Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 20. О. Конт о позитивной стадии в развитии человечества, о критериях позитивности и позитивной философииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Краткоосновныеидеи Огюст Конт (1798 – 1857) – французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Выделял три стадии интеллектуальной эволюции человека: теологическую, метафизическую и позитивную (научную). Теологическая стадия - человек, в силу преобладающего здесь воображения, представляет весь мир явлений по аналогии со своей собственной деятельностью (антропоморфно). Он олицетворяет предметы и явления природы, видит в них произвольные действия индивидуальных существ или богов (населяет мир богами, духами и т.д.). Теологическое знание абстрактно, не систематизировано и бездоказательно. Метафизическая стадия - преобладает отвлеченное, формальное мышление — воображаемые боги вытесняются понятием общих сущностей, первопричин и целей, к которым сводятся отдельные явления (объяснение окружающего мира - за счёт вымышленных абстрактных сущностей, якобы скрывающихся за явлениями). Метафизическое знание всё ещё абстрактно, но возникают логические системы и аргументации. Позитивная (научная) стадия - Здесь вымыслы теологии и метафизические отвлеченности заменяются познанием действительных законов природы, то есть постоянной фактической связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности (отказ от поисков сущностей, попыток проникнуть в природу вещей, переход к научному познанию на основе опыта, наблюдению, описанию явлений). Позитивная научная установка не предполагает полного отказа от ценностей прошлых эпох. Единственное, от чего должно отказаться человечество, – это от претензий на познание абсолютного. Истинная природа позитивной философии заключается в том, чтобы признать, что все явления подчиняются неизменным естественным законам. Открытие этих законов и сведение их к минимуму, то есть к предельно общим законам и составляет цель познания. В задачу философии также входит осмысление сущности каждой из наук, исследование логических законов человеческого духа и в итоге – формирование единой научной картины. Позитивная философия, по Конту, есть только обобщенный и приведенный в систему здравый смысл. Её характерными чертами, в отличие от теологии и метафизики, являются: объективность, реальность, достоверность, точность, органичность, относительность, полезность. Все науки проходят три стадии, физика и астрономия уже перешли к позитивной стадии. Свою цель Конт видит в том, чтобы вывести на позитивный уровень философию и социологию.
Расширено Огюст Конт (1798 – 1857) – французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук. Выделял три стадии интеллектуальной эволюции человека: теологическую, метафизическую и позитивную (научную). Теологическая (фиктивная, состояние вымысла) — необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления; все явления объясняются на основе религиозных представлений; имеет место господство сверхъестественного, поскольку оно объясняет всё, что представляется аномальным и невозможным; нет самостоятельной идеологии, отличной от религиозной, в мировоззрении слиты светское и религиозное, жизнь проникнута духом насилия, завоеваний. Теологическое знание абстрактно, не систематизировано и бездоказательно. Метафизическая (абстрактная, состояние отвлечённое) — теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивными понятиями, «мнимыми сущностями» и выдуманными «первопричинами» — «идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов и так далее. Также на этой стадии возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков. Эта стадия включает Реформацию, Просвещение и Революцию. Метафизическое знание всё ещё абстрактно, но возникают логические системы и аргументации. Наконец, третья стадия – позитивная, или научная. В позитивном состоянии человеческий разум признает невозможность достигнуть абсолютного знания и отказывается от исследования таких вопросов, как происхождение и предназначение Вселенной, познание внутренних причин явлений. Вместо этого он сосредоточивается, правильно сочетая рассуждения с наблюдениями и экспериментами, на изучении действительных законов, то есть неизменных отношений между явлениями. Таким образом, пределом познания становится установление связей между частными явлениями и общими законами, число которых уменьшается по мере прогресса науки. Вопрос же о первых, абсолютных, причинах Конт считал недоступным познанию и, следовательно, бессмысленным. Позитивная научная установка не предполагает полного отказа от ценностей прошлых эпох. Единственное, от чего должно отказаться человечество, – это от претензий на познание абсолютного. То есть позитивное знание представляет собой знание, неразрывно связанное с органическим, точным, достоверным, полезным и действительным, но в то же время знание относительное. При этом понятие «позитивное» также предполагает и определенное моральное, ценностное отношение. Цель позитивного знания – в примирении разума и сердца, моральных и умственных условий и в итоге – в построении «истинной» социальной науки. Таким образом, понятие «позитивное» у Конта оказывается гораздо шире, чем просто представление об эмпирическом и полезном. Позитивное знание, помимо синтеза теоретического и практического аспектов, должно содержать в себе также и моральную сторону. Основной характеристикой позитивной науки является отказ от объяснений в пользу описаний устойчивых взаимосвязей между наблюдаемыми явлениями. В качестве примера Конт, так же как и Сен-Симон, приводил ньютонианскую концепцию, в рамках которой все общие явления Вселенной объясняются через законы тяготения. Ярко выраженная в XIX в. тенденция к специализации отдельных научных дисциплин по Конту носит разрушительный характер. Он считает необходимым избавиться от «разрозненности человеческих понятий» и создать новую, единую, науку, то есть положительную, позитивную философию, которую он понимал как совокупность «общих научных положений», вырабатываемых естественными и социальными науками. В то же время Конт полагал, что наука не нуждается в философии в ее традиционной форме и что философия как «метафизика», учение о сущности явлений, их началах и причинах, должна быть устранена. Позитивная философия, по Конту, есть только обобщенный и приведенный в систему здравый смысл. Её характерными чертами, в отличие от теологии и метафизики, являются: · объективность, так как она подчиняет мышление его предмету, а не наоборот · реальность, так как сам предмет её есть всегда наблюдаемый факт, а не вымысел воображения или логическая абстракция · достоверность, так как все утверждения позитивной философии, относясь к фактам, всегда могут быть проверены фактически · точность, так как математика, будучи основой всей системы, всегда остается нормой истинного познания · органичность, так как эта философия не противопоставляет своих идей действительной жизни — как это делает метафизика в своих безусловных требованиях, критически разлагающих и разрушающих действительность, — а смотрит на себя как на органический продукт, естественное продолжение или восполнение действительного хода вещей · относительность, поскольку все явления познаются здесь не в своей абсолютной сущности, недоступной человеческому уму, а в своём действительном отношении к нашему организму и взаимоотношении между собой · полезность Конт перечисляет основные достоинства позитивной философии. Во-первых, изучение этой философии дает единственное рациональное средство для того, чтобы обнаружить логические законы человеческого разума, к отысканию которых до этого применялись малопригодные средства. Во-вторых, прочное обоснование положительной философии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования. В-третьих, изучение общих выводов наук способствует прогрессу отдельных положительных наук. В-четвертых, важнейшее свойство положительной философии состоит в том, что ее можно считать единственной прочной основой общественных преобразований. Таким образом, истинная природа позитивной философии заключается в том, чтобы признать, что все явления подчиняются неизменным естественным законам. Открытие этих законов и сведение их к минимуму, то есть к предельно общим законам, которые не могут быть многочисленны, и составляет цель познания. В задачу философии также входит осмысление сущности каждой из наук, исследование логических законов человеческого духа и в итоге – формирование единой научной картины. Важнейшим пунктом в программе позитивной философии является построение позитивной науки об обществе – социологии. Эта наука должна была стать фундаментом для реорганизации общества и преодоления социальных и политических кризисов. В своем главном сочинении «Курс позитивной философии» Конт систематизирует науки в соответствии со сложностью их предмета и значением для общества. Так, первый том посвящен математике. Математика не является в строгом смысле позитивной наукой, поскольку не основана на наблюдении, но математика – основа всех наук, язык, на котором формулируются законы природы. Следующие тома посвящены использующим математику астрономии и физике, а также химии и биологии, как более сложным наукам. Последние же две книги шеститомного «Курса…» посвящены самой важной и сложной науке – науке об обществе. При этом Конт исключает из своей системы теологию и метафизику, так как они не «позитивны», а также этику, поскольку моральные вопросы могут быть решены с помощью научной социологии. Все рассматриваемые научные дисциплины в своем развитии проходят три стадии и в итоге достигают позитивного состояния. В физике это произошло благодаря Гюйгенсу, Паскалю и Ньютону, в химии – благодаря Лавуазье, свою же задачу Конт видит в том, чтобы вывести на позитивный уровень философию и социологию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3097; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.39 (0.01 с.) |