Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Б.2 Математический и естественнонаучный цикл
Математика
Цель изучения дисциплины:
| Воспитание достаточно высокой математической культуры;
Привитие навыков современных видов математического мышления;
Привитие навыков использования математических методов и основ математического моделирования в практической деятельности.
| Краткая характеристика учебной дисциплины
(основные блоки,
темы)
| Линейные отображений; аналитической геометрии дифференциальной геометрии кривых поверхностей, элементов топологий; дискретной математики: логических исчислений, графов, комбинаторики; Линейная алгебра и аналитическая геометрия. Основные алгебраические структуры. Матрицы. Определители и их свойства. Решение линейных систем по формулам Крамера и методом Гаусса-Жордана. Векторные пространства. Скалярное, векторное и смешанное произведения векторов. Аналитическая геометрия. Прямая на плоскости. Кривые второго порядка. Прямая и плоскость в пространстве.
Дифференциальное исчисление функции одной переменной. множества. Линейные отображения. Функциональная зависимость. Графики основных элементарных функций. Элементы топологий. Предел числовой последовательности. Предел функции. Непрерывность функции в точке. свойства непрерывных функций. Производная и дифференциал. Основные теоремы о дифференцируемых функциях и их приложения. Исследование функций построение графиков.
Дифференциальное исчисление функции нескольких переменных. Функции нескольких переменных, непрерывность. Производные и дифференциалы функций нескольких переменных. Экстремум функции нескольких переменных. Дифференциальная геометрия.
Интегральное исчисление. Дифференциальные уравнения. Ряды.Первообразная и неопределенный интеграл. Таблица основных интегралов. Методы интегрирования. Определенный интеграл. Свойства определенного интеграла. Геометрические приложения определенного интеграла. Несобственные интегралы. Обыкновенные дифференциальные уравнения первого порядка: с разделяющимися переменными, линейные уравнения, уравнения Бернулли. Уравнения второго порядка допускающие понижение порядка. Уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами.
Теория вероятностей и математическая статистика. Комбинаторика. Случайные события. Случайные величины. Законы распределения вероятностей для функций от известных случайных величин. статистические методы обработки экспериментальных данных. Точечные и интервальные оценки параметров распределения. Проверка гипотез. Понятия корреляционного и регрессионного анализа.
Логические исчисления. Дискретная математика. Графы.Элементы логических исчислений.Линейное программирование. Целочисленное программирование. Элементы теории игр. Элементы теории графов: задачи о кратчайшем пути и о максимальной пропускной способности в графе.
| Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:
| ОК-1.3.8.10.11,12,13,17 ПК-4,5,7,8,9.10,11,12,18,19,20,21,31
| Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной учебной дисциплины
| 1. Математика
| Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины:
| · демонстрировать глубокое знание основных разделов элементарной математики;
· иметь глубокие знания базовых математических дисциплин и проявлять высокую степень их понимания, знать и уметь использовать на соответствующем уровне (базовом, повышенном, продвинутом):
· демонстрировать понимание основных теорем из различных математических курсов и умение их доказывать;
· уметь проводить доказательства математических утверждений, не аналогичных ранее изученным, но тесно примыкающих к ним;
· уметь решать математические задачи и проблемы, аналогичные ранее изученным, но более высокого уровня сложности;
· уметь решать математические задачи и проблемы из различных областей математики, которые требуют некоторой оригинальности мышления; обладать способностью понимать математические проблемы и выявлять их сущность;
· уметь переводить на математический язык простейшие проблемы, поставленные в терминах других предметных областей, и использовать превосходства этой переформулировки для их решения;
· уметь формулировать на математическом языке проблемы среднего уровня сложности, поставленные в нематематических терминах, и использовать превосходства этой переформулировки для их решения;
· знать некоторые языки программирования или программное обеспечение и уметь применять их для решения математических задач и получения дополнительной информации;
· демонстрировать способность к абстракции, в том числе умение логически развивать отдельные формальные теории и устанавливать связь между ними;
· обладать умением читать и анализировать учебную и научную математическую литературу, в том числе и на иностранном языке;
· уметь представлять математические утверждения и их доказательства, проблемы и их решения ясно и точно в терминах, понятных для профессиональной аудитории, как в письменной, так и устной форме.
| Используемые инструментальные и программные средства:
| пакеты прикладных программ Maple, MatLab, Excel, SPSS, Statistica
| Формы промежуточного контроля:
| Лабораторные контрольные работы, типовые расчеты, зачеты
| Форма итогового контроля знаний:
| Экзамены
|
Физика
Основная цель дисциплины «физика» – дать студентам необходимые знания в области физики, умения и навыки использования физики в задачах информационной безопасности.
Роль и значение дисциплины заключается в подготовке студентов к использованию общей физики в дальнейшей учебной, научной и профессиональной деятельности. Учебная дисциплина «физика» занимает важное место в системе подготовки бакалавров по направлению «Информационная безопасность». Значение дисциплины определяется тем, что она дает теоретические знания и практические навыки, необходимые для применения физики в профессиональной области. Изучение учебной дисциплины «физики» направлено на овладение студентами знаний о современной физики для защиты информации, в частности, экономической информации, и применение полученных знаний в управленческой деятельности.
Программа учебной дисциплины «Физика» включает изучение таких разделов как физические основы механики, колебания и волны, молекулярная физика и термодинамика, электричество и магнетизм, оптика, атомная и ядерная физика.
Информатика
Основная цель дисциплины «Информатика» – дать бакалаврам направления «Управление качеством» необходимые знания в области информатики, умения и навыки использования базовых информационных технологий в дальнейшей учебной, научной и профессиональной деятельности.
Учебная дисциплина занимает важное место в системе подготовки бакалавров по направлению «Управление качеством». Значение дисциплины определяется тем, что она дает теоретические знания и практические навыки, необходимые для применения информационных технологий в профессиональной деятельности. Изучение учебной дисциплины «Информатика» направлено на овладение студентами знаний об информации, информационных процессах и базовых компьютерных технологиях.
Программа учебной дисциплины «Информатика» включает изучение следующих вопросов: основные сведения об информации и информационных процессах, архитектуру ПК, программное обеспечение, основы алгоритмизации и программирования, основные сведения о компьютерных сетях и защите информации, технологии обработки текстовых, табличных документов, баз данных.
Экология
Цель изучения дисциплины
| Формирование совокупности теоретических знаний и практических навыков по принятию решений в направлении улучшения качества окружающей среды в профессиональной деятельности, предложению способов и механизмов регулирования взаимоотношений в системе «окружающая среда-общество»
| Содержание
дисциплины
| I. Введение. Развитие представлении о взаимодействии общества и окружающей среды
1. Современные представления об экологии и научных основах природопользования
2. Основные этапы взаимодействия общества и природы
3. Концепция эколого-экономического баланса
II. Биосфера, экологические факторы, популяции
1. Общие сведения о биосферных процессах
2. Зональный и азональный факторы ландшафтной дифференциации биосферы
3. Среда обитания и экологические факторы
4. Популяции и популяционные процессы
5. Биоценоз и экологическая ниша
III. Основы функционирования экосистем
1. Экосистемы и их динамика
2. Биологическая продуктивность биоценозов и способы ее повышения
3. Энергетика экосистем. Экологические законы и правила
4. Баланс процессов продуцирования и разложения
5. Экологическая емкость территории как природный ресурс, ее социально-экономическая оценка и особенности эксплуатации
IV. Условия и ресурсы природопользования
1. Природные ресурсы как компоненты ландшафта и вещественные элементы производительных сил
2. Природно-ресурсный потенциал природных систем
V. Эколого-экономические основы рационального использования природных ресурсов
1. Минеральные ресурсы. Минерально-сырьевая база экономики.
2. Водные ресурсы. Промышленное использование водных ресурсов.
3. Почвенные и агроклиматические ресурсы
4. Биотические ресурсы (лесные ресурсы, ресурсы животного мира)
5. Рекреационные ресурсы
VI. Административно-управленческие и экономические отношения в сфере природопользования
1. Нормативно-правовые основы управления природопользованием
2. Экономическая оценка природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала территориальных систем
3. Равновесная цена и капитализация ресурсов
4. Экономические методы стимулирования и рационализации природопользования
| Формируемые компетенции
| ОК-4, ОК-13, ОК-14, ОК-15, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-19, ПК-28, ПК-31, ПК-34, ПК-44, ПК-47, ПК-49
| Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины
| Биология (школьный курс), концепции современного естествознания, правоведение
| Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины
| «Знать»:
· механизмы функционирования и устойчивости биосферы как глобальной экосистемы;
· основные законодательные акты РФ и международные соглашения;
· экологические требования к хозяйственной деятельности;
· экономический механизм природоохранной деятельности.
«Уметь»:
· производить типизацию экосистем на основе их биологической продуктивности;
· производить общую социально-экономическую оценку экологической емкости территории;
· пользоваться нормативно-правовыми актами в области управления природопользованием.
«Владеть»:
· способами и приемами составления балансов продукции экосистем;
· навыками установления закономерности размещения и территориальной организации производительных сил;
· информационными средствами, обеспечивающими автоматизацию расчетов.
|
Используемые инструментальные и программные средства
| Средства MS Office
| Формы промежуточного контроля знаний
| Практические занятия, лабораторные и контрольные работы, домашние задания, промежуточное тестирование по темам дисциплины
| Форма итогового контроля знаний
| Экзамен
|
Химия
Цель изучения
дисциплины
| Формирование у студентов системы представлений о роли химических факторов в природе и хозяйственной деятельности человека, компетенций в области практического использования знаний по химии для решения профессиональных проблем.
| Содержание
дисциплины
| В дисциплине рассматривается использование знаний по химии для понимания природных процессов и хозяйственной деятельности человека. Основными блоками дисциплины являются:
· Химическая термодинамика и кинетика.
Энергетика химических процессов. Фундаментальные законы химии как теоретическая основа наукоемких технологий. Использование тепловых эффектов химических реакций в технологии.
Скорость химических реакций и факторы ее определяющие. Обратимые и необратимые химические процессы. Колебательные реакции. Химическое и фазовое равновесие. Факторы, воздействующие на химическое равновесие. Методы управления технологическими процессами, основанные на регулировании скорости химических реакций и смещение химического равновесия.
· Реакционная способность веществ
Основные стехиометрические законы. Строение вещества, химическая связь. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева и развитие химии. Периодичность, изменение свойств химических элементов и соединений. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ. Методы расчета материального баланса химических процессов и технологии.
Основные виды и важнейшие характеристики химической связи. Химическая связь, комплементарность, строение и свойства молекул.
· Растворы и дисперсные системы
Растворы и их природа. Способы выражения состава. Растворы неэлектролитов и их свойства. Теория электролитической диссоциации. Вода как растворитель. Значение воды для технологических процессов. Водородный показатель и его влияние на ход технологических процессов, повышение эффективности технологических процессов за счет управления растворимостью. Градиент солености – возобновляемый источник энергии.
Дисперсные системы. Строение, классификация и свойства дисперсных систем. Электрокинетические явления. Электрофоретические процессы, область их эффективного использования. Новые методы формообразования на основе дисперсных систем. Адсорбция, ее разновидности и использование в технологических процессах. Основы водоподготовки.
· Электрохимические системы
Электрохимические системы. Межфазный скачек потенциала. Электрохимический ряд напряжений. Основные особенности электрохимических элементов Химические источники тока. Электролиз и его закономерности. Метод обработки поверхности материалов, основанные на электрохимическом воздействии. Химическая и электрохимическая коррозия и методы борьбы с ней. Химические свойства материалов, применяемых в машиностроении.
· Каталитические системы
Катализаторы и каталитические системы. Сущность каталитического действия. Гомогенный катализ. Гетерогенный катализ. Методы повышения эффективности технологических процессов за счет использования катализаторов.
· Полимеры и полимерные материалы
Полимеры и олигомеры. Зависимость свойств полимерных материалов от состава и структуры. Использование полимерных материалов в современных технологических процессах. Переработка полимеров.
· Химическая идентификация
Качественный анализ. Количественный анализ. Аналитический сигнал. Химический анализ. изиико-химический анализ. Физический анализ. Новые методы химической идентификации и перспективы их внедрения.
| Формируемые
компетенции
| ОК-1, ОК-11, ОК-14
| Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины
| 1. Физика (школьный курс)
2. Химия (школьный курс)
3. Биология (школьный курс)
4. Математика (школьный курс)
| Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины
| «Знать»:
необходимость получения знаний по дисциплине для будущей успешной профессиональной деятельности;
основные положения и законы химии;
химический состав и свойства важнейших природных и техногенных объектов;
важнейшие типы химических реакций;
факторы, оказывающие влияние на скорость протекания химических процессов и положение химического равновесия;
важнейшие виды химической идентификации.
«Уметь»:
применять знания по химии к конкретным производственным, служебным, бытовым ситуациям в целях их надежного разрешения и минимизации затрат;
анализировать химические возможности совершенствования современных технологий;
оценивать перспективы использования новых достижений химии при организации современных технологий и бизнеса;
«Владеть»:
методами использования химических знаний для выбора и оценки наиболее эффективных инноваций
| Используемые инструментальные и программные средства
| Стандартное программное обеспечение MS Office
Математический пакет Mathcad
| Формы промежуточного контроля знаний
| Промежуточное тестирование
|
Форма итогового контроля знаний
| Экзамен
|
|