Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характерные черты и отличия соц-эконом моделей развития ведущих стран ЕС. Германская модель. Французская и итальянская модель. Скандинавская модель.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Западноевропейскую модель в целом можно определить как корпоративистскую модель, т.е. базирующуюся не столько на индивидуализме участников, как в США, сколько на их хозяйственных, профессиональных, профсоюзных и др объединениях, проводящих в жизнь свои групповые интересы, часто через социальные столкновения. Верховный арбитр - экономически сильное государство, интересы частного бизнеса нередко ограничиваются в интересах остальных участников общества, но социальные гарантии высоки, и поэтому имущественное расслоение невелико. Вступающие в ЕС страны также ориентируются на эту модель. Общие и особенный черты моделей: Швеция – наиболее социально-ориентированная, активное участие государства в социальной сфере, контроль государства косвенными методами (мощные налоги). Затем немецкая и французские модели - они похожи – социально-рыночные модели. Традиционно высокая роль государства, оно не только регулирует частный сектор, но и участвует в экономике, также социальная направленность политики. Итальянская модель из всех четырех – наименее ориентированная на соц.сферу, хотя все равно там уделяется очень много внимания соц.сфере. Более либеральный характер экономики, участие государства в экономике небольшое. Германская модель (социально-рыночная, ближе к корпоративистским, чем к либеральным моделям хозяйственного развития) - соединение свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью. Первостепенное значение - свободный рынок, а затем – соц справедливость через механизм государственной перераспределительной политики, постоянная поддержка тех, кто испытывает соц трудности в нерегулируемом капитализме. Экономическая активность государства связана с широкими обязательствами в обеспечении благосостояния. Особенности: 1) традиционно высокая роль государства в экономике, 2) поддержка свободы предпринимательства, зародившаяся в начале XIX века, 4)содействие конкуренции,5) значительное влияние различных союзов/корпораций, 6) развитие со времен реформ Бисмарка «социального государства» 3 модификации за время развития: 1) попытку внедрить «глобальное регулирование» (с масштабнвми неокейсианскими инструментами регулирования) в конце 60 - начале 70-х 2) частичный переход к политике стимулирования предложения и монетаризму в 80-е гг. 3) начата Шредером и продолжена Меркель Программа реформ, в марте 2003 г. «Повестка дня-2010», носит комплексный характер — от снижения налогового бремени до повышения инновационности немецких фирм, но нацелена на либерализацию рынка труда, на смягчение регламентации найма (упрощение процедуры увольнений) и на снижение степени соц защищенности безработных (уменьшение размеров и сроков выдачи пособий) Роль гос-ва: - активно воздействует на формирование предпринимательской среды, сочетая методы финансового и антимонопольного регулирования + содействие мелкому и среднему бизнесу - активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. - поддерживает молодежь, фермеров, малообеспеченные семьи, а также мелкие и средние фирмы, которые не могут противостоять напору крупных компаний и ТНК. Затраты на соц. обеспечение – 29,8% ВВП. Германская предпринимательская среда характеризуется столкновением мощного предпринимательского духа, сочетающего инновационность и прилежание с расчетом и основательностью, и строгой системы правил и ответственности, в том числе и социальной. Финансовые рынки в стране развиты в меньшей степени, чем в США или Великобритании. Причиной тому — специфическая «банкоцентристская» модель финансирования предприятий: основной источник внешних капиталов — банковские кредиты. Французская модель Факторы влияния: - итоги Второй мировой войны. Общие потери, связанные с участием в войне и оккупацией, превышали четвертую часть национального богатства Франции - необходимо было в первую очередь резко усилить и модернизировать эконом потенциал страны, а на этой основе — и полит вес, изменить общий характер французской экономики. Реализация: разнообразные формы сращивания гос и частных структур в экономике. В результате Франция стала страной с большим весом в экономике государства. Даже после осуществления трех программ приватизации в период неолиберальной революции в 70-90-е гг. XX в. и в первые годы XXI в. государственный сектор в 2005 г. производил около 20% ВВП Франции. Другой способ — это усиление гос регулирования через бюджет. По отношению к ВВП его размеры увеличились до более чем 50%. Черты: 1) Наличие развитого механизма смешанной экономики является характерной чертой французской модели. Но в современных условиях в этом механизме происходят существенные изменения. Во взаимоотношениях между государством и частным бизнесом усиливается роль последнего, а помощь государства бизнесу приобретает более гибкие формы, что повышает ее эффективность. 2) высокая степень «социализации» французской экономики. Общий уровень социальных расходов во Франции по сравнению с другими крупными странами сопоставим лишь с Германией и Италией и существенно превосходит показатели США. 3) отказ от традиционно присущего Франции протекционизма, ориентация на усиление международной экспансии и, в частности, на европейскую интеграцию. Двуединая задача: поддержание мировой конкурентоспособности и проведение в жизнь политики соц ответственности, что в итоге приводит к общественному согласию. Экономическая политика ориентирована: - на долгосрочную конкурентоспособность, - гарантированность занятости населения при ведущей роли государства, особенно государственных предприятий, - отказ от протекционизма, - государство инвестирует в автоматизацию производственных процессов и, допуская существенные издержки, сохраняет высокий размер минимальной заработной платы. Итальянская модель \ Итальянская социально-экономическая модель по многим признакам более близка к «рейнской», чем к англо-американской модели. Факторы влияния: 1) запоздалое объединение ранее самостоятельных областей в единое государство и, соответственно, поздняя индустриализация, 2) жесткая конкуренция со стороны более сильных государств, 3) развитие капитализма в этой стране опиралось на постоянную и активную поддержку государства. Роль гос-ва: - содействовало накоплению капитала с помощью таких орудий, как налоговая политика, протекционистские пошлины, ассигнование из бюджета огромных средств на создание благоприятных условий для развития промышленности путем строительства железных дорог, проведения общественных работ и предоставления государственных заказов, а также субсидирования строительства крупных предприятий тяжелой промышленности - Масштабы гос вмешательства в экономику значительно возросли в межвоенный период и особенно после Второй мировой войны, дало возможность Италии превратиться в развитую страну. (Максимальных размеров гос сектор в экономике Италии достиг к началу 90-х гг., когда на гос предприятия приходилось около трети промышленного производства, а доля банков, прямо или косвенно контролируемых государством, составляла 80%) Признаки отсталости: - существование на ее территории обширных отсталых регионов (попытка правительства в послевоенный период путем крупных инвестиций ликвидировать отставание Юга не увенчались успехом, более того, стала одним из главных факторов дефицита госбюджета и инфляции) - большая роль теневой экономики, преимущественная специализация на производстве потребительских товаров, - низкий уровень расходов на НИОКР. В начале 90-х гг. правящие круги страны изменили экономический курс. Среди основных направлений новой экономической политики выделяются проведение приватизации, жесткой бюджетной экономии, сокращение государственного долга, реформы налоговой системы, соц обеспечения и рынка труда. Социальной сфере внимание уделяется, но в меньшей степени, чем в Скандинавии или Германии. Скандинавская модель понятие «скандинавская модель» не имеет исчерпывающего определения. В качестве ее особенностей часто выделяют либо эконом или соц политику, а ярким воплощением модели считают Швецию. Основные черты скандинавской модели начали складываться в 1930-е гг. и окончательно оформились в начале 1950-х гг.: · гармоничное распределение национального дохода между гражданами через налоговую систему и государственный бюджет; · поддержание взаимопонимания и согласия между трудом и капиталом; · поддержание баланса власти путем сосредоточения полит власти в руках социал-демократов, а экономической — в руках буржуазии; · развитие гос сектора (прежде всего на базе производства общественных услуг как регулятора общественного воспроизводства) при преобладании частного; · реальное уравнивание в эконом и соц правах, не говоря уже о политических, всех граждан вне зависимости от пола и возраста и т.д. Три этапа развития: 1) довоенные 1930-е гг., 2) послевоенные годы вплоть до середины 1970-х гг., 3) последующие десятилетия. Однако с начала 1990-х гг. заговорили и о возможном четвертом этапе развития, когда скандинавская модель стала меняться под воздействием модели социально-экономического развития в рамках ЕС, хотя речь может идти лишь о модернизации модели, а не ее упразднении. Скандинавская модель — это развитая рыночная экономика со зрелой соц инфраструктурой. Основной особенностью этой модели является предельная социализация, которая возможна в условиях рыночной экономики. Доля частного сектора в экономике составляет 85%, а на долю государства соответственно приходится менее 15% (30% занятых). Роль гос-ва: 1) не столько производит ВВП, сколько перераспределяет через налоговую систему доходы, получаемые в частном секторе, 2) осуществляет весьма строгий контроль за деятельностью частного бизнеса, следит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества, 3) разработка долговременной стратегии развития экономики (выработка приоритетов развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия). Финансовой основой является гос бюджет, который предполагает достаточно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен весьма высокий уровень налогов (в Швеции, Норвегии и Дании налоги 51-63% ВВП, а доля гос расходов на соц цели в ВВП этих стран выше 40%)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.127.161 (0.007 с.) |