Занятие 4. Нагорная проповедь (Мф5-7, Лк6) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 4. Нагорная проповедь (Мф5-7, Лк6)



Нагорная проповедь

 Лекция №4

Занятие 4. Нагорная проповедь (Мф5-7, Лк6)

 

 

Тем Нагорной проповеди две:

1. блаженство (счастье) человека

2. евангельская праведность.

 

Нагорную проповедь Матфей разделяет на четыре больших блока:

1) Мф. 5:3-12: Заповеди Блаженства.

2) Мф. 5:13-48: Деятельные заповеди Закона в евангельском контексте (гл. 5);

3) Мф. глава 6: Учение об угождении Богу (гл. 6).

4) Мф. глава 7: Учение о служении Богу (гл. 7).

 

 

 

Подробный список тем:

Первый блок:

1. Учение о блаженстве или заповеди Блаженства.

 

Второй блок:

1. Учение (притчи) о соли земли, граде на верху горы, свече и свете миру (5:13-16).

2. Учение о евангельском отношении к Закону, исполнении Закона (5:17-19).

3. О ветхой праведности (5:20)

4. О смысле Закона. (5:21-42)

5. Учение о любви к врагам (5:43-48)

 

Третий блок

1. Учение о лицемерии (тщеславии) (6:1-5)

2. Учение о молитве (6:6-8)

3. Молитва Господня («Отче наш») (6:9-13)

4. Учение о прощении обидчиков (6:14-15)

5. Учение о посте (6:16-18)

6. Учение о небесном и земном сокровище (6:19-21)

7. Учение о внутреннем свете (6:22-23)

8. Учение о служении двум господам (6:24)

9. Учение о дневной попечительности (6:25-34)

 

Четвертый блок:

1. Учение об осуждении (Притча о сучке и бревне) (7:1-5)

2. Учение о хранении святыни (притча о жемчуге и свиньях) (7:6)

3. Учение о постоянстве подвига (7:7-11)

4. «Золотое правило» нравственности (7:12)

5. Учение о духовном труде: притча о двух путях и небесном сокровище (7:13-14)

6. Учение о лжеучителях (притча о волках в овечьей шкуре), (7:15)

7. Притча о дереве и плодах (7:16-20)

21. Учение о добродетели (7:21-23)

22. Притча о доме на скале (7:24-29).

 

 

Вступление.

Иисус произносит Нагорную проповедь в самом начале Галилейского периода после избрания Двенадцати апостолов во время стечения народа. Для произнесения проповеди Господь взошел на гору[1]. При этом Господь сел, что символизирует форму учительства «с седалища»: «ex cathedra». В древности учитель садился только тогда, когда излагал официальное учительство[2]. Седалище учителя называется «кафедрой» = «седалище». С вершины кафедры произносится исключительно официальное учение. Никакое частное и условное мнение с кафедры не провозглашается.

Нагорная проповедь излагает богооткровенное учение о евангельской деятельности. Она – «субъективное» (зависящее только от человека) условие принятия Царства Небесного. Она – этическое учение Нового завета, которое открыто нам Богом (имеет божественный авторитет, то есть обязательно для исполнения).

Она – стержень евангельской нравственности.

 

Нагорная проповедь разворачивается по канве Пятикнижия, начиная с 19-й главы книги Исход, всей книги Левита и всего  Второзакония[3].

 

Выражением «взошел на гору» Матфей устанавливает аллюзию (намек) на явление Бога на Синайской горе. Достоинство далее произносимых на горе слов не меньшее, чем Закон Мосеев. Иисус показывает, что Он - Тот, о Ком говорил Моисей: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте» (Втор.18:15).

Нагорная проповедь передается двумя евангелистами: Матфеем и Лукой. Проповедь у Луки называется (для отличия от Нагорной у Матфея) «Напольной» или «Проповедью на месте равнем»[4].

Лука излагает поучения из Нагорной проповеди на протяжении десяти глав своего Евангелия (с 6-й по 16-ю главу). По всей видимости, исторически это более достоверно. Но это только предположение. Как бы то ни было, Нагорная проповедь – это единое целое в логическом и богословском смысле.

 

Выражение «на горе» - является условным, так как оно передает вообще любую возвышенность или холмистую местность. Как, например, «Донецкий кряж» в принципе может быть назван «на горе», хотя человек, находящийся на самом Кряже он может казаться «местом ровном».

 

Кроме того, сама вершина Горы Блаженств является местом ровным. На Горе много удобных площадок. Так что названия «Нагорная» и «На месте равнем» не особенно различают две проповеди.

 

Чем отличается изложение заповедей в Нагорной проповеди и Проповеди на месте равнем? У Матфея Иисус, окруженный учениками, говорит ко всем людям, а у Луки Господь говорит одним своим ученикам, но в присутствии народа. В содержании проповеди у Матфея и Луки отмечаются  большие различия. Лука говорит буквально, а Матфей насыщает текст ветхозаветными аллюзиямии и аллегориями.

К семинару:

* Выражение: «Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря» показывает нам, что учить нужно не только устами, но и делами. Учить из дел своих важнее поучения словами.

* Выражение: «приступили к Нему ученики Его» (5:1) говорит нам, что ученикам Иисуса необходимо быть рядом с Ним везде: в храме, в Таинствах, в чтении Писаний, духовной жизни.

 

Ибо они насытятся.

«Алчба и жажда правды» - это ревность о богоугождении, горячее стремление к правде.

В Священном Писании правда имеет значение, отличное от значения человеческой справедливости. В Библии правда Божия – это верность Бога своим обетованиям, своим словам, своему народу. Правда человека – это верность человека завету с Богом. Каждый христианин при крещении вступил в завет, с Богом,  давая обеты (обещания), что будут жить в согласии с волей Божьей. Те, кто стремиться жить по правде, на образном языке Библии, именуются «алчущие и жаждущие правды».

 

Правда (евр. «цадека», греч. «диакоисини») – это правильное отношение с Богом, правильное положение в мире, где Бог – единственное, что (точнее «Кто») существует в полном смысле слова.

 

Правда (праведность) до грехопадения состояла в умножении любви от исполнения воли Божией («не ешь плод познания добра и зла»), после грехопадения – в осознании своего падения чему помогало принятие (исполнение) воли Божий (в скорбях и заповедях Закона).

После наступления Нового завета праведность стала заключаться во вхождении в Тело Христово и причащения вечной жизни (притча о Лозе и ветвях) в Нем.

Если говорить более кратко, то правда (праведность) - это исполнение воли Божией.

 

Алчущие и жаждущие праведности – это те, кто неутолим в трудах праведности.

Труды делятся на пять групп:

1. дела благочестия (пост, богослужение, чтение Священного Писания и тп)

2. дела милосердия (милостыня, материальная помощь нуждающимся, прощение обидчиков, милость к грешникам и тп).

3. дела целомудрия (отсекать от себя похотливые помыслы и не допускать исполнения блудной страсти на деле)

4. дела покаяния (исправлять все неправое в себе)

5. дела смирения (принимать волю Божию о себе).

 

Как мы видим, алчущий и жаждущий правды не может быть равнодушным к богослужениям, молитве, таинствам, «духовному богословию». Хотя и в прочих делах он не утомим.

 

В этой алчбе раскрываются начатки исполнения прочих заповедей: милости, чистоты сердца (целомудрия), миротворчества и решимость на смерть и лишения ради Бога.

 

У Луки эта заповедь звучит так: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» (Лк.6:21). Здесь Матфей, как и во всех других заповедях, как бы поправляет Луку, вкладывает духовный смысл в слова Христа, поясняет, что речь идет не о физическом голоде, как это выглядит у Луки. «Блаженны алчущие» – алкать, значит, хотеть есть, то есть первый вывод напрашивается такой: кто будет голодать в этой жизни, тот насытится в Царстве Небесном. Матфей поясняет: речь идет не о физическом голоде, а о поиске правды. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

 

К семинару:

* важный признак порчи человеческой души – небрежность к молитве, богослужениям, таинствам. Это явный признак того, что нет «Бога в душе».

* важный образ отсутствия алчбы правды – это Лаодикийская церковь в Апокалипсисе.

* исчезновение алчбы правды ап. Павел называет одним из признаков отступления Последних времен (перед Страшным судом): «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:5).

 

 

Блаженны миротворцы,

О ветхой праведности (5:20)

О смысле Закона. (5:21-42)

 

В объяснение недостаточности праведности, достигаемой исполнением ветхозаветных заповедей, Иисус Христос проводит параллель между определениями Закона и пониманием их с точки зрения того начала, на котором основаны эти определения. Он не отвергает и не опровергает заповедей, но сводит их к основному началу любви. На протяжении всей 5-ой главы, начиная с 21 ст., Господь показывает, в чем именно пришел Он восполнить ветхозаветный закон: Он учит духовному пониманию и исполнению ветхозаветных заповедей.

 

 

Иисус истолковывает

1. заповедь об убийстве,

2. заповедь о прелюбодеянии,

3. заповедь о клятве,

4. заповедь о талионе,

5. заповедь о святости (совершенстве).

 

Убийство

Соперник

Блуд. Развод.

Клятва

Талион

Милостыня

О левой руке.

Учение о молитве (6:5-8)

Учение о посте (6:16-18)

 

К вводному разделу

Когда Иисус начинал Свою нагорную проповедь, то Его окружали слушатели, которые, под влиянием современных раввинских учений и толкований, ожидали Мессию, земного царя, который победит всех Иудейских врагов и дарует им благоденствие земное, под его владычеством они сделаются владыками всей земли, будут обладать огромными богатствами и наслаждаться всеми земными благами и радостями, и не будут испытывать никакого горя и никакого несчастья или лишения.

В ответ на иудейские заблуждения о земном рае, Господь раскрывает ученикам Свое евангельское учение о блаженствах, в корне разбивая их заблуждения. Он учит здесь о том же, о чем говорил Никодиму: о том, что нам необходимо духовно переродиться, чтобы создать на земле Царство Божие, этот потерянный людьми рай, и тем приготовить себе блаженство вечной жизни в Царстве Небесном. Первый шаг к этому - сознать свою духовную нищету, свою греховность и ничтожество, смириться. Вот почему "Блажени нищий духом, яко тех есть Царствие Небесное". Блаженны те, которые, видя и сознавая свои грехи, препятствующие им вступить в это Царствие, плачут о них, ибо они примирятся с своей совестью и утешатся. Оплакивающие свои грехи доходят до такого внутреннего спокойствия, что уже становятся неспособными на кого-либо гневаться, делаются кроткими. Кроткие христиане действительно унаследовали землю, которой прежде владели язычники, но они наследуют землю и в будущей жизни, новую землю, которая откроется по разрушен ии этого тленного мира, "землю живых" (Исх.26:13; Апок.21:1). "Блажени алчущий и жаждущий правды", т.е исполнения во всем воли Божией, ибо они насытятся, достигнут той праведности и оправдания Божия, которые дает искреннее стремление жить по воле Божией. Поэтому "Блажени милостивии, яко тии помиловани будут" Богом, как и наоборот: "Суд без милости не сотворшим милости" (Иаков. 2:13). Искренние дела милосердия очищают человеческое сердце от всякой греховной нечистоты, а чистии сердцем блажени, потому что они своим сердцем, как духовным оком, узрят Бога. Зрящие Бога стремятся подражать Ему, уподобляться Сыну Его, примирившему человека с Богом, принесшего мир человеческой душе, они ненавидят вражду и потому становятся миротворцами, стремясь всюду водворять мир. Поэтому и они блаженны, ибо нарекутся "сынами Божиими". Достигшие такой духовной высоты должны быть готовы к тому, что этот греховный мир, "во зле лежащий" (IИоан.5:19), возненавидит их за ту правду Божию, носителями которой они являются и начнет гнать их, поносить их, злословить и всячески преследовать за их преданность Господу Иисусу Христу и Его Божественному учению. Таковых, которые много терпят здесь за Христа, ожидает великая награда на небесах.

 


[1] Согласно древнему византийскому преданию, Нагорная проповедь произнесена на горе Карней Хиттин, которая расположена на пути между Фавором и Капернаумом примерно в 6 км к западу от Тиверии на северо-западном берегу Тивериадского озера (Кинерет) в 200 метрах от берега. Склон этой горы (её высота 110 м.) представляет собой амфитеатр с хорошей акустикой.

 

[2] Обычное поучение и назидание совершалось при «прогулке», отчего появился термин «перипатетика» = «прогуливаться».

[3] Структура Закона (Нагорная проповедь повторяет эту структуру): 

1) слово к Народу перед приближением к Синаю - повеление Народу приготовиться к встрече («очистьтесь!»);

2) Декалог;

3) Заповеди о богоугождении (о кошруте, то есть о законной чистоте, отношениях с ближними и Богом - о храме и жертвах);

4) Заповеди о служении Богу (священстве и богослужении). Точно также и Нагорная проповедь (у Матфея) состоит из:

1) Заповедей блаженства (Мф. 5.3-12);

2) Изложения нравственных норм Закона в новозаветной интерпретации (вторая половина Мф. гл5).

3) Заповедей о богоугождении (о храме внутреннего человека, новозаветных жертвах) – 6 гл.

4) Заповедей о служении Богу и противлении внешнему злу – 7гл.

 

[4] Возможно, что Нагорная проповедь в том виде, как она излагается у Матфея, никогда не произносилась, но Матфей сгруппировал поучения Иисуса, сказанные в разное время и в разных местах в одну систематическую цепочку. Однако также не исключено, что Проповедь на месте равнем (у Луки) не идентична Нагорной проповеди.

 

[5] «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1Иоан.2:12-14)

[6] «Исполнить». Это выражение в первую очередь передает понятие «наполнить», то есть «влить содержимое в пустую форму», довести до полноты (совершенства).

Во-вторых, «выполнить на деле все в идеальной точности».

В-третьих, «воплотить в жизни все прообразы и пророчества».

" Геенна огненная ". Так называлась долина Энномова, находившаяся к юго-западу от Иерусалима, в которой при нечестивых царях совершалось отвратительное служение Молоху (4 Цар. 16:3 и 2 Парал. 28:3), где проводили Юношей через огонь и приносили в жертву младенцев. Эта долина, после прекращения идолопоклонства, сделалась предметом ужаса и отвращения. Туда стали свозить из Иерусалима нечистоты и трупы остающихся без погребения; там же совершались иногда и смертные казни; воздух в этой долине был так заражен, что для очищения его там постоянно горел огонь; поэтому место это стало страшным и отвратительным, прозвано долиной огненной и стало служить образом вечных мучений грешников.

[8] Кодрант (quadrans), 1/4 асса, то есть мелкой медной монеты, равнялся двум лептам (Мк. 12:42).

[9] Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь. (Лев.19:12)

[10] Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; (Втор.23:21)

[11] Ап. Павел, перечисляя примеры святости, говорит: «верою побеждали царства, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр.11:33,34), то есть воинская самоотверженность ставится в один ряд с другим добродетелями.

[12]

По свидетельству Луки (11:1-2), молитва Господня была произнесена в другой раз и по другому случаю, именно, по просьбе учеников научить их молиться. Возможно, что Иисус Христос неоднократно повторял её Своим последователям. И потому, несмотря на сходство самой молитвы, нельзя допустить, чтобы Евангелисты говорили об одном факте различным образом.

 

[13] πονηρο/ς = «злодей»

[14] У Луки нет заключительных слов молитвы: Яко Твое есть Царствие и сила и слава во веки. Аминь. Нет их и во многих Греческих рукописях, в Вульгате и у некоторых Отцов Церкви. Поэтому некоторые толкователи считают их литургическим славословием, внесённым в Греческий текст Евангелия из Служебника. Но так как они есть в других Греческих рукописях, в древнем Сирийском переводе, у Златоустаго (беседа на Мф. 19:6) и других отцов, то считать их позднейшей прибавкой нельзя, а только нужно думать, что Евангелист Матфей сохранил первоначальный текст молитвы полнее, а Лука — короче, как это замечено и о всей Нагорной беседе.

 

[15] В Лук.11:9,10 – эти слова переданы дословно. По контексту, они связаны с молитвой Господней и притчей о Назойливом друге, и произнесены на пути в Иерусалим на Пасху страданий.

[16] Слово о скорпионе есть только о Луки.

[17] Соотношение трудов и стяжание дара объясняют Христовы притчи: о Сеятеле и о Винном мехе: труды изменяют человека, а не отношение Бога к человеку, делают человека способным принять дар.

[18] = Лук.6:31

[19] У этих слов есть также следующий аспект: это одно из наставлений о молитве о ближних, например, об умерших. Мы молимся о ближних так, как хотели бы, чтобы и о нас молились все святые в Царстве Небесном, как хотели бы, чтобы и о нас в свое время молились наши ближние.

[20] «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук.17:7-10)

[21] Здесь параллель с притчами о Сеятеле и Плевелах сельных.

[22] В настоящее время грубое попрание заповедей Божьих становится нормой. Например, признание нормой «гомосексуальной любви», право женщины на аборт, рукоположение гомосексуалистов, публичное шельмование Церкви, евангельского откровения.

[23] Есть разные системы разделения страстей. Например, на восемь страстей: гордости, тщеславия, чревоугодия, вожделения (либидо), сребролюбия, печали, уныния, гнева. Иногда на 3 – сребролюбие, сластолюбие, славолюбие. Иногда на 20 – по числу «мытарств прп. Феодоры». То есть «зверей» у нас много.

[24] Чудо совершает всякий священнослужитель – во время крещения, причащения, венчания.

 

Нагорная проповедь

 Лекция №4

Занятие 4. Нагорная проповедь (Мф5-7, Лк6)

 

 

Тем Нагорной проповеди две:

1. блаженство (счастье) человека

2. евангельская праведность.

 

Нагорную проповедь Матфей разделяет на четыре больших блока:

1) Мф. 5:3-12: Заповеди Блаженства.

2) Мф. 5:13-48: Деятельные заповеди Закона в евангельском контексте (гл. 5);

3) Мф. глава 6: Учение об угождении Богу (гл. 6).

4) Мф. глава 7: Учение о служении Богу (гл. 7).

 

 

 

Подробный список тем:

Первый блок:

1. Учение о блаженстве или заповеди Блаженства.

 

Второй блок:

1. Учение (притчи) о соли земли, граде на верху горы, свече и свете миру (5:13-16).

2. Учение о евангельском отношении к Закону, исполнении Закона (5:17-19).

3. О ветхой праведности (5:20)

4. О смысле Закона. (5:21-42)

5. Учение о любви к врагам (5:43-48)

 

Третий блок

1. Учение о лицемерии (тщеславии) (6:1-5)

2. Учение о молитве (6:6-8)

3. Молитва Господня («Отче наш») (6:9-13)

4. Учение о прощении обидчиков (6:14-15)

5. Учение о посте (6:16-18)

6. Учение о небесном и земном сокровище (6:19-21)

7. Учение о внутреннем свете (6:22-23)

8. Учение о служении двум господам (6:24)

9. Учение о дневной попечительности (6:25-34)

 

Четвертый блок:

1. Учение об осуждении (Притча о сучке и бревне) (7:1-5)

2. Учение о хранении святыни (притча о жемчуге и свиньях) (7:6)

3. Учение о постоянстве подвига (7:7-11)

4. «Золотое правило» нравственности (7:12)

5. Учение о духовном труде: притча о двух путях и небесном сокровище (7:13-14)

6. Учение о лжеучителях (притча о волках в овечьей шкуре), (7:15)

7. Притча о дереве и плодах (7:16-20)

21. Учение о добродетели (7:21-23)

22. Притча о доме на скале (7:24-29).

 

 

Вступление.

Иисус произносит Нагорную проповедь в самом начале Галилейского периода после избрания Двенадцати апостолов во время стечения народа. Для произнесения проповеди Господь взошел на гору[1]. При этом Господь сел, что символизирует форму учительства «с седалища»: «ex cathedra». В древности учитель садился только тогда, когда излагал официальное учительство[2]. Седалище учителя называется «кафедрой» = «седалище». С вершины кафедры произносится исключительно официальное учение. Никакое частное и условное мнение с кафедры не провозглашается.

Нагорная проповедь излагает богооткровенное учение о евангельской деятельности. Она – «субъективное» (зависящее только от человека) условие принятия Царства Небесного. Она – этическое учение Нового завета, которое открыто нам Богом (имеет божественный авторитет, то есть обязательно для исполнения).

Она – стержень евангельской нравственности.

 

Нагорная проповедь разворачивается по канве Пятикнижия, начиная с 19-й главы книги Исход, всей книги Левита и всего  Второзакония[3].

 

Выражением «взошел на гору» Матфей устанавливает аллюзию (намек) на явление Бога на Синайской горе. Достоинство далее произносимых на горе слов не меньшее, чем Закон Мосеев. Иисус показывает, что Он - Тот, о Ком говорил Моисей: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте» (Втор.18:15).

Нагорная проповедь передается двумя евангелистами: Матфеем и Лукой. Проповедь у Луки называется (для отличия от Нагорной у Матфея) «Напольной» или «Проповедью на месте равнем»[4].

Лука излагает поучения из Нагорной проповеди на протяжении десяти глав своего Евангелия (с 6-й по 16-ю главу). По всей видимости, исторически это более достоверно. Но это только предположение. Как бы то ни было, Нагорная проповедь – это единое целое в логическом и богословском смысле.

 

Выражение «на горе» - является условным, так как оно передает вообще любую возвышенность или холмистую местность. Как, например, «Донецкий кряж» в принципе может быть назван «на горе», хотя человек, находящийся на самом Кряже он может казаться «местом ровном».

 

Кроме того, сама вершина Горы Блаженств является местом ровным. На Горе много удобных площадок. Так что названия «Нагорная» и «На месте равнем» не особенно различают две проповеди.

 

Чем отличается изложение заповедей в Нагорной проповеди и Проповеди на месте равнем? У Матфея Иисус, окруженный учениками, говорит ко всем людям, а у Луки Господь говорит одним своим ученикам, но в присутствии народа. В содержании проповеди у Матфея и Луки отмечаются  большие различия. Лука говорит буквально, а Матфей насыщает текст ветхозаветными аллюзиямии и аллегориями.

К семинару:

* Выражение: «Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря» показывает нам, что учить нужно не только устами, но и делами. Учить из дел своих важнее поучения словами.

* Выражение: «приступили к Нему ученики Его» (5:1) говорит нам, что ученикам Иисуса необходимо быть рядом с Ним везде: в храме, в Таинствах, в чтении Писаний, духовной жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.083 с.)