Учение о блаженстве. Заповеди Блаженства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение о блаженстве. Заповеди Блаженства.



 

Выражение «блаженство» - архаичное. В современном русском языке для него  можно найти синоним: «счастье».

Блаженство «μακαριος» – это состояние гармонии человеческой личности внутри себя, с Богом и с окружающим миром.

«Не-блаженство», противоположное блаженству состояние,  - это глубокое расстройство человеческой ипостаси (личности) в самой себе – «невроз», состояние несчастья, поврежденности.

 

Заповеди блаженства описывают нормальное состояние всего целого (с душой и телом) человека, подобно оптимальным физиологическим (телесным) параметрам (температура тела, давление, пульс). Они одновременно являются и направлением для деятельности, и средством самопознания.

 

Как Заповеди блаженства могут использоваться для самопознания?

Они (заповеди) показывают человеческую норму. Уклонение от них (от норм) – состояние повреждения человека. Например, если человек не ищет правды, если он нечист сердцем или немилостив, то, значит, он не блажен (несчастен), как бы весело и сытно он не проводил свою жизнь. Состояние вне евангельских блаженств – это состояние повреждения, несчастья.

В то же время Заповеди блаженства – это указатель самого пути к счастью, то есть, упражняя в себе нищету духовную, кротость, плач, милость и т.д., человек приближается к счастью. Наоборот, человек удаляется от счастья, когда уклоняется от духовной нищеты, плача, кротости, правды, милости, чистоты сердца.

Заповеди блаженства – это изложение последовательности появления добродетелей. Если в человеке нет нищеты духовной (первой добродетели), то все прочие добродетели также отсутствуют, а вместо них имеются подделки.

 

Заповеди блаженства – это описание свойств нового человека, созданного по образу Христа.

Заповеди Блаженства показывают норму для всех людей (и верующих, и неверующих). Они такой же закон жизнедеятельности человека, как законы нормальной физиологии (есть, пить, спать). Они не являются какой-то сверхдолжной заслугой, которые желательно было бы исполнять, но, если не получается, можно было бы ограничиться только заповедями Моисея («не убий, не укради» и тд). Уклоняясь от нормы (заповедей блаженства), человек впадает в патологию, повреждение, тьму, смерть.

 

 

У Матфея – 9 заповедей, а у Луки – 4: три раза по три – знак полноты и истины, а 4 – это символическое число, которое охватывает все сотворенное Богом.

 

Нужно отметить, что в Евангелии есть и другие блаженства, кроме тех, которые изложены в Нагорной проповеди:

1. блажен, кто не соблазнится (об Иисусе) (Матф.11:6)

2. блаженны очи, что видят, и уши …, что слышат, (если они видят и слышат Иисуса) (Матф.13:16)

3. блажен человек, которому плоть и кровь не закрывают глаз (Матф.16:17).

4. блажен раб, которого господин его, придя, найдет (исполняющим Его заповеди) (Матф.24:46)

5. блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лук.11:28).

Апостол Иоанн передает учение Иисуса о блаженстве человека в книге Апокалипсис. Там содержится семь (еще одна символическая цифра – знак эсхатологической полноты) «макаризмов» - блаженств.

 

Заповедь блаженства – одновременно и описание нормы, целости, здравия всей личности в ее полноте, и прямое   побуждение к действию.

В первом смысле – блаженство является даром Бога (духовная нищета, плач, кротость, алчба правды, милость, чистота – изливаются в сердце человека Богом, а  недостаток всего этого – признак удаления от Бога).

Во втором смысле, заповеди блаженства - это положительная программа к действию: призыв понуждать себя к нищете духовной, плачу, кротости, милости, чистоте и т. д.

В этом нет противоречия, что объясняет притча о Сеятеле: Бог единственный источник блаженств, но принятие блаженства возможно только там, где есть к этому условия – собственный труд человека.

 

Заповеди блаженства повторяются каждую литургию в храме, и их необходимо знать наизусть.

 

Евангелист Лука дополняет учение св. Матфея о блаженстве, провозглашая четыре горя (по числу блаженств в его евангелии).

Провозглашение «горя» - это обычная для ветхозаветной поэзии форма откровения. В «горе» не призываются проклятия на ослушников, а происходит плач над теми, кто уклоняется от воли божией. Это могло бы звучать, как слезы матери о ребенке: «горе тебе, если вместо молока выпьешь соляную кислоту, горе, если будешь с закрытыми глазами переходить дорогу на красный свет светофора». 

Восьмичастная система блаженств у Луки (четыре позитивных блаженств, и четыре «негативных», данных в удвоении, подтверждении, усилении первых) имеет особое толкование – мы имеем эсхатологическое противопоставление, которое так живо изображено в притче о Богаче и Лазаре (Лук.16:19-31).

 

К семинару:

* В притче о Богаче и Лазаре противопоставлена жизнь человека на земле и после смерти (суда после смерти, Страшного суда): здоровье, богатство и слава в земной жизни обращаются в страдания после смерти, и наоборот, одиночество, бесславие, нищета, болезнь обращается в славу и покой. Эта притча – описание противопоставления четырех блаженств и четырех горестей.

* Четыре пары блаженство-горе являются новозаветным изображением Первой и Второй заповеди Декалога: наша цель не достижение бесславия и плача, но удаление от  того, чтобы слава, удовольствия (сытость), «земные радости-утешения» стали для нас идолами, суррогатами Бога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.008 с.)