И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. (матф. 7:24-27) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. (матф. 7:24-27)



Кто только слушает слова Христовы, но не исполняет их, т.е не творит добрых дел, тот подобен человеку, создавшему свой дом на песке. Только исполняющий на деле заветы Христова учения подобен построившему свой дом на камне. Это сравнение особенно близко и понятно было иудеям, ибо в Палестине бывало частым явлением, как сильные проливные дожди, сопровождаемые бурями, сносили дома, построенные на песчаном грунте. Только исполняющий заповеди Христовы на деле может устоять в час нашедших на него, подобно буре, тяжких искушений. Не исполняющий заповедей Христовых легко впадает в отчаяние и погибает, отрекаясь от Христа. Поэтому Церковь наша в своих песнопениях и просит Христа утвердить нас "на камени заповедей Его".

 

 

Св. Матфей заканчивает свое повествование Нагорной проповеди свидетельством, что народ дивился учению Христову, ибо Христос учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Таково было дивное учение нового Учителя, Галилейскаго Пророка. Божественная сила убеждения и власть, пленяющая всякий ум в послушание Богу (2 Кор. 10:5), чувствовалась в словах Христа.

 

???

К вводному разделу

Когда Иисус начинал Свою нагорную проповедь, то Его окружали слушатели, которые, под влиянием современных раввинских учений и толкований, ожидали Мессию, земного царя, который победит всех Иудейских врагов и дарует им благоденствие земное, под его владычеством они сделаются владыками всей земли, будут обладать огромными богатствами и наслаждаться всеми земными благами и радостями, и не будут испытывать никакого горя и никакого несчастья или лишения.

В ответ на иудейские заблуждения о земном рае, Господь раскрывает ученикам Свое евангельское учение о блаженствах, в корне разбивая их заблуждения. Он учит здесь о том же, о чем говорил Никодиму: о том, что нам необходимо духовно переродиться, чтобы создать на земле Царство Божие, этот потерянный людьми рай, и тем приготовить себе блаженство вечной жизни в Царстве Небесном. Первый шаг к этому - сознать свою духовную нищету, свою греховность и ничтожество, смириться. Вот почему "Блажени нищий духом, яко тех есть Царствие Небесное". Блаженны те, которые, видя и сознавая свои грехи, препятствующие им вступить в это Царствие, плачут о них, ибо они примирятся с своей совестью и утешатся. Оплакивающие свои грехи доходят до такого внутреннего спокойствия, что уже становятся неспособными на кого-либо гневаться, делаются кроткими. Кроткие христиане действительно унаследовали землю, которой прежде владели язычники, но они наследуют землю и в будущей жизни, новую землю, которая откроется по разрушен ии этого тленного мира, "землю живых" (Исх.26:13; Апок.21:1). "Блажени алчущий и жаждущий правды", т.е исполнения во всем воли Божией, ибо они насытятся, достигнут той праведности и оправдания Божия, которые дает искреннее стремление жить по воле Божией. Поэтому "Блажени милостивии, яко тии помиловани будут" Богом, как и наоборот: "Суд без милости не сотворшим милости" (Иаков. 2:13). Искренние дела милосердия очищают человеческое сердце от всякой греховной нечистоты, а чистии сердцем блажени, потому что они своим сердцем, как духовным оком, узрят Бога. Зрящие Бога стремятся подражать Ему, уподобляться Сыну Его, примирившему человека с Богом, принесшего мир человеческой душе, они ненавидят вражду и потому становятся миротворцами, стремясь всюду водворять мир. Поэтому и они блаженны, ибо нарекутся "сынами Божиими". Достигшие такой духовной высоты должны быть готовы к тому, что этот греховный мир, "во зле лежащий" (IИоан.5:19), возненавидит их за ту правду Божию, носителями которой они являются и начнет гнать их, поносить их, злословить и всячески преследовать за их преданность Господу Иисусу Христу и Его Божественному учению. Таковых, которые много терпят здесь за Христа, ожидает великая награда на небесах.

 


[1] Согласно древнему византийскому преданию, Нагорная проповедь произнесена на горе Карней Хиттин, которая расположена на пути между Фавором и Капернаумом примерно в 6 км к западу от Тиверии на северо-западном берегу Тивериадского озера (Кинерет) в 200 метрах от берега. Склон этой горы (её высота 110 м.) представляет собой амфитеатр с хорошей акустикой.

 

[2] Обычное поучение и назидание совершалось при «прогулке», отчего появился термин «перипатетика» = «прогуливаться».

[3] Структура Закона (Нагорная проповедь повторяет эту структуру): 

1) слово к Народу перед приближением к Синаю - повеление Народу приготовиться к встрече («очистьтесь!»);

2) Декалог;

3) Заповеди о богоугождении (о кошруте, то есть о законной чистоте, отношениях с ближними и Богом - о храме и жертвах);

4) Заповеди о служении Богу (священстве и богослужении). Точно также и Нагорная проповедь (у Матфея) состоит из:

1) Заповедей блаженства (Мф. 5.3-12);

2) Изложения нравственных норм Закона в новозаветной интерпретации (вторая половина Мф. гл5).

3) Заповедей о богоугождении (о храме внутреннего человека, новозаветных жертвах) – 6 гл.

4) Заповедей о служении Богу и противлении внешнему злу – 7гл.

 

[4] Возможно, что Нагорная проповедь в том виде, как она излагается у Матфея, никогда не произносилась, но Матфей сгруппировал поучения Иисуса, сказанные в разное время и в разных местах в одну систематическую цепочку. Однако также не исключено, что Проповедь на месте равнем (у Луки) не идентична Нагорной проповеди.

 

[5] «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1Иоан.2:12-14)

[6] «Исполнить». Это выражение в первую очередь передает понятие «наполнить», то есть «влить содержимое в пустую форму», довести до полноты (совершенства).

Во-вторых, «выполнить на деле все в идеальной точности».

В-третьих, «воплотить в жизни все прообразы и пророчества».

" Геенна огненная ". Так называлась долина Энномова, находившаяся к юго-западу от Иерусалима, в которой при нечестивых царях совершалось отвратительное служение Молоху (4 Цар. 16:3 и 2 Парал. 28:3), где проводили Юношей через огонь и приносили в жертву младенцев. Эта долина, после прекращения идолопоклонства, сделалась предметом ужаса и отвращения. Туда стали свозить из Иерусалима нечистоты и трупы остающихся без погребения; там же совершались иногда и смертные казни; воздух в этой долине был так заражен, что для очищения его там постоянно горел огонь; поэтому место это стало страшным и отвратительным, прозвано долиной огненной и стало служить образом вечных мучений грешников.

[8] Кодрант (quadrans), 1/4 асса, то есть мелкой медной монеты, равнялся двум лептам (Мк. 12:42).

[9] Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь. (Лев.19:12)

[10] Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; (Втор.23:21)

[11] Ап. Павел, перечисляя примеры святости, говорит: «верою побеждали царства, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр.11:33,34), то есть воинская самоотверженность ставится в один ряд с другим добродетелями.

[12]

По свидетельству Луки (11:1-2), молитва Господня была произнесена в другой раз и по другому случаю, именно, по просьбе учеников научить их молиться. Возможно, что Иисус Христос неоднократно повторял её Своим последователям. И потому, несмотря на сходство самой молитвы, нельзя допустить, чтобы Евангелисты говорили об одном факте различным образом.

 

[13] πονηρο/ς = «злодей»

[14] У Луки нет заключительных слов молитвы: Яко Твое есть Царствие и сила и слава во веки. Аминь. Нет их и во многих Греческих рукописях, в Вульгате и у некоторых Отцов Церкви. Поэтому некоторые толкователи считают их литургическим славословием, внесённым в Греческий текст Евангелия из Служебника. Но так как они есть в других Греческих рукописях, в древнем Сирийском переводе, у Златоустаго (беседа на Мф. 19:6) и других отцов, то считать их позднейшей прибавкой нельзя, а только нужно думать, что Евангелист Матфей сохранил первоначальный текст молитвы полнее, а Лука — короче, как это замечено и о всей Нагорной беседе.

 

[15] В Лук.11:9,10 – эти слова переданы дословно. По контексту, они связаны с молитвой Господней и притчей о Назойливом друге, и произнесены на пути в Иерусалим на Пасху страданий.

[16] Слово о скорпионе есть только о Луки.

[17] Соотношение трудов и стяжание дара объясняют Христовы притчи: о Сеятеле и о Винном мехе: труды изменяют человека, а не отношение Бога к человеку, делают человека способным принять дар.

[18] = Лук.6:31

[19] У этих слов есть также следующий аспект: это одно из наставлений о молитве о ближних, например, об умерших. Мы молимся о ближних так, как хотели бы, чтобы и о нас молились все святые в Царстве Небесном, как хотели бы, чтобы и о нас в свое время молились наши ближние.

[20] «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук.17:7-10)

[21] Здесь параллель с притчами о Сеятеле и Плевелах сельных.

[22] В настоящее время грубое попрание заповедей Божьих становится нормой. Например, признание нормой «гомосексуальной любви», право женщины на аборт, рукоположение гомосексуалистов, публичное шельмование Церкви, евангельского откровения.

[23] Есть разные системы разделения страстей. Например, на восемь страстей: гордости, тщеславия, чревоугодия, вожделения (либидо), сребролюбия, печали, уныния, гнева. Иногда на 3 – сребролюбие, сластолюбие, славолюбие. Иногда на 20 – по числу «мытарств прп. Феодоры». То есть «зверей» у нас много.

[24] Чудо совершает всякий священнослужитель – во время крещения, причащения, венчания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.014 с.)