Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.



 

Нищета духовная – это отрицание в себе любых заслуг перед Богом, осознание своей нищеты (поврежденности).

Когда человек называется нищим? Тогда, когда в его имении – огромная прореха, а его богатств (заслуг) и след простыл.

Нищета духовная – это зрение своего повреждения, видение своих духовных «прорех» - язв дух (души), грехов, страстей. Такое состояние называется смирением.

Смиренный человек видит себя нищим (пустым, бедным) от всякой добродетели.

Нищета всегда сопровождается плачем, кротостью и жаждой исправить свое убожество.

Смиренный подобен Лазарю четверодневному, который лежит в гробу и смердит. Все свои добродетели он видит как картины на стенках своего гроба. В себе же он видит только смрад грехов.

Нищета духа это признание  в себе повреждения своей природы. Это повреждение (падение) упорно противодействует Евангелию. Это падение общее для всего человечества, поэтому оно никого не осуждает.

Зрение своего поврежденного состояния – это искра истины в человеке. Святой Дух, прикасаясь к человеку, сообщая ему свою благодать, освещает его изнутри, и в этом духовном свете человек видит свое повреждение, всякую прореху - ясно. Это прикосновение к истине и свету принадлежит Царству Небесному и само по себе составляет блаженство, как проявление в душе Небесного Царства, как залог спасения.

Нищета духа — соль для всех духовных жертв и всесожжений. Если они (жертвы) не осолены этой солью, — Бог отвергает их.

Человек, видящий падение свое, способен признать необходимость спасения и Спасителя, — способен уверовать в Евангелие живой верою. Человек, незнающий своего повреждения, не нуждается в Спасителе. Само Евангелие - это весть о том, что для исцеления человека понадобилось воплощение бесконечного Бога, что показывает величину человеческого повреждения. Наше повреждение – бесконечно. Человек, считающий свою природу свободной от повреждения, не нуждается в Спасителе. Ему нужен не Спаситель, а воздаятель за его добродетели. И такая личность в Библии указана. Это Антихрист.

 

По наличию нищеты духовной можно судить о том, имеет ли человек прочие блаженства.

Обретается нищета духа изучением Евангелия, исполнением его воли, сравнением своих поступков и внутреннего мира с заповедями Евангелия, принуждением своего сердца к великодушному перенесению обид, самоукорением, молитвой о получении сердца сокрушенного и смиренного.

 

Нищета духа рождает в человеке плач.

 

К семинару:

* Нищета духовная (смирение) изображено в Евангелии в нескольких местах, которые имеют некоторое объяснение в Апостоле. Самые характерные места:

1. притча о выбирающих себе место на брачном пире (Лук.14:7-11)

Иисус сказал притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

 

2. указание на Иисусово смирение Матф.11:29: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем.

 

Эта пара объяснений имеет продолжение в Апостоле:

1. все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (1Пет.5:5,6)

 

2. «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он … смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:5-8).

 

О чем речь? В первом случае речь идет о внутреннем мире человека, характере его воззрения на себя и окружающих его людей. Человек рисует в своем уме собственный портрет на тему: «я и мое место в мире». В этом портрете часто заимствованы чужие краски, взятые из телевизора, художественной литературы, мирских стереотипов. Мир сей учит нас «рисовать» портреты. Для этого даны нам «образцы» успеха, счастья, удачи, удовольствия. Горе нам, если мы не соответствуем нашему портрету, который мы сами себе сочинили. В психологии – это комплекс неполноценности, который эволюционирует в агрессию на себя (депрессию) и на окружающих (деструктивное поведение), карикатурное высокомерие. Когда мы в своем мнении о себе завышаем планку требований к себе: я – красивый, успешный, уважаемый, окруженный любящей семьей, богатый, умный, квалифицированный специалист и т.д., тогда мы «садимся на высокое» место. Жизнь нас часто низвергает с него. Ударяться о реальность больно. Параллельно мы рисуем чужие портреты. Ничто так не украшает «мой портрет», как серый фон вокруг. Поэтому такой живописец не жалеет серой краски для портретов ближних, для подчеркивания (чаще всего мнимого) их недостатков, для выискивания и обнародования их явных и мнимых грехов. Ничто так не задерживается в памяти, как недостатки ближних. Такие вещи подтверждают «мое место» над ними. В грубой форме – это проявляется осуждением, клеветой, злословием, пересудами, предвзятостью, презорством (антипатией), например, к «бомжам, алкоголикам и подобной публике». Но есть и более тонкие формы. Самый ужас, когда подобные рисование портретов касается духовных предметов. Например, в евангелии очернять Иисуса было законом чести для фарисеев. Это объяснено «завистью». Или пренебрежение уроженцами Назарета. Так что, если произвольно занижать мнение о себе, то сама жизнь на каждом шагу будет нас возвышать. Так поступали Христа ради юродивые.

Вопрос психологического здоровья требует здравого мнения о себе. В случае же наблюдения «плодов» завышенного мнения – тревожная мнительность, сверхпопечительность, зависть, лишающая покоя и т.п., нам нужно анализировать и искать врачевания.

Есть аскетический метод – всегда усаживать себя на последнее место в своих амбициях, считать себя достойным самого низкого успеха. Тогда любые, самые малые успехи, превзойдут наши ожидания, а самые страшные крушения будут вполне закономерными. Только речь идет не об ожидании неприятностей, с предварительной обидой на судьбу, но о картине брачного пира, в котором я занимаю последнее место.

Критические пункты: осуждение ближних, тоска и страхи неудач, зависть.

В этом случае появляется такой феномен, как «отсечение своей воли». В первую очередь воля отсекается перед Богом и Его заповедью, а затем, перед ближним. В этом случае важно помнить об истинных потребностях наших ближних, а не о том, что они от нас требуют с насилием. Наиболее ясно это проявляется в проблеме лечения больных с зависимостями: такие больные пытаются манипулировать окружающими, и подлинная любовь проявляется в сопротивлении им, а не в потакании слабостям.

 

Второй случай: Иисус, будучи истинным Богом, уничижил Себя, смирившись до смерти на Кресте. Ап. Павел и Сам Иисус это смирение предлагают ученикам в образец для подражания. Но Крест Христов – это Крест, который Иисус принял за нас. Мы же несем крест свой, который заработали своими грехами. Это крест самопротивления, самопонуждения и терпения скорбей. Нам не хочется исполнять волю Божию, но необходимо. Нам хочется исполнять страсти, но этого нельзя. Мы не хотим скорби, но это – лекарство от Бога.

Наличие смирения и плача (покаяния) – первый признак евангельского духа в молитве и прочих христианских добродетелях.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.007 с.)