Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемный метод обучения и метод программированного обучения.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблемный метод обучения и метод программированного обучения. Учебные вопросы: 1. Ситуация в высшем образовании после вступления России в Болонский процесс. Традиционное обучение Проблемное обучение Программированное обучение
Традиционное обучение постепенно входит в противоречие с современными социально-экономическими запросами на специалиста, получившего высшее образование, так как направлено на усвоение знаний энциклопедического характера, является тормозящим фактором. После вступления России в Болонский процесс, произошла замена квалификационной оценки модели выпускника вуза на компетентностную модель специалиста. Компетентностный подход рассматривается, как своего рода инструмент усиления социального диалога высшей школы с рынком интеллектуального труда, как средство углубления их сотрудничества на новом этапе развития. Такой подход делает основной акцент на результат образования не в объёме усвоенных знаний, а в способности человека решительно действовать в различных проблемных ситуациях, не просто функционировать в заданных условиях. Переформулировка целей образования выдвинула на первый план задачу развития личности с помощью индивидуализации обучения. Соответственно, изменяются методы обучения на различных уровнях образования, преимущество получают инновационные педагогические технологии, и, происходит постепенный отказ от традиционных методов обучения и процедур оценивания учащихся. Каким, предположительно, должен быть желаемый образ инновационного выпускника вуза, который будет соответствовать новой концепции образования?? В соответствии с компетентностым подходом, он должен быть способен, помимо прекрасной профессиональной подготовки (иметь знания, умения, навыки по специальному предмету) и включать дополнительные, метапредметные знания и социально-психологические способности. 1) Уметь анализировать своё поведение, принимать решения в нестандартной ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности, разработав алгоритм её достижений. 2) Обладать умением самостоятельно осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из любых источников, на любых носителях, что позволяет самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения конкретных профессиональных и жизненных задач. 3) Уметь работать в команде, выполнять разные социальные роли, представлять и уметь аргументировано доказать свою точку зрения, как в диалоге, так и в публичном выступлении. Исследовательский этап. Чтобы культурно разрешить противоречия, возникающие при развитии, нужно начать с исследовательского этапа. На этом этапе мы пытаемся восстановить пройденный путь до того, как возникли затруднения и противоречия. Восстанавливая, что мы делали ранее и в какой последовательности, в каких временных промежутках, до возникших трудностей. Проводится диагностика ситуации, сбор данных. Критический этап. Основная задача – выявления причин, ответ на вопрос, почему возникла эта трудность, найти причины, поставить «диагноз заболевания». Этап нахождения дополнительных средств, для разрешения противоречия. Когда мы уже поняли причины возникновения трудностей, должны определить, какие необходимы дополнительные средства, меры, для того, чтобы снять эти причины, которые привели к возникновению трудностей и применить их для разрешения противоречий. На этом этапе мы пытаемся найти пути решения трудностей. Все эти три этапа составляют РЕФЛЕКСИЮ, анализ, рефлексию первого уровня. В этой рефлексии тоже могут возникнуть трудности, тогда нужно будет выйти в рефлексию уже второго уровня. Всеми этими аспектами рефлексии глубоко занимались методологи Щедровицкий Г.П., Громыко Ю.В, Анисимов О.С., которые продвинулись в изучении развития рефлексивных способностей. Рефлексивные способности являются важным элементом компетенций педагога. В развитии рыночных отношений, когда двигателем прогресса является конкуренция между организациями, в здоровом смысле, и конкуренция между людьми, такая ситуация заставляет думающих людей или организации жить не в режиме функционирования, а в режиме развития. Если завтра организация или частное лицо – любой специалист, захочет быть конкурентноспособным, он должен перейти в режим развития, в режиме функционирования это не перспективно, а значит, нет наращивания потенциала. Рефлексивные способности – важный аспект образования, их нельзя передать рассказами, лекциями, чтением книг по этой теме. Рефлексивные способности выращиваются, как и любые способности к чему-то новому. Следовательно, в учебном процессе, в технологии обучения, через решение учебных задач, преподаватель может воспитывать, развивать у учащихся необходимые рефлексивные способности. Если в 11 лет у ребенка не возникают рефлексивные способности, они развиваются стихийно, как получится, то в профессиональной деятельности у него также возникнут трудности. Учебное пространство педагог может представить в виде учебного поля, где превалируют специальные проблемные ситуации, куда входит ученик, на выходе он уже изменённом виде. В учебном процессе должны превалировать проблемные учебные ситуации. В первое время, учитель выводит в рефлексивную позицию и обучает ребёнка анализу возникающих трудностей, которые педагог может специально моделировать. Позже, это должно перейти на уровень САМОРЕФЛЕКСИИ. Конечно, формирование данных психических качеств нужно начинать в раннем возрасте, чтобы на уровне старших классов и в студенческом возрасте не испытывать трудностей в обучении и профессиональном развитии. Проблемное обучение наиболее соответствует социально-экономическим реалиям, так как с развитием конкуренции в рыночных условиях между субъектами хозяйствования, возникает необходимость развити я рефлексивных способностей у этих субъектов. Что такое ПО (проблемное обучение)? Проблемное обучение – « Обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации, организуя деятельность учащихся по разрешению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки» (Российская педагогическая энциклопедия Т.2, стр.196). Преподаватель создаёт учебные ситуации проблемного характера – это центральная задача педагога при проблемном обучении, организует самостоятельную поисковую деятельность своих учеников с усвоением готовых выводов науки. ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия, как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машине). Основой программированного обучения является бихевиоризм, в частности, Б.Скиннер. Принцип современного программированного обучения не претерпел кардинальных изменений, поэтому его, вряд-ли, можно отнести к инновационным технологиям обучения. Педагогические модели, типы обучения, имеют в основе психологические теории, которая опирается на философские знания. Идеи программированного обучения возникли в середине двадцатого столетия в рамках бихевиористской психологии. В качестве точки отсчета исследователи, как правило, называют статью американского психолога Б. Скиннера «Наука об учении и искусство обучения», опубликованную в 1954 г. В ней он рассмотрел основные психологические предпосылки усовершенствования методов управления поведением. Позднее в автобиографии Б. Скиннер свяжет этот факт с одним из событий своей личной жизни. 11 ноября 1953 г. он посетил урок арифметики в школе, где училась его дочь, и был поражен тем, насколько действия учителя противоречили всем теоретическим представлениям о процессе научения. Под влиянием этого впечатления он стал размышлять о возможностях психологии по улучшению преподавания школьных предметов. В итоге своих размышлений он пришел к главному выводу, «что немедленный пересмотр всей практики в системе образования является не только возможным, но и неизбежным». В качестве программы реализации данного пересмотра Б. Скиннер выдвинул следующие положения. Процесс обучения в школе было предложено рассматривать выработку у ребенка большого числа реакций определенного типа. По сути дела, это означало пересмотр целей образования. Вместо традиционных знаний, умений и навыков обучение выступало как получение заранее намеченной (запрограммированной) системы внешних реакций (набора поведения). Большинство этих реакций являются словесными. Б. Скиннер назвал их «навыками, выражаемыми в словесной форме». Они состоят в произнесении и написании определенных слов, цифр, знаков, которые имеют отношение к словам, числам, арифметическим действиям и т. д. Первая задача сводится к формированию этих реакций. Надо научить ребенка правильно произносить и записывать слова, понятия, действия, но главная задача — поставить данное поведение под контроль различных стимулов. Тем самым, процесс обучения был отождествлен с процессом научения. В качестве примера обучающей программы Б. Скиннера можно привести следующую последовательность заданий, предназначенных для детей 9-10 лет, изучающих правописание. Отличительной чертой скиннеровской программы является разбиение материала на очень маленькие порции, усвоение которых не представляет труда для любого учащегося. Прохождение каждого шага предполагает осуществление учеником соответствующей ответной реакции (например, вписывание букв и слов). После ответа, учащийся сразу же может убедиться в правильности своего ответа. Включение «автоматического подкрепления» в состав самого действия позволило Б. Скиннеру пересмотреть роль учителя в учебном процессе. В интересах наиболее эффективного управления процессом обучения людей было предложено использовать автоматизированные технические средства — так называемые «обучающие машины». Большинство таких устройств отличается тем, что подкрепления на правильный ответ даются немедленно. Автор исходил из того, что для ученика недостаточно просто «подумать» об ответе. Ответ ученика необходимо было связать с его движением - нажатием кнопки или написанием ответа в специальном окошке обучающей машины. Механическая модель обучающей машины была разработана самим Б. Скиннером. Ряд крупных фирм занялись интенсивным производством соответствующего оборудования. Подобные машины уже к 1957т. поступили в продажу. В этом случае, роль учителя качественно изменяется. Из основного источника учебной информации он должен превратиться в человека, управляющего процессом научения. Пользуясь обучающими машинами, учитель может одновременно контролировать процесс обучения целого класса. В этом случае, сам учитель может начать действовать не как несовершенная машина, а путем установления контактов интеллектуального, культурного и эмоционального характера, в соответствии со своими возможностями. При такой организации учебного процесса каждый ученик может усваивать материал в своем собственном темпе, решая столько задач, сколько он успеет в течение урока. При этом, индивидуализируется только скорость прохождения учебного материала. Никаких попыток дифференцировать содержание обучения, в зависимости от наклонностей или способностей учеников в рамках данного подхода, не предпринималось. Все ученики идут по одной линии обучения. В итоге, предложенная система обучения получила название линейного программирования. В этом плане представляет интерес еще одна разновидность обучающих программ, которая получила название разветвленного программирования. Несмотря на схожесть названий, автор этой системы обучения, американский педагог Н. Краудер, категорически отвергает свою связь с теорией линейного программирования Б. Скиннера. Как он писал в одной из своих статей, «исторически линейное и разветвленное программирование не имеют между собой ничего общего. Между этими двумя системами не существует и теоретической общности, поскольку предполагаемые результаты базируются на различных основах, а о природе процесса научения существуют диаметрально противоположные точки зрения». Методика разветвленного программирования заключается во включении в обычный текст вопросов и альтернативных ответов, и в использовании этих ответов для постоянной проверки степени усвоения материала учащимися и, в случае необходимости, подачи дополнительного материала. Подобные вопросы служат, прежде всего, диагностическим целям, а поставленный таким образом диагноз, может быть немедленно использован для включения специфического дополнительного материала в помощь обучаемому. В итоге каждый ученик получает возможность перестроить объем и порядок изложения материала, исходя из своих индивидуальных особенностей. В силу этого, Н. Краудер считается автором нового метода освоения содержания обучения — метода перекомпоновки печатного материала. Поскольку основным фактором такого переструктурирования выступают «внутренние условия» ученика, то сам автор предпочитал говорить о внутреннем программировании учебного процесса. Достоинства метода программированного обучения: 1. Вырабатывает логическое мышление, способы рациональных действий. 2. Воспитывает умение логически мыслить. 3. Соответствует индивидуальной скорости обучения учащегося, возможен индивидуальный вариант обучения. Недостатки 1.Не в полной мере соответствует самостоятельности в обучении. 2.В учебной программе всё компьютеризировано, не требует поиска информации. Много времени уходит на структурирование содержания такой программы. По каждому модулю содержание возможных ошибок должно быть обязательно учтено. Всё, что необходимо предусмотрено в заложенной обучающей программе. 3.Применимо для алгоритмически разрешимых познавательных задач, наиболее применимо для естественных наук, где более чётко и однозначно можно структурировать тестовые задания. Не всё можно программировать в соответствии с технологией программированного обучения. 4. Обеспечивает только получение знаний, заложенных в алгоритме, и не позволяет получать новые знания. Всё самое необходимое заложено в электронных пакетах, учебниках, ничего лишнего. 5. Размерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности. Итак, главный недостаток – это алгоритмический тип мышления. Что в этом плохого? Затрудняет общее развитие ребёнка, продуктивный стиль познавательной деятельности, не рассчитан на весь жизненный цикл. На сегодняшний день, есть американский вариант программирования обучения – школа завтрашнего дня. Её разработчики абсолютизировали достоинства и пренебрегали недостатками программированного обучения, ориентировано на внешнее подкрепление. В 90-е годы, доктор Ховард привез в Москву и адаптировал в некоторых школах эту компьютерную программу обучения. Сегодня, мы рассмотрели обучающие методы: традиционный, проблемный методы и метод программированного обучения, выделили их достоинства и недостатки, сделали вывод о том, что невозможно абсолютизировать ни один метод обучения. Наилучшие результаты можно получить при оптимальном сочетании разных типов и методов обучения при должном профессионализме педагога. Литература: Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс». 2000г. - 416 с. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК ,2013. - 448 c. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемной ситуации. 2009 Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. 2017
Проблемный метод обучения и метод программированного обучения. Учебные вопросы: 1. Ситуация в высшем образовании после вступления России в Болонский процесс. Традиционное обучение Проблемное обучение Программированное обучение
Традиционное обучение постепенно входит в противоречие с современными социально-экономическими запросами на специалиста, получившего высшее образование, так как направлено на усвоение знаний энциклопедического характера, является тормозящим фактором. После вступления России в Болонский процесс, произошла замена квалификационной оценки модели выпускника вуза на компетентностную модель специалиста. Компетентностный подход рассматривается, как своего рода инструмент усиления социального диалога высшей школы с рынком интеллектуального труда, как средство углубления их сотрудничества на новом этапе развития. Такой подход делает основной акцент на результат образования не в объёме усвоенных знаний, а в способности человека решительно действовать в различных проблемных ситуациях, не просто функционировать в заданных условиях. Переформулировка целей образования выдвинула на первый план задачу развития личности с помощью индивидуализации обучения. Соответственно, изменяются методы обучения на различных уровнях образования, преимущество получают инновационные педагогические технологии, и, происходит постепенный отказ от традиционных методов обучения и процедур оценивания учащихся. Каким, предположительно, должен быть желаемый образ инновационного выпускника вуза, который будет соответствовать новой концепции образования?? В соответствии с компетентностым подходом, он должен быть способен, помимо прекрасной профессиональной подготовки (иметь знания, умения, навыки по специальному предмету) и включать дополнительные, метапредметные знания и социально-психологические способности. 1) Уметь анализировать своё поведение, принимать решения в нестандартной ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности, разработав алгоритм её достижений. 2) Обладать умением самостоятельно осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из любых источников, на любых носителях, что позволяет самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения конкретных профессиональных и жизненных задач. 3) Уметь работать в команде, выполнять разные социальные роли, представлять и уметь аргументировано доказать свою точку зрения, как в диалоге, так и в публичном выступлении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.120.64 (0.013 с.) |