Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение о блаженстве. Заповеди Блаженства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выражение «блаженство» - архаичное. В современном русском языке для него можно найти синоним: «счастье». Блаженство «μακαριος» – это состояние гармонии человеческой личности внутри себя, с Богом и с окружающим миром. «Не-блаженство», противоположное блаженству состояние, - это глубокое расстройство человеческой ипостаси (личности) в самой себе – «невроз», состояние несчастья, поврежденности.
Заповеди блаженства описывают нормальное состояние всего целого (с душой и телом) человека, подобно оптимальным физиологическим (телесным) параметрам (температура тела, давление, пульс). Они одновременно являются и направлением для деятельности, и средством самопознания.
Как Заповеди блаженства могут использоваться для самопознания? Они (заповеди) показывают человеческую норму. Уклонение от них (от норм) – состояние повреждения человека. Например, если человек не ищет правды, если он нечист сердцем или немилостив, то, значит, он не блажен (несчастен), как бы весело и сытно он не проводил свою жизнь. Состояние вне евангельских блаженств – это состояние повреждения, несчастья. В то же время Заповеди блаженства – это указатель самого пути к счастью, то есть, упражняя в себе нищету духовную, кротость, плач, милость и т.д., человек приближается к счастью. Наоборот, человек удаляется от счастья, когда уклоняется от духовной нищеты, плача, кротости, правды, милости, чистоты сердца. Заповеди блаженства – это изложение последовательности появления добродетелей. Если в человеке нет нищеты духовной (первой добродетели), то все прочие добродетели также отсутствуют, а вместо них имеются подделки.
Заповеди блаженства – это описание свойств нового человека, созданного по образу Христа. Заповеди Блаженства показывают норму для всех людей (и верующих, и неверующих). Они такой же закон жизнедеятельности человека, как законы нормальной физиологии (есть, пить, спать). Они не являются какой-то сверхдолжной заслугой, которые желательно было бы исполнять, но, если не получается, можно было бы ограничиться только заповедями Моисея («не убий, не укради» и тд). Уклоняясь от нормы (заповедей блаженства), человек впадает в патологию, повреждение, тьму, смерть.
У Матфея – 9 заповедей, а у Луки – 4: три раза по три – знак полноты и истины, а 4 – это символическое число, которое охватывает все сотворенное Богом.
Нужно отметить, что в Евангелии есть и другие блаженства, кроме тех, которые изложены в Нагорной проповеди: 1. блажен, кто не соблазнится (об Иисусе) (Матф.11:6) 2. блаженны очи, что видят, и уши …, что слышат, (если они видят и слышат Иисуса) (Матф.13:16) 3. блажен человек, которому плоть и кровь не закрывают глаз (Матф.16:17). 4. блажен раб, которого господин его, придя, найдет (исполняющим Его заповеди) (Матф.24:46) 5. блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лук.11:28). Апостол Иоанн передает учение Иисуса о блаженстве человека в книге Апокалипсис. Там содержится семь (еще одна символическая цифра – знак эсхатологической полноты) «макаризмов» - блаженств.
Заповедь блаженства – одновременно и описание нормы, целости, здравия всей личности в ее полноте, и прямое побуждение к действию. В первом смысле – блаженство является даром Бога (духовная нищета, плач, кротость, алчба правды, милость, чистота – изливаются в сердце человека Богом, а недостаток всего этого – признак удаления от Бога). Во втором смысле, заповеди блаженства - это положительная программа к действию: призыв понуждать себя к нищете духовной, плачу, кротости, милости, чистоте и т. д. В этом нет противоречия, что объясняет притча о Сеятеле: Бог единственный источник блаженств, но принятие блаженства возможно только там, где есть к этому условия – собственный труд человека.
Заповеди блаженства повторяются каждую литургию в храме, и их необходимо знать наизусть.
Евангелист Лука дополняет учение св. Матфея о блаженстве, провозглашая четыре горя (по числу блаженств в его евангелии). Провозглашение «горя» - это обычная для ветхозаветной поэзии форма откровения. В «горе» не призываются проклятия на ослушников, а происходит плач над теми, кто уклоняется от воли божией. Это могло бы звучать, как слезы матери о ребенке: «горе тебе, если вместо молока выпьешь соляную кислоту, горе, если будешь с закрытыми глазами переходить дорогу на красный свет светофора». Восьмичастная система блаженств у Луки (четыре позитивных блаженств, и четыре «негативных», данных в удвоении, подтверждении, усилении первых) имеет особое толкование – мы имеем эсхатологическое противопоставление, которое так живо изображено в притче о Богаче и Лазаре (Лук.16:19-31).
К семинару: * В притче о Богаче и Лазаре противопоставлена жизнь человека на земле и после смерти (суда после смерти, Страшного суда): здоровье, богатство и слава в земной жизни обращаются в страдания после смерти, и наоборот, одиночество, бесславие, нищета, болезнь обращается в славу и покой. Эта притча – описание противопоставления четырех блаженств и четырех горестей. * Четыре пары блаженство-горе являются новозаветным изображением Первой и Второй заповеди Декалога: наша цель не достижение бесславия и плача, но удаление от того, чтобы слава, удовольствия (сытость), «земные радости-утешения» стали для нас идолами, суррогатами Бога.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.36 (0.007 с.) |