ТОП 10:

Характерные черты и отличия соц-эконом моделей развития ведущих стран ЕС. Германская модель. Французская и итальянская модель. Скандинавская модель.



Западноевропейскую модель в целом можно определить как корпоративистскую модель, т.е. базирующуюся не столько на индивидуализме участников, как в США, сколько на их хозяйственных, профессиональных, профсоюзных и др объединениях, проводящих в жизнь свои групповые интересы, часто через социальные столкновения.

Верховный арбитр - экономически сильное государство, интересы частного бизнеса нередко ограничиваются в интересах остальных участников общества, но социальные гарантии высоки, и поэтому имущественное расслоение невелико. Вступающие в ЕС страны также ориентируются на эту модель.

Общие и особенный черты моделей:

Швеция – наиболее социально-ориентированная, активное участие государства в социальной сфере, контроль государства косвенными методами (мощные налоги).

Затем немецкая и французские модели - они похожи – социально-рыночные модели. Традиционно высокая роль государства, оно не только регулирует частный сектор, но и участвует в экономике, также социальная направленность политики.

Итальянская модель из всех четырех – наименее ориентированная на соц.сферу, хотя все равно там уделяется очень много внимания соц.сфере. Более либеральный характер экономики, участие государства в экономике небольшое.

Германская модель(социально-рыночная, ближе к корпоративистским, чем к либеральным моделям хозяйственного развития)

- соединение свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью.

Первостепенное значение - свободный рынок, а затем – соц справедливость через механизм государственной перераспределительной политики, постоянная поддержка тех, кто испытывает соц трудности в нерегулируемом капитализме. Экономическая активность государства связана с широкими обязательствами в обеспечении благосостояния.

Особенности:1) традиционно высокая роль государства в экономике, 2) поддержка свободы предпринимательства, зародившаяся в начале XIX века, 4)содействие конкуренции,5) значительное влияние различных союзов/корпораций, 6) развитие со времен реформ Бисмарка «социального государства»

3 модификации за время развития:

1) попытку внедрить «глобальное регулирование» (с масштабнвми неокейсианскими инструментами регулирования) в конце 60 - начале 70-х

2) частичный переход к политике стимулирования предложения и монетаризму в 80-е гг.

3) начата Шредером и продолжена Меркель Программа реформ, в марте 2003 г. «Повестка дня-2010», носит комплексный характер — от снижения налогового бремени до повышения инновационности немецких фирм, но нацелена на либерализацию рынка труда, на смягчение регламентации найма (упрощение процедуры увольнений) и на снижение степени соц защищенности безработных (уменьшение размеров и сроков выдачи пособий)

Роль гос-ва:

- активно воздействует на формирование предпринимательской среды, сочетая методы финансового и антимонопольного регулирования + содействие мелкому и среднему бизнесу

- активно влияет на цены, пошлины, технические нормы.

- поддерживает молодежь, фермеров, малообеспеченные семьи, а также мелкие и средние фирмы, которые не могут противостоять напору крупных компаний и ТНК. Затраты на соц. обеспечение – 29,8% ВВП.

Германская предпринимательская среда характеризуется столкно­вением мощного предпринимательского духа, сочетающего инновационность и прилежание с расчетом и основательностью, и строгой системы правил и ответственности, в том числе и социальной.

Финансовые рынки в стране развиты в меньшей степени, чем в США или Великобритании. Причиной тому — специфическая «банкоцентристская» модель финансирования предприятий: основной ис­точник внешних капиталов — банковские кредиты.

Французская модель

Факторы влияния:

- итоги Второй мировой войны. Общие потери, связанные с участием в войне и оккупацией, превышали четвертую часть национального бо­гатства Франции

- необходимо было в первую очередь резко усилить и модернизировать эконом потенциал страны, а на этой основе — и полит вес, изменить общий характер французской экономики.

Реализация: разнообразные формы сращивания гос и частных структур в экономике.

В результате Франция стала страной с большим весом в экономике государства. Даже после осуществления трех программ приватизации в период неолиберальной революции в 70-90-е гг. XX в. и в первые годы XXI в. государственный сектор в 2005 г. производил около 20% ВВП Франции.

Другой способ — это усиление гос регулирования через бюджет. По отноше­нию к ВВП его размеры увеличились до более чем 50%.

Черты:

1) Наличие развитого механизма смешанной экономики является характерной чер­той французской модели.Но в современных условиях в этом механизме происходят сущест­венные изменения. Во взаимоотношениях между государством и част­ным бизнесом усиливается роль последнего, а помощь государства бизнесу приобретает более гибкие формы, что повышает ее эффектив­ность.

2) высокая степень «со­циализации» французской экономики. Общий уровень социальных расходов во Франции по сравнению с другими крупными странами сопоставим лишь с Германией и Италией и существенно превосходит показатели США.

3) отказ от традиционно присущего Франции про­текционизма, ориентация на усиление международной экспансии и, в частности, на европейскую интеграцию.

Двуединая задача: поддержание мировой конкурентоспособности и проведение в жизнь политики соц ответственности, что в итоге приводит к общественному согласию.

Экономическая политика ориентирована:

- на долгосрочную конкурентоспособность,

- гарантированность занятости населения при ведущей роли государства, особенно государственных предприятий,

- отказ от протекционизма,

- государство инвестирует в автоматизацию производственных процессов и, допуская существенные издержки, сохраняет высокий размер минимальной заработной платы.

Итальянская модель\

Итальянская социально-экономическая модель по многим при­знакам более близка к «рейнской», чем к англо-американской модели.

Факторы влияния: 1) запоздалое объединение ранее самостоятельных областей в единое го­сударство и, соответственно, поздняя индустриализация, 2) жесткая конкуренция со стороны более сильных государств, 3) развитие капитализма в этой стране опиралось на постоянную и активную поддержку государ­ства.

Роль гос-ва:

- содействовало накоплению капитала с помощью та­ких орудий, как налоговая политика, протекционистские пошлины, ассигнование из бюджета огромных средств на создание благоприят­ных условий для развития промышленности путем строительства же­лезных дорог, проведения общественных работ и предоставления государственных заказов, а также субсидирования строительства крупных предприятий тяжелой промышленности

- Масштабы гос вмешательства в экономику значительно возросли в межвоенный период и особенно после Второй мировой войны, дало возможность Италии превратиться в развитую страну. (Максимальных размеров гос сектор в экономике Италии достиг к началу 90-х гг., когда на гос предприятия приходилось около трети промышлен­ного производства, а доля банков, прямо или косвенно контролируе­мых государством, составляла 80%)

Признаки отсталости:

- существование на ее территории обширных отсталых регионов (попытка правитель­ства в послевоенный период путем крупных инвестиций ликвидиро­вать отставание Юга не увенчались успехом, более того, стала одним из главных факторов дефицита госбюджета и инфляции)

- большая роль теневой экономики, преимущественная спе­циализация на производстве потребительских товаров,

- низкий уровень расходов на НИОКР.

В начале 90-х гг. правящие круги страны изменили экономический курс. Среди основных направлений новой экономической политики выделяются проведение приватизации, жесткой бюджетной эконо­мии, сокращение государственного долга, реформы налоговой систе­мы, соц обеспечения и рынка труда.

Социальной сфере внимание уделяется, но в меньшей степени, чем в Скандинавии или Германии.

Скандинавская модель

понятие «скандинавская модель» не имеет исчерпывающего определения. В качестве ее особенностей часто выделяют либо эконо­м или соц политику, а ярким воплощением модели считают Швецию.

Основные черты скандинавской модели начали складываться в 1930-е гг. и окончательно оформились в начале 1950-х гг.:

· гармоничное распределение национального дохода между граж­данами через налоговую систему и государственный бюджет;

· поддержание взаимопонимания и согласия между трудом и ка­питалом;

· поддержание баланса власти путем сосредоточения полит власти в руках социал-демократов, а экономической — в руках буржуазии;

· развитие гос сектора (прежде всего на базе произ­водства общественных услуг как регулятора общественного воспроиз­водства) при преобладании частного;

· реальное уравнивание в эконом и соц правах, не говоря уже о политических, всех граждан вне зависимости от пола и возраста и т.д.

Три этапа развития: 1) довоенные 1930-е гг., 2) послевоенные годы вплоть до середины 1970-х гг., 3) последующие десятилетия.

Однако с начала 1990-х гг. заговорили и о возможном четвертом этапе развития, когда скандинавская модель стала меняться под воздействием модели социально-экономического развития в рамках ЕС, хотя речь может идти лишь о модернизации модели, а не ее упразднении.

Скандинавская модель — это развитая рыночная экономика со зрелой соц инфраструктурой. Основной осо­бенностью этой модели является предельная социализация, которая возможна в условиях рыночной экономики. Доля частного сектора в экономике составляет 85%, а на долю государства соответственно приходится менее 15% (30% занятых).

Роль гос-ва: 1) не столько производит ВВП, сколько перераспределяет через налоговую систему доходы, получаемые в частном секторе, 2) осуществ­ляет весьма строгий контроль за деятельностью частного бизнеса, сле­дит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех чле­нов общества, 3) разработка долговременной стратегии развития экономики (выработка приоритетов развития национально­го хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия).

Финансовой основой является гос бюджет, который предполагает достаточно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен весьма высокий уровень налогов (в Швеции, Норвегии и Дании налоги 51-63% ВВП, а доля гос расходов на соц цели в ВВП этих стран выше 40%)


 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.75.58 (0.01 с.)