Хронический (рецидивирующий) бронхит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хронический (рецидивирующий) бронхит



Это неспецифическое заболевание органов дыхания наблю­дается преимущественно у дошкольников, болеющих острым бронхитом 3 и более раз в году. Чаще обострение возникает на фоне ОРВИ в период между обострениями здоровья.

Задачи ЛФК в период ремиссии хронического бронхита: нормализация крово- и лимфообращения бронхолегочной сис­темы, улучшение дренажной функции бронхов, предупрежде­ние развития бронхоспазма, устранение отставания в психомо­торном развитии, профилактика нарушений осанки. Средства: физические упражнения, массаж, закаливание. В комплекс ЛГ включаются упражнения для мышц грудной клетки и верхнего плечевого пояса (ликвидация воспалительного процесса), спе­циальные дренажные упражнения (эвакуация содержимого бронхов), упражнения на расслабление (предупреждение брон-хоспазмов) и общеразвивающие упражнения (повышение со­противляемости организма, снижение вероятности простудных заболеваний). Дошкольники занимаются в яслях или детсаду, школьники — в поликлинике или в ВФД.

Массаж спины и грудной клетки выполняется в дренаж­ных исходных положениях, сочетаясь с дыхательными упраж­нениями. Дошкольникам можно рекомендовать сочетания ло­кальных приемов закаливания водой и воздухом после дневно­го сна. Выполнив упражнения в постели, дети ходят в труси­ках по массажному коврику, затем переходят в емкость с во­дой температурой 20—22°С на 1—2 мин и продолжают ходьбу по обычному ковру до полного высыхания ножек.

ЛФК при пневмонии

Частота острых пневмоний составляет 5—15 случаев на 1000 детей, чаще болеют дети в возрасте от 1 до 3 лет.

Методика ЛГ зависит от возраста ребенка. Задачи ЛГ при пневмонии у детей в I—III периоды жизни, в подостром пери­оде: компенсация дыхательной недостаточности, улучшение психоэмоционального состояния ребенка, улучшение деятель­ности желудочно-кишечного тракта.

Для решения поставленных задач используются массаж и физические упражнения. Общий массаж выполняется в мед­ленном темпе в сочетании с пассивными движениями конеч-


ностей, основной прием — поглаживание. Длительность заня­тий — 5—8 мин.

В период обратного развития воспалительного процесса к вышеперечисленным задачам ЛГ присоединяются задачи ус­корения рассасывания патологического очага. Средствами яв­ляются активные, пассивные и рефлекторные упражнения, длительность занятий — 10—12 мин. По мере ликвидации ос­таточных явлений пневмонии решаются задачи полного вос­становления дыхательной функции и психомоторного состоя­ния ребенка, предупреждение рецидивов и осложнений. Сред­ства остаются те же, но увеличивается общая нагрузка, широко используются игры (длительность занятий 15—20 мин).

Широкое распространение в практике Л Г при работе с брон­холегочной патологией получила звуковая гимнастика. Для это­го предлагается использовать трехфазовое дыхание, которое не перегружает легкие излишним напряжением и соответствует фазам дыхания спящего человека: выдох-пауза-вдох. Различ­ные звуковые сочетания произносятся на выдохе, создавая оп­ределенные условия для тренировки органов дыхания, так как артикуляционные органы оказывают сопротивление выдыхае­мой струе воздуха. Принципиальная отличительная черта та­кого дыхания — фиксация внимания на паузе, которая насту­пает после выдоха и предваряет последующий вдох:

— первая фаза — выдох, выполняется через рот. Выдох
длинный, ровный и дозированный, не выполняется до
предела.

— вторая фаза — пауза — определяет оптимальность газо­
обмена при различных состояниях организма. Она дол­
жна быть естественной и приятной.

— третья фаза — вдох, производится автоматически носом,
почти бесшумно.

При обучении начинают выполнять дыхательные упражнения с выдоха, затем ждут, когда появится естественное желание вдохнуть. И тогда воздух за счет движения ребер и диафрагмы поступает в легкие и заполняет их насколько требуется.

В звуковой гимнастике используются не только буквы, но и слоги (мо, ме, му и т. д.). После освоения приемов звуковой гимнастики, ее применяют в сочетании с физическими упраж­нениями. Например, стоя, ноги шире плеч, пальцы рук сцеп­лены в замок, поднять руки вверх, потянуться — вдох, интен-


сивный наклон вперед, руки вниз со звуком «уух» (упражнение «дровосек»). В реабилитации детей с бронхолегочной патологи­ей приемы звуковой динамической гимнастики включаются в основную часть занятия — 3—4 упражнения, которые выпол­няются в игровой форме на основе подражаний («поезд едет», подуть на свечу и т. д.).

Бронхиальная астма у детей

Чаще всего у детей встречается инфекционно-аллергичес-кая форма бронхиальной астмы. Частота распространенности бронхиальной астмы в России — 1 %, по данным американских специалистов, дети с астматическими проявлениями составля­ют от 2—3 до 4—7%.

Клиническая картина: у больного ребенка периодически от­мечаются приступы удушья, связанные с резким сужением просвета бронха (рис. 35). Приступу предшествуют повышен­ная возбудимость, раздражительность и состояние угнетенно­сти, неприятное ощущение в груди, свистящие хрипы. При ин-фекционно-аллергической форме предвестником становится ин­фекция дыхательных путей. Во время приступа грудная клетка расширена и приподнята, мышцы надплечий напряжены, го­лова втянута, дыхание шумное, сухой затрудненный изнури­тельный кашель. Невозможно осуществить выдох, расшире­ны зрачки и учащен пульс. У детей с многолетней бронхиаль­ной астмой изменяется форма грудной клетки, приобретая боч­кообразный вид.

Рис. 35. Бронх в разрезе:

а — нормальный просвет бронха; б — сужение просвета бронха

при бронхоспазме и утолщении слизистой оболочки дыхательных

путей; / — слизистая оболочка; 2 — подслизистый слой;

3 — мускулатура, сжимающая бронх


Задачи ЛФК при бронхиальной астме: уравновешивание процессов возбуждения и торможения в ЦНС; нормализация бронхиальной проходимости; улучшение эвакуаторной функ­ции бронхов; укрепление дыхательной мускулатуры и норма­лизация внешнего дыхания; профилактика нарушений осанки и деформации грудной клетки, повышение неспецифической сопротивляемости организма. Средства: физические упражне­ния — ОРУ и дыхательные, упражнение на расслабление, мас­саж.

Широкий спектр дыхательных упражнений включает: зву­ковую гимнастику с произношением шипящих, свистящих, которые вызывают дрожание голосовой щели и вибрацию брон­хиального дерева, снижающие тонус гладкой мускулатуры; упражнения с удлиненным выдохом, с задержкой дыхания на выдохе; дренажные упражнения. В межприступный период предлагается использовать метод волевого управления дыха­нием (модифицированный метод К.П. Бутейко), направленный на устранение психоэмоционального напряжения, подавление навязчивого покашливания. Постепенно увеличивается время задержки дыхания от 4—5 до 15—30 с, кроме этого использует­ся велоэргометрия: 1—2 раза в день из расчета 1,5 Вт/кг при скорости вращения педалей 60 об/мин, по 10—20 мин. Курс лечения 2 недели. Рекомендуется вдыхание газовых смесей с пониженным содержанием кислорода до 12—15%. Такой под­ход при легкой и средне-тяжелой формах бронхиальной астмы позволяет существенно уменьшить или полностью отменить лекарственное лечение.

Комплексное использование традиционной методики ЛГ с включением элементов релаксации, дренажной гимнастики Б. С. Толкачева, йоготерапии вызывает улучшение функции внешнего дыхания. По мнению Т.Л. Васильевой с соавт., ме­тодики волевой ликвидации глубокого дыхания, респиратор-но-звуковая ритмическая гимнастика с элементами аутогенной тренировки повышают эффективность восстановительного ле­чения до 87 %. Помимо традиционных методик Л Г при бронхи­альной астме у детей в практике физической реабилитации ис­пользуют методику К.П. Бутейко и парадоксальную гимнасти­ку А.Н. Стрельниковой. Принципиальное отличие парадоксаль­ной гимнастики заключается в том, что вдох делается в мо-


 




мент, когда грудная клетка сжата, дыхательные мышцы полу­чают наибольшую нагрузку. В традиционной же методике ле­чебной гимнастики вдох выполняется в момент наибольшего раскрытия грудной клетки. По А.Н. Стрельниковой, вдох дол­жен быть коротким и активным с большим количеством по­вторений в высоком темпе. Выдох является результатом вдоха и выполняется самопроизвольно.

По мнению К.П. Бутейко, главным лечебным действием физических упражнений является не «вымывание» глубоким вдохом и выдохом углекислоты из легких, а наоборот, ее со­хранение при выполнении упражнений с уменьшением глуби­ны дыхания.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ

ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ПОВРЕЖДЕНИЯХ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ_____________________

Лечебная физкультура используется при различных забо­леваниях нервной системы ребенка на всех этапах реабилита­ции. Особенности методик лечебной гимнастики для детей с неврологической патологией сводятся к более широкому при­менению игрового метода и различного оборудования. Из мно­гообразия заболеваний нервной системы в настоящей главе рассмотрены особенности методик при неврозах, ДЦП и мио-патии у детей. Неврозы — функциональные заболевания, вы­званные расстройством высшей нервной деятельности, чаще всего развиваются у ослабленных детей на фоне психических травм, длительного перенапряжения эмоциональной и интел­лектуальной сферы, конфликтов. Клиническая картина невро­зов у детей стертая. В комплексном лечении детей ЛФК реша­ет следующие задачи: оказать общеукрепляющее воздействие на организм, нормализовать психоэмоциональное состояние ребенка, повысить физическую работоспособность, укрепить волевые качества. Поставленные задачи решаются всеми сред­ствами ЛФК — разнообразными физическими упражнениями, играми, аутогенной тренировкой. Целесообразно проводить занятия малогрупповым способом. Сложность занятий посте­пенно повышается в течение курса ЛФК.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.008 с.)