Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Коррекционный курс: альтернативная Коммуникация. 1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение
выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Общая характеристика учебного предмета:
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с
окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с
использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться длядополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Коррекционный курс включает следующие разделы:
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
В содержании логопедических программ учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда,мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
• принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
• принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
• принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
• принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
• деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Личностные и примерные результаты освоения конкретного корреционного курса
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
¾ входить и выходить из учебного помещения со звонком;
¾ ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
¾ адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
¾ принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
¾ передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Личностные результаты
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Подгруппа
№
| Название темы и содержание
| Формы и методы работы
| Содержание
| Методическое
информационно-техническое обеспечение
|
| 1-ый модуль
Обследование
«Игрушки»
«Одежда»
| Наглядный.
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Развитие общей моторики
- Свободно ходить
- При поддержке за обе руки подниматься и опускаться по лесенке и горке
Развитие мелкой моторики
- Поднимать мелкие предметы
- Строить башню из 3-х кубиков
Сенсорное развитие
- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах
- Ориентироваться в 2-х цветах
- Собирать пирамидку из 3-4 колец
Овладение предметными действиями
- Фиксация взгляда на лице
- Фиксация взгляда на игрушке
- Захват горстью
- Игры с кубиками
Формирование игровой деятельности
-Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)
- Адекватно использовать игрушки
Использование жестов, как средства общения
- Рукопожатие и прощание
- Умение использовать указательный жест
Работа с пиктограммами
- Знать 1-2 пиктограммы
- Идентифицировать символ
Восприятие речи
- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания
- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно
- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания
| Иллюстрации,
игры для развития сенсомоторных процессов, развивающие игрушки, канц. Товары, пиктограммы
|
| 2-ой модуль
«Одежда»
«Мебель»
| Наглядный.
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Развитие общей моторики
- Приседать на корточки
- Взбираться на невысокие предметы
- Ходить по лежащей на полу дорожке
- Перешагивать через веревку или палку, положенную на пол или приподнятую
Развитие мелкой моторики
- Ловко поднимать мелкие предметы пинцетообразным движением
- Переворачивать страницы
Сенсорное развитие
- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах
- Ориентироваться в 2-х цветах
- Собирать пирамидку из 3-4 колец
- Выбирать самый большой и самый маленький предмет
Овладение предметными действиями
- Фиксация взгляда на лице
- Фиксация взгляда на игрушке
- Захват горстью
- Игры с кубиками
Формирование игровой деятельности
-Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)
- Адекватно использовать игрушки
Использование жестов, как средства общения
- Рукопожатие и прощание
- Умение использовать указательный жест
Работа с пиктограммами
- Знать 1-2 пиктограммы
- Идентифицировать символ
- Выбирать нужную пиктограмму
Восприятие речи
- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания
- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно
- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания
|
| 3-й модуль
«Мебель»
«Дикие животные»
«Домашние животные»
| Наглядный.
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Развитие общей моторики
- Приседать на корточки
- Взбираться на невысокие предметы
- Ходить по лежащей на полу дорожке
- Перешагивать через веревку или палку, положенную на пол или приподнятую
Развитие мелкой моторики
- Ловко поднимать мелкие предметы пинцетообразным движением
- Переворачивать страницы
Сенсорное развитие
- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах
- Ориентироваться в 2-х цветах
- Собирать пирамидку из 3-4 колец
- Выбирать самый большой и самый маленький предмет
Овладение предметными действиями
- Перекладывание из одной руки в другую
- Бросание
- Перекладывание предметов
-Рисование
Формирование игровой деятельности
-Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)
- Адекватно использовать игрушки
Использование жестов, как средства общения
- Рукопожатие и прощание
- Умение использовать указательный жест
Работа с пиктограммами
- Знать 1-2 пиктограммы
- Идентифицировать символ
- Выбирать нужную пиктограмму
Восприятие речи
- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания
- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно
- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания
|
| 4-ый модуль
«Дикие и домашние животные»
«Посуда»
«Продукты питания»
| Наглядный.
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Развитие общей моторики
- Свободно ходить
- При поддержке за обе руки подниматься и опускаться по лесенке и горке
Развитие мелкой моторики
- Поднимать мелкие предметы
- Строить башню из 3-х кубиков
Сенсорное развитие
- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах
- Ориентироваться в 2-х цветах
- Собирать пирамидку из 3-4 колец
Овладение предметными действиями
- Фиксация взгляда на лице
- Фиксация взгляда на игрушке
- Захват горстью
- Игры с кубиками
Формирование игровой деятельности
-Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)
- Адекватно использовать игрушки
Использование жестов, как средства общения
- Рукопожатие и прощание
- Умение использовать указательный жест
Работа с пиктограммами
- Знать 1-2 пиктограммы
- Идентифицировать символ
Восприятие речи
- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания
- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно
- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания
|
|
| 5-ый модуль
«Продукты питания»
«Весна»
«Части тела»
| Наглядный.
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Развитие общей моторики
- Приседать на корточки
- Взбираться на невысокие предметы
- Ходить по лежащей на полу дорожке
- Перешагивать через веревку или палку, положенную на пол или приподнятую
Развитие мелкой моторики
- Ловко поднимать мелкие предметы пинцетообразным движением
- Переворачивать страницы
Сенсорное развитие
- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах
- Ориентироваться в 2-х цветах
- Собирать пирамидку из 3-4 колец
- Выбирать самый большой и самый маленький предмет
Овладение предметными действиями
- Фиксация взгляда на лице
- Фиксация взгляда на игрушке
- Захват горстью
- Игры с кубиками
Формирование игровой деятельности
-Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)
- Адекватно использовать игрушки
Использование жестов, как средства общения
- Рукопожатие и прощание
- Умение использовать указательный жест
Работа с пиктограммами
- Знать 1-2 пиктограммы
- Идентифицировать символ
- Выбирать нужную пиктограмму
Восприятие речи
- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания
- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно
- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания
|
| 6-ой модуль
«Части тела»
«Транспорт»
«Лето»
| Наглядный.
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Развитие общей моторики
- Приседать на корточки
- Взбираться на невысокие предметы
- Ходить по лежащей на полу дорожке
- Перешагивать через веревку или палку, положенную на пол или приподнятую
Развитие мелкой моторики
- Ловко поднимать мелкие предметы пинцетообразным движением
- Переворачивать страницы
Сенсорное развитие
- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах
- Ориентироваться в 2-х цветах
- Собирать пирамидку из 3-4 колец
- Выбирать самый большой и самый маленький предмет
Овладение предметными действиями
- Перекладывание из одной руки в другую
- Бросание
- Перекладывание предметов
-Рисование
Формирование игровой деятельности
-Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)
- Адекватно использовать игрушки
Использование жестов, как средства общения
- Рукопожатие и прощание
- Умение использовать указательный жест
Работа с пиктограммами
- Знать 1-2 пиктограммы
- Идентифицировать символ
- Выбирать нужную пиктограмму
Восприятие речи
- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания
- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно
- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания
|
|
Подгруппа
№
| Название темы и содержание
| Формы и методы работы
| Содержание
| Методическое иформационно-техническе обеспечение
|
| 1-ый модуль
Обследование
|
|
|
|
| «Помещение школы»,
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Экскурсия по школе, называние кабинетов
|
|
| «Осень»
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Развитие общей моторики
- Повторение за педагогом 4-х движений рук
Развитие мелкой моторики
- Распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в вертикальном положении под счет
- Аналогично выполнить левой рукой
Артикуляционная моторика
-Округляет губы
-Растягивает губы в улыбке
-Широко раскрыть рот
-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ
Мимическая мускулатура
Закрывает глаза по просьбе
Хмурит брови
Надувает щеки
Сенсорное развитие
- Выбирает самый большой и самый маленький предмет
- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам
-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета
Овладение предметными действиями
- Игры со шнурками
Рисование
Формирование игровой деятельности
-Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)
- Адекватно использовать игрушки
-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы
Развитие психических процессов
-Добавляет предметы в линейный ряд
-Уменьшает предметы в линейном ряду
Использование жестов, как средства общения
- Рукопожатие и прощание
- Умение использовать указательный жест
-Жест требования
Работа с пиктограммами
- Знать 1-2 пиктограммы
- Идентифицировать символ
- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый
Собственная речь
- Повторение отдельных звуков
- Повторение слогов
| Иллюстрации,
игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы
|
| «Фрукты»,
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Иллюстрации,
игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы
|
| «Овощи»,
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Иллюстрации,
игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы
|
| «Игрушки»»
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
|
| «Обувь»,
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
|
| 2-ой модуль
«Обувь»,
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Развитие общей моторики
- Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения — 5 секунд
- Маршировать чередуя шаг и хлопок ладонями.
Развитие мелкой моторики
- Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз на правой руке, левой, обеих руках)
- Держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8 раз) на правой, левой, обеих руках
Артикуляционная моторика
-Округляет губы
-Растягивает губы в улыбке
-Широко раскрыть рот
-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ
- Выдвинуть нижнюю челюсть вперед
-Широко открыть рот и четко произнести звук «А»
Мимическая мускулатура
Закрывает глаза по просьбе
Хмурит брови
Надувает щеки
Удивление
Радость
Сенсорное развитие
- Выбирает самый большой и самый маленький предмет
- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам
-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета
-Подбирает предметы по форме, цвету, величине, соотносит их друг с другом
-чередовать предметы двух размеров (форм, цветов)
Подбирает парные картинки
Овладение предметными действиями
- Игры со шнурками
Рисование, лепка
Формирование игровой деятельности
-Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)
- Адекватно использовать игрушки
-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы
- Элементы ролевой игры
Развитие психических процессов
-Добавляет предметы в линейный ряд
-Уменьшает предметы в линейном ряду
-Заучивание стихотворений
Использование жестов, как средства общения
- Рукопожатие и прощание
- Умение использовать указательный жест
-Жест требования
-отказ
- Просьба о помощи
Работа с пиктограммами
- Знать 1-2 пиктограммы
- Идентифицировать символ
- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый
Собственная речь
- Повторение отдельных звуков
- Повторение слогов
| Иллюстрации,
игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы
|
| «Посуда»,
|
| «Зима»,
|
| «Дикие животные»
|
| «Домашние животные»
|
| 3-ий модуль
«Дикие животные»
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Развитие общей моторики
- Повторение за педагогом 4-х движений рук
Развитие мелкой моторики
- Распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в вертикальном положении под счет
- Аналогично выполнить левой рукой
Артикуляционная моторика
-Округляет губы
-Растягивает губы в улыбке
-Широко раскрыть рот
-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ
Мимическая мускулатура
Закрывает глаза по просьбе
Хмурит брови
Надувает щеки
Сенсорное развитие
- Выбирает самый большой и самый маленький предмет
- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам
-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета
Овладение предметными действиями
- Игры со шнурками
Рисование
Формирование игровой деятельности
-Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)
- Адекватно использовать игрушки
-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы
Развитие психических процессов
-Добавляет предметы в линейный ряд
-Уменьшает предметы в линейном ряду
Использование жестов, как средства общения
- Рукопожатие и прощание
- Умение использовать указательный жест
-Жест требования
Работа с пиктограммами
- Знать 1-2 пиктограммы
- Идентифицировать символ
- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый
Собственная речь
- Повторение отдельных звуков
- Повторение слогов
| Иллюстрации,
игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы
|
| «Домашние животные»
|
| «Одежда»
|
| «Теплая одежда»
|
| «Игры и развлечения детей зимой»
|
| «Помощь птицам и животным зимой»,
|
| «Одежда»
| «Теплая одежда»
|
| 4-ый модуль
«Мебель»
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Развитие общей моторики
- Повторение за педагогом 4-х движений рук
-Маршировать и остановиться внезапно по сигналу
Развитие мелкой моторики
- Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз на правой руке, левой, обеих руках)
- Держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8 раз) на правой, левой, обеих руках
Артикуляционная моторика
-Округляет губы
-Растягивает губы в улыбке
-Широко раскрыть рот
-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ
Мимическая мускулатура
Закрывает глаза по просьбе
Хмурит брови
Надувает щеки
Сенсорное развитие
- Выбирает самый большой и самый маленький предмет
- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам
-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета
Овладение предметными действиями
- Игры со шнурками
Рисование
Формирование игровой деятельности
-Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)
- Адекватно использовать игрушки
-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы
Развитие психических процессов
-Добавляет предметы в линейный ряд
-Уменьшает предметы в линейном ряду
Использование жестов, как средства общения
- Рукопожатие и прощание
- Умение использовать указательный жест
-Жест требования
Работа с пиктограммами
- Знать 1-2 пиктограммы
- Идентифицировать символ
- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый
Собственная речь
- Повторение отдельных звуков
- Повторение слогов
| Иллюстрации,
игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы
|
| «Продукты питания»
|
| «Труд людей зимой»
|
| «Транспорт»
|
| «День защитника Отечества»
|
| 5-ый модуль
«Весенняя одежда»
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Развитие общей моторики
- Повторение за педагогом 4-х движений рук
-Маршировать и остановиться внезапно по сигналу
Развитие мелкой моторики
- Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз на правой руке, левой, обеих руках)
- Держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8 раз) на правой, левой, обеих руках
Артикуляционная моторика
-Округляет губы
-Растягивает губы в улыбке
-Широко раскрыть рот
-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ
Мимическая мускулатура
Закрывает глаза по просьбе
Хмурит брови
Надувает щеки
Сенсорное развитие
- Выбирает самый большой и самый маленький предмет
- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам
-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета
Овладение предметными действиями
- Игры со шнурками
Рисование
Формирование игровой деятельности
-Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)
- Адекватно использовать игрушки
-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы
Развитие психических процессов
-Добавляет предметы в линейный ряд
-Уменьшает предметы в линейном ряду
Использование жестов, как средства общения
- Рукопожатие и прощание
- Умение использовать указательный жест
-Жест требования
Работа с пиктограммами
- Знать 1-2 пиктограммы
- Идентифицировать символ
- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый
Собственная речь
- Повторение отдельных звуков
- Повторение слогов
| Иллюстрации,
игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы
|
| «8 Марта»
|
| «Природные явления весны»,
|
| «Труд людей весной»
|
| «Сад-огород»
|
| «Прилет птиц»
|
| 6-ой модуль
«Обувь»
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Развитие общей моторики
- Повторение за педагогом 4-х движений рук
Развитие мелкой моторики
- Распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в вертикальном положении под счет
- Аналогично выполнить левой рукой
Артикуляционная моторика
-Округляет губы
-Растягивает губы в улыбке
-Широко раскрыть рот
-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ
Мимическая мускулатура
Закрывает глаза по просьбе
Хмурит брови
Надувает щеки
Сенсорное развитие
- Выбирает самый большой и самый маленький предмет
- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам
-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета
Овладение предметными действиями
- Игры со шнурками
Рисование
Формирование игровой деятельности
-Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)
- Адекватно использовать игрушки
-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы
Развитие психических процессов
-Добавляет предметы в линейный ряд
-Уменьшает предметы в линейном ряду
Использование жестов, как средства общения
- Рукопожатие и прощание
- Умение использовать указательный жест
-Жест требования
Работа с пиктограммами
- Знать 1-2 пиктограммы
- Идентифицировать символ
- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый
Собственная речь
- Повторение отдельных звуков
- Повторение слогов
| Иллюстрации,
игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы
|
| «Посуда»
|
|
| «Лето»
|
| «Насекомые»
|
| Итоговые занятия
|
Подгруппа
№
| Название темы и содержание
| Формы и методы работы
|
| Методическое информационно-техническое обеспечение
| Словарь
| Грамматика
| Воспитательные задачи
|
| 1-ый модуль
Обследование
|
|
|
|
|
|
| Человек
Артикуляция: звук «А»
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Словарь: имя, названия частей тела, глаголы(смотреть, слушать, кусать, бегать), прил.: большой, маленький, нар.: много – мало.
| Грамматика: использование уменьшительно – ласкательных суффиксов, предлог «у», предложения типа субъект+ объект
Графические навыки:
«А» строчная и прописная
| Формировать гигиенические навыки
| Игрушка – трансформер, плакаты, артикуляционные позы
|
| Семья
Артикуляция: звук «У»
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Словарь: обозначение членов семьи, их имена; глаголы изъявительного наклонения: готовит, моет, стирает, чинит; прил.: старый – молодой
| Грамматика: понимание вопросов «что?», «у кого?», предлог «у», предложения типа субъект+предикат+объект,
Графические навыки:
«У» строчная и прописная
| Формировать эмоциональные реакции
| Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы
|
| 2-ой модуль
Осень
Артикуляция: «АУ»
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Словарь: тучи, дождь, лужи, листья, гриб, еж; льет, дует, растет, падает, сильный, слабый.
| Грамматика: предлоги «над», «под», предложения типа субъект+предикат+объект,
Графические навыки:
Слог «Ау»
| Воспитывать бережное отношение к природе
| Сюжетные картинки, д/и «Времена года» зеркало, артикуляционные позы.
|
| Овощи
Артикуляция: «УА»
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Словарь: грядка, название овощей, обобщающее слово «овощи»; сажаем, поливаем, срываем, чистим, крошим; прилагательные, обозначающие цвет, форму; нар.: вкусно, сладко.
| Грамматика: предлоги «на», «в», мн. ч., предложения типа субъект+предикат+объект
Графические навыки:
Слог «Уа»
| Воспитывать интерес к занятиям
| Предметные картинки, доска Сегена «Овощи» зеркало, артикуляционные позы.
|
| Фрукты
Артикуляция: «И»
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Словарь: название фруктов, фруктовых деревьев, обобщающее слово «фрукты»; растут, зреют, срываем; прил., обозначающие цвет; наверху, внизу.
| Грамматика: предлоги «на», «в», мн. ч., понимание вопроса «где?», «куда?»
Графические навыки:
«И»
| Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу
| Предметные картинки, доска Сегена «Фрукты» зеркало, артикуляционные позы.
|
| Овощи и фрукты
Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты»
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
|
|
|
|
|
| 3-ий модуль
Одежда
Артикуляция: «О»
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Словарь: название предметов одежды, обобщающее слово «одежда»; зимняя, летняя одежда; надеваем – снимаем, застегиваем – расстегиваем, прилагательные, обозначающие цвет.
| Грамматика: сущ. в В. п.: Ваня надевает рубашку, возвратные глаголы ед. и мн. числа (одевается – одеваются), предложения типа
субъект+предикат+объект
Графические навыки:
Написание слогов «Ом, Ос, Ош»
| Воспитывать аккуратность
| Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы
|
| Игрушки
Артикуляция: «ИО»
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Словарь: названия игрушек, обобщающее слово «игрушки»; будем строить, будем кидать, прыгает, летит, катится; большой – маленький
| Грамматика: понимание вопроса «где?», «куда?», «откуда?», сущ. с уменьшительно – ласкательными суф., предлог «с».
Графические навыки:
Слог «Ио»
| Воспитывать бережное отношение к игрушкам
| Предметные картинки, доска Сегена «Игрушки» зеркало, артикуляционные позы.
|
| Посуда
Артикуляция: «Н – Н*», НА, НО, НУ
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Словарь: названия посуды, обобщающее слово «посуда»; моем, вытираем, ставим; чистая, грязная
| Грамматика: понимание вопроса «где?», «чем?», сущ. в Т. п. (ложкой, вилкой), предлоги «в», «на», «из»
Графические навыки:
«Н», «На, но, ну»
| Воспитывать аккуратность
| Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы
|
| Домашние животные
Артикуляция: «М-М*», МУ-МУ, «П - П*», ПА-ПА
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Словарь: названия домашних животных, обобщающее понятие «домашние животные», названия частей тела, детеныши; звукоподражание; глаг.: мычит, рычит, лает, мяукает; прил.: рогатая, усатая…
| Грамматика: вопросы «у кого?», «кому?», сущ. мн. ч., глаг. ед. и мн. числа (мычит, мычат), предлоги «у», «в», «на».
Графические навыки:
«М», «Му, п, П, па»
| Воспитывать эмоционально – ласковое отношение к животным
| Предметные картинки, доска Сегена «Домашние животные» зеркало, артикуляционные позы.
|
| Новогодний праздник
Артикуляция: «Б – Б*», БА_БА, БИ-БИ
| Наглядный: иллюстрация
практический: игры, упражнения, самостоятельные работы
| Словарь: праздник, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, елка, игру |
| Поделиться:
|
|