Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научные ресурсы мира. Их показатели, распределение по группам стран.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Знания как экономический ресурс прежде всего вырабатываются в сфере научных исследований и опытно – конструкторских работ (НИОКР). Научные ресурсы характеризуют: o объем и качество накопленных знаний o способность страны к их воспроизводству и внедрению в виде инноваций. Масштабы НИОКР зависят от: ü ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), ü организационной структуры, ü государственной политики в сфере НИОКР. Масштабы инноваций зависят от: Ø инновационного климата, Ø спроса экономики на результаты НИОКР. Научные ресурсы отдельных стран характеризуются по материальной и кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований: · доля расходов на НИОКР · численность занятых в НИОКР по отн-ю к занятым в экономике · индекс цитирования (ссылок на работы исследователей страны) · число международных премий за научные достижения · сальдо технологического баланса · доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте. Эффективность сферы НИОКР зависит также от инновационной активности частного сектора экономики, поэтому важными характеристиками являются: o доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны, o баланс торговли лицензиями и патентами, o доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий. Научно-технические ресурсы мира в основном сосредоточены в США, ЕС, КНР, РФ и Индии. 1) США – крупнейший в мире научно-технический потенциал. Высокий уровень квалификации и оснащенности научных центров. 60% НИКОР сосредоточено в ВУЗах. Инновационный бизнес быстро развивается, он соединяет науку и предпринимательство. Его центры – технополисы, где идет разработка новых изделий и технологий. Лидеры в выпуске суперкомпьютеров, авиации, лазеров, биотехнологии. Доля в мировом производстве наукоемкой продукции – 40%. 2) Западная Европа – длительное время отставала по исследованиям в сфере высоких технологий. Расходы на НИОКР ниже, чем в США и Японии. Небольшое число космических и военных исследований. Ориентация на фундаментальные исследования. Строительство АЭС, фармацевтика, связь. 3) Япония – долгое время отставала, но сейчас развивает собственные исследования вместо использования зарубежных достижений. Приоритет – роботы, медицина, электроника, биотехнологии, оптоволокна. Зависимость от американских технологий. Показатели: · США лидирует по затратам в сфере НИОКР (285 млрд. $, 2003г) · По доле расходов на НИОКР в ВВП лидируют Израиль (4,1%), Швеция (чуть менее 4%), Финляндия (3,5%), Япония и Исландия (3,1%) · В развитых странах частные компании инвестируют в НИОКР: США - на 68%, Япония - на 70%, ЕС - на 56%. Характерной чертой развития НИОКР стала глобализация, проявляющаяся в: Ø увеличении международного сотрудничества ученых, Ø растущей доли зарубежного финансирования НИОКР, Ø организации научно-технических альянсов, Ø росте объемов торговли интеллектуальной собственностью, Ø международном аутсорсинге. Увеличилась торговля интеллектуальной собственностью за счет перекрестного лицензирования (США, ЕС, Япония, Юж. Корея). Научный аутсорсинг – выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами – увеличился в сфере программного обеспечения (Ирландия, Индия, Россия, Украина).
Образовательные ресурсы мира. Показатели, ведущие центры. Образовательные ресурсы – накопленные объем и качество знаний и профессионального опыта, усвоенные населением и воспроизводимые через систему образования. Основные тенденции развития образования: · Построение непрерывной цепочки этапов образования, · фундаментализация · профессионализация, · междисциплинарность, · ускоренное развитие новых дисциплин, · диверсификация, · демократизация, · интернационализация. В развитых странах существует система многоступенчатого образования, предполагающая получение диплома. Проблемы образования отличаются по странам: o развитые страны обеспокоены переходом к всеобщему высшему образованию, o развивающиеся – обеспечением среднего образования или ликвидацией безграмотности. Образовательные ресурсы по странам характеризуются такими показателями, как: ü доля расходов на образование в ВВП; ü расходы на образование на душу населения ü доля окончивших полную среднюю школу ü доля студентов в возрасте 18-29 ü студентов на 10 тыс. населения ü доля лиц с высшим образованием ü доля иностранцев в общей численности студентов Качество образование оценивается по: Ø востребованности, Ø современности. По охвату населения высшим образованием лидируют США, Канада, Финляндия, Швеция, Ю.Корея, Россия. Наблюдается повышение расходов на высшее образование: США-2,5% ВВП, ЕС-1% ВВП. Концепции государственного финансирования высшего образования: o «дохода от образования» (первенство выгоды частного лица от образования, o «социальной пользы» (первенство косвенных выгод общества от образования). Государственное финансирование образования превалирует в развитых странах, однако и частное финансирование набирает темпы (Южная Корея - 84%, США - 66%, Великобритания - 29%). Дефицит госбюджета вынуждает правительства привлекать альтернативные источники финансирования и переходить к платному образованию. Ведущими центрами мира по подготовке кадров являются США, ЕС, Япония и Россия. 1999 г. – «Декларация о европейском пространстве высшего образования», подписанная 40 странами: начало Болонского процесса. В Азии за последние 20 лет число бакалавров увеличилось в 3 раза. В последнее время увеличился поток миграции научно-технических кадров («утечка мозгов») преимущественно в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Францию, иммиграционная политика которых направлена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов. Важной частью притока специалистов являются обучающиеся в развитых странах студенты из развивающихся и переходных стран. Вместе с тем, в Азии число специалистов, получивших образование в национальных университетах, больше, чем тех, кто получил образование за рубежом.
Общая характеристика развитых стран. Место в мировом производстве товаров и услуг, торговле, движении капитала. Типология развитых стран: 1. Типология МВФ. Развитыми считаются гос-ва: Большая семерка(США, Канада, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия) Австралия, Нов Зеландия, Израиль, Кипр, страны НИС 1-ой волны (Юж Корея, Гонконг, Сингапур). 2. Типология ООН. ООН добавляет к ним Южно-Африканскую Республику. 3. Организация экономического сотрудничества и развития относит к их числу также Турцию и Мексику, хотя скорее это развивающиеся страны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в НАФТА). После присоединения к ЕС также Венгрия, Чехия, Польша. Основные признаки РКС: · Высокий уровень экономического развития. ВВП на душу населения по ППС 35 тыс. долларов, что в 3,5 раза выше, чем по миру в целом. · Смешанная экономика с преобладанием частной собственностью · Распределение товаров и услуг с помощью рыночного механизма · Высокий уровень капитализации доходов · Высокий уровень механизации труда Особенности РКС ü Существование Триады – ЕС, НАФТА, развиты страны Азии, прежде всего Япония. В Триаде производится половина ВВП мира (лидер США – 37% ВВП мира, потом Япония – 14%). Конкурируют между собой. 2004 г. доля ЕС в мировом экспорте – 15%, доля НАФТА – 8% без учета внутрирегиональной торговли, доля Японии – 5%. Страны Триады демонстрируют разные социально-экономические модели современного капитализма. Американская соц-эк модель основана на индивидуализме ее участников, и поэтому приближена к канонам либерализма. Западноевропейская модель – корпоративистская модель, т.е. базируется не на индивидуализме своих участников, а на их хозяйственных, профессиональных и других объединениях, проводящих в жизнь свои групповые интересы, часто через социальные столкновения. Японская модель характеризуется превалированием коллективных интересов над индивидуальными, социальное расслоение невелико. ü Разрыв в уровне экономического развития (между бедными и богатыми) в 5-7 раз. Например, в Люксембурге ВВП по тек курск 76тыс долл, ВВП по ППС 64тыс.долл, на Мальте соответственно – 15 тыс и 20 тыс долл. Особенности развития РКС на современном этапе: · Переход к новому технологическому базису (формирование знаниеемкой постиндустриальной экономики, экономики знаний.) «Наукоемкость ВВП» - расходы на НИОКР в ВВП. 1-ое место по наукоемкости – Израиль (4%), до этого – Скандинавские страны, Япония. Страны по степени научно-технического потенциала: 1. Израиль, Скандинавские страны, Япония, США, Германия, Великобритания 2. Италия – среднеразвитый потенциал 3. Португалия, Турция, Кипр, Мальта – слаборазвитый потенциал · Феномен торможения темпов роста. Парадокс Солоу (инвестиции в IT НЕ приводят к увеличению прибыли или производительности труда, но зато приводят к еще большим инвестициям в IT. Если по-простому, то, конечно, от IT есть выигрыш, но он меньше, чем стоимость самого IT.). Если в 90-е гг. мир развивался по темпам 2,6, то здесь – 2,5. В 2009 г мир – 4%, подсистема – 2,9. 2009г мир – 1%, РКС – о, 5%. Объяснение торможения темпов роста: 1. Сокращение эффекта экономии на масштабах производства. Экономия на масштабе производства – с ростом объёмов производства издержки растут, но меньшими темпами. Поэтому за счёт экономии на постоянных издержках крупные фирмы могут сокращать издержки в расчёте на производство единицы продукции. 2. Структурные изменения в экономике РКС: ü Снижение доли с-х в отраслевой структуре ВВП ü Деиндустриализация (падение роли промышленного произвлдства в нац-ом доходе страны) ü Основа промышленности – машиностроительный комплекс: 30-45% всей промышленности в РКС. ü Развитие ТЭК ü Превращение третичного сектора в главный сектор экономики · Глобализация. Растет экспортная квота РКС, в капиталовложениях увеличивается доля прямых иностранных инвестиций, возрастает доля приехавшей из-за рубежа рабочей силы, растет обмен знаниями. Растет зависимость развитых стран друг от друга и от остальных стран мира. · Процесс либерализации (т.е. уменьшение гос-го регулирования хоз-ой жизни) Изменения в социальной сфере РКС: 1. Сокращение отрабатываемых часов за год. США и Япония продолжают лидировать среди крупных развитых стран по количеству официальных рабочих часов в расчете на одного занятого в год.За 1990- 2003гг кол-во часов не изменилось, хотя оно значительно меньше, чем в начале 20 века. США – 1913 г – 2605 часов, 2007 – 1705. 2. Рост безработицы. Более-менее стабильна на низком уровне в Японии – 3%. Выше всего в Европе – до кризиса 8%. 3. Сокращение социальной дифференциации. Причина – власти осознают возможность бунтов, активная социальная политика. Индекс Джинни: Япония – 0,25; США – 0,4. Для американской модели хар-на сильная имущественная дифференциация, связанная с высоким уровнем индивидуализма. 4. Рост расходов на образование, здравоохранение, науку (1910 – 2,4 – 2,8% ВВП, 2006 – 18-19 % ВВП). 5. Создание внушительного «креативного класса» - более 3, 2 тысяч исследователей на 1 млн. жителей). Условия развития экономики (условия воспроизводства РКС): · Дефицит гос. бюджета (ЕС – 0,9 – 4, 3 % ВВП, США – 0,7-4,9% ВВП, Япония – 3,8-8,2% ВВП) · Рост гос.долга. США – 70% ВВП, ЕС – 50-60% ВВП, Япония – 130-150% ВВП) · Рост уровня инфляции (ЕС – 2%, США – 4-5%, Япония – 0%) · Безработица. В Европе до кризиса 8 %, тенденция к увеличению из-за невысоких темпов эк-го роста. В США 2005 г – 5% (это 2008 г, 2010 – 9%), меньше колеблется из-за более высоких темпов эк-го роста. Япония – 3%, безработица меньше из-за коммунализма. Место РКС в мировом хоз-ве. В разв странах производится больше половины ВВП мира. 80% ВВП по текущим ценам, 52% по ППС. По прогнозам упадет до 42%. В этой группе стран проживает около 15 % населения мира. 1. Место в мировом производстве: · РКС удерживают позиции в выпуске обработанных товаров и упрочили позиции в производстве средств производства. Доля в мировой обрабатываемой пром-ти – 63,3%. · Сильные позиции в пищевой и легкой пром-ти · Ведущие производители отдельных видов с-х продукции · Обладает развитой инфрастуктурой 2. РКС являются и объектами и субъектами движения капитала. Доминируют в движении прямых инвестиций: 2005 год – 87%экспорта, 88% импорта) 3. Место в предоставлении экономической помощи. 11% всего чистого оотка капитала из РКС – это и есть эк-кая помощь. Объем помощи – 0,22-0,33% ВВП. Крупные доноры _ США и Япония. 65% помощи выдается на условии грантов, ¼ часть – связанная помощь (то есть на предоставленные деньги нужно купить товары донора) 4. Место РКС во внешней торговле. Доля в мировом экспорте и импорте падает. Начало 20 века – 74%, начало 21 века – 65%. За счет Западной Европы, ее доля снизилась с 54 до 33%. Доля США не изменилась – 13 и 12 %). Доля Японии резко выросла (с 2 до 6 %). 5. Из-за несбалансированности внешней торговли товарами платежный баланс США с отрицательным сальдо, в рез-те усиливается зависимость США от притока капитала извне. В других центрах триады благодаря превышению экспорта над импортом сальдо положительно, в рез-те образуется избыток капитала, который экспортируется в США.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.009 с.) |