Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание ребенка от рождения до 6-8 месяцевСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наблюдения за слепыми детьми раннего и предшкольного возраста, а также анализ соответствующей литературы позволяют выделить 3 стадии компенсации слепоты в раннем предшкольном возрасте. В основе выделения лежит характер изменения психической деятельности ребенка, обеспечивающей продвижение в развитии и переход к новой его ступени в каждом из возрастов. Первая стадия компенсации слепоты в раннем возрасте связана с полисенсорным (комплексным) характером восприятия ребенка, его реакциями на комплексные раздражители. Она характеризуется образованием связей между сохранившимися анализаторами и обеспечивает создание базы полисенсорного восприятия сенсомоторной деятельности, т.е. создание связей между зрительными, слуховыми, осязательными, вибрационными и другими восприятиями и движениями (пока еще очень обобщенных, генерализованных), позволяющих ребенку реагировать на комплексы жизненно важных для него действий окружающих людей и подготавливающих его к осуществлению собственных действий. Данная стадия формируется в общении ребенка со взрослыми при активном стимулировании общения со стороны взрослого. Вторая стадия компенсации слепоты у детей связана с появлением, выделением и дифференциацией отдельных сигнальных признаков окружающих предметов и действий с ними. В этот период у ребенка формируется способность выделять в предметах отдельные признаки и качества. Для образования связей с воспринимаемыми предметами и осуществления перехода к ведущей предметной деятельности дети используют речевое общение. Третья стадия компенсации слепоты связана с появлением образов, представлений, т.е. у ребенка формируется умение представлять предметы в их отсутствие как совокупность признаков и сохранять их образы в памяти. Это позволяет слепому ребенку осуществлять творческую игру, которая является необходимым условием формирования системы компенсации слепоты в дошкольном возрасте. Наблюдения за развитием и поведением слепых детей до трехмесячного возраста свидетельствует о том, что по характеру реакции и систем поведения они мало чем отличаются от зрячих детей этого же возраста. Для поведения ребенка в этот период характерно реагирование на раздражители, связанные с кормлением, перевертыванием, речью матери, запахом матери и молока, укладыванием в позу кормления. Однако выключение зрения с первых дней рождения оказывает значительное влияние на темпы психического развития, т.к. задерживает формирование дифференцированных восприятий, что, в свою очередь, снижает психическую активность слепого младенца по отношению к внешнему миру. Отмечается отсутствие интереса к овладению внешним миром, к игре, игрушкам, предметам и удовлетворенность тем, что его оставили в покое. Как же преодолеть и предупредить меньшую активность слепого малыша? Существуют основные потребности для всех детей. И дети с недостатками зрения не являются исключением. Им не только нужна любовь, забота родителей и других взрослых, они должны знать о том, что их любят. Любовь и внимание к детям — это важное условие, обеспечивающее их нормальное развитие и рост. Малыш должен чувствовать себя в безопасности, находясь со знакомыми людьми, в знакомой обстановке. Развитие потребности в общении слепого ребенка и его стимулирование в первые месяцы жизни имеет те же задачи и осуществляется теми же методами и способами, что и у зрячего. Поглаживание, нежный голос, тепловые ощущения являются теми стимулами, которые могут быть восприняты слепым ребенком и вызовут активные ответные реакции. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком: говорить о том, какой он хороший, обсуждать с ним, что ему будут готовить на обед и ужин, какая погода и т.д. Надо чаще называть его по имени, чтобы звук имени стал ему знаком. Речь позволяет ребенку не только знать, что ему оказывают внимание, но и запоминать многие из слов, которые он слышит, и ассоциировать их с реальным опытом. Это такие слова, как «бутылочка», «пить», «купаться» и т.д. В ранний период развития тесный физический контакт с ребенком является необходимой формой коммуникации. Следует постоянно, когда малыш не спит, быть вместе с ним: играть, разговаривать и т.д. Постепенно он научится узнавать окружающих по голосам, шагам, по тому, как они его держат. Если у ребенка слишком незначительное остаточное зрение, беседа с ним предупреждает иногда возникающий испуг при неожиданном прикосновении перед тем, как его возьмут на руки. Наблюдения показывают, что в первые месяцы жизни в развитии движений слепого и зрячего много общего. Отставание возникает позже. У нормально видящего ребенка зрение включается в контроль за выполнением двигательных актов, благодаря чему его двигательные способности начинают развиваться очень быстро. Это происходит в возрасте 5-6 месяцев. У слепого такой контроль осуществляется лишь посредством проприоцептивной чувствительности, т.е. чувствительности мышц и сухожилий. Зрение играет жизненно важную роль в обучении движениям и контроле за ними у зрячих маленьких детей. Когда зрячий ребенок поднимает голову, он видит много интересных новых движений и ярко окрашенных объектов. Он быстро учится контролю за движением головы. В 5-6 месяцев он уже хочет сесть, чтобы наблюдать и видеть все вокруг себя, а позже пытается встать на ножки, чтобы видеть еще больше. В 9-10 месяцев он пытается ползать по всему помещению, чтобы ближе познакомиться с окружающими его предметами. Он замечает и достает игрушки из коробки или шкафа и поднимает их с пола. Все эти умения активизируются с помощью зрения. Младенец со значительным нарушением зрения или с отсутствием зрения мало знает о существовании окружающих его предметов, поэтому у него нет стимула для движения к ним. Отсутствие зрения не позволяет ему спонтанно учиться поднимать голову, садиться, доставать и хватать игрушки, ползать и ходить. Но он может научиться этим двигательным навыкам в том же объеме, качестве и примерно в том же возрасте, что и зрячий ребенок, если его правильно будут учить этому. Родителям, воспитывающим слепого ребенка, необходимо знать, что надо делать, чтобы упражнения в активном движении помогали ребенку научиться делать все точно и правильно и чтобы они доставляли ему удовольствие. Когда младенец лежит в кроватке, необходимо менять его положение так, чтобы у него не вырабатывалась привычка лежать или на спине, или на животе, или на определенном боку. Дети, которые привыкли лежать на спине, неохотно переворачиваются на живот, когда приходит время учиться ползать. Те, кто привык спать только на животе, когда их хотят обучить ползать и кладут на ковер, думают, что их укладывают спать, и не проявляют активности. Для возбуждения внимания малыша можно придумать различные приспособления и подвешивать их к кроватке так, чтобы малыш мог достать их рукой, коснуться ногой. Если ребенок имеет остаточное зрение, то следует подвешивать к кроватке небольшие легкие светлые и блестящие предметы, издающие звук при касании, колокольчики, погремушки, бусы и т.д. В кроватку к малышу можно положить хрустящую фольгу так, чтобы ребенок мог доставать ее ножками и слушать производимый им самим шум. Маленькие колокольчики, пришитые к носкам ползунков, делают для слепого малыша приятным простое брыкание. Это необходимо делать еще до того, как ребенок сможет сочетать звуки, которые он слышит, с тем, как он двигает своими ножками. Зрячие дети обращают внимание на свои ноги, видя их движущимися. Слепым и слабовидящим малышам необходимо как можно раньше помочь понять, что у них есть ноги, что они могут ими двигать. Контроль за движением головы. Родители должны сделать интересными и занимательными для ребенка упражнения в держании головки вверх. Малышу всегда приятно поглаживание под подбородком, когда его держат вертикально или когда он лежит на животе, и он скоро начинает поднимать голову и переворачиваться с одной стороны на другую. Дети любят, когда их гладят, — это не только приятно, но и говорит им о том, что их любят. Прикосновение щеки малыша к щеке матери или отца, когда они ласково с ним разговаривают, приятно малышу, и скоро он начинает экспериментировать со своей головой, двигая ее то к щеке взрослого, то обратно. Находиться на руках у матери или отца, прижимаясь к лицу, для ребенка значительно интереснее, чем лежать в кроватке. Это стимулирует его самоконтроль за движением головы, вызывает желание быть вместе с людьми. Необходимо класть малыша на животик к себе на колени и, гладя, разговаривать с ним, слегка похлопывая, упражнять его в держании головки вверх. Специальные рюкзаки, с помощью которых можно укрепить ребенка на груди или спине, дают возможность малышу, когда он еще мал и легок, быть рядом с родителями, чувствовать запахи, исходящие от каждого человека, слышать звуки голосов. Находясь в таком положении, он приобретает значительно больше опыта и знаний об окружающем мире, чем если бы он просто лежал в кроватке. Во время смены пеленок, подгузников родители должны упражнять ребенка в движении, играть с ним. Для этого надо взять его за ручки и поднимать вверх до положения сидя. Выполняя это упражнение, надо говорить: «поднимаемся вверх», «опускаемся вниз». Занятия можно прекратить, когда ребенок сможет самостоятельно сесть. Постепенно ребенок начнет выпрямлять и напрягать ручки, когда его поднимают. Через некоторое время он будет выпрямлять ножки, и его можно будет поднимать на них на несколько секунд. Начиная с 3 месяцев ребенок должен 2 или 3 раза в день лежать на полу на животе, с небольшим отдыхом на спине. Его нужно подбодрить в держании головки вверх при стремлении подняться на локотках. В это время с ребенком надо говорить, играть для того, чтобы он любил быть на полу. Небольшие блестящие и звучащие игрушки должны возбуждать у него стремление к движению на полу. Их необходимо расположить таким образом, чтобы он мог дотянуться до них руками. Дети с недостатками зрения, как правило, предпочитают лежать только на спине. Но насколько больше движений может быть у младенца, если его перевернуть в положение на живот. Лежа на животе, ребенок учится двигаться с помощью ног. Когда малыш устанет, он сам попытается перевернуться на спину, но при этом ему нужно помочь, т.к. при перевертывании ему мешают руки. После первого удачного перевертывания ребенок будет пытаться самостоятельно перевертываться со спины на живот. Свободно переворачиваться с живота на спину он начнет через месяц. Обычно это происходит в 7-8 месяцев. Сидение. Дети с нарушениями зрения не пытаются садиться сами, тогда как зрячие сверстники пытаются садиться примерно в 6 месяцев, потому что видят вокруг различные интересные предметы. Слепому ребенку необходимо помочь получать удовольствие от сидения, если даже он не сможет узнать что-либо новое. Когда ребенок держит голову, его можно сажать в угол дивана примерно на полчаса. В это время надо с ним разговаривать, прикасаться к нему, чтобы он чувствовал, что с ним рядом находится кто-то из близких. В 4 месяца малыш будет получать удовольствие, сидя у родителей на коленях, в то время когда ему помогают удерживать равновесие, поддерживая за запястья. Он будет подпрыгивать и пружинить, находясь на руках у взрослых. Позднее он научится балансировать, держась только за чей-нибудь палец. По мере того как движения ребенка при балансировании станут более свободными и умелыми, можно научить его «езде на отцовской ноге» и т.д. В 6 месяцев ребенок может сидеть некоторое время в углу манежа. Манеж можно заменить картонной коробкой и возить ребенка по полу, играя в «машинку». В 7-8 месяцев ребенка можно сажать на высокий стульчик во время еды. Первые несколько недель нужно привязывать его к спинке стула пеленкой или полотенцем через грудь и под мышками. Как только он закончит есть, следует снять его со стула, иначе ребенок будет ассоциировать высокий стульчик с неприятными ощущениями, вызванными ограничением его движений. К 8 месяцам ребенок должен сидеть на полу самостоятельно, без поддержки и научиться садиться из лежачего положения и ложиться. Стулья, обеспечивающие полную поддержку, хороши, когда малыша сажают за стол. Но в остальное время ему надо давать возможность сидеть на неустойчивом, качающемся коне-качалке или стуле-качалке, на качелях или просто на полу, поощряя его ласковым голосом. Движение рук. Зрячий ребенок в возрасте около 4 месяцев обнаруживает, что у него есть руки. Он играет руками, сжимает и разжимает кулачки, сводит их вместе. Некоторые слепые дети обнаруживают свои руки самостоятельно. Но родители должны помогать слепому ребенку: играть с ним в игры типа «Сорока-сорока», загибать пальчики, поднимать ручки, его пальчиком щекотать ладошку. Ребенка можно научить держать легкую игрушку. Постоянная смена игрушек, находящихся рядом с малышом во время его бодрствования, вызывает у него поисковые движения. Искать упавшую игрушку желательно вместе с ребенком, положив его ручку на свою и двигая ею в разные стороны до тех пор, пока не коснетесь игрушки рукой ребенка. При этом необходимо комментировать действия, например: «Вот она, уточка, ты ее нашел». Постепенно ребенок начнет понимать, что упавшая игрушка рядом и ее можно найти. Родители должны помнить, что единственная возможность для слепого ребенка знать, что объекты (например, игрушки) находятся рядом, — это ощупать или услышать их. Прикосновение и отыскивание — основные навыки, необходимые для познания окружающего мира. Детей со зрительной недостаточностью игрушка не привлекает яркостью, блеском. Она им интересна, когда издает звук, а также когда предмет заинтересует их вкусом, запахом или формой. Родители должны быть изобретательны в подборе предметов для игр. Психическое развитие малыша Психическое развитие слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего своеобразно как по темпам, так и по качественной характеристике. Стадии развития системы компенсации слепоты непосредственно связаны с возрастом детей и уровнем их психического развития. По мере роста ребенка стадии компенсации слепоты все более связываются с общим психическим и социальным развитием, а не только с физическим, как это имеет место в первые недели жизни. Период от рождения слепого ребенка до появления у него возможности выделять отдельные раздражения, вызванные окружающей средой, свойственные тому или иному виду восприятия, является подготовительным в развитии системы компенсации слепоты. В психологическом плане это связано с формированием умения слепого ребенка выделять единичные слуховые, тактильные, вкусовые и другие раздражения из совокупности действующих на него впечатлений и реагировать в соответствии с ними. Овладение этим умением предопределяет переход к новой стадии развития компенсации слепоты и означает, что ребенок прошел большой путь психического развития в познании окружающего мира. Роль направленного воспитания в этом возрасте огромна и заключается в том, чтобы создать наиболее полный комплекс разнообразных раздражителей, как дистантных, так и контактных, позволяющих слепому младенцу ориентироваться во внешнем мире. Увеличение всевозможных раздражителей, возбуждающих слух, осязание, вкус, обоняние и приуроченных к определенным видам деятельности (сну, кормлению, купанию, прогулке и т.д.) является необходимым условием для формирования и установления связей между различными объектами и действиями и готовит почву для формирования компенсации слепоты. Развитие зрячего ребенка при сформировавшемся зрительном восприятии происходит под влиянием зрения. В рамках сложившегося зрительного поля начинают развиваться предметность и сигнальность слухового восприятия, понимаются значения слов. Зрение позволяет ребенку знакомиться с предметным миром не только через реальные предметы, но и через их изображения. При формировании координации движений зрение позволяет точно, целенаправленно и экономно осуществлять предметные действия на основе зрительного подражания, а также способствует развитию тонких манипуляций. При обучении ходьбе зрительная ориентировка помогает развить восприятие пространства. Для зрячего ребенка зрительное восприятие становится основным компонентом в формировании предметной деятельности. Отсутствие зрительного восприятия у ребенка вносит в его развитие особенности, которые не компенсируются без специальных занятий с раннего возраста. В период примерно от 6 месяцев до 3 лет слепой ребенок серьезно отстает в психическом развитии. Это выражается в меньшем объеме знаний и представлений об окружающем мире, в значительном формализме речи, ограниченном понимании слов, в менее развитых и скоординированных движениях и слабой ориентировке в пространстве. В психическом развитии ребенка необходимо обратить особое внимание на интенсивное развитие речевого общения, овладение функциональными действиями с предметами, самостоятельной ходьбой в знакомом пространстве и на элементарное самообслуживание. Трудности развития компенсации слепоты в этот период связаны с тем, что способы, которыми возможно компенсировать недостатки развития, возникающие в результате слепоты, не могут быть использованы ребенком предшкольного возраста, т.к. его компенсаторные возможности на этой стадии развития очень ограничены. В компенсации слепоты и преодолении вторичных отношений, вызванных слепотой, на каждом возрастном этапе необходимо опираться на развитие таких психических образований, которые в данный отрезок времени меньше страдают от слепоты и находятся в сенситивном периоде своего развития. Осуществление компенсации происходит в ведущей для каждого возраста деятельности, что требует достаточно высокого уровня ее сформированности. В этом возрасте такой деятельностью является предметная деятельность, в процессе которой развиваются основные движения тела и рук, речевое и неречевое общение, создается система дифференцированных восприятий, накапливается чувственный опыт. Развитие моторики После 6 месяцев жизни слепые дети начинают значительно отставать от зрячих сверстников в развитии движений, хотя развитие моторики в период от 1 года до 2 лет у слепых детей наиболее результативно. Слепые дети овладевают ходьбой в возрасте от 1 до 2 лет, причем первые попытки ходить они делают в том же возрасте, что и зрячие, — к концу первого года жизни. Если у ребенка нет других дефектов, кроме слепоты, он должен начать самостоятельно ходить в знакомом помещении в возрасте от 1 до 2 лет. Однако с первыми самостоятельными попытками передвижения у ребенка появляется боязнь неизвестного пространства. Первые ушибы и падения тормозят его стремление ходить самостоятельно (поэтому одним из важных условий овладения ходьбой должно стать воспитание у ребенка уверенности в безопасности движения. Это достигается обеспечением безопасных условий для передвижения, а также помощью взрослого, к которому ребенок испытывает доверие). Чувствуя неуверенность при самостоятельном движении, такие дети больше сидят, становятся малоподвижными и, когда у них появляется желание получить какой-либо предмет, не пытаются сами его взять, подползая или подходя к нему, а используют для этого взрослого, заставляя звуками, словом, всем поведением приблизить предмет к себе. Как правило, родители, вместо того чтобы поднести или подвести слепого ребенка к предмету, подносят предмет кребенку. В связи с этим развитие движений слепого задерживается. Если ребенок не ползает, то он с трудом учится держать равновесие во время ходьбы при столкновении с предметами. Однако с 8—9 месяцев развитие моторики становится более осознанным. Постепенно трудности преодолеваются и слепой ребенок начинает ходить, но его необходимо учить не только ходить, но и падать, перераспределяя тяжесть тела движениями спины, таза и т.д. Еще одна особенность в развитии движения слепого ребенка — это отсутствие свободы движений рук при ходьбе. Она связана с общей напряженностью при ходьбе, возникающей в результате неуверенности. Для снятия напряженности, нужно создать стабильные условия жизни ребенка, разложить и расставить в определенном порядке предметы и игрушки, помочь ему приобрести реальные практические знания об окружающем пространстве. Огромное значение в преодолении неуверенности имеют первые шаги ребенка со взрослым, держащим его за руку. Однако следует менять руку ребенка, а самое главное — разрешать ему самостоятельно передвигаться в пространстве. Это снижает напряженность в движении. Вставание. Около 7 месяцев ребенок начинает вставать на ножки. Детей с нарушением зрения необходимо стимулировать к тому, чтобы они начали самостоятельно вставать. Если разложить игрушки по всей длине дивана, то малыша можно поставить на пол, чтобы взрослый мог придерживать его. Детей с глубоким нарушением зрения необходимо учить вставать на ножки. Вначале необходимо показать, как найти опору ручками, затем — как, опираясь руками о край стула (стола), вставать. Если малыш научился вставать на колени, то родители должны помочь ему приподняться на коленях. После нескольких тренировок ребенок быстро научится вставать самостоятельно. Необходимо также научить малыша опускаться, садиться. Для этого нужно подсказать ему, как сгибать ноги в коленях и медленно опускаться сначала на одно колено, а затем на другое. Ползание. Слепые дети довольно часто минуют стадию ползания. Они не начинают ползать, если родители не покажут им, как это надо делать. У детей, которые ползали, координация движений развита лучше, чем у детей, миновавших эту стадию. Когда малыш лежит на животе на гладком полу и мать поднимает его стопы, слегка подталкивая, то он, напрягаясь, вынужден автоматически двигаться вперед на руках и коленях и скользить по полу. Затем можно показать ребенку, как упираться ногами поочередно и ползти на звук голоса матери. Можно касаться рук ребенка его любимой игрушкой, а потом отводить ее на несколько сантиметров, подбадривая малыша в его стремлении схватить игрушку, говоря: «иди к маме», «иди к папе». Показывая ребенку, как карабкаться вверх по лестнице и спускаться с нее, родители учат ребенка владеть своим телом. Ходьба. Прежде чем зрячий ребенок начнет ходить, он должен быть к этому физически подготовлен. Это остается действенным и для слепых детей. Но в данном случае ситуация значительно сложнее, так как ребенок должен научиться многим вещам, которым не учат зрячего. Слепого ребенка необходимо как можно раньше учить вставать, чтобы к моменту, когда он физически будет готов ходить, ребенок уже умел бы хорошо балансировать. До тех пор, пока малыш не будет свободно стоять без поддержки, — он не готов к самостоятельной ходьбе. Ребенка надо также учить попеременно двигать ногами, например, ставить ножки ребенка на стопы взрослого, и он двигается по комнате, или один из родителей переставляет ножки ребенка, в то время как другой держит его за ручки. Слепой ребенок обычно идет на голос родителей. Это значит, что они должны находиться перед ребенком, когда учат его ходить. Ориентировка. С первыми шагами ребенка окружающий его мир начинает значительно расширяться. Родители должны помочь ребенку ориентироваться в пространстве: мебель и все предметы в доме должны находиться на определенных местах, на пути малыша не должно быть острых углов. Когда ребенок начнет ходить, не спешите к нему каждый раз, как только он покачнется или упадет. Малыш должен сам научиться преодолевать первые трудности. Конечно, если он сильно ушибся, испугался или не может самостоятельно выйти из затруднительного положения, следует ему помочь. Необходимо хвалить ребенка за успешно выполненное самостоятельное действие. Когда ребенок научится ходить за руку со взрослыми, можно отойти на несколько шагов и позвать его, чтобы он пошел на звук голоса. Постепенно упражнение усложняют: малыша зовут, стоя сбоку от него, сзади. Малышу следует называть предметы, встречающиеся ему на пути. Определенное расположение мебели помогает ребенку освоить пространство и без страха ходить по комнате. Ребенка необходимо приучить ходить в ванную, спальню, гостиную, кухню вместо того, чтобы носить его. Сначала взрослый ведет его за руку, затем идет сзади, касаясь его плеча, и по мере надобности направляет его. Выучив путь из комнаты в кухню, ванную и т.д., ребенок начнет ходить, не натыкаясь на предметы. С этого момента малыш может самостоятельно передвигаться по квартире. Большинство таких детей начинают ходить самостоятельно к полутора годам. Не следует пользоваться ходунками при обучении слепых детей. Привыкая к ним, ребенок не может самостоятельно держать равновесие. Развитие действий с предметами Для слепого ребенка характерна пассивность не только в познании окружающего мира, но и при общении с предметами и игрушками. К концу третьего года жизни большинство слепых детей начинают использовать предметы и игрушки по назначению. В первую очередь это предметы, которые постоянно находятся в обиходе детей. Одновременно с формированием предметных действий у слепого ребенка развиваются функции контроля за их выполнением, осуществляемые за счет развития мышечного чувства. Однако главным «учителем» в этот период являются сами объекты, требующие от ребенка определенного способа действия, хотя бы в элементарной форме. Это ставит перед родителями и воспитателями задачу предоставить ребенку наибольшее количество предметов и обучить ими пользоваться, не бояться давать ему ощупывать и узнавать их качества всеми доступными средствами. В этот период развития необходимо приучать ребенка действовать и обследовать предметы двумя руками, развивая их моторику, обучать приемам и способам обследования предметов. Ребенка необходимо обучать всем специфическим и функциональным действиям с предметами, показывать ему способы овладения предметом. Развитие предметной деятельности у слепых детей протекает по тем же закономерностям, что и у зрячих, и идет от неспецифических манипуляций к овладению функциональными действиями. Но слепые дети долго неточны в движениях, долго не выпускают предмет из рук. Это задерживает развитие мелких движений пальцев и тем самым развитие активного осязания. Первые специфические манипуляции и отдельные функциональные действия появляются у слепых после двухлетнего возраста, однако к концу третьего года жизни не у всех детей сформировывается и становится ведущей собственно предметная деятельность. Тем не менее предпосылки для предметной деятельности есть. Чтобы предметная деятельность могла стать условием для дальнейшего использования ее в компенсации слепоты, ребенок должен быть обучен всем элементам предметной деятельности. Обучение действиям с предметами и игрушками Чем раньше начато целенаправленное обучение ребенка действиям с предметами, тем лучше он будет развиваться и вырастет более приспособленным к жизни в обществе. Для выполнения слепыми детьми любой деятельности необходимо с первых шагов самостоятельной жизни приучать их к организованности, порядку, строгой дисциплине. Особое внимание нужно уделять режиму дня. Четкий распорядок дня способствует лучшей ориентации слепого малыша во времени (он склонен путать день и ночь). Особое значение в развитии активности приобретают игрушки. Слепому малышу нужны «озвученные» игрушки: погремушки, резиновые пищащие зайцы, собаки и т.д. Они должны издавать приятный, не резкий звук, чтобы ребенок не пугался. Если не установлено точно, что ребенок абсолютно слепой, необходимо, чтобы цвет игрушек был ярким. С 4 месяцев нужно активно обучать ребенка захватывать и удерживать в руках предметы и выпускать их. Обучая незрячего ребенка хватанию, необходимо давать ему в руки предметы, различные по форме, величине и весу. Необходимо учитывать, что малыш может бояться новых предметов. Прикосновение к некоторым видам может вызвать у него отрицательные эмоции. Ребенку неприятно дотрагиваться до холодных металлических предметов. Мягкие игрушки из искусственного меха могут напугать малыша так же, как и ощупывание живых животных и птиц. Малышам 1-2 года жизни лучше давать небольшие игрушки, хорошо моющиеся. Мелкие игрушки и предметы меньше 9 см давать вообще не следует, поскольку дети не смогут различить их детали. Ребенка 2-го года жизни знакомят с домом, предметами, которые его окружают. Очень важно, чтобы процесс знакомства доставлял ребенку удовольствие. Знакомя ребенка с окружающими предметами, нужно стараться, чтобы он понял их назначение. Для этого ребенка обучают действовать с некоторыми предметами, использовать их по назначению. Так, купая малыша, можно дать ему в руки пластмассовую кружечку и учить его зачерпывать и выливать воду. Во время кормления в руку ребенка можно вложить ложку. К концу 2-го и на 3-м году жизни ребенок должен познакомиться со всеми предметами, которые окружают его в доме, и с их назначением. При этом необходимо показывать ему основные, наиболее существенные части предметов и называть их основные свойства. Например: «Шкаф большой, у него есть дверца, она открывается и закрывается. На полках лежат вещи». Для знакомства со шкафом ребенка ставят на стул, чтобы с помощью осязания он убедился, какой шкаф высокий. Затем выдвигают ящики, чтобы показать, что в шкафу хранятся различные вещи. К началу 3 года жизни слепой ребенок должен узнавать предметы обихода, с которыми он сталкивается, знать предметы, находящиеся в комнате, где он живет. Дома и на прогулке необходимо обращать внимание ребенка на различные звуки (шум ветра, дождя, звук проезжающей машины, шагов, скрип двери и т.д.) и помогать связывать тот или иной звук с определенным действием (шум шагов — с приходом человека). К концу второго — началу третьего года жизни ребенка необходимы специальные занятия для умственного развития и развития пальцев рук. Малыша надо учить класть один кубик на другой, снимать кольца с пирамидки. Развитию движений рук ребенка, его мелкой моторики и ориентировки в малом пространстве способствует следующая игра. Перед ребенком ставят небольшую коробку или корзинку (<20 см в длину) и учат его класть в нее по одному небольшие предметы. Особенно трудно научить ребенка разжимать пальцы, чтобы выпустить из них предмет. Поэтому вместо коробки можно использовать небольшое металлическое ведерко. Предметы, опускаемые в ведерко, будут издавать звук, побуждая ребенка повторить действие. На 3-м году жизни ребенка учат бросать предметы. Ему дают небольшой мяч (d > 15 см) и учат протягивать его и бросать мяч. Когда ребенок научится играть в эту «игру», его можно посадить на коврик у стены и катить мяч к нему. Ребенка можно научить катить и бросать мяч. Для этого надо встать сзади ребенка и выполнить действие вместе с ним, взяв его руки в свои. На третьем году жизни ребенка учат показывать основные части знакомых ему игрушек. Показывая ребенку части тела куклы (руки, ноги, голову, глаза, рот, нос), предварительно попросите малыша показать ту же часть тела у него, у мамы. Когда ребенок научится показывать части своего тела, взрослого, куклы, нужно начинать учить его элементарным действиям с игрушкой. Прежде всего надо научить ребенка держать куклу головой вверх, затем учат укладывать куклу спать, кормить. Не следует забывать при этом проговаривать каждое движение: «Куколка хочет кушать. Давай ее покормим. Нам нужна тарелочка. Вот она. И ложка. Вот ложка...». Следует помнить, что обучение кормлению куклы может иметь успех только в случае, если ребенок во время еды знакомился с посудой, держал в руке ложку и пытался ею действовать. Если ребенок знаком с расческой и его учили причесывать себя, то его можно научить причесывать куклу. Действия с игрушками, которым учат малыша взрослые, еще не являются настоящей игрой. Ребенок выполняет лишь те конкретные действия, которые ему знакомы из собственного опыта и выполнять которые с определенной игрушкой научил его взрослый. Однако выполнение простейших игровых действий является необходимым этапом развития игровой деятельности, которая должна стать основной, ведущей в дошкольном возрасте.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.158 (0.013 с.) |