ТОП 10:

Сбережения и инвестиции в мировом хозяйстве.



Капиталообразование – финансирование инвестиций за счет сбережений.

Сбережения – часть ВНД/ВВП, не идущая на конечное потребление товаров и услуг. Основная часть сбережений образуется в развитых странах, т.к. они производят большую часть ВВП мира.

Норма валового сбережения– отношение всех сбережений страны к ее ВВП, тяготеет к 22-25 %:

Ø для промышленно развитых стран – 22 -21%,

Ø для развивающихся стран – 26,4 - 25,9%.

В развитых странах норма валового сбережения снижается, т.к. капитал уже накоплен, встает проблема его эффективного использования. Норма валового сбережения высока в КНР и Ю-В Азии, а также странах-нефтеэкспортерах (Россия), имеющих положительное сальдо платежного баланса.

Сбережения являются основой инвестиций в финансовый и реальный капитал стран. Инвестиции в реальный капитал приводят к валовому накоплению.

Норма валового накопления – отношение инвестиций в экономику страны к ее ВВП:

ü высока в новых индустриальных азиатских странах, которые с помощью высоких сбережений и инвестиций стремились развить высокие темпы экономического роста и догнать развитые страны.

ü В США норма валового накопления низка, т.к. основные расходы идут на «человеческий капитал» (образование, наука – как продукты конечного потребления), а не на традиционный капитал (реальный и финансовый).

ü Наиболее низка норма валового накопления в Латинской Америке и Африке, что сказывается на низких темпах экономического роста.

Объем инвестиций в стране может отличаться от объема сбережений, т.к. за счет сбережений также финансируются погашение дефицита госбюджета, внешнего долга, пополнение золотовалютных резервов, а также вывоз капитала (Россия).

Примеры:

· для США характерно превышение инвестиций над сбережениями,

· для Азии (Япония) – наоборот,

Результат: США является крупным нетто-импортером капитала, а азиатские развитые страны - его крупными нетто-экспортерами.

· В СНГ, Азии, Африке и на Ср. Востоке инвестиции меньше сбережений в силу неблагоприятного инвестиционного климата.

Таким образом, для движения финансовых ресурсов между странами необходим дисбаланс сбережений и инвестиций, при этом капитал перетекает в зоны с наиболее благоприятным инвестиционным климатом.


 

Инвестиционный климат. Понятие, элементы, особенности в различных странах.

Инвестиционный климат -обобщающая характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны (региона). Определяется как экономическими, так и социальными и политическими условиями, в которых действует инвестор.

Основа для оценки инвестиционного климата - соотношение риска и прибыли в будущем, т.к. инвесторы нацелены на извлечение прибыли в долгосрочной перспективе. Это соотношение определяет для инвесторов инвестиционную привлекательность отрасли, страны или региона.

Страна считается привлекательной для иностранных инвестиций при:

ü политической стабильности режима,

ü небольшом размере внешнего долга,

ü высокой конвертируемости национальной валюты,

ü высоким уровнем внутренних накоплений,

ü наличии развитой инфраструктуры,

ü развитой правовой базе с четкими определениями права собственности и прав иностранных инвесторов.

Инвестиционный климат может оцениваться с точки зрения разных категорий инвесторов:

Ø прямых (если речь идет о приобретении предприятия)

Ø портфельных (покупка небольшого пакета акций предприятия)

Ø кредиторов (предоставление займа предприятию)

Существуют разные методики оценки инвестиционного климата:

· Для прямых инвесторов агентства BERI, ICRG, PRS Group оценивают риск в странах по 100бальной шкале (на 2004 г: РФ-46, Нигерия-59, Индия-42, КНР и Бразилия-42),

· Для портфельных инвесторов кредоторов агентства Standard and Poor’s, Fitch оценивают риск по степеням (с Aaa по C).

Инвестиционный рейтинг – количественная оценка инвестиционного климата страны.

На сегодняшний день безусловными фаворитами по объему инвестиций на мировом рынке признаются США (65%) и Великобритания (36%). Россия в этом списке занимает 7-ю позицию (10%). Тем не менее, эксперты предсказывают стремительный рост инвестиционной привлекательности России по целому ряду отраслей.


 

Проблема внешней задолженности. Причины, масштабы, пути решения.

Приток в страну ссудного капитала оборачивается внешним долгом, который делится на:

Ø официальный (государственный) внешний долг (ложится на плечи государственных органов),

Ø частный (внешний долг частных компаний, банков и местных органов власти, не гарантированный государством).

Примерно четверть государственного внешнего долга приходится на наименее развитые страны, остальная сумма распределяется между развивающимися и постсоциалистическими странами (РФ, КНР, Бразилия, Аргентина, Турция, Индонезия, Мексика и Индия).

Тяжесть внешнего долга для страны определяется:

1) отношением суммы внешнего долга к ВНД или ВВП (показатель высок у слаборазвитых стран (Либерия), В 2004 г у Бразилии-47%, у Мексики- 24%, у Аргентины-159%, Идии-18%, КНР-15%, РФ-46%. Опасным является соотношение, превышающее 80%),

2) отношением суммы обслуживания внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг страны(показатель отражает, какую часть своих экспортных поступлений страна тратит на обслуживание внешнего долга. В 2005 г у СНГ-19%, ЦВЕ- более 22%, Латинской Америки- 36%)

Растущий внешний долг может загнать страну в «долговую петлю», когда новые займы идут на погашение предыдущих. Ситуация долгового кризиса характерна для развивающихся и постсоциалистических стран, растущая часть ВВП которых идет на обслуживание внешнего долга.

По подсчетам МВФ:

ü 54 страны имеют просроченную задолженность по обслуживанию внешнего долга и ведут переговоры по его реструктуризации (задолженность составляет ок 80% ВВП стран),

ü 29 стран причисляются к бедным с высоким внешним долгом (задолженность превышает ВВП в разы).

Дефолт отказ стран-должников от обслуживания внешнего долга (Примеры: Турция, Перу, Египет, Греция, Бразилия, Россия).

Управление внешним долгом призвано смягчить долговой кризис с помощью таких мер, как:

· экономические (реструктуризация долга, минимизация заимствований, повышение эффективности инвестиций, повышение возможности госбюджета по обслуживанию внешнего долга),

· политические(поддержание политической стабильности),

· социальные (социальная стабильность),

· по обеспечению национальной безопасности (независимость от кредиторов внешней и внутренней политики).

Реструктуризация внешнего долга как антикризисная мера была широко применена в 70-80е гг. в связи с повышением цен на энергоносители и последующим кризисом. Реструктуризация, или переоформление внешнего долга, предполагала такие меры, как:

ü продление сроков обслуживания долга,

ü смягчение условий обслуживания,

ü списание части долга и др.

Сейчас в рамках Парижского клуба идет реструктуризация межправительственных займов по нескольким схемам:

o Неапольские условия: списание половины долга при проведении программы МВФ в течение3 лет;

o Хьюстонские условия: обмен части внешнего долга на акции национальных компаний или национальную валюту - секьюритизация внешнего долга.

Реструктуризация коммерческих займов и ссуд идет при участии Лондонского клуба по «плану Брейдли»: выкуп страной-должником части своего долга за счет средств международных финансовых организаций, или превращение части долга в долгосрочные государственные облигации, или обмен на национальную валюту с правом покупки акций нац компаний.

Задолженность по торговым кредитам и авансовым платежам проходит в рамках Токийского клуба.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.172 (0.006 с.)