Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мир природы и человека. 1 дополнительный классСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Пояснительная записка Программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка с нарушением интеллекта является более раннее восприятие им законов окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность. Парадигма современного образовательного учреждения как развивающейся системы уже на начальном уровне образования предполагает уделять большое внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения всего цикла природоведческих дисциплин. Результаты, полученные в ходе изучения представлений о мире природы у детей с интеллектуальными нарушениями, дают основание считать, что уже на ранних этапах обучения возможно начинать организованную работу по формированию различных представлений о природе и природных явлениях, готовить детей к последующему изучению систематического курса природоведческих дисциплин, что сформирует необходимую основу для их успешного усвоения. Кроме того, изучение целостности мира природы и человека в младших классах будет способствовать развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности. С учетом вышеизложенного примерная рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» создана для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формированияестествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. При отборе материалов для примерной рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение: –восприятия объектов различными анализаторами (полисенсорность восприятия); – практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениями с предметами познания, по возможности в натуральном виде в естественных условиях; – накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды через взаимодействие с различными носителями информации; – закрепления представлений в различных формах и видах деятельности; – постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем. С одной стороны, содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека»базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенноуглублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовыхпредметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний. Цели образовательно-коррекционной работы Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи: обогащает и уточняет активный и пассивный словарь; уточняет имеющиеся у детей представления о живойи неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах; на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мирак условиям внешней среды; вырабатывает умения наблюдать природные явления,сравнивать их, составлять устные описания, использоватьв речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края; конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала; вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи; развивает зрительное восприятие и процесс узнавания объектов и явлений природы; в практической деятельности развивает пространственные представления о местоположении объектов живой и неживой природы, умение ориентироваться в пространстве (класса, школы, двора и др. объекта); корригирует нарушения эмоционально – волевой личностной сферы обучающегося; формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе. Общая характеристика учебного предмета Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу,а также с учетом преемственности тематического планирования навесь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять изакреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями. Курс «Мир природы и человека» не строится по принципу планирования на определенный период, в нем представлены тематические блоки, последовательность и время изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно, с опорой на учебный план конкретного образовательного учреждения. На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты,муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описанийобъектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя. Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология, а также найтиим применение в программе внеурочной деятельности. Описание места учебного предмета в учебном плане Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География». Примерная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю в 1-ом дополнительном классе. Личностные и предметные результаты освоения предмета Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков: - осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника; - адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения; - способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности; - владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком); - осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»; - осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций. Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д. Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д. Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками: умением вступать в контакт и работать в группах; умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями; умение обращаться за помощью и принимать помощь; умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия: входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя); самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения, столовой); организовывать свою деятельность вне учебного занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время, в ожидании выполнения задания другими обучающимися); использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время; самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя; корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя); принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности, характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале; использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях); называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения; знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей; знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств. Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными. Минимальным уровнем является формирование следующих умений: правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; различать объекты живой и неживой природы; выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы; называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности; называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение; соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы; Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки: овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы; узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях; отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам; знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями. Основное содержание учебного предмета 11 (дополнительный) класс является диагностическим для изучения возможностей обучающихся с учетом их психофизических возможностей, для изучения имеющихся у них представлений об объектах и явлениях окружающего мира, социальной роли, опыте взаимодействия. В 11 (дополнительном) классе на уроках по курсу «Мир природы и человека» обучающиеся расширяют свой активный и пассивный словарь, обучаются взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в новой для них, учебной ситуации, овладевают навыками правильного поведения на уроках, экскурсиях в различных формах групповой и индивидуальной деятельности. Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе. Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем в зависимости от состава класса и индивидуальных возможностей обучающихся. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»). Раздел «Безопасное поведение» в 11 (дополнительном) классе изучается в начале учебного года отдельным блоком для формирования у обучающихся навыков общения, поведения в школе, во вновь созданном социальном окружении. Отдельные темы безопасного поведения встречаются и в других разделах. 11(дополнительный) класс – 66 (ч) Безопасное поведение (18 ч) Школа.Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб. Правила поведения в школе. Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного. Учебные вещи.Их назначение. Обращение с ними. Одежда, обувь – назначение (для дома, для улицы, для мальчиков, для девочек), уход. Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Обязанности членов семьи. Уважительное отношение к старшим. Правила дорожного движения по дороге в школу (домой). Название населенного пункта, в котором проживает. Знакомство с распорядком дня, зачем он нужен. Польза утренней зарядки и физической культуры. Элементарные навыки гигиены (мытье рук). Безопасное поведение на водоеме зимой и летом. Неживая природа (9ч) Знакомство с миром природы. Мы живем на планете Земля. Элементарные представления о Солнце (согревает нашу планету, днем светит) и Луне (ночью видна на небе, не греет). Различия между днем и ночью, утром и вечером. Занятия людей в различное время (утром просыпаемся, завтракаем, идем в школу; днем обедаем, гуляем и отдыхаем; вечером с семьей читаем, ужинаем, готовимся ко сну; ночью спим).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.52.243 (0.013 с.) |