Зиммель и буржуазная социология



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зиммель и буржуазная социология



В течение всей своей жизяи Зиммель как социолог пользовался огромной известностью. Однако вскоре после смерти его работы хотя и не были вовсе забыты, но как бы выпали из поля зрения исследователей. Тому виной — особенности стиля его творчества, отмеченные нами, а также маргинальное положение Зиммеля по отношению к официальным академическим кругам. Зиммеля как «остроумного наблюдателя» и «эссеиста» противопоставляли «глубоким аналитикам» и «систематикам» Э. Дюркгейму и М. Веберу. Сыграла свою роль и историческая случайность: считая главным социологическим трудом Зиммеля «Социологию» [19] — сборник написанных в разное время очерков, объединенных под одной обложкой в 1908 г.,— социологи, по существу, «просмотрели» глубоко систематизированную и сводящую воедино все темы социологического творчества Зиммеля шестисотстраничную «Философию денег» [20]. Как свидетельствует Беккер [11, р.216], к этой книге, введенные в заблуждение ее странно звучащим названием, обращались философы и экономисты, но отнюдь не социологи, для которых она фактически была предназначена. Временное «забвение» Зиммеля было обусловлено и содержанием его теоретической концепции. Социологический формализм как таковой был чересчур уязвим и открыт для самых очевидных возражений. Философское же его обоснование, предложенное Зиммелем (субъективистская теория понимания и философия истории) явно шло вразрез общему направлению социологического мышления эпохи, когда потребности оформления социологии в самостоятельную науку побуждали даже наиболее абстрактно мыслящих теоретиков, вроде Дюркгейма, провозглашать отказ от философии, отождествляемой со «спекуляцией» и «метафизикой». Именно, в тот период сложился и традиционный для буржуазной социологии утопический идеал ценностно-нейтрального познания.

20-30-е годы XX в. ознаменовались в буржуазной социологии упадком теории и расцветом эмпирических исследований. Нельзя сказать, что Зиммель тогда был забыт совсем. Хотя в самой Германии его труды и идеи оказались отодвинутыми на задний план бурными социальными событиями, они пользовались значительным успехом в США, особенно среди социологов и социальных психологов Чикагской школы. Была опубликована книга Спикмена о Зиммеле [22]; Смолл, Парк, Берджесс и др. печатали переводы из Зиммеля и широко пропагандировали его труды, оказавшие влияние на формирование их собственных социологических концепций. Однако не совокупность социологических

 

идей Зиммеля вызывала их интерес. Их привлекали прежде всего те из его работ, которые соответствовали направлению их исследований: по социологии города, динамике человеческих групп, социальной дезорганизации, социальной экологии и т.п. Именно в этот период и сложилось во многом, свойственное американской социологии и поныне представление о Зиммеле, как о тонком и наблюдательном социальном психологе, теоретике взаимодействия, не ставившем, в отличие, например, от его современников Вебера и Дюркгейма, крупномасштабных, значимых теоретических, методологических, социальных проблем”.

В Германии начала 30-х годов один лишь Л. фон Визе попытался позитивно использовать теоретическое наследие Зиммеля. Однако его «Система общей социологии» [23], оказавшаяся гигантским «аннотированным каталогом» типов межчеловеческих связей и отношений, оторванных от конкретного содержания и лишенных исторического смысла, сыграла отрицательную роль в том, что касалось распространения, и признания идей Зиммеля. Она лишь послужила выработке «формалистского» стереотипа, согласно которому впоследствии оказался судим не только Визе, но и сам Зиммель.

Развитие социологии в послевоенный период внесло некоторые коррективы в сложившиеся ранее представления. В трудах Зиммеля обнаруживают сегодня идеи, позволяющие считать его одним из предшественников символического интеракционизма. По словам Н. Дензина, конечной целью интеракционистских исследований является формулирование «универсальной формальной теории в зиммелевском смысле» [10, р.269], т.е. формулирование «грамматики» символических взаимодействий, согласно которой конституируются любые социальные факты и явления независимо от их конкретно-исторического содержания.

Один из наиболее глубоких интерпретаторов Зиммеля — Фр. Тенбрук — трактует Зиммеля как основоположника структурно-функционального подхода [11, р.69]. Если совокупность форм социации истолковать как совокупность ролевых структур, то общество оказывается функцией межиндивидуальных взаимодействий, организующихся в этих структурных рамках.

В этой связи Тенбрук обращает внимание на динамический аспект зиммелевского понятия социации. Подход Зиммеля, говорит он, отличается от сложившейся ныне в западной социологии структурно-функциональной теории общества тем, что роли трактуются у Зиммеля не как принудительно действующие орудия

Выражением этой точки зрения может служить посвященный Зиммелю раздел в переведенной на русский язык книге Г. Беккера и А. Бескова «Современная социологическая теория» [2, с.39-41].

 

социализации и социального контроля, а, наоборот, как «вторичные» образования, функция которых определяется их внутренним, индивидуально обусловленным содержанием, т.е. мотивами, целями — короче говоря, культурным материалом, привносимым в роли взаимодействующими индивидами. Тенбрук подводит к необходимости рассматривать формальную социологию Зиммеля как тот же структурный функционализм, но без абсолютизации системы, во-первых, и свободный от пренебрежения ролью личности, во-вторых [12, р.75].

В трудах Зиммеля обнаруживают также классические образцы исследований в области ролевой теории, динамики социальных групп, социологии власти, социологии конфликта и т.д. При этом, однако, часто оказывается утраченной общая теоретическая система координат, в рамках которой ставились и решались Зиммелем указанные проблемы. Многие стороны социологического наследия Зиммеля ускользают из поля зрения исследователей. Широко распространенным остается мнение о «мелкотемности» его работ, об «эссеистской» природе его творчества и, главное, об отсутствии сколько-нибудь целостной концепции общества и социального развития. Похоже, что Зиммель был прав, записав более полувека назад в своем дневнике: «Наследство, которое я оставлю, похоже на размененный чек; деньги распределены, и каждый вкладывает свою часть в то дело, которое соответствует его натуре, забывая, чем он обязан этому наследству» [11, р. 195].

В последние десятилетия на Западе наметилось оживление интереса к социологическому творчеству Зиммеля [10-12]. Появляются работы, посвященные анализу его социологической концепции в единстве всех ее составных частей: общей, формальной и философской социологии. Особенно примечательна в этом отношении книга П. Э. Шнабеля [13]. Иногда говорят даже о «зиммелевском ренессансе». По словам Л. Козера, Зиммель «продолжает стимулировать социологическое воображение столь же мощно, как Дюркгейм или Вебер» [9, р.215]. Однако адекватное определение места Зиммеля в истории социологии возможно лишь в конкретном историческом контексте и с учетом идейной борьбы между буржуазной и марксистской социологией.

Литература

1. Ленин В.И. Полн. собр. соч. ‑ Т.1.

2. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1962.

3. Буржуазная философия кануна и начала империализма. М., 1977.

4. Зиммель Г. Проблемы философии истории. М., 1898.

5. Зиммель Г. Дарвинизм и теория познания. М., 1899.

 

6 Зиммель Г. Социальная дифференциация: Социологическое и психологическое исследование. М., 1909.

7 Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Пг., 1923.

2. Abel T. Systematic Sociology in Germany: A Critical Analysis of Some Attempts to Establish Sociology as an Independent Science. 2nd ed. N.Y., 1965.

3. Coser L.A. Masters of Sociological Thought. N.Y., 1977.

4. Denzin N. Symbolic Interactionism and Ethnomethodology. ‑ In: Understanding Everyday Life /Ed. J.L. Douglas. London, 1972.

11 Georg Simmel. 1858-1918 /Ed. К.Н. Wollf. Columbus (Ohio), 1958.

12 Georg Simmel /Ed. L.A. Coser. Englewood Cliffs (N.J.), 1965.

13 Schnabel P.E. Die soziologische Gesamtkonzeption Georg Simmels: Eine wissenschaftshistorische und wissenschaftstheor etische Untersuchung. Stuttgart, 1974.

14 Schrader-Klebert K. Der Begriff der Gesellschaft als regulative Idee bei Georg Simmel. — Soziale Welt, 1968, Bd.19, H.1.

15. Simmel G. Kant. Sechzehn Vorlesungen gehalten an der Berliner Universitat. 2. Aufl. München; Leipzig, 1909.

16. Simmel G. Grundfragen der Soziologie. Individuum und Gesellschaft. Berlin; Leipzig, 1917.

17. Simmel G. Probleme der Geschichtsphilosophie: Eine erkenntnistheoretische Studie. 2. Aufl. München; Leipzig, 1922.

18. Simmel G. Philosophische Kultur: Gesammelte Essays. 2. Aufl. Potsdam, 1923.

19. Simmel G. Soziologie. Untersuchungen fiber die Formen der Vergesellschaftung. 3. Aufl. München; Leipzig, 1923.

20. Simmel G. Philosophic des Geldes. 6. Aufl. 1958.

21. Sorokin P. Contemporary Sociological Theories. N.Y., 1928.

22. Spykman N. The Social Theory of G. Simmel. Chicago, 1925.

23. Wiese L. von. System der allgemeinen Soziologie. Munchen; Leipzig, 1933.

24. Woyslawski H.L. Georg Simmel's Philosophie des kapitalistischen Geistes. Berlin, 1931.

Глава десятая
Социология Эмиля Дюркгейма



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.006 с.)