Заставлять или не заставлять ребенка учиться во время летних каникул? Этот вопрос волнует практически всех родителей. К сожалению, однозначного ответа на него не существует.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заставлять или не заставлять ребенка учиться во время летних каникул? Этот вопрос волнует практически всех родителей. К сожалению, однозначного ответа на него не существует.



Мнение учителей
Сейчас школьная программа очень трудная. Дети устают ничуть не меньше взрослых, которые целый день работают. Практически все перед началом отпуска уже не в состоянии трудиться с прежним рвением, старательностью. Усталость накапливается постепенно и достигает своего пика к моменту отпусков. То же самое происходит и со школьниками. Дополнительные занятия во время каникул, скорее всего, приведут к прямо противоположному результату. И тогда в начале учебного года у ребенка не будет ни сил, ни желания идти в школу, грызть гранит науки. Так что заставлять ребенка учиться в каникулы нежелательно.
Существует только два исключения. Первое — для обязательного минимума необходимых книг по литературе, которые нужно прочитать за лето. Иначе ребенок просто не будет успевать по школьной программе, т. к. обучение рассчитано на то, что эти произведения уже были самостоятельно прочитаны. Во время учебного года дети вместе с учителем только анализируют данные произведения и обращают внимание лишь на некоторые отрывки. К тому же классические произведения, по мнению педагогов, не утомляют детей. Наоборот, являются разумной альтернативой активным играм. Перечень необходимой литературы, как правило, должен быть рассчитан таким образом, чтобы ребенок ежедневно сидел за книжкой не более 1,5 часов.
А второе исключение — для старшеклассников, которым предстоит готовиться к поступлению в институты.
Ну и, естественно, если ребенок летом по собственному желанию заглядывает в учебник (и такое тоже бывает!), то это нужно только поощрять.

Мнение педиатров
Одной из самых главных причин переутомления, обострения ряда хронических заболеваний и расстройства детской психики физиологи называют нехватку свободного времени. Так что во время каникул не следует жить строго по расписанию. Нужно дать ребенку возможность просто ничего не делать. Безделье — это самый лучший отдых.
Очень часто малыш все свободное время проводит за книжками. При этом его успеваемость, мягко говоря, хромает, да и здоровье оставляет желать лучшего. И наоборот, ребенок, который ведет активный образ жизни и занимается спортом, схватывает все на лету. При этом совершенно не обязательно, что этот ученик более одарен. Просто у него, говоря простым языком, «свежая голова», которая способна с легкостью усваивать и переваривать новую информацию. А в неуспеваемости первого малыша виноваты настойчивые родители, которые изматывают его учебой. Ведь возможности и резервы детского организма ограничены и его очень легко «сломать» чрезмерным усердием в учебе.
В настоящее время по медицинской статистике от 20 до 40% учащихся начальных классов в той или иной степени страдают неврозами. В старших классах невротиками становятся уже 60—70% детей. В итоге по окончанию школы количество «пациентов» с хроническими и комплексными заболеваниями возрастает в 3 раза; с нарушением зрения — в 5 раз; с желудочно-кишечными заболеваниями — более чем в 7 раз. Педиатры утверждают, что это связано в первую очередь с неправильно организованным отдыхом детей, а не со сложностью школьной программы.
К сожалению, родители замечают, что здоровье их ребенка пошатнулось только тогда, когда уже срочно требуется помощь врачей. Но ведь первые признаки переутомления — беспокойный сон, плохой аппетит, синяки под глазами, появление таких первичных тиков, как грызение ногтей, запинание речи, — уже тревожный сигнал. Хотя в повседневной круговерти взрослые не замечают этого, равно как и капризов, которые мамы и папы иной раз принимают за избалованность и нежелание учиться, за обыкновенную лень.
Самый простой способ определить, что же лучше для вашего ребенка — лишний час поспать, а потом весь день бегать на улице или с утра пораньше садиться за книжки, — это повнимательнее присмотреться к нему.
И знайте, что для нормальной умственной деятельности организму необходим кислород. А во время физических упражнений на свежем воздухе его поступление во все клетки организма максимально. Поэтому воспринимайте каникулы и выходные как возможность укрепить здоровье и набраться сил для новых подвигов. А для учебы будет еще достаточно времени.

Мнение психологов
Большинство взрослых считают, что во время каникул нужно активно наверстывать упущенное и готовиться к новым свершениям. А если ребенок учится хорошо, то все равно нельзя расслабляться, иначе потом будет тяжело войти в прежний ритм. Поэтому даже в заслуженное время отдыха, каникулы, такие родители заставляют ребенка сидеть за книжками. Это неправильно.
Очень часто родители пытаются самоутверждаться за счет своих детей. Правда, одни это делают осознанно, а другие — непроизвольно. Психологи утверждают, что, как правило, взрослые, которые в детстве хорошо учились (между четверкой и пятеркой, с редкими тройками), неосознанно выбирают наиболее правильную тактику поведения по отношению к своим детям. Это так называемый принцип доверия. Считается, что их детям больше всего повезло. Они сами решают, что и когда им делать. Мамы и папы только изредка интересуются их успехами и радуются хорошим результатам.
А вот детям бывших троечников, двоечников и круглых отличников приходится нелегко. Они обычно требуют от своих детей невозможного и мечтают вырастить гениев. А в результате добиваются либо тупой зубрежки, либо напрочь отбивают тягу к знаниям.
Кстати, отличники тоже бывают разные. Первые — это талантливые дети, которым все дается легко. Для них учеба не представляет особого труда. Они тратят на выполнение домашних заданий ничуть не больше времени (а иногда и значительно меньше), чем среднестатистический хорошист. Обычно такие дети не только учатся, посещают несколько секций, но и успевают гулять. А вторых ровесники дразнят «зубрилами» или «ботаниками». Они многого не понимают, но компенсируют это усидчивостью, терпением и зубрежкой. Заработанным таким трудом пятеркам — грош цена. Ведь знаний-то не остается. Именно «зубрилам» для того, чтобы хорошо учиться, необходимо все каникулы посвящать только учебе.
Многие замечали еще и такую закономерность. «Зубрилы», вырастая и освобождаясь от родительской опеки, не продолжают учиться по собственному желанию. Они редко заканчивают институт. А вот твердые троечники или хорошисты, которым родители доверяли и позволяли учиться в свое удовольствие, добиваются невиданных высот. Психологи это объясняют крепостью их нервной системы и умением самостоятельно планировать свои дела.
Некоторые возразят, что не каждому ребенку можно доверять и не контролировать его. Действительно, если вы до семи лет зорко следили за каждым шагом своего малыша и не позволяли ему принимать самостоятельные решения, то когда он пойдет в школу, ему доверять полностью сложно. Приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки нужно с «глубокой юности». Сначала кроха сам решает, какой игрушкой и как ему играть, выбирает, на какой площадке гулять, и приходит весь грязный. В детском саду учится завязывать шнурки и постоянно падает, наступая на них. А затем выбирает себе друзей, которые не всегда нравятся родителям. Дайте своему ребенку возможность пройти все эти этапы. Если малыш что-то делает не так, не кидайтесь срочно все исправлять. Нельзя научиться ходить, ни разу не упав. Пройдет немного времени, и ребенок научится всему самостоятельно. Тогда в школьном возрасте вам не придется каждый вечер делать вместе с ним уроки, силой сажать за книжку и краснеть на родительских собраниях. Такие дети ответственно подходят к учебе.
Конечно, всегда можно наверстать упущенное. Если вы долгое время держали ребенка под строгим присмотром, а потом решили взять за основу воспитания принцип доверия, то результат может оказаться прямо противоположный. Детям, привыкшим к постоянному вниманию и контролю, трудно самостоятельно отвечать за свои поступки. Поэтому придется первое время дозировать это самое доверие мелкими порциями. Сначала перестать проверять какой-то один урок (лучше тот, по которому у ребенка самая хорошая успеваемость). Если спустя некоторое время оценки не снизятся, то исключить из-под своего контроля еще один предмет. Самое главное, чтобы сами родители были уверены в том, что ребенок справится и не подведет. Тогда эта уверенность передастся и малышу.
Для маленького человека учеба то же самое, что для взрослого работа, только вместо зарплаты он получает оценки. Наверное, никто из взрослых не согласится работать во время заслуженного отпуска, к тому же совершенно бесплатно. Тогда почему же нужно заставлять детей трудиться во время каникул?

 

 

Группа подготовки к школе

Как же сложна жизнь ребёнка в подготовительной группе. Почти каждый день ребёнок бежит, увлекаемый мамой, в группу подготовки к школе. На ходу застегивая куртку и дожевывая садовский полдник, чтобы успеть к началу занятий.

Выбирая для своего ребенка группу по подготовке к школе, родители, как правило, предпочитают ту, что поближе к дому, подешевле и подходит по времени начала занятий. Но если программа, по которой будут учить их малыша, не соответствует его индивидуальным особенностям, то эти очевидные преимущества полностью теряют свою ценность.
Поэтому тестирование перед началом учебы – величайшее благо. Оно позволяет определить, подходит ребенку данная программа или нет.
А может быть, и вовсе не стоит перегружать детей обучением чтению и письму? Успеют еще в школе...
Подготовить к школе – это не значит любой ценой научить дошкольника читать. Для успешной учебы гораздо важнее любознательность, интерес к жизни, умение общаться, высказывать свои мысли и слушать других, обслуживать себя и ориентироваться в самых разнообразных жизненных ситуациях.
В то же время учиться чтению, счету, письму в четыре-пять лет совсем не рано. Только вот организация занятий должна быть совсем не такая, как в первом классе общеобразовательной школы. А ведь преподают в группах подготовки к школе чаще всего школьные учителя. Они невольно переносят сугубо школьные методы и подходы в эту еще в общем-то «садовскую» группу. Они ждут от маленьких учеников рассуждений, анализа, синтеза. Малышам же это не под силу, им непонятно, скучно, неинтересно. Ведь самое естественное занятие для детишек этого возраста – игра. Только в игре они чувствуют себя сильными и могущественными, только в игре могут в полной мере проявить свою фантазию и сообразительность. Но взрослые забывают об этом. И большинство занятий по подготовке к школе страдает явным перекосом в пользу логического мышления и в ущерб образному. Создается впечатление, будто взрослые бессознательно жаждут поскорее изжить эту непонятную им, неудобную детскую эмоциональность, непосредственность и превратить маленьких фантазеров и мечтателей в свое подобие – в рациональных и рассудочных людей. Для того чтобы учеба доставляла удовольствие и была успешной, необходима опора на чувства и эмоции. Что это значит? Если мы хотим, например, чтобы малыш научился считать, нужно дать ему прочувствовать, что такое один, два, много, на один больше. Предметы, которые он будет считать, должны быть не нарисованы в книжке, а даны ему в руки. Кружочки, квадратики, треугольнички, их обязательно надо подержать в руках, пощупать. Поговорить о том, где встречаются предметы похожей формы.
Если изучаете буквы, то лучше не просто рассматривать их, а лепить из пластилина, ощупывать их большие объемные изображения. И, конечно, нельзя забывать о том, что подготовка к школе – это не только обучение чтению, счету, письму.
Для гармоничного развития не менее важны такие дисциплины, как рисование, лепка, танцы, музыка, спорт, в том числе плавание, фигурное катание.

 

Чем еще помочь первоклашке?

1. Будить ребенка спокойно, улыбаться, говорить ласково. Не подгонять с утра, не дергать по пустякам, не укорять за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопить. Умение рассчитать время – задача взрослого, и, если это плохо удается, это не вина ребенка.

3. Не отправлять малыша в школу, как следует не накормив, до школьного завтрака ему придется много поработать.

4. Ни в коем случае не прощаться, предупреждая: «Чтобы сегодня не было плохих отметок». Пожелать ребенку удачи, подбодрить, найти несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.

5. Забыть фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречать чадо после школы спокойно, не обрушивать на него тысячу вопросов, дать расслабиться. Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахиваться, не откладывать на потом, выслушать - это не займет много времени.

6. Если первоклашка огорчен, но молчит, не допытываться, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

7. Выслушав замечания учителя, не торопиться устраивать взбучку ребенку. Постараться, чтобы разговор с педагогом происходил без присутствия юного ученика. И всегда нелишне сначала выслушать обе стороны, а потом уже делать выводы.

8. После школы не торопиться усадить ребенка за уроки, необходимо два-три часа отдыха (хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

9. Не заставлять ребенка сделать все, что задали, в один присест.

10. Во время приготовления уроков не сидеть «над душой» у чада, дать ему возможность работать самому, но уж если нужна помощь, набраться терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы.

11. При общении с первоклашкой стараться избегать условий: «Если ты сделаешь, то...», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и взрослый может оказаться в очень сложной ситуации.

12. Найти (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только малышу, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

13. Выработать единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком: свои разногласия по поводу педагогики решать без него. Если что-то не получается, посоветоваться с учителем, врачом, педагогом-психологом, не считать лишней литературу для родителей: там можно найти много полезного.

14. Помнить, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4-х классов), конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.

15. Не игнорировать жалобы чада на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели трудности адаптации к процессу обучения.

16. Учесть, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 6-7-летнему ребенку) очень любят послушать перед сном сказку, песенку, полежать рядом с мамой, прижавшись к ней. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Стараться не вспоминать перед сном о неприятностях, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную, пусть ребенок уснет умиротворенным.

Завтра будет новый день. Новый школьный день, и только от родителей зависит, чтоб он был спокойным, добрым и радостным. Чтоб, какие бы проблемы ни ожидали чадо в классе, он чувствовал, что ему «есть куда отступать», что дома его ждут любым, с любыми оценками и проблемами.

 

 

Мы пишем диктант

 

Диктант - вещь не очень приятная, но нужная. Некоторые дети пишут его без проблем, но иногда это становится еще одним поводом для переживаний и слез... Поэтому некоторым детям, а соответственно, и их родителям надо готовиться к диктантам заранее и очень тщательно. К сожалению, один малыш здесь не справится. Нужна помощь.
Во-первых, купить специальную методичку или сборник диктантов для начальной школы, они продаются в специализированных магазинах, выбрать текст на то правило, которое проходит сейчас ребенок, читать его очень четко и медленно (но не по буквам), чтобы малыш хорошо понял содержание. Затем диктовать вначале целое предложение, затем разбивая его на слова. Не забывать о временном регламенте! Чтобы подключить ребенка к процессу подготовки к диктанту, надо написать вместе с ним сложные слова на карточках. То есть писать-то будет он, а роль взрослого - проверить правильность слов. Переворачивая карточки на манер экзаменационных билетов, малыш сможет сам проверить написанное в тетради.
Можно наговорить текст диктанта (или часть его, или даже просто сложные слова) на кассету магнитофона. Дети, которым легче вначале прослушать весь текст, пойдут на это техническое новшество с удовольствием. Если есть возможность общаться с компьютером, то можно сделать так называемые пазлы из разных частей трудного текста. Набрать весь текст на компьютере, разбить его на множество частей, а затем распечатать на маленьких карточках. Ребенок с удовольствием будет собирать такую вот "текстовую" головоломку (заодно многократно читая написанные слова). Для борьбы с особо сложными словами можно снова применить карточки, только уже не целых слов, а отдельных букв. Карточки перемешиваем, и ребенок самостоятельно составляет из него "неподдающееся" слово. Можно предложить ребенку поискать рифму к таким словам или поиграть с ним в "слова". Взрослый пишет первую и последнюю буквы слова, ребенок угадывает недостающие. За правильные буквы - приз, за орфографические ошибки - штраф. Вообще надо стараться использовать в течение дня любую возможность попрактиковаться в написании диктанта. Причем, тексты могут быть самые разные, начиная от кулинарных рецептов, заканчивая отрывками из приключенческих книг. Чем чаще ребенок пишет под диктовку в спокойной обстановке (ведь, согласитесь, диктант - это всегда стресс) разные тексты, тем скорее он привыкнет к этому. Обязательно надо научить ребенка проверять написанное, для этого лучше всего внимательно прочесть весь текст, разбивая слова на слоги и как бы проговаривая их про себя. Затем полезно прочитать текст еще раз, но с конца до начала. Это отвлекает от "сюжета", и ошибки становятся заметнее.
Полезно писать диктанты ежедневно, по 15-20 минут.
Еще один способ развития грамотности - заучивание написания слов по орфографическому словарю так, как мы изучаем иностранный язык.

Каждый пишет, что он слышит

 

 

Готов ли ребенок к школе и какие отметки он будет приносить в дневнике - во многом зависит от уровня его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, письменной или устной, ребенок будет получать новые знания. Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у крохи устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте. Папам и мамам следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее чем к пяти годам. Если же этого не происходит, то стоит показать сына или дочь логопеду.

Упражнения для подготовки руки к письму

 

Наверное (и многие родители с этим согласятся), первоклашке труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Ребенку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная "пятерка". Задача пап и мам - помочь малышу стать отличником. Для этого надо начать заниматься с ним еще до школы.
К пяти годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить малышам выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы. Наверное, все в детстве делали плетеные коврики из бумажных разноцветных полос. Для этого нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезами основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей в семье.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус. Малыши разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из которых скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги. Дети обмениваются бусами, сделанными своими руками, дарят их друг другу, изобретают разные по размеру и цвету бусины, нанизывают их на длинную нить.
Необходимо также научить малыша уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
Очень полезно для развития пальцев ребенка рисование и раскрашивание. Обязательно надо купить малышу несколько книжек-раскрасок. Постараться не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Лучше отдать предпочтение простым или цветным карандашам.

А когда наступит лето, попросить малыша пособирать ягоды, прополоть грядки - это поможет потренировать мелкие мышцы рук.

Не стоит забывать про "пальчиковые" игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У малышей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. "Пальчиковые" игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Можно использовать "Сорока, сорока, кашу варила..." или "Пальчик-мальчик, где ты был?". Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Для тренировки пальцев можно выполнять и такие упражнения, как "пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потренировавшись, попробовать "поздороваться" пальчиками и на левой руке, а затем одновременно на двух руках. "Человечек" - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу. "Слоненок" (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу. Можно показать малышу и такое упражнение: выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять его каждой рукой вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее. Изобразить зайчика, лисичку, собаку.
Но кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Игра "Я самый меткий"

Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать).

  • Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.
  • Проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель.
  • Попади мячом в баскетбольную корзину.
  • Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).
  • Найди выход из пещеры.
  • Проследи путь

Обязательно, чтобы ребенок проводил линии и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и узкие.

Игра "Узнай, кто я"

Ребенку предлагается определить по точкам, что нарисовано. "В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам, и ты узнаешь это. Старайся не отрывать руку". Таким образом по точкам можно рисовать разные фигуры животных, цветы, посуду, мебель, машинки (так, чтобы не было слишком сложно и знакомо ребенку).
Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз. Многим малышам подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается и они не могут скоординировать действия глаза и руки.

На листе бумаги нарисовать постепенно усложняющиеся фигуры и предложить ребенку как можно точнее их срисовать. Или же нарисовать домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Это задание позволит выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Эта методика может использоваться на собеседованиях при определении готовности детей к школьному обучению. По ходу выполнения задания следует обратить внимание на следующее:

  • какой рукой малыш рисует (правой или левой);
  • как он работает с образцом, часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли с ним сделанное или, мельком взглянув на образец, рисует по памяти;
  • быстро или медленно проводит линии;
  • отвлекается ли во время работы;
  • высказывается ли и задает ли вопросы во время рисования;
  • сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить

 

Невнимательный ребенок

 

Развитие способностей внимания у детей - необходимая основа их хороших отметок в школе. Эти способности складываются из умения сосредоточенно (не отвлекаясь) работать над заданием - концентрации внимания; держать в поле своего зрения всю необходимую рабочую информацию - объема внимания; контролировать соблюдение всех условий выполнения какого-либо учебного задания - распределения внимания; выделять из отвлекающего окружения (фона) только ту информацию, которая необходима для работы или задана условиями задачи. Немаловажной является способность малыша достаточно долго не уставать при длительном выполнении какого-либо задания - выносливость, устойчивость внимания.
Не надо отчаиваться, если ребенок бывает рассеян. Внимание можно тренировать. В этом могут помочь веселые игры и задания, которые сделают занятия с малышом не только полезными, но и увлекательными.


Игра «Где чей домик?»
Игра для развития устойчивости внимания. Ребенку предлагается рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Можно поиграть и так. Называем ребенку различные слова: "стол", "кровать", "чашка", "карандаш", "медведь", "вилка" и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторить игру с начала.
В другой раз стоит предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.
Для развития устойчивости внимания даём ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагаем , просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, "а"). Фиксировать время и количество ошибок. Ежедневно отмечать результаты в графике и проанализировать их. Обязательно радоваться вместе с малышом успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания изменить задание. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву "а", а букву "п" подчеркни". Или так: "Зачеркни букву "а", если перед ней стоит буква "р", и подчеркни букву "а", если перед ней стоит буква "н". Фиксировать время и ошибки. Не забываем похвалить малыша.


Игра «Что изменилось?»
Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.
Если же у нет возможности собрать большую компанию, можно видоизменить эту увлекательную игру: разложить на столе перед ребенком 10 предметов, попросить его отвернуться и в этот момент поменять расположение предметов. Затем предложить ответить, что же изменилось.
Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложить малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия. Есть и такие упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.)


Игра «Цифровая таблица»
Показываем ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале следует убедиться, знает ли малыш все эти цифры. Говорим ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25". Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. Еще один вариант этой игры: приготовить таблицу с 25 клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 цифр пропущены. Попросить ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их). Зафиксировать время, которое потребовалось ребенку для выполнения этого задания. Если же эти упражнения оказались трудными для ребёнка, составляем более простую таблицу, например из 9 клеточек.
Игра « Звездочки»
Для проверки внимания ребенка заготовляем два поля размером 4х4, каждая площадь которого равна 16 см, и 20 маленьких (размером примерно 2 см в диаметре) звездочек. Кладем звездочки на клетки поля, показываем это ребенку в течение 1 секунды и просим затем уже на своем поле расположить звездочки так же. Начиная с 2, увеличиваем количество звездочек до 10. Время предъявления остается тем же - 1 секунда. Не позволяем малышу слишком долго вспоминать взаиморасположение звездочек - не более чем 20 секунд. Обращаем внимание, с какого момента ребенку становится трудно выполнять задание. оцениваем результаты. Если малыш без ошибок воспроизводит 7-10 звездочек - отлично, 5-6 звездочек - неплохой результат, 4 и меньше - чтобы не оказаться "человеком рассеянным", можно тренировать внимание каждый день!
Не забываем похвалить юного ученика, поощрить его за старание.

Готовность к школе

Как подготовить ребенка к школе.

Несколько тестов для определения готовности ребенка к школе

Родители - первые и самые строгие учителя ребенка. Семья - это своеобразная школа, которая оказывает огромное влияние на то, что маленький человек будет считать важным в жизни, а что второстепенным, формирует его как личность. Будет ли малыш чувствовать себя психологически комфортно и уверенно в школе, зависит от взрослых. В современной психолого-педагогической науке существует понятие "готовность к школе". Что включает в себя это понятие?

Во-первых, анатомо-физиологическое развитие ребенка, то есть способность сравнительно длительное время выполнять определенные задания. Прежде всего развитие мелкой моторики пальцев рук, так как именно от этого зависит овладение навыками письма, рисования, лепки.
Во-вторых, важным критерием "школьной зрелости" считается личностная готовность к школе. Иными словами, у ребенка должно быть положительное отношение к школе, отсутствие которого может привести к явному или скрытому до поры до времени нежеланию учиться.
В-третьих, характерной чертой готовности к школе у малыша можно назвать умение понять учебную задачу, уважительное отношение к требованиям учителя, произвольность действий. У детей, которые не способны относительно длительное время заниматься неинтересной для них работой, как правило, возникают проблемы с поведением, и, как следствие, с успеваемостью.
Четвертой составляющей "школьной зрелости" является собственно интеллектуальная готовность.
И, наконец, ваш будущий ученик должен обладать определенным запасом знаний, помогающих ориентироваться в окружающем мире.
Итак, для того чтоб проверить у ребенка анатомо-физиологическую готовность к школе. Для этого проведёмс ним этот тест

Задание 1

Предлагаем малышу, который, вероятно, еще и не научился писать, внимательно посмотреть на образец и рядом написать точно так же.
Во время выполнения задания наблюдаем за ребенком и отмечаем:

· какой рукой он пишет;

· перекладывает ли карандаш из одной руки в другую;

· слишком ли много вертится по сторонам.

Оценка работы ребенка.

· 1 балл - Целиком скопирован образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте соответствует прописной.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.210.184.142 (0.022 с.)