Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод. Потребности и ресурсы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод. Потребности и ресурсы



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод. Потребности и ресурсы

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

Экономическая теория: предмет и метод

Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Предмет, функции и разделы экономической теории. Методы экономической теории. Предельный анализ. Функциональный анализ. Равновесный анализ.

Классификация и характеристика потребностей и ресурсов. Проблема выбора в экономике

Потребности, их классификация и основные характеристики потребностей. Ресурсы (факторы) производства. Классификация и характеристики ресурсов. Ограниченность ресурсов. Экономические блага: виды, основные характеристики. Редкость экономических благ. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы.

 

Тесты

1. Выберите наиболее корректное определение экономической теории:

а) наука о поведении людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг;

б) наука об экономических отношениях и законах, позволяющих выбирать наиболее эффективный способ производства в условиях ограниченности ресурсов;

в) наука о том, как делать деньги.

 

2. Что из перечисленного имеет отношение к содержанию предмета экономической теории:

а) эффективное использование ресурсов;

б) максимальное удовлетворение потребностей;

в) социально-экономические отношения;

г) способ производства;

д) поведение покупателей в процессе выбора товаров и услуг.

 

3. Экономическая теория имеет практическое значение если Вы:

а) столкнулись с проблемой выбора товаров в супермаркете;

б) голосуете на выборах за кандидата, выдвинувшего радикальную программу экономических реформ;

в) экономический кризис в стране требует от вас принятия адекватных хозяйственных решений;

г) ведете собственный бизнес;

д) ищете работу.

 

4. Каковы три коренные взаимосвязанные экономические проблемы:

а) зачем, когда и кто;

б) что, где и когда;

в) что, как и для кого.

 

5. Фундаментальная проблема, стоящая перед любой экономической системой:

а) проблема выживания человечества;

б) проблема справедливого распределения благ между индивидами;

в) проблема экономического роста и инфляции;

г) проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.

 

6. Экономические категории представляют собой:

а) взаимосвязи между понятиями;

б) научные абстракции, выражающие экономические отношения;

в) доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений;

г) единичные случаи проявления тех или иных событий.

 

7. Экономические законы отражают:

а) необходимые и устойчивые взаимозависимости экономических отношений;

б) случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи;

в) количественные оценки экономических явлений и процессов;

г) переходные состояния экономических отношений.

 

8. Поведение отдельных хозяйствующих субъектов изучается в:

а) микроэкономике;

б) макроэкономике;

в) мировой экономике.

 

9. Макроэкономика изучает:

а) общий уровень цен и безработицы;

б) распределение доходов в обществе;

в) уровень и темпы инфляции;

г) деятельность индивида, отдельной фирмы, функционирование различных товарных рынков;

д) экономический рост в масштабах национального хозяйства.

 

10. Нельзя назвать экономическим благом:

а) знания;

б) концерт;

в) военный корабль;

г) энергию ветра.

 

11. Разработка мер экономического воздействия, социально-экономических программ относится к … функции экономической теории:

а) познавательной;

б) методологической;

в) критической;

г) практической.

 

12. Нормативная экономическая теория изучает:

а) что было;

б) что есть;

в) что будет;

г) что должно быть.

 

13. Какие из приведённых ниже утверждений являются позитивными:

а) в последнее время в экономике наблюдается спад производства;

б) необходимо разработать комплекс мер по снижению темпов инфляции;

в) структурная перестройка должна осуществляться постепенно;

г) структурная перестройка экономики ведёт к резкому росту безработицы.

 

14. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа называется:

а) индуктивным;

б) синтезом;

в) гипотетическим;

г) дедуктивным.

 

15. Дедукция как метод познания экономической теории представляет:

а) выведение теоретических положений и принципов из фактов, движение мысли от частного к общему;

б) выделение наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечение от всего второстепенного;

в) движение от теории к фактам, от общего к частному.

 

16. Метод научной абстракции в экономическом анализе позволяет выделить разные уровни экономики:

а) да;

б) нет.

 

17. Синтез – это метод исследования, заключающийся в:

а) обобщении в единое целое данных анализа;

б) мысленном отвлечении от несущественных сторон изучаемого явления;

в) разложении целого на составные части;

г) умозаключении от общего к частному.

 

18. Функциональный анализ позволяет исследовать закономерности изменения одной экономической величины в зависимости от изменения другой и установить способ связи между этими величинами:

а) да;

б) нет.

 

19. Первичными потребностями по классификации человеческих потребностей А. Маслоу являются:

а) социальные потребности;

б) потребности в безопасности;

в) потребности в признании обществом;

г) физиологические потребности;

д) потребности в самовыражении, самореализации.

 

20. Что из ниже перечисленного не относится к основному капиталу?

а) производственные здания;

б) топливо;

в) станки и оборудование;

 

21. Найдите неверный ответ. Кривая производственных возможностей показывает:

а) наилучшую из возможных комбинаций двух товаров;

б) альтернативные комбинации производства двух благ при имеющемся количестве ресурсов;

в) количество двух благ, которые можно произвести, полностью используя данные ресурсы;

г) максимально возможное количество двух благ, которое можно произвести при имеющихся фиксированных ресурсах.

 

22. Что из ниже перечисленного не приведет к сдвигу кривой производственных возможностей вправо?


а) открытие


новых месторождений

б) научно-технический прогресс;

в) снижение уровня безработицы;

г) рост


производительности труда.


 

23. Точка, лежащая левее границы производственных возможностей, означает, что:

а) имеющиеся ресурсы используются не в полной мере;

б) имеющиеся ресурсы используются в полной мере;

в) имеющихся ресурсов не хватает для достижения границы производственных возможностей

г) имеющиеся ресурсы используются эффективно.

 

24. Найдите верное утверждение: потребности


а) безграничны;

б) взаимообусловлены;

в) историчны;

г) все утверждения верны.


 

25. Вмененные издержки возрастают, поскольку ресурсы являются:


а) ограниченными в природе;

б) не полностью взаимодополняемыми;

в) не полностью взаимозаменяемыми;

г) полностью взаимозаменяемыми.


 

26. Если открыты и разработаны новые залежи природных ископаемых, то кривая производственных возможностей экономики:


а) сдвинется влево;

б) сдвинется вправо;

в) не изменит своего положения;

г) изменит свою конфигурацию.

 


 


27. К оборотному капиталу относятся:

а) станки и оборудование;

б) производственные здания;

в) транспортные средства;

г) сырье и материалы.

 

28. Укажите блага-субституты:

а) нитка и иголка;

б) масло и маргарин;

в) автомобиль и бензин;

г) яблоки и груши.

 

29. В какие виды доходов реализуется собственность на:

Фактор производства Вид дохода
1. Земля a) Заработная плата
2. Рабочая сила b) Рента
3. Капитал c) Доход (прибыль)
4. Предпринимательская способность d) Процент

 

30. Какие из перечисленных факторов производства относятся к материальным ресурсам:

a) труд и земля;

b) предпринимательская способность и капитал;

c) капитал и земля;

d) труд и капитал.

 

31. Укажите комплементарные блага:

а) чай и кофе;

б) ботинки и шнурки;

в) автомобиль и бензин;

г) стол и стул.

 

32. К материальным ресурсам относят следующие факторы производства:

а) земля;

б) рента;

в) капитал;

г) рабочая сила.

 

33. К людским ресурсам относят следующие факторы производства:

а) предпринимательская способность;

б) рента;

в) капитал;

г) рабочая сила;

д) заработная плата.

 

34. Рента - это:

а) естественный и постоянный фактор, не являющийся результатом человеческой деятельности;

б) все средства, используемые человеком для производства благ и оказания услуг;

в) это отношение ежегодной суммы амортизационных отчислений к стоимости капитального блага, выраженное в процентах;

г) нет правильного ответа.

 

35. … — взаимодействие средств производства и людей, приводящих их в движение при создании благ или оказании услуг.

а) производительные силы;

б) совокупность средств труда и предметов труда;

в) реально вовлеченные в процесс производства ресурсы;

г) рабочая сила.

Задачи и упражнения

Задача 1

Предложим, что экономика производит только 2 товара. Обозначим количество производимого 1-ого товара символом Х, а 2-ого — символом У.

Величины Х и У связаны равенством, отражающем баланс располагаемых ресурсов, при условии, что все ресурсы затрачиваются на производство этих двух товаров:

2Х+3У-0,05ХУ=90

1) Вычислите значения величины У при следующих, приведенных в таблице, значениях Х:

Х            
У            

2) На основании данных таблицы постройте кривую производственных возможностей.

3) Объясните значение точек кривой производственных возможностей.

4) Что показывают точки, расположенные выше кривой производственных возможностей?

 

Задача 2

Чему равны вмененные издержки единицы продукта Х при переходе от альтернативы В к С и от С к Д?

Товар А В С Д
Х        
У        

 

Задача 3

Фермер на своем участке может выращивать для продажи или морковь, или свеклу. Он использует труд 10 сезонных рабочих. Каждый из рабочих может вырастить либо 100 кг свеклы, либо 80 кг моркови. Постройте график производственных возможностей фермерского хозяйства и объясните, почему он имеет такую форму.

 

Задача 4

В экономической системе производится 1000 тонн пшеницы и 10 комбайнов. Вменённые издержки производства пшеницы равны 0,04. Найдите максимально возможный выпуск комбайнов после сокращения производства пшеницы на 30 %.

Задача 5

Предположим, что в стране производится 30 тысяч автомобилей и 100 тысяч телевизоров. Допустим, что спрос на телевизоры возрос на 20 тысяч штук. Что произойдёт с производством автомобилей?

Чему равны вменённые издержки производства автомобилей, если страна меняет вариант производства с В на Г?

 

Задача 6

Увеличение выпуска молока на 6 тонн требует сокращения выпуска тракторов на 2 штуки. Рассчитать вменённые издержки производства одного трактора.

Задача 7

Рассмотрим гипотетическую экономическую ситуацию: при производстве 1 кг резины было недополучено 5 велосипедных колёс. Какому из приведённых ниже вариантов это соответствует:

Продукт Вариант
A B C D
Резина, кг                
Велосипедные колёса, шт                

 

Задача 8

При производстве 1 кг алюминия недополучено 10 керамических ваз. Какой альтернативе производства соответствует это условие:

Продукт А В C D
Алюминий, кг                
Вазы, шт.                

Задача 9

Построить КПВ по данным таблицы. Нанести и охарактеризовать варианты производства Е и К.

Вариант производства Продукты питания, млрд тонн Станки, тысяч шт.
А    
Б    
В    
Г    
Д    
Е    
К    

Можно ли использовать эти точки как альтернативы производства?

 

Задача 10

В таблице описаны производственные возможности страны:

Вариант производства Продукты питания, млрд тонн Станки, тысяч шт.
А    
Б    
В    
Г    
Д    
Е    

Построить КВП и найти стоимость 1-го дополнительного миллиарда тонн продуктов питания, если страна меняет вариант производства с Б на В.

 

Задача 11

При производстве двух товаров Х и Y все используемые ресурсы являются абсолютно взаимозаменяемыми. Как будет выглядеть кривая производственных возможностей данной страны.

 

Темы рефератов

1. Возникновение и развитие экономической теории.

2. Главные направления современной экономической мысли.

3. Трактовки предмета экономической теории различными школами экономистов.

4. Экономические блага и их классификация.

5. Эволюция концепций факторов производства.

6. Предпринимательство как ресурс в современной экономике. Формы предпринимательства.

7. Воздействие научно-технического прогресса на совершенствование технологического способа производства.

Тесты

1. Экономическая система – это:

а) способ согласования деятельности производителей в условиях разделения труда;

б) совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории;

в) все те институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты;

г) все ответы верны.

 

2. Основными элементами экономической системы являются:

а) форма собственности;

б) механизм обеспечения информацией и координации;

в) методы мотивации людей к труду и способ организации принятия решений;

г) все ответы верны.

 

3. Критериями разграничения типов экономических систем являются:

а) форма собственности на ресурсы;

б) тип координации хозяйственной деятельности;

в) уровень благосостояния членов общества;

г) верны ответы а) и б).

 

 

4. Экономическая обособленность хозяйствующих субъектов – это:

а) свобода выбора объекта предпринимательства,

б) свобода выхода на рынок,

в) юридическое право владеть или распоряжаться совокупностью необходимых факторов производства и созданным продуктом;

г) все ответы верны.

 

5. Чистый капитализм – это:

а) экономическая система, основанная на частной собственности, свободном предпринимательстве и ценовом механизме регулирования экономики;

б) экономическая система, в основе которой лежит государственная форма собственности, а общественное производство организуется на основе директивного планирования;

в) экономическая система, основанная на общинной собственности и господстве норм и обычаев, регламентирующих выбор экономических субъектов;

г) экономическая система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.

 

6. Смешанная экономика – это:

а) экономическая система, основанная на частной собственности, свободном предпринимательстве и ценовом механизме регулирования экономики;

б) экономическая система, в основе которой лежит государственная форма собственности, а общественное производство организуется на основе директивного планирования;

в) экономическая система, основанная на общинной собственности, и господстве норм и обычаев, регламентирующих выбор экономических субъектов.

г) экономическая система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.

 

7. Командно-административная экономика – это:

а) экономическая система, основанная на частной собственности, свободном предпринимательстве и ценовом механизме регулирования экономики;

б) экономическая система, в основе которой лежит государственная форма собственности, а общественное производство организуется на основе директивного планирования;

в) экономическая система, основанная на общинной собственности, и господстве норм и обычаев, регламентирующих выбор экономических субъектов;

г) экономическая система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.

 

8. Традиционная экономика – это:

а) экономическая система, основанная на частной собственности, свободном предпринимательстве и ценовом механизме регулирования экономики;

б) экономическая система, в основе которой лежит государственная форма собственности, а общественное производство организуется на основе директивного планирования;

в) экономическая система, основанная на общинной собственности, и господстве норм и обычаев, регламентирующих выбор экономических субъектов;

г) экономическая система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.

 

9. Какой из ниже перечисленных элементов характерен для чистого капитализма:

а) эффективные профсоюзы;

б) совершенная конкуренция;

в) всеобщее государственное регулирование;

г) взвешенные действия предпринимателей.

 

10. Для командно-административной системы характерно:

а) государственная собственность на экономические ресурсы;

б) централизованное распределение ресурсов труда, капитала и природных ресурсов;

в) свободное принятие решений руководителями предприятий о том, что производить;

г) верные ответы а) и б);

 

11. Что из ниже перечисленного не относится к характерным чертам смешанной экономики:

а) активная конкуренция на рынке;

б) разработка законодательства, создающего наиболее благоприятные условия для действия рыночных законов;

в) разработка индикативных планов;

г) разработка директивных планов.

 

12. Под экономической категорией «собственность» понимают:

а) ресурсы, условия производства, блага, продукты интеллектуальной деятельности, которыми обладает человек;

б) отношения между людьми по поводу присвоения материальных и духовных благ;

в) обладание человеком материальными и духовными благами;

г) отношения человека к вещам.

 

13. Собственность как экономическая категория:

а) определяет формы хозяйствования и нормы распределения доходов;

б) фиксирует и юридически оформляет функционирующую систему экономических отношений;

в) устанавливает правовые нормы, регламентирующие отношения между людьми, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим различным субъектам собственности;

г) нет верного ответа.

 

14. Разгосударствление в узком смысле слова – это:

а) переход к экономическим методам управления хозяйствующими субъектами и экономикой в целом;

б) процесс передачи прав собственности на государственное имущество частным лицам;

в) превращение государственных предприятий в акционерные общества;

г) переход к рыночным принципам управления и ценообразования на предприятиях.

 

15. К объектам собственности относят:

а) землю;

б) растительный мир;

в) животный мир;

г) результаты интеллектуального труда;

д) государство;

е) юридические лица.

16. Что из перечисленного относится к типам собственности:

а) акционерная собственность;

б) кооперативная собственность;

в) частная собственность;

г) муниципальная собственность.

17. Частной по своему происхождению является:

а) государственная собственность;

б) межгосударственная собственность;

в) личная собственность;

г) кооперативная собственность.

18. В качестве объектов рыночных отношений выступают:

а) потребительские товары;

б) материальные блага и услуги;

в) факторы производства;

г) финансовые ресурсы;

д) информация.

19. Регулирующая функция рынка заключается в том, что:

а) через рынок происходит стихийное приспособление структуры и объема производства к структуре и объему общественных потребностей;

б) рынок побуждает производителей создавать товары с наименьшими затратами ресурсов;

в) рынок обеспечивает взаимодействие покупателей и производителей;

г) на рынке происходит заключительная общественная оценка труда, воплощенного в товаре.

 

20. По объектам купли-продажи рынки бывают:

а) легальный;

б) монополизированный;

в) дефицитный;

г) локальный;

д) финансовый;

е) рынок труда.

 

21. Для каждой ситуации найдите соответствующий тип рыночной структуры:

Модель рыночной структуры Характеристика модели
1) Совершенная конкуренция a. На рынке оперирует единственный поставщик штурманских приборов
2) Монополистическая конкуренция b. Имеется единственный покупатель деревообрабатывающего оборудования
3) Олигополия c. Несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин
4) Монополия d. На рынке оперирует большое количество поставщиков, которые предлагают фирменную одежду по относительно схожим ценам

22. К инфраструктуре рынка относятся:

а) транспорт и связь;

б) кассы аэрофлота;

в) сбербанки;

г) магазины;

д) центральный банк страны;

е) аукционы;

ж) биржи.

 

23. Конъюнктура рынка – это:

а) исчисление затрат на производство и реализацию продукции;

б) совокупность потребительских свойств, отражающая его отличие от аналогичного товара другого производителя;

в) сегмент рынка, не освоенный предпринимателями;

г) ситуация, характеризующая состояние производства и потребления в определённый период времени.

 

24. Рынок не в состоянии:

а) эффективно распределить производственные ресурсы;

б) перераспределить доходы между богатыми и бедными;

в) оптимально использовать достижения НТП;

г) обеспечить свободу выбора производителей и потребителей.

 

 

25. Государственное регулирование цен — основная черта либеральной модели рыночной экономики.

а) да;

б) нет.

 

26. К особенностям белорусской экономической модели относятся:

а) быстрое и глубокое реформирование отношений собственности;

б) невмешательство государства в механизмы рыночного ценообразования;

в) очень значительная дифференциация доходов населения;

г) акцент на реализации различных социальных программ.

 

27. Какие из ниже перечисленных характеристик не относятся к рыночной экономике?

а) наличие конкуренции;

б) осуществление централизованного планирования;

в) свобода предпринимательской деятельности и ответственность за её результаты;

г) добровольность обмена.

 

28. Социальная рыночная экономика отличается от либеральной рыночной экономики:

а) степенью вмешательства государства в рыночные процессы;

б) уровнем перераспределения доходов;

в) долей госбюджета относительно валового внутреннего продукта;

г) уровнем налогов;

д) всё перечисленное верно.

 

29. К основным чертам (принципам) рыночной экономики не относится:

а) свобода экономической деятельности рыночных агентов;

б) добровольный обмен (сотрудничество);

в) директивное планирование;

г) экономическая ответственность участников рынка;

д) свободное ценообразование.

30. К особенностям белорусской экономической модели относятся:

а) быстрое и глубокое реформирование отношений собственности;

б) невмешательство государства в механизмы рыночного ценообразования;

в) очень значительная дифференциация доходов населения;

г) акцент на реализации различных социальных программ.

Темы рефератов

1. Эволюция отношений собственности.

2. Формы собственности на землю в Республике Беларусь.

3. Проблемы акционирования предприятий в условиях реформирования экономики Республики Беларусь.

4. Особенности развития приватизационного процесса в странах с переходной экономикой.

5. Деформация рынка в условиях командно-административной системы.

6. Национальные модели организации экономической жизни.

7. Переходная экономика: основные черты и особенности.

8. Информационная экономика и становление нового типа экономического роста.

9. Создание рыночной инфраструктуры в переходной экономике Республики Беларусь.

10. Роль и значение свободных экономических зон (СЭЗ) в экономике.

11. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике.

11. Монополия и монопольная власть. Экономические последствия монополизации рынка.

 

 

Тесты

1. Величина (объем) спроса – это минимальное количество блага, которое потребители покупают по определенной цене в единицу времени при прочих неизменных условиях.


а) да;

б) нет.


 

2. Закон спроса можно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и наоборот, чем меньше цена, тем больше величина спроса.


а) да;

б) нет.


 

3. Обратная зависимость между ценой и величиной предложения получила название закона предложения.


а) да;

б) нет.


 

4. Если кривая спроса на товар сдвинулась влево, это объясняется:

а) снижением величины спроса в результате роста цены товара;

б) ростом предложения данного товара;

в) снижением доходов потребителей.

 

5. Кривая спроса показывает:

а) графическое выражение зависимости между изменением реальных расходов и реального располагаемого дохода;

б) все возможные комбинации двух товаров, которые может приобрести потребитель при постоянной величине денежного дохода и данном уровне цен;

в) графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот товар.

 

6. Изменение какого фактора НЕ вызывает сдвига кривой спроса:

а) потребительские вкусы;

б) число покупателей;

в) доход потребителей;

г) цены на данный товар.

 

7. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, предполагает:

а) снижение предложения;

б) рост предложения;

в) падение объема предложения;

г) рост объема предложения.

 

8. При росте цен на кукурузу кривая предложения пшеницы:

а) сдвинется вправо;

б) сдвинется влево;

в) не изменит своё положение;

г) изменит угол наклона на противоположный.

 

 

9. Рост цен на металл вызовет:

а) смещение кривой предложения гвоздей вправо;

б) поворот кривой предложения гвоздей до вертикального положения;

в) снижение рыночного объема продаж гвоздей;

г) рост спроса на гвозди.

 

10.При установлении государством фиксированной цены товара на уровне более низком, нежели рыночный:

а) спрос на товар падает;

б) предложение товара растет;

в) на рынке возникает излишек товара;

г) может сформироваться теневой рынок данного товара.

 

11. Говорят, что рынок товара находится в равновесии, когда:

а) количество купленного равно количеству проданного;

б) цена такова, что потребители не желают покупать больше;

в) количество предлагаемого к продаже таково, что потребители вполне удовлетворены;

г) по данной рыночной цене количество предлагаемого к продаже товара в точности такое же, как и количество спрашиваемого.

 

12. Сдвиг влево кривой спроса на товар может быть вызван:

а) ростом цены сопутствующего товара;

б) ростом цены товара-субститута;

в) ростом доходов потребителей;

г) падением цены данного товара;

д) падением количества предлагаемого товара.

 

13. Обычно предполагается, что шкала предложения непосредственно подвержена влиянию всех перечисленных ниже факторов за исключением:

а) величины спроса;

б) цены факторов производства;

в) цены других благ;

г) издержек производства;

д) технологических изменений.

 

14. Кривая спроса на товар обычно строится на предположении, что:

а) спрос не зависит от цены данного товара;

б) факторы, оказывающие влияние на величину спроса и на цены, независимы и отличны друг от друга;

в) потребители покупают все, что они желают;

г) предложение определяется ценой;

д) люди покупают больше блага, когда его цена возрастает.

 

15. Сдвиг влево вверх кривой предложения товара может быть следствием всего перечисленного ниже за исключением:

а) обложения акцизным налогом;

б) падения производительности;

в) роста издержек производства;

г) уменьшения предложения труда;

д) изменения вкусов в пользу данного продукта.

 

16. Предполагается, что кривая предложения является восходящей. Что из перечисленного ниже может быть причиной ее сдвига вправо вниз?

а) рост доходов потребителей;

б) рост цен субститутов;

в) субсидии правительства;

г) акцизный налог, введенный правительством;

д) технологические изменения, увеличившие издержки производства.

 

17. Когда говорят, что существует излишек спроса на товар на рынке, на котором кривая спроса нисходящая, а предложения – восходящая, предполагается, что:

а) потребители спрашивают больше, чем необходимо;

б) величина предложения избыточна по сравнению со спросом;

в) цена будет иметь тенденцию к падению;

г) производители будут стремиться предлагать меньше;

д) рыночная цена ниже равновесной.

 

18. К неценовым факторам, влияющим на спрос, не относятся:

а) цены на другие блага – блага-субституты и комплементарные блага;

б) вкусы потребителей;

в) доход потребителей;

г) изменения технологий производства;

д) ожидания потребителя.

 

19. Товарный дефицит является результатом:

а) нежелания товаропроизводителей производить больше товаров;

б) сезонного характера производства данного товара;

в) установления государством «потолка» цены ниже рыночного её уровня;

д) всё выше перечисленное верно.

 

20. К неценовым фактором, влияющим на рыночное предложение, НЕ относятся:

а) издержки производства, зависящие от цен на ресурсы;

б) ожидания продавцов;

в) сезонные колебания;

г) рост числа потребителей.

 

21. Спрос и предложение на товар возросли. В этом случае:

а) повысится цена товара;

б) цена товара останется стабильной;

в) увеличится общее количество товара на рынке;

г) нарушится рыночное равновесие.

 

22. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен частному от деления:

а) изменения общей выручки (в процентах) на изменение объема спроса (в процентах);

б) изменение объема общей выручки (в процентах) на изменение цены (в процентах);

в) уменьшение цены на увеличение объема спроса;

г) изменение объема спроса (в процентах) на изменение цены (в процентах).

 

23. Ценовая эластичность измеряется:

а) в единицах продукта;

б) в рублях;

в) в единицах продукта на рубль;

г) в безразмерных единицах;

д) в рублях на единицу продукта.

 

24. При эластичном спросе рост цены на 1% приводит к:

а) увеличению объема спроса на 1%;

б) сокращению объема спроса менее, чем на 1%;

в) увеличению объема спроса больше, чем на 1%;

г) сокращению объема спроса более, чем на 1%.

 

25.Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой:

а) горизонтальную линию;

б) вертикальную линию;

в) прямую линию с отрицательным наклоном;

г) восходящую линию.

 

26. Что из перечисленного характеризует неэластичный спрос на товар:

а) товары первой необходимости;

б) общая выручка продавца растет, если цена растет;

в) покупатели расходуют на его покупку незначительную долю своего дохода;

г) коэффициент ценовой эластичности меньше 1;

д) относительное изменение объема спроса больше, чем относительное изменение цены.

 

27. Чем больше заменителей имеет товар, тем менее эластичен спрос по цене на него.

а) да;

б) нет.

 

28. Спрос на продовольственные товары обычно является неэластичным по цене.

а) да;

б) нет.

 

29. Если при изменении цены товара общая выручка от его продажи не изменяется, то коэффициент ценовой эластичности спроса:


а) равен 1;

б) меньше 1;

в) больше 1;

г) равен нулю.


 

30. При росте урожая сельскохозяйственных культур выручка их производителей падает. Это означает, что:

а) предложение сельскохозяйственной продукции неэластично;

б) спрос на данную продукцию неэластичен;

в) на данном рынке действуют перекупщики, ущемляющие интересы производителей;

г) эластичность спроса больше эластичности предложения.

 

31. Ценовая эластичность предложения находится в прямой зависимости от:

а) фактора времени;

б) доли товара в бюджете потребителя;

в) имеющейся информации недостаточно.

 

Задачи и упражнения

Задача 1

Кривая предложения зерна имеет вид: Qs = 100 + 15P, кривая спроса Qd = 200 – 5P, где Р – цена зерна, Q – количество зерна. Определить равновесную рыночную цену зерна и объем продаж.

 

Задача 2

Спрос на товар представлен уравнением Qd=8-2P, а предложение – Qs=3+0,5P. Определить равновесную цену (ден. ед.) и равновесное количество продукта (шт.).

 

Задача 3

Кривая спроса на муку представлена равенством Qd=14-2P, кривая предложения Qs=2+P. Определите равновесную цену и равновесный объём выпуска. Изобразите ситуацию графически (схематично). Как изменится ситуация, если правительство установит верхний предел цен на муку на уровне 3 у.е.?

 

Задача 4

Предположим, что общий объем спроса на тостеры и общий объем предложения тостеров за год характеризуется следующими данными:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.359 с.)