Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Притча о дереве и плодах (7:16-20).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? (у Лк: не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника) 17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Лк: нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый). 19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. 20 Итак по плодам их узнаете их (Лк: всякое дерево познается по плоду своему). (Матф.7:16-20) Что за злой плод приносят лжепророки? Кажется, что это место Нового завета абсолютно прозрачно: злые плоды - это блуд, аборты, колдовство, сластолюбие, корыстолюбие, гнев, хула на Бога и все прочее. Действительно, там, где бесстрашно нарушаются заповеди Божьи, где это нарушение считается нормой, там мы имеем дело с волками хищными, которые губят души людей[22]. Но если злой плод явный, то здесь не может быть речи о волках в овечьей шкуре. Мы имели бы дело с явными волками, которые не скрывают своих клыков и серой шерсти. В принципе, для нас должно стать ясной приметой: люди, которые проповедуют убийство, блуд, явное нарушение Евангелия – чужды Христу. Но проблема «волков в овечьей шкуре» остается. У таких волков должно быть что-то, не заметное окружающим. Что же? В Новом завете (2 Петр, Откр.) мы видим яркое описание лжеучителей: их разнузданного блуда и всякой нечистоты. Создается впечатление, что здесь все понятно. На самом деле в языке Священного Писания развратом, блудом, прелюбодеянием называется не только сексуальные излишества, но и … еретические мудрования. Еретик-аскет, еретик-добрый-семьянин на языке Священного Писания – это полноценный блудник, прелюбодей и распутник. Такое понимание «злого плода» уже ближе к овечьей шкуре: все прославляют за добрую нравственность, а перед Богом – волк-губитель. Волк в овечьей шкуре не может быть явным нарушителем общепринятых правил. Его овечья шкура – это «злой плод», который не очевиден всем. «Злой плод» - это чуждость Евангелию, ее духу. В этом плоде нет смирения, покаяния, плача о грехах, кротости, милости, чистоты сердца, миротворчества. Зато вполне возможны: «не пьет водки, не курит, улыбается всем, не блудит, не крадет», что и составит «овечью шкуру».
Здесь стоит вспомнить о еретическом или фарисейском ригоризме, который прекрасно изображен в повествовании о том, как фарисеи укоряли апостолов и Самого Иисуса. То есть лжеучителем и лжеучением можно объявить что угодно, если вдруг будет замечено какое-то несоответствие с какими-то установившимися нормами («нарушение субботы, не моет рук перед едой»). Если умолчать о прямой лжи и искажении заповедей, как это делали фарисеи, то стоит указать, что люди, принадлежащие истинной Церкви, к сожалению, также могут грешить и нарушать волю Божью. Читая послания святых апостолов, мы видим перед собой коллективный портрет самого раннего, совершеннейшего периода жизни Церкви. Послания ап. Павла, Иакова, Иуды рисуют огромное количество нравственных и догматических проблем в церковных общинах апостольского века. Почему грехи – это не всегда волчьи клыки? По отношению человека к своему греху. Когда человек ненавидит свой грех и борется с ним, не считает нормой, не проповедует другим, но наоборот молится к Богу о даровании сил к исправлению, то такие грехи не являются знаком лжеучителя.
Есть и другой аспект притчи о дереве и плодах. Здесь в образе дерева изображается человеческая личность, плоды которой – это дела, помыслы и слова. Не может дерево доброе приносить злого плода на протяжение всей жизни. Если дерево рождает иногда плод, похожий на смоквы, а иногда – терние, то мы должны признать, что дерево – худое. Для него терние и волчцы – это подлинный (природный) плод, а подобия смокв – это иллюзия и подделка. Если человек иногда грешит, иногда нет, то он не должен мнить, что он – образец святости. Если человек (его ум) иногда рождает похоть, гнев, печаль, а иногда добрые дела благотворительности, то он тоже – дерево худое, которое нуждается в исцелении. Образ дерева и его плода используется в аскетической литературе для описания психологии страстей. Страсть – является бессловесным (в современном обиходе – «бессознательным») действием поврежденной человеческой природы. То есть страсть – это животное[23], живущее внутри нас. Сама по себе она не способна говорить. Но она действует, побуждая словесную душу (дух) к мыслям, словам, чувствам, пожеланиям и делам. То есть плоды страстного дерева – это плоды, а не само дерево. Действия человека (дело, слово, помышление – это только симптомы жизнедеятельности страстей, находящихся в нем). Наблюдение за этими действиями дает нам материал для анализа, для понимания себя самого, познания своего падения. Человек, в котором действуют страсти, да не дерзнет мнить себя святым! Такому человеку не должно превозноситься над кем-то, противопоставлять себя святым древности, считать свое мнение о Боге более авторитетным, чем учение святых древности.
Лука здесь добавляет фрагмент, который Матфей помещает в ином месте: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук.6:45). Здесь плодом в первую очередь называется сказанное устами, а корнем слова назван «избыток» и «сокровище» сердца – души. Показательно, что Лука тут же приводит назидание о молитве. То есть «сказанное устами» - это, в первую очередь, молитва. Поэтому главное отличие доброго дерева с добрым плодом, и злого дерева со злым плодом – это молитва, плод уст, выходящий из сокровища (избытка) сердца. Добродетели, духовная борьба (со страстями), принятие правых догматов, пребывание в Теле Церкви (питание ее благодатью таинств) – это только средства к приобретению сначала доброго сокровища сердца, а потом и к появлению соответствующего плода – доброй молитвы. Ересь, главенство страсти, отчуждение от евангельского образа жизни и веры – убивает «сокровище сердца» и, следовательно, молитву. Важные признаки молитвы – это внимание, благоговение и страх Божий.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.011 с.) |