богданова (Малиновского) (1873-1928). В 1911 г. вышел первый, а в 1925 г. третий том его книги «Всеобщая организационная наука (тектология)». Все явления в этой книге рассматриваются как непрерывные процессы организации и дезорганизации. Уровень организации тем выше, чем сильнее свойства целого отличаются от простой суммы свойств его частей. Основное внимание уделяется закономерностям развития организации, рассмотрению свойств устойчивого и изменчивого, значению обратных связей, учету собственных целей организации, роли открытых систем. По настоящему явное и массовое усвоение системных понятий началось с 1948 г., когда американский математик Норберт Винер (1894-1964) опубликовал книгу под названием «Кибернетика». Кибернетика - это наука о системах, воспринимающих, хранящих, перерабатывающих и использующих информацию (А.Н. Колмогоров). Другое определение кибернетики – кибернетика – это наука об оптимальном управлении сложными системами (А.И. Берг). Эти определения признаны весьма общими и полными. Из них видно, что предметом кибернетики является исследование систем. Причем для нее несущественна природа этой системы. С кибернетикой Винера связаны такие продвижения в развитии системных представлений, как типизация моделей систем, выявление особого значения обратных связей в системе, подчеркивание принципа оптимальности в управлении и синтезе систем и т.д. Современный прорыв в исследовании систем совершен бельгийской школой во главе с Ильей Романовичем Пригожиным (1917-2003). Развивая термодинамику неравновесных физических систем (Нобелевская премия 1977 г.), он понял, что обнаруженные им закономерности относятся к системам любой природы. Пригожин предложил новую, оригинальную теорию системодинамики. Согласно его теории, материя не является пассивной субстанцией, ей присуща спонтанная активность, вызванная неустойчивостью неравновесных состояний, в которые рано или поздно приходит любая система в результате взаимодействия с окружающей средой. Важно, что в такие переломные моменты (называемые особыми точками или точками бифуркации) принципиально невозможно предсказать, станет ли система менее или более организованной.
В качестве примеров неравновесных систем можно привести образование т.н. ячеек Бенара, которые образуют регулярные структуры на поверхности кипящего масла. Другой известный пример это реакция Белоусова – Жаботинского – химическая колебательная система, которая состоит в окислении малоновой кислоты броматом калия в присутствии соответствующего катализатора (церий, марганец). В различных экспериментальных условиях у одной и той же системы могут наблюдаться различные формы самоорганизации – химические часы, устойчивая пространственная дифференциация или образование волн химической активности на макроскопических расстояниях. 1.3. Контрольные вопросы
1. Дайте примеры анализа и синтеза в познавательной деятельности. 2. Прокомментируйте изменения в системности наших знаний о Природе с открытием таблицы Менделеева. 3. Попробуйте вообразить себе отсутствие какого либо признака системности в познавательной деятельности. 4. Чем, по-вашему, ограничена свобода воображения? Например, насколько разум может оторваться от условий реализуемости воображаемых вещей? 5. Может ли какой-нибудь объект или явление быть несистемным? 6. Что такое проблемная ситуация? 7. Что называется алгоритмом? 8. В чем различие между не полностью формализованным и не полностью определенным алгоритмом? 9. Каковы три основных способа повышения производительности труда? 10. Какие особенности мышления позволяют утверждать, что оно системно? 11. Назовите основные события в развитии системных представлений в течение последних 150 лет. МОДЕЛИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.239.82 (0.005 с.) |