Проблемное обучение: сущность, достоинства, недостатки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемное обучение: сущность, достоинства, недостатки.



По мнению специалистов в области педагогики, метод проблемного обучения является наиболее соответствующим типом современного обучения и социально-экономическим реалиям жизни, социальному заказу на современного специалиста.

Приведем аргументы для обоснования данного тезиса.

В жизни любого из нас, в жизни организации, можно выделить два режима жизнедеятельности - функционирование и развитие.

Функционирование – это когда все процессы и подсистемы работают стабильно, по заданному варианту, без существенных изменений - происходит использование накопленного потенциала, идет повторение устойчивых форм жизни.

Развитие – когда все процессы и подсистемы существенно изменяются - происходит наращивание и обновление потенциала, плюс улучшение его использования.

Вспоминая возрастную психологию, вы знаете, что движущей силой психического развития ребёнка является противоречие между тем, что может ребёнок сделать самостоятельно и тем, что требует социальная ситуация.

То есть, движущей силой психического развития является противоречие, это общий закон развития, всегда источником развития является возникающее противоречие, определённые трудности, как неизбежный этап развития. Разрешение этих противоречий может осуществляться разными способами и на разном культурном уровне.

Для разрешения противоречий используется рефлексивная позиция, которая состоит из 3 этапов.

Основные этапы:

1. Исследовательский

2. Критический

3. Этап решения противоречий.

Исследовательский этап.

Чтобы культурно разрешить противоречия, возникающие при развитии, нужно начать с исследовательского этапа. На этом этапе мы пытаемся восстановить пройденный путь до того, как возникли затруднения и противоречия. Восстанавливая, что мы делали ранее и в какой последовательности, в каких временных промежутках, до возникших трудностей. Проводится диагностика ситуации, сбор данных.

Критический этап.

Основная задача – выявления причин, ответ на вопрос, почему возникла эта трудность, найти причины, поставить «диагноз заболевания».

Этап нахождения дополнительных средств, для разрешения противоречия.

Когда мы уже поняли причины возникновения трудностей, должны определить, какие необходимы дополнительные средства, меры, для того, чтобы снять эти причины, которые привели к возникновению трудностей и применить их для разрешения противоречий. На этом этапе мы пытаемся найти пути решения трудностей.

Все эти три этапа составляют РЕФЛЕКСИЮ, анализ, рефлексию первого уровня.

В этой рефлексии тоже могут возникнуть трудности, тогда нужно будет выйти в рефлексию уже второго уровня. Всеми этими аспектами рефлексии глубоко занимались методологи Щедровицкий Г.П., Громыко Ю.В, Анисимов О.С., которые продвинулись в изучении развития рефлексивных способностей.

Рефлексивные способности являются важным элементом компетенций педагога. В развитии рыночных отношений, когда двигателем прогресса является конкуренция между организациями, в здоровом смысле, и конкуренция между людьми, такая ситуация заставляет думающих людей или организации жить не в режиме функционирования, а в режиме развития. Если завтра организация или частное лицо – любой специалист, захочет быть конкурентноспособным, он должен перейти в режим развития, в режиме функционирования это не перспективно, а значит, нет наращивания потенциала.

Рефлексивные способности – важный аспект образования, их нельзя передать рассказами, лекциями, чтением книг по этой теме. Рефлексивные способности выращиваются, как и любые способности к чему-то новому.

Следовательно, в учебном процессе, в технологии обучения, через решение учебных задач, преподаватель может воспитывать, развивать у учащихся необходимые рефлексивные способности. Если в 11 лет у ребенка не возникают рефлексивные способности, они развиваются стихийно, как получится, то в профессиональной деятельности у него также возникнут трудности.

Учебное пространство педагог может представить в виде учебного поля, где превалируют специальные проблемные ситуации, куда входит ученик, на выходе он уже изменённом виде. В учебном процессе должны превалировать проблемные учебные ситуации. В первое время, учитель выводит в рефлексивную позицию и обучает ребёнка анализу возникающих трудностей, которые педагог может специально моделировать. Позже, это должно перейти на уровень САМОРЕФЛЕКСИИ. Конечно, формирование данных психических качеств нужно начинать в раннем возрасте, чтобы на уровне старших классов и в студенческом возрасте не испытывать трудностей в обучении и профессиональном развитии.

Проблемное обучение наиболее соответствует социально-экономическим реалиям, так как с развитием конкуренции в рыночных условиях между субъектами хозяйствования, возникает необходимость развити я рефлексивных способностей у этих субъектов.

Что такое ПО (проблемное обучение)?

Проблемное обучение – « Обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации, организуя деятельность учащихся по разрешению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки» (Российская педагогическая энциклопедия Т.2, стр.196).

Преподаватель создаёт учебные ситуации проблемного характера – это центральная задача педагога при проблемном обучении, организует самостоятельную поисковую деятельность своих учеников с усвоением готовых выводов науки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.004 с.)