Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие направления развития транспортной системы УкраиныСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Затяжной период спада промышленного и сельскохозяйственного производства в 90-е годы, падение жизненного уровня населения привели к снижению грузо- и пассажирооборота в Украине. Отсюда – ухудшение материально-технической базы транспорта. В последние годы ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Но проблем еще предостаточно, особенно с учетом того обстоятельства, что в Украине развиты все виды транспорта и поэтому требуется обеспечить комплексное развитие отрасли. Для этого была утверждена Транспортная стратегия Украины до 2020 г., предусматривающая модернизацию всех видов транспортной системы Украины и повышение эффективности её функционирования. Одним из важннейших стратегических направленийразвития для всей транспортной системы должно стать повышение значимости транзитных перевозок. С целью дальнейшего развития транзитных перевозок в 2002 г. был принят Закон Украины "О комплексной программе утверждения Украины как транзитного государства в 2002-2010 гг.". Однако, последние политические и экономические события показывают, что накопленные за многие годы связи и опыт можно легко утратить вследствие принятия непродуманными решений либо бездействия. Особенно это актуально в связи с тем, что до 90% транзита через территорию Украины приходится на транзитные перевозки России, Казахстана и Беларуси, а на транзит дальнего зарубежья приходится менее 10% от общего объема транзитных перевозок. Нужно помнить, что успешный рост страны невозможен без стабильной бесперебойной работы транспорта и его способности к саморазвитию. Если не уделять этой проблеме должного внимания, то в ближайшее время состояние транспорта и транспортной инфраструктуры может стать фактором торможения для всей отечественной экономики.
ТЕМА 15. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УКРАИНЫ
ЗНАЧЕНИЕ ВЭД ДЛЯ ЭКОНОМИКИ, ПРЕДПОСЫЛКИ ЕЕ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ В УКРАИНЕ Проблемы развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД) являются наиболее актуальными для Украины на современном этапе, более половины ВВП которой реализуется с помощью внешнеэкономических связей, тем более, что наша страна располагает значительным потенциалом для развития внешнеэкономических связей (выгодное расположение, избыток одних и недостаток других природных ресурсов, мощный рынок труда, развитие предприятий и отраслей по принципу взаимодополняемости с предприятиями других стран-республик бывшего СССР). Вопросы развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД) являются наиболее актуальными для Украины на современном этапе, более половины ВВП которой реализуется с помощью внешнеэкономических связей. Украина располагает значительным потенциалом для развития внешнеэкономических связей: во-первых, наша страна имеет выгодное географическое расположение; во-вторых, Украина не обеспечивает себя полностью минеральными ресурсами, но по природно-ресурсному потенциалу она находится в более выгодных условиях, чем, многие страны; в-третьих, Украина обладает качественными трудовыми ресурсами, интеллектуальный потенциал страны считается относительно высоким; в-четвертых, на протяжении многих десятилетий экономика Украины формировалась по принципу взаимодополняемости с другими республиками. Внешнеэкономическая деятельность Украины началась с 1991 г., когда Украины вышла из состава СССР и подписала соглашение о создании новой формы политико-экономической интеграции – СНГ, куда вначале вошли Россия, Украина и Беларусь, а со временем присоединились другие страны бывшего Советского Союза. В первые годы независимости ВЭД Украины была незначительной и нерациональной, т. к. характеризовалась узкой географией, неразвитой структурой и преобладанием импорта над экспортом. Этому способствовали спад производства, гиперинфляция, экономическая нестабильность, слепое копирование чужого опыта, слабая осведомленность мирового сообщества о потенциале и возможностях украинской экономики, разрыв экономических связей в рамках СЭВ. Среди 26 постсоциалистических стран и бывших союзных республик к середине 90-х гг. Украина занимала 20 место за достижения в рыночной трансформации хозяйства. Принятая в 1996 г. Конституция Украины окончательно определила курс нашей страны на развитие открытой экономики и интегрирование в мировое экономическое пространство. Вместе с этим начавшийся с конца 90-х экономический рост в стране активизировал ВЭД Украины. В настоящее время ВЭД Украины регулируется Законом Украины "О внешнеэкономической деятельности", в котором определены её виды (всего их более 10). Наиболее важными видами ВЭД Украины являются: · экспорт и импорт товаров и услуг; · экспорт и импорт капиталов. ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ТОВАРОВ И УСЛУГ УКРАИНЫ Международная или внешняя торговля дает странам специализироваться на тех видах деятельности, в которых они имеют сравнительные преимущества. Главным показателем торговли является товарооборот – совокупная стоимость продаж средств производств и предметов потребления. Показателями международного товарооборота являются экспорт и импорт. Экспорт – вывоз товаров или услуг из страны за границу. Импорт – ввоз товаров или услуг в страну из-за границы. Экономический анализ товарной структуры экспорта Украины (табл. 15.1) свидетельствует об его низкой эффективности, т.к. большую долю экспорта составляют сырье, материалы, сельскохозяйственная продукция. Анализ товарной структуры импорта показывает значительный удельный вес энергоносителей и наукоёмкой продукции.
Таблица 15.1. Товарная структура экспорта и импорта Украины в 2010 г., %
Таблица 15.2. Структура экспорта и импорта услуг Украины в 2010 г., %
Важным обобщающим показателем эффективности ВЭД страны и экономики в целом является соотношение экспорта и импорта – внешнеторговое сальдо. Если экспорт больше импорта – это значит сальдо положительное и у государства увеличиваются свободные валютные средства. Если сальдо отрицательное – государство больше расходует иностранной валюты, чем зарабатывает и ему приходиться сокращать свои валютные запасы. В Украине в течении ряда лет (90-е годы) сальдо было отрицательным. Экономический подъем в стране отразился и на сальдо торгового баланса: с 1999 г. оно стало положительным (например, +7 млрд. долл. в 2004 г.). Но, начиная с 2005 г. в связи с либерализацией ВЭД и снижением импортных таможенных пошлин сальдо внешней торговли Украины стало отрицательным (почти на 2 млрд. долл.). По итогам же 2007 г. общее отрицательное сальдо торгового баланса уже превысило 7 млрд. долл., а 2008 г. достигло 14 млрд. В 2010 г. произошло снижение до 4 млрд. долл. (табл. 15.3).
Таблица 15.3. Внешнеторговое сальдо Украины в 2010 г., млрд. долл.
Географическая структура внешней торговли Украины на протяжении последних лет существенно изменилась. Векторы внешнеэкономических связей постепенно переориентируются с постсоветских стран на другие регионы мира, но удельный вес стран СНГ все еще велик: в 2010 г. в структуре экспорта Украины удельный вес стран СНГ составил 26%, а импорта – 28%. Россия остается главным торговым партнером Украины в основном за счет транспортировки энергоносителей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.22 (0.009 с.) |