Содержание книги

  1. Вопрос 1. Основные смыслы понятия «философия науки»; критерии философского рассмотрения науки. Предмет философии науки.ции.
  2. Вопрос 2. Наука как объект философии науки; основные аспекты бытия науки. Эпистемология, социология науки, культурология науки.
  3. Вопрос 3. Многообразие философских концепций науки конца Х1Х-первой половины ХХ ст.: неокантианство, неорационализм, феноменология. структурализм и герменевтика
  4. Вопрос 5. Позитивистская традиция в философии науки и ее эволюция: логический позитивизм и его критика постпозитивизмом. .
  5. Вопрос 7. Научное знание как система и ее подсистемы: проблема классификации науки.
  6. Вопрос 9. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни научного знания и их взаимосвязь; фундаментальные и прикладные исследования и их взаимосвязь. Методы научного познания..
  7. Вопрос 13. Социальное бытие науки как объект философии науки. Наука как особый вид социальной деятельности. Социальные функции науки. .
  8. Вопрос 14. Социология науки и социология знания: история их становления и развития.
  9. Вопрос 15. Классическая (новоевропейская) наука: критерии и временные границы; механистическая картина мира; особенности социокультурного бытия; классическая наука и техника.
  10. Вопрос 16. Неклассическая наука: критерии и временные границы; картина мира неклассической науки; особенности социокультурного бытия; неклассическая наука и техника
  11. Вопрос 17. Постнеклассическая наука: критерии выделения данного этапа; картина мира постнеклассической науки; особенности социокультурного бытия; постнеклассическая наука и мир высоких технологий.
  12. Вопрос 19. П. Фейерабенд: антисциентистское представление о негативном воздействии науки как социокультурной силы.
  13. Вопрос 20. О. Конт о позитивной стадии в развитии человечества, о критериях позитивности и позитивной философии
  14. Гл. 6. Фаустовское и аполлоновское познание природы
  15. Вопрос 25. П. Флоренский о культурно-национальной обусловленности стилей мышления в науке – об английском, французском и немецком стилях мышления.
  16. Вопрос 28. Дж Бернал: рождение современной науки и научная революция.
  17. Вопрос 29. А. Койре: Гипотеза и эксперимент у Ньютона.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 15. Классическая (новоевропейская) наука: критерии и временные границы; механистическая картина мира; особенности социокультурного бытия; классическая наука и техника.



 

Понятие классической науки охватывает период с XVII в. по 20-е годы ХХ в. Этот этап науки характеризуется рядом специфических особенностей:
1. Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде.
2. Механистичность - представление мира в качестве машины, состоящей из элементов разной степени сложности. Даже живой организм понимался как механизм общемировой машины, функционирующей по законам механики.
3. Натурализм - признание идеи самодостаточности природы, управляемой естественными, объективными законами.
4. Метафизичность - рассмотрение природы как неизменного, неразвивающегося целого.
5. Доминирование количественного сопоставления и оценки всех явлений над качественным.
6. Причинно-следственный автоматизм - объяснение всех природных явлений естественными причинами.
7. Аналитизм - доминирование в научном мышлении аналитической деятельности над синтетической.
8. Геометризм - утверждение картины безграничного, однородного пространства, описываемого геометрией Евклида.
9. Субстанциональность - поиск первоосновы мира.
10. Гипотетический метод познания. Внедрение этого метода связано с именем Галилея, который предлагал вести изучение не с эмпирического, а с теоретического. Затем требовалось осуществление эксперимента, который должен был подтвердить или опровергнуть гипотезу.
В результате наука вытеснила религию в качестве интеллектуального авторитета, заняла ее место и стала претендовать на роль истины в последней инстанции, не оставив в мировоззрении место ни религии, ни философии.
В XIX веке наука остается в целом механистической и метафизической, но в ней начинают формироваться предпосылки второй глобальной революции. Этому предшествуют комплексные научные революции, в результате которых в естествознании утвердились идеи всеобщей связи и началось стихийное проникновение диалектических воззрений.
В этот период на первый план выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращения веществ и энергии. В геологии возникает теория развития Земли Ч. Лайеля, в биологии зарождается эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка.
Особое значение имели революции, связанные с тремя великими открытиями второй трети XIX в.:
· клеточной теории Шлейдена и Шванна;
· закона сохранения и превращения энергии Майера и Джоуля;
· эволюционного учения Дарвина.
Затем последовали открытия, продемонстрировавшие диалектику природы еще более полно:
· теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова;
· периодический закон Д. И. Менделеева;
· химическая термодинамика Я. Х. Вант-Гоффа;
· основы научной физиологии И. М. Сеченова;
· электромагнитная теория света Дж. Максвелла.
В результате этих научных открытий естествознание поднимается на качественно новую ступень и становится дисциплинарно организованной, систематизирующей наукой, т. е. наукой о предметах и процессах, их происхождении и развитии. В естествознании активно идет процесс дифференциации наук, т. е. дробление крупных разделов наук на более мелкие, например, выделение в физике таких разделов, как термодинамика, физика твердого тела, электричество, магнетизм и т. д.
К концу XIX в. появляются первые признаки процесса интеграции наук, который будет характерен для науки ХХ века. Это появление новых научных дисциплин на стыках наук, охватывающих междисциплинарные исследования, таких, как биохимия, геохимия, физическая химия и др.
В XIX - начале ХХ в. наука вступила в свой «золотой век». В ее важнейших областях произошли удивительные открытия, широко развернулась сеть научных институтов и академий, организованно проводящих различные исследования на основе соединения науки с техникой. Оптимизм этой эпохи был напрямую связан в верой в науку и ее способность преобразить жизнь человека.
Тем не менее естествознание оставалось в рамках классической науки, основанной на метафизике и механицизме. Это противоречие было разрешено в ходе второй глобальной научной революции.
Вторая (новейшая) революция в естествознании началась с 90-х годов XIX в. до середины ХХ века. Она началась в физике, затем проникла в другие естественные науки, изменив основания науки в целом и создав феномен современной науки.
Толчком новейшей революции в естествознании послужил ряд ошеломляющих открытий в физике:
· электромагнитных волн Г. Герцем;
· рентгеновских лучей В. Рентгеном;
· радиоактивности А. Беккерелем;
· электрона Дж. Томсоном;
· светового давления П. Н. Лебедевым;
· введения идеи кванта М. Планком;
· создание теории относительности А. Эйнштейном;
· разработка моделей атома Э. Резерфордом, а затем Н. Бором.
Это первый этап новейшей революции в естествознании, связанный с физикой. Он сопровождался крушением прежних представлений о материи, ее свойствах, формах движения, пространстве и времени.
Второй этап научной революции начался с середины 20-х годов ХХ в. Он связан с созданием квантовой механики в сочетании с теорией относительности. В ходе этого этапа были пересмотрены многие важнейшие постулаты науки:
· учение об атомах как твердых и неделимых частицах было заменено моделями, которые почти целиком заполнены пустотой;
· трехмерное пространство и одномерное время превратились в относительные проявления четырехмерного пространственно-временного континуума; время течет по-разному для тех, кто движется с разной скоростью; вблизи тяжелых предметов время замедляется, а при определенных условиях может совсем остановиться;
· законы Евклидовой геометрии не обязательны в масштабах Вселенной; планеты движутся по эллиптическим орбитам не потому, что их притягивает Солнце, а потому, что пространство, в котором они движутся, искривлено;
· объекты микромира имеют двойную природу и обнаруживают себя как частицы, и как волны;
· стало невозможным одновременно вычислить местоположение частицы и измерить ее ускорение (принцип неопределенности).
Началом третьего этапа научной революции были:
· овладение атомной энергией в 40-е годы нашего столетия;
· зарождение ЭВМ и кибернетики.
·наступление эпохи НТР, слияние науки с производством и превращение науки в производительную силу.
В этот период, наряду с физикой стали лидировать химия, биология и цикл наук о земле. С середины XX века наука окончательно сливается с техникой, приведя к современной научно-технической революции.
Вторая научная революция значительно изменила стиль научного мышления и привела к формированию современной науки.
Современная наука - это наука, связанная с квантово-релятивистской картиной мира. Ее основные особенности следующие:
1. квантово-релятивистский подход;
2. диалектичность;
3. изучение объектов и явлений на основе теории вероятности;
4. признание неисчерпаемости материи вглубь;
5. антиэлементаризм, т. е. отказ от стремления выделить элементарные составляющие сложных структур;
6. неточность и нестрогость результатов исследования и научных теорий;
7. отказ от изоляции предмета исследования от окружающих воздействий;
8. динамизм, обусловленный исследованиями неравновесных, нестационарных, открытых систем с обратной связью;
9. развитие наук биосферного класса;
10. апогей противостояния науки и религии.
В различные периоды истории наблюдалось различное сочетание и соподчинение науки с различными сферами человеческой деятельности. В античный период наука была частью философии и выступала в комплексе со всеми формами общественного сознания. В Средние века наука находилась под властью религии, которая значительно сдерживала ее развитие. В эпоху Возрождения наука начинает бурно развиваться, но сохраняет за философией место ведущего элемента в мировоззрении.
В XIX в. в связи с успехами естествознания, наука начала доминировать в культуре и мировоззрении. Тогда же между наукой и философией разгорелся конфликт, который продолжается до настоящего времени. Суть конфликта - борьба за право обладать истиной в последней инстанции. Такие инциденты уже были в истории, например инквизиция в Средние века.
В XIX в. наука, не осознавая своих границ, пыталась дать ответ на все вопросы бытия. Так возникла идеология сциентизма как веры в науку как единую непререкаемую истину.
Исторически идеология сциентизма прошла определенную эволюцию от идей просветительства через философию позитивизма к технократизму, порождающему психологию потребительства.
Современный сциентизм формирует следующие мировоззренческие установки:
· рациональный расчет;
· прагматизм (люди - средства достижения цели);
· доминирование материальных интересов над духовными;
· сомнение в истинности духовных ценностей.
Таким образом, возник парадокс научного мышления, состоящий в том, что разрушая наивно-целостное воззрение на мир, которое дает религия и философия, подвергая сомнению каждый их постулат, принимаемый на веру, наука не дает такого же целостного убедительного миропонимания.
Все конкретные истины науки охватывают достаточно узкий круг явлений, а научный скепсис породил вокруг себя мировоззренческий дефицит. Наука - это часть культуры, необходимая, но не самодостаточная ее часть.
Использование научных открытий для создания новых видов оружия, особенно атомного, заставило человечество пересмотреть свою прежнюю безоговорочную веру в науку.
Еще с середины ХХ века в адрес науки высказывались многочисленные критические оценки со стороны философов, деятелей культуры, искусства. По их мнению, техника умаляет и дегуманизирует человека, окружая его искусственными предметами, она нарушает его связь с живой природой, ввергая в унифицированный мир, где цель поглощает средства, где промышленное производство превратило человека в придаток машины, где решение всех проблем видится в дальнейших технических достижениях, а не в человеческом решении.
Непрекращающаяся гонка технического прогресса, требующая напряжения всех сил человека и все новых экономических ресурсов, выбивает человека из колеи, разрушая его природную связь с Землей. Это приводит к разрушению традиционных устоев и ценностей.
К этой гуманистической критике добавились и тревожные факты неблагоприятных последствий научных достижений: опасное загрязнение воды, воздуха, почвы, вредное воздействие на растения, животных, вымирание большого числа видов, значительные нарушения в экосистеме всей планеты.
Эти факты все отчетливее проявляются в современной науке и мировоззрении, говоря об их кризисе. Разрешить этот кризис сможет только глобальная мировоззренческая революция, частью которой будет и новая революция в науке.
Такая же кризисная ситуация сложилась и в других сферах человеческой культуры. В настоящее время идет поиск путей выхода из этого глобального кризиса, намечаются черты будущего постмодернистского мировоззрения и постнеклассической науки.
По мнению большинства ученых, будущая постнеклассическая наука будет обладать следующими чертами:
1. Признавать равноправие таких сфер человеческой деятельности, как религия, философия, искусство. Постмодернизм принципиально отвергает выделение какой-то одной сферы человеческой деятельности в качестве ведущей. Постнеклассическая наука должна быть гармонично вписана в систему человеческой культуры и мировоззрения.
2. Иметь тенденцию к гуманизации, т. е. включить в свой предмет человека, допуская элементы субъективности в объективно истинном знании.
3. Познание в постнеклассической науке должно иметь диалогический характер.
4. Должна основываться на идее глобального эволюционизма - всеединой, нелинейной, самоизменяющейся, самоорганизующейся системы, в недрах которой возникают и исчезают структуры от физических полей, до биосферы и более крупных систем.
5. Иметь комплексный характер на основе стирания граней и перегородок между традиционно обособленными естественными, общественными и техническими науками, интенсификации междисциплинарных исследований.
6. Должна опираться на новые достижения в сфере хранения и получения знаний.
7. Выступать как предпосылка производства и воспроизводства человека как субъекта исторического процесса, как личности и как индивидуальности

Клас Н — это Н, заложившая основы совр типа н-го мышл. Фунд признаки клас Н сохр, позволяя объед клас, неклас и постнеклас Н в совр тип н-го мышл. В. И. Вернадский ведет отсчет совр н-го м/в с открытия книгопечатания (в 1450 г.), поскольку с этого вр науч м/в развивалось непрерывно, и уже ничто не могло свернуть его с этого пути. А. Койре, напротив, фикс момент ее возник как ситуац разрыва с предшестм сост, как науч рев, к-я произошла в XVI-XVII вв. В простр западноевр к-ры Н нач игр роль эпицентра, конц в себе знак черты дан эпохи – вера в Н замест веру в религию.

Такая модель Н опр-ся совокуп крит научности. Сис-ма выд крит научности м/б предст след образом. Во-первых, научность отожд с объективностью. Объект поним как нацел на объект, как объектность. Для Н - все объект, постигаемый через опыт.

II особ-сть Н - опыт хар-р знания. Наблюдение, эксперимент, изм - осн методы получ и подтв знания. В этой связи к научн экспер предъявл треб воспроизводимости. Опыт в любое время и в любом месте может быть повт и его рез-т не изм. Науч рез-т не зависит от того, кто его получил.

III момент клас Н, касающийся общезнач, достовер и универс науч знания, носит назв принципа интерсубъективности. Согласно послед, научн высказ будет тем достовер, чем меньше содер субъект привнесений. Клас Н стрем искл субъекта из контекста внутринауч постр. Н должна давать соверш достовер знание, оконч обосн. Это треб связ с фундаментализмом н-го знания, его обознач также как крит универсализма.

Наконец, науч знание - это знание, нацеленное на поиск истины. Глуб связь клас н-сти и истинности выражена бытовавшим утверждением: быть науч, значит, быть истин. Никакое др знание не оцен на истин. Именно истин науч знаний делает их универс и всеобщ, позв вопл и примен в техн, в с-мах упр.

Всего имеем - объектив, истин, интерсубъект, универсализм, воспроизводимость, достоверность и опытность знания хар-ют клас Н. Однако, эта модель задавала вполне четкие крит, к-м в идеале должно соотв научзнание.. Сис-ма треб, предъявл к знанию, тест на н-сть, далеко не случайна, а обуслов той социок-р ситуац, в которой форм клас Н.

НКМ — это знание, выходящее за пределы частных наук, представляющее фундаментальные положения о мире, на которых выстроены законы всех областей классической науки, а также то, что от лица науки входит в культуру и общественное сознание.

Послед цепь астрон новаций: Коперник помещ в ц-р мира Солнце; Кеплер мат-ски предст откр Коперника и совт переход от теории круг движ планет к теории эллипт движ; Галилей объед земные и небес тела одними и теми же законами; Ньютон своей теор всемирн тягот заверш этот проц.

В КН форм механ карт мира. Мир в призме механ состоит из мат тел (зем и неб), им присущи простр и врем хар-ки, они наход в движ. Вз-дей м/у телами осущ через силы притяж и отталк. Мат тела жк состоят из атомов. Движ есть проц простр перемещ тел, а не как некое их внутр сост. Мат-ция простр означ, что оно утрачивает кач и конкр св-ва, стан колич исчисл, абстракт и формал.

Законы мех выраж в виде мат зависимостей.

В клас картине мира причинность тракт по принципу абсол (= жестк) детерминизма. Уверь в том, что все происх имеет причину в ч-ском понятии и есть непозн разумом необх— это есть мех форма причин.

Составл части мира (элементы) понимаются как естес объекты. Естес тут означ противоп сверхъестес. НЕ Н любым событиям находит естес прич, а все, что не носит такого хар-ра, отверг. Естес прич, естес объекты, естест факторы дей не только в усл Земли, но и за ее пределами. Науч картина мира постепенно освобождалась от идеи Бога. Т.о., в клас картине мира мир предстает как совокупность естесобъектов, вз-дей на основе естес причин. Этот мир самодостаточен.

Всеобщ хар-р мех объяснения. Принцип мех объяснения вкл два момента: во-первых, все возм явл мира модел как некие разнов машин; во-вторых, все сферы реал и идеал мира функц по законам механ.

Если задаться вопросом, чем был ч-к Н, то надо отм, что шел проц отд науч-иссл деят от др видов дух актив (в сфере искус, религ служения), а также в сферах юрид, мед, гос деят и пр.; нередко это был проц трансформ квазинауч деят в собств науч. в первую очередь д/б названы академии. Они созд для точн опыт-экспер изуч ч-ка и прир, для соц контр иссл, пригод для жизни люд. Стремл изучать явл, не полаг ни на какие авторитеты, а опираясь на факты, опыт данные и док-ва, нах отраж в девизах первых академ сооб-в: Помимо акад и учеб завед нов типа, в клас период возн разн формы науч сооб-тв, экспед, конфер, съездов, публ и др способов коммун, к-е были востр нов Н и отв ее целям. Пост росло колво обсерваторий, лаб, всевозм музеев (анатом, геол, этногр и др.), бот садов, библ и пр., без к-х науч-иссл деят попросту была невозм. Стали появл так называемые отраслевые науч сооб-ва.


 



Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.48.18 (0.015 с.)