Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ильченко С.Н. Отечественное телевещание постсоветского периода:история, проблемы, перспективы. СПб., 2008.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
3.Липков А.И. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. М., 1990. 4.Телевидение: режиссура реальности. М., 2008.
Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите самые распространенные «формульные жанры» 2. Какие аттракционы чаще всего встречаются в современном российском телеэфире? 3. Какие аттракционы наиболее активно используются формулой приключения?
Задания: 1. Проанализируйте одну из телевизионных программ с точки зрения использованных аттракционов. 2. Подберите примеры программ, базирующихся на формуле мелодрамы, приключения, любовной истории.
Ток-шоу Ток-шоу – это шоу мнений, где нет и не может быть правильной точки зрения. Таковы условия игры, объявленной постмодернизмом. Обязательным условием для существования ток-шоу являетсямножественность точек зрения на проблему и точек съемки зрелища.О каких бы вопросах не шла речь в обсуждении - о политике, жизни общества или семейно-бытовых неурядицах, зритель должен услышать несколько точек зрения по обсуждаемой проблеме, посмотреть на нее глазами разных людей, причем обязательно не только специалистов в обсуждаемом вопросе, но и «народа». «Голос толпы» (или «глас народа») - не менее важный персонаж ток-шоу, чем ведущий или гость-эксперт. С выполнением этой задачи связаны и выбор героев, и организация пространства студии, и специфика монтажа. Современные студийные комплексы представляют собой конструкцию, состоящую из множества эстакад, нескольких трибун, на которых можно размещать зрителей, огромного центрального подиума и винтовых лестниц, ведущих к нему. Все эти элементы легко поддаются монтажу и демонтажу силами технических работников телецентра. Кроме того, существует возможность менять декорации и интерьер по ходу передачи, если она идет в записи или в «хоккейном» варианте прямого эфира[19]. Чтобы окончательно уверить зрителей в «мировом масштабе» происходящего, художники стилизуют студийное пространство некоторых ток-шоу под «макет мира».
Пример оформления студии ток-шоу (К барьеру!» (НТВ)): «Камера, панорамируя с верхней точки, вовлекает зрителя в пространство не просто студии, но мира, рассеченного по диагоналям на сегменты (секторы), которые состоят из множества точечных цветовых частиц, как мозаичная картина идеального круга, с выделенным в центре квадратом – местом действия героев встречи. Этим движением камера достигает эффекта слитности всех частей, согласуя плоскости и объемы, контраст цвета, панораму пространства действия, - это все выводит ток-шоу за рамки камерной программы. <…> Пространство драматургии (действия) программы В. Соловьева акцентировано сочетанием бело-сине-красного – цветов национального флага. Цвет подчеркнут и цветом круга действия, и фоном (задника) дуэльного квадрата, титрами, показывающими активность зрителей». (Гамалея Г. Моделирование пространства на отечественном телевидении//Наука телевидения. Вып.2, М., 2005. С. 18.) Оформление студии программы «Жди меня» (Первый канал) тоже настраивает зрителей на «зрелище мира». Стеклянные квадратики потолка-купола множат отражения зрителей, как бы подсказывая им, что люди, ставшие сегодня героями программы, - такие же, как мы, а их горе и радость – наши горе и радость. Они выдернуты создателями передачи из толпы, из небытия неизвестности, и после эфира обречены вернуться в него. Но за это короткое время они станут телезрителям почти родными, а значит, теперь толпа уже не безлика. Она будетсостоять из личностей, чьи жизнь и опыт бесценна. Это ощущение укрепляет и специфическое освещение студии, которое возникает благодаря тому, что осветительные приборы закреплены на большом металлическом кольце. Когда оно начинает раскачиваться, лучи света как будто шарят по студии, отыскивая, кого в следующий раз выхватить из толпы и сделать героем программы. Пример игры точками съемки: (Ток-шоу «Жди меня», ВИД, Первый канал): В ток-шоу «Жди меня» одна из камер находится как бы на последнем ряду зрительного зала, давая аудитории возможность видеть происходящее как бы глазами обывателя. Одновременно такая точка съемки позволяет человеку у экрана видеть события чуть сверху, что оставляет у зрителя ощущение некоторого отстранения, нахождения «над схваткой». Другие камеры дают средние и крупные планы ведущих, общий план зрительного зала снизу вверх. Особое место в художественном решении программы отдано крупным планам героев и зрителей в зале. Камеры пристально следят за реакциейлюдей, после долгих лет разлуки нашедших своих родных. Режиссеры чередуют показ кадров, заранее снятых в том месте, где проживают найденные люди, с крупными планами лица их близких, которые смотрят этот видеоматериал в студии. Телезрители становятся свидетелями тщательно скрываемых или поражающих своей откровенностью эмоций. Не только лица и переживания людей привлекают внимание зрителей ток-шоу. Не менее важна возможность ощутить себя участником игры. Как в викторине телезрители играют в нее наравне с участниками и зрителями в студии. Только в викторине зрители отгадывают слова, а в ток-шоу стремятся разрешить сложную жизненную ситуацию, пофантазировать, как бы он повел себя в подобном случае. Причем «отгадка» даже в конце ток-шоу часто обозначена лишь намеками, так что каждый может продолжать считать свое решение единственно правильным. Чаще всего драматургия ток-шоу строится по законам мелодрамы. Ток-шоу«показывают добрых и злых людей в трагических или трогательных ситуациях», «стараются взволновать зрителя не столько значимостью текста, сколько сценическими эффектами»[20].Повествовательная структура мелодрамы незыблема: «любовь, предательство, приносящее несчастье, торжество добродетели, кара и награда,преследование как “стержень интриги”»[21]. Пример мелодраматической формулы в ток-шоу: «Пусть говорят» («Первый канал», 26.04.05. Тема: «Их лишили детей»): Одни из героинь ушла в родильный дом, оставив с отчимом и его матерью маленьких детей. Напившись, те бросили малышей на произвол судьбы: без присмотра и без еды. Ребят спасли соседи и пожаловались в органы опеки. Мать на время лишили родительских прав. В этой истории мелодраматический сюжет очевиден: любовь (попытка матери создать семью с другим мужчиной, рождение нового ребенка) -предательство (она рожает ему ребенка, а он бросил ее детей от другого брака) - несчастье (страдания детей, судебное разбирательство) - возмездие (лишение родительских прав) - награда (зрители понимают, что мать оказалась в безвыходном положении, и сочувствуют героине). Преследование же, которое держит интригу, заложено в самом ходе обсуждения. Оно очень похоже на допрос. Ведущий – «судья» просит женщину рассказать свою историю, задает ей наводящие вопросы, которые должны спровоцировать ее на сообщение подробностей, обличающих и ее, и других участников событий: Продолжает ли она поддерживать отношения с этим мужчиной? Интересовалась ли она, будучи в роддоме, как чувствуют себя старшие дети? Кроме «обвиняемой» в ток-шоу выступают «свидетели», которым тоже задают трудные вопросы, например лучше ли детям в детском доме, чем с родной матерью? Несмотря на то, что создатели ток-шоу утверждают, что все истории, рассказанные в студии, подлинны, телезрителя часто не оставляет чувство, что многие из этих ситуаций неправдоподобны. «Телевидение возвращает человеку “себя” - пишет по этому поводу В. Зверева, - но уже не в качестве идеализированного героя, а как проблематичного, странного индивида, чьи приземленность и отклонения от нормы, инвертированность приватного и публичного утверждаются в качестве само собой разумеющейся обыденной реальности»[22]. Все истории в ток-шоу подаются как аттракционы. Мальчик, рожденный от суррогатной матери, оплодотворенной размороженной спермой умершего отца, – одновременно и аттракцион-рекорд, и аттракцион-диковина. Поступок бабушки, захотевшей получить внука таким экзотическим способом, воспринимается как аттракцион-запрет, аттракцион-скандал, аттракцион-риск. Собрание на ток-шоу матерей, в разных ситуациях потерявших детей, – аттракцион-смерть, аттракцион-жестокость. У постоянного телезрителя таких ток-шоу должно складываться ощущение, что весь мир – сплошной аттракцион, где нельзя ни на минуту расслабиться. Несмотря на узнаваемость отдельных ситуаций, черт и манер поведения героев ток-шоу, зрители сознательно или подсознательно ощущают их «масками», а рассказанные истории – утрированными схемами, лишенными жизненной достоверности. Так что идентифицировать себя с ними и их злоключениями оказывается достаточно сложно.Образцамидля подражания в этом случае становятся не герои сюжетов, чьи жизненные ситуации чрезмерно экстремальны и поведение неадекватно, а ведущие и звездные гости, которые уже достигли предела мечтаний зрителя ток-шоу – стали постоянными жителями телевизионной реальности, то есть звездами. Литература по теме: 1. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках. М., 2003. 2. Зверева В. Репрезентация и реальность //Отечественные записки. 2003. № 4 (13). С. 339. 3. Зверева В. Истории, рассказанные для всех//Искусство кино, 2005, №10. Режим доступа: http://www.kinoart.ru/magazine/10-2005/media/zvereva1005/ 4. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2004. 5. Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования// RELGA. - 2006.- № 15. Режим доступа: http://www.relga.ru 6. Новикова А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб, 2008. 7. Поберезникова Е. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения. М., 2004. 8. Телевидение: режиссура реальности. М., 2008. Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы специфические признаки ток-шоу? 2. Какие формульные жанры могут лежать в основе драматургии ток-шоу? Приведите примеры. 3. Каковы социокультурные функции ток-шоу? Задания: 1. Придумайте несколько тем для ток-шоу? Какие аттракционы вы будете использовать при их подготовке? 2. Выберите одну из придуманных вами тем и предложите список гостей и экспертов? Объясните свой выбор. Реалити-шоу Реалити-шоу – одно из самых молодых и самых любопытных, с точки зрения гибридов форм, направлений телевизионного вещания. В основе философии этого зрелища лежит культ игры, проповедуемый постмодернизмом. Отношение к жизни как к игре позволило современному общество превратиться в «общество спектакля», о котором мы упоминали выше. Различные виды реалити-шоу позволяют превратить в зрелище, построенное по законам драмы, повседневную жизнь. Реалити-шоу, снимаемое методом длительного наблюдения, наследует многое из того, что было придумано в середине ХХ века документальным кино для исследования жизни. Так что, с точки зрения метода, история реалити-шоу, на наш взгляд,должна вестись не с 1980-ых годов, когда подобные зрелища появились на западном телевидении, а с 1960-ых, когда режиссеры всего мира увлекались «социологическим наблюдением за жизнью». Это наблюдение могло выливаться в художественные и документальные фильмы, спектакли и телеспектакли. Сегодняшние реалити-шоу всех мастей несут в себе многое из того, что было придумано создателями постановочных семейных серий имногосерийных документальных фильмов, снятых методом длительного наблюдения. Недаром в самом начале, сразу после своего появления, это направление вещания называли «реальным телевидением». Однако скоро стало очевидно, что реальным все происходящее на экране назвать нельзя. А вот добавление слова «шоу» все расставило на свои места. Релалити-шоу – артизированная реальность, образ реальности, созданныйметодом монтажа аттракционов. То есть экранным зрелищем становятся лишь те элементы реальности, которые могут быть восприняты зрителем как аттракционы. Для того чтобы этих аттракционов было как можно больше, участникам реалити-шоу предлагаются специфические условия игры, которые вынуждают их проявлять те или иные свои качества. В настоящее время теоретики масс-медиа выделяют несколько типов реалити-шоу, которые тяготеют к уже знакомым нам формульным жанрам: Мелодрама: Шоу-наблюдение. Реалити-шоу в документальном стиле, так называемое «документальное мыло». В отечественном эфире таким было наше первое шоу «За стеклом» (ТВ-6), сделанное в формате известного во всем мире «Большого брата». Чаще всего в основе сюжета таких шоу лежит мелодрама, действие которой разворачивается на наших глазах. Сопротивляясь жестоким условиям жизни (как правило в замкнутом пространстве), герои берут на себя роли гонителей или жертв. В ходе шоу потенциальный победитель демонстрирует зрителям, как он справляется со всеми преградами и невзгодами и получает заслуженный приз. Шоу талантов тоже в основе имеет мелодраму. Претенденты на победу страдают, борются за победу, строят друг другу козни. И в финале самый достойный побеждает и становится звездой. В отечественном эфире это имевшие успехпрограммы «Стань звездой!» (РТР – «Россия») и «Фабрика звезд» (ОРТ –«Первый канал»), в ходе которых из способных юношей и девушек делали звезд шоу-бизнеса. К этому же типу, на наш взгляд, относится американское шоу «The Apprentice» («Подмастерье»), в нашем варианте «Кандидат» (REN-ТВ), а также шоу «America's Next Top Model» («Следующая топ-модель Америки»), посвященное модельному бизнесу (русский аналог - «Ты-супермодель», СТС), где группа экспертов выносила свое мнение о профессиональной пригодности участвовавших в шоу девушек. Любовная история: Шоу знакомств. В этом варианте основной заботой участников являются поиски «настоящей любви». За поиском и развитием этой любви предлагается понаблюдать зрителям. Процесс поиска партнера может быть как нелепым иизвращенным (игроки - одна девушка и четверо мужчин - оказываются в прямом смысле слова скованными одной цепью), так и изящным (группа молодых и красиво одетых людей отправляется в морское путешествие, чтобы на борту роскошной яхты попытаться по-настоящему влюбиться). Самый громкий российский проект этого типа – «Дом-2» (ТНТ). Приключение: Шоу на выживание – это всегда приключение. В них по условиям шоу его участники оказываюся в предельно сложные условия, например их привозят на необитаемый остров, как в «Последнем герое» («Первый канал»), или в незнакомую страну («Голод»,ТНТ) и заставляют самих добывать себе пищу, преодолевать преграды, справляться с конфликтными ситуациями и т.д. Победителем становится сильнейший и мудрейший. Он предстает перед зрителем настоящим героем. Шоу о профессии. Например,«Судебные шоу», в ходе которых зрителю показывают настоящие судебные разбирательства, проходящие в настоящем судебном зале с настоящим судьей. «Полицейские шоу» - операторы следят работой настоящих полицейских, раскрывающих преступления и арестовывающих преступников, после чего к документальному материалу добавляются инсценированные эпизоды, которые помогают воссоздать целиком ход расследования. «Медицинские шоу» - консультации врачей происходят прямо перед камерой, а пациенты не только рассказывают о симптомах заболеваний, но и раскрывают душу, жалуясь на жизненные проблемы. Практически все реалити-шоу, вне зависимости от своей экстремальности, тяготеют к «формуле приключения». Это связано с тем, что участники вырываются из обыденности и стремятся к какой-то цели (выигрышу). Но эмоции, которые они проявляют в ходе игры, могут придавать этому приключению аромат мелодрамы, любовной истории, детектива и т.д. Пример использования формулы приключения -реалити-шоу«Последний герой» (Первый канал) По словам И.Кемарской, создателипрограммы «Последний герой-1» использовали модульный сценарий: «Каждая серияделилась на три части: одна, побольше, собственно реалити-шоу, вторая и третья – поменьше, соответственно игра и ток-шоу (Конкурс и Совет). В свою очередь, реалити-шоу, которое на момент исследования было нам знакомо только по не очень внятному термину, представляло собой искусный монтаж эпизодов, происходивших поочередно в двух соревнующихся племенах» [23]. Этот ритуал структурировал вымышленный мир реалити-шоу, выстраивал иерархию отношений, образ жизни и мировоззрение участников игры. Он позволял синтезировать в одном зрелище репортаж с места события, состоящий из набора сцен-аттракционов; игру, участники которой проходят ряд испытаний, демонстрируя свои способности и черты характера, и дискуссию, где игроки обсуждают поведение друг друга и принимают решение, кто должен покинуть «поле боя». Набор аттракционов был традиционен для приключения. В первом сезоне игры (2001 г.)16 человек были высажены на необитаемый остров в архипелаге Бокас дель Торо, на границе Панамы и Коста-Рики. Там им приходилось искать себе пропитание, демонстрировать умение выживать в условиях дикой природы, лазить по деревьям, плавать и нырять, приходить друг другу на выручку в экстремальных ситуациях и т.п. Реалити-шоу «Последний герой» успешно использовало потенциал аттракциона-диковины, аттракциона-тайны, аттракциона-уродства, аттракциона-скандала и других. Пример использования формулы любовной истории - Реалити-шоу«Дом-2»(ТНТ) Реалити-шоу «Дом-2» базируется на формуле любовной истории. Однако это только внешняя сторона сюжета. Главный аттракцион в нем - вербализация сексуальной сферы, которая является важным элементом формулы «любовной истории», но не исчерпывает ее. Слоган программы «Дом-2»: «Построй свою любовь» - призывает участников проекта объединяться в пары и создавать семьи. Однако связывают членов этих «семейных пар» исключительно готовность вступить в интимные отношения. В сознании большинства участников проекта любовь базируется только на сексуальной привлекательности партнеров друг для друга. Никакие другие факторы привлекательности, например общность интересов и жизненных целей, не только не учитываются, а часто осуждаются публично другими участниками проекта. Работ по строительству дома, которую мы видим в кадре, столь необременительна и монотонна,не захватывает участников реалити-шоу. Лежа на кроватях, так как больше им негдепоговорить друг с другом «без свидетелей» из числа участников проекта (зрители как свидетели в расчет не принимаются), они обсуждают лишь свои эмоции, которые составляют главное содержание их жизни. А создатели программы вводят в нее все новых героев, готовых на пересечение границ приличия: согласны разгуливать по комнатам раздетыми, закручивать несколько любовных интриг одновременно. Их отбирают в ходе кастингов, их сохраняют в проекте, даже если остальные участники проекта голосуют за их изгнание (такое право имеют ведущие). Например, действие реалити-шоу надолго оживил приход (2.12.07) девушки Люды, которая специально приехала для того, чтобы разбить уже сформировавшуюся на проекте пару. Девушка привезла с собой фотографию, где изображена она и юноша, на которого она предъявила свои прав. На фотографии видны ее обнаженные плечи, а на голову юноши одеты женские трусы. Девушка ведет себя призывно, старается остаться со своим избранником наедине, чем провоцирует соперницу на ревность и слезы. Когда один аттракцион и вызванные им эмоции исчерпывают свой потенциал, в программе появляется новый персонаж или провоцируется новая конфликтная ситуация, рождающая скандал. В результате проект «Дом-2», с одной стороны, претендует на то, чтобы «быть безусловной реальностью, центром которой является скандал»[24] (добавим к этому, что скандал часто бываетпо поводу сексуальных отношений). С другой стороны, реальностью этой не является, учитывая жесткие правила проекта, по которым организована жизнь его участников.Однако, воспроизводя модели действительности, реалити-шоу переводит их на качественно иной уровень. Ситуации, призванные привлечь внимание зрителей, стать аттракционом, могут восприниматься аудиторией как типичные, не отрицаемые культурой, а вполне приемлемые. .
Литература по теме: 1. Вартанов А. Телевизионные зрелища. М., 1986. 2. Кайуа Р. Игры и люди; Сатьи и эссе по социологии культуры. М., 2007. 3. Кемарская И. Телевизионный редактор. М., 2004 4. Новикова А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. М., 2008. 5.Уразова С. Реалити-шоу в контексте современного телевидения. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата наук. Режим доступа: http://www.ipk.ru/index.php?id=1440 Вопросы для самоконтроля: 1. В чем отличие многосерийного документального фильма, снятого методом длительного наблюдения и реалити-шоу? 2. Какие формульные жанры могут быть положены в основу модульного сценария реалити-шоу? 3. Что происходит с реальностью в реалити-шоу? Задания: 1. Проанализируйте несколько выпусков любого реалити-шоу? Какие аттракционы там встречаются? Какова периодичность возникновения новых аттракционов? 2. Какие аттракционы вы бы добавили в это шоу, чтобы увеличить его рейтинг? Игровые шоу Телевизионные игры хорошо знакомы отечественной аудитории с советских времен. Многочисленные викторины и спортивные соревнования, спортивные («Папа, мама, я – спортивная семья») и профессиональные («А ну-ка, девушки!») были чрезвычайно популярны на телевидении времен социального застоя, были своеобразным эмоциональным допингом для зрителей. Многие из этих программ, несколько видоизменившись, популярны до сих пор: например, КВН или «Что? Где? Когда?». Однако сегодня их чаще называют не телевизионными играми, а игровыми шоу. Терминологическая разница точно отражает разницу содержательную. Главным зрелищем телевизионной игры сегодня становится не соревнование, а весь комплекс приемов, с помощью которых состязание превращается в театрализовано представление. Безусловно, наблюдение за соревнующимися людьми само по себе захватывающее зрелища. Состязание – экстремальный момент человеческой жизни. Наблюдение за человеком в экстремальной ситуации, когда он находится на пределе возможностей, зритель может увидеть в герое те черты, которые в обычной жизни можно скрыть или просто нет необходимости проявлять. Ради этого режиссер выстраивает на экране своеобразную микродраму: завязка – вопрос; развитие действия – размышление, обсуждение, в котором проявляются характеры; кульминация – ответ; развязка – решение: правилен или неправилен ответ. Еще в середине 1980-х гг. театроведы признавали, что репортаж о встрече в клубе «Что? Где? Когда?» - «оригинальный документальный спектакль», в котором «зрелище театрализуется»[25].Частью этого документального спектакля становилось не только поведение игроков, но и манера общения самого В. Ворошилова, точнее, его «социальной маски». Он занимал такое важное место в передаче одновременно вопреки и благодаря тому, что большую часть времени зрители слышали лишь его голос, звучавший из-за кадра и «подстегивавший» ход игры. Его комментарии могли быть жесткими и ироничными, он не скрывал своего отношения к происходящему. Его голос был властным, он мог осадить и похвалить, мог вынести приговор, который чаще всего никто не оспаривал. Он мог обращаться напрямую к знатокам («Пожалуйста, дайте сначала суть ответа, а потом частности»), к зрителям («Прекрасный вопрос!»), «в сторону» («Ну и ну! Что они, читать собрались?! Извините!» или «Как после подсказки тихо стало – хорошо работать!»[26]). Но главное, он всегда давал аудитории понять, что «играет за телезрителей». Такая позиция ведущего – отнюдь не редкость для телеигры. Этот главный и часто единственный постоянный персонаж телевизионной игры, редко бывает героем безусловно положительным. Этому мешает его функция в игре, он не только хранитель традиций (правил игры), но и провокатор экстремальных ситуаций. Эта задача роднит его с традиционным злодеем формульной приключенческой литературы. Ведьв приключенческом произведении герой преодолевает препятствия и опасности, возникающие в результате козней злодея. Герой или герои телевизионной игры тоже преодолевают препятствия и опасности (пусть чаще всего не угрожающие их жизни, но выводящие участников игры за границы обыденности, дарящие им острые ощущения), а «виновником» возникновения экстремальной ситуации становится единственное известное зрителям лицо от телевидения - ведущий. Как и злодеи формульной литературы, «телевизионные злодеи» не лишены обаяния. Зритель никогда не теряет ощущения, что он «мучает» героев понарошку, ради удовольствия аудитории. Это всегда угадывалось в поведении и В. Ворошилова, и Л.Якубовича в «Поле чудес», и А. Маслякова в «КВН», и Д.Диброва в «О, счастливчик!» и других.
Телевизионная игра, как и любая другая игра может быть воспринята как «комедийное искусство, потому что она воспроизводит жизнь»[27]. Надо уточнить цитату: воспроизводит в жизнь в гротескной форме. Такое свойство игры как передразнивание отмечал еще М. Маклюен: «Азартная игра доводит индивидуальную инициативу до той точки, когда она становится передразниванием индивидуалистической социальной структуры»[28]. Это свойство игры делает ее чрезвычайно органичной для культуры постмодернизма. А телевизионное зрелище, построенное на драматургии соревнования, может многое рассказать о состоянии общества, может выполнять те же функции, что и документальная драма (спектакль, сценарий которого создан на основе реальных документов и разыгран актерами) в театре и кинематографе. Однако сегодня не это становится главным в телевизионных играх. Игровые шоу образуют гибриды с телевизионной эстрадой. Этот процесс отлично виден на примере знаменитого КВНа («Клуба веселых и находчивых»), который постепенно превращался из студенческий викторины в полупрофессиональный эстрадный концерт с элементами соревновательности. Финальный конкурс в каждой игре – «Домашнее задание». Игроки должны петь, танцевать, кувыркаться, показывать трюки с огнем, выводить на сцену животных, приглашать знаменитостей, выносить массу реквизита, надевать красочные и невероятные костюмы и придумывать гениальные истории и драмы – подойдет все, лишь бы было смешно. «Домашнее задание», как и многие другие конкурсы, предполагают необходимость создания на сцене, где походит соревнование, эстрадного шоу. Еще б о льшая шоу-составляющая в современных гибридных шоу, подобных «Звезды на льду», «Ледниковый период» и т.д. Все они имеют в основе принцип соревнования, но этого не достаточно для создания современного дорогостоящего телевизионного зрелища. «Танцы со звездами», ледовые шоу «Танцы на льду» («Россия») и «Звезды на льду», «Ледниковый период» («Первый канал»), а также шоу «Цирк со звездами» («Первый канал») Суть всех этих игр в том, что звезды театра, кино, ТВ, спорта и шоу-бизнеса «меняют профессию» и составляют дуэты с профессиональными танцорами или фигуристами, выходят на арену цирка или на лед. Новоиспеченные мастера на глазах миллионной аудитории в режиме прямого эфира демонстрируют миру свои хореографические и спортивные способности и достижения. Исполнение оценивают профессиональное жюри и телезрители. Разумеется, в этих шоу-играх есть элемент состязательности, но популярность им придает именно «симуляция», т.е. в данном случае – перевоплощение в спортсменов, танцоров или циркачей
Мы не будем останавливаться в финансовой стороне вопроса (это весьма дорогостоящие проекты). Отметим только участие в них постоянных героев - звезд кино, эстрады, телевидения, необходимость показать этих звезд с неожиданной стороны и использование в сценарии этих шоу потенциал «формульных жанров», в частности, формулы приключения. (Мы уже сказали выше о сходстве ведущего телеигры и злодея в приключенческой формуле). Герои игрового шоу, состязающиеся между собой, как и герои приключения стремятся к награде и преодолевают на этом пути разнообразные преграды, которые становятся для зрителей привлекательными аттракционами. Пример телеигры-приключения «Ключи от форта Байярд» (программа французского телеканала Антенн 2,в российском телевизионном эфире с середины 1990-х гг). Игровое пространство - удаленный форт в море, оборудованный как уникальная телевизионная студия – населено многочисленными игровыми персонажами. Старец Фура, Паспарту, Сумасшедший профессор и другие – это герои сериала. Главная задача игроков – собрать ключи от форта и получить сокровища. Испытания дают игрокам возможность проявить и мужество (войти в комнату полную змей), и силу (поднять тяжелый камень), и ловкость(взобраться куда-то), и сообразительность (ответить на вопрос, отгадать загадку), и чувство коллективизма (в игру играет команда), и талант руководителя (у команды есть капитан, выстраивающий стратегию, и подчиненные, способные помочь или помешать реализации задуманного). Наблюдение за отношениями в команде позволяло зрителям воспринимать игроков как героев реалити-шоу. Каждый сезон создатели программы обновляли перечень испытаний, вводя в программу все новые аттракционы. Из выпуска в выпуск в сюжете появлялись изменения, вводились новые или редко появляющиеся в кадре персонажи, населяющие форт. Так что развитие сюжета могло значительно варьироваться. Но главным все же оставался элемент игры: состязание в силе и ловкости и борьба за сокровища. Оригинальный французский проект соединял в себе элементы игры-состязания, игры-удачи, игры-симуляции и игры-головокружения. Благодаря этому он успешно был адаптирован телекомпаниями разных стран мира. Во многом игровые шоу используют те же приемы, что и реалити-шоу. Но есть и существенные различия. Главное из них – отсутствие «эффекта подглядывания». Продюсеры, режиссеры и участники игровых шоу не имитируют документальность, достоверность, не намекают, что показывают «жизнь как она есть». Игровое шоу – постановочное зрелище, использующее весь арсенал зрелищных искусств. Подчеркнуто документальны в них только игроки. Они выступают «от своего лица», дают интервью ведущему после проигрыша или выигрыша. Это правило распространяется и на участников викторины «Поле чудес», которые появляется в эфире только один раз, и для постоянных героев-знатоков в «Что? Где? Когда?» и «Своей игре», и для героев-звезд из «Ледникового периода», которых заставляют освоить азы чужой профессии, чтобы, снимая встающие перед ними проблемы, заглянуть им «под маску». Ведь именно с героями игрового шоу должен ассоциировать себя телезритель, ставя себя на их место, их эмоциями заражаться. Литература по теме: 1. Вартанов А. Телевизионные зрелища. М., 1986. 2. Кайуа Р. Игры и люди; Сатьи и эссе по социологии культуры. М., 2007. 3. Новикова А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. М., 2008. 4. Телевизионная эстрада. М., 1981. 5. Хренов Н.А. «Человек играющий» в русской культуре. СПб., 2005. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие виды игры выделяет Р. Кайуа? 2. Назовите игры-соревнования, присутствующие сегодня в телевизионном эфире? 3. Что общего у телевизионных игр и реалити-шоу? Задания: 1. Посмотрите несколько серий одной из телевизионных игр и назовите аттракционы, которые используются в ней наиболее часто? 2. Найдите в книгах рассказ о какой-либо телевизионной игре, выходившей в эфир в советское годы? Можно ли сегодня запустить в эфир эту игру? Что бы вы добавили в ее структуру, чтобы она стала интересной сегодняшнему зрителю?
9. Журналистика + развлечение На первый взгляд, все написанное выше непосредственно журналистики не касается. Журналистика – «вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.); одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая журналистикой., должна иметь для аудитории социально-ориентирующее значение, формируя её общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всём многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества». (Большая советская энциклопедия) Журналистика – «одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающий бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями». (Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. М., 2009. С. 14.) Ни в одном определении нет упоминания о том, что журналистика выполняет развлекательную функцию. Однако еще в конце XIXвека массовая журналистика выполняла развлекательную функцию, соединяя ее с просветительской функцией. Эту же тенденцию прослеживают теоретики СМИ и сегодня. Впрочем, эти же теоретики говорят о тенденции вытеснения из журналистики (а особенно, телевизионной журналистики) развлекательной функцией всех прочих функций, даже информационной. Сегодня новости на телевидении делают так, чтобы они были зрелищем. Человек, следящий за разворачивающимися на экране событиям, должен получать тот же комплекс эмоций, что и зритель других видов шоу. Ради эффекта драматизации создатели новостей, порой, не останавливаются ни перед чем: ни перед нарушением журналистской этики, ни перед переакцентированием фактов. Главное – чтобы сообщение вызвало у телезрителей яркие эмоции: страх, любопытство, удивление и т.д. Для этого могут быть использованы те же аттракционы и «формульные жанры», о которых мы говорили выше. Просмотр репортажей с места катастрофы вызывает у зрителей интенсивное возбуждение и интерес, которые заставляют забыть о скуке и раздражении, часто сопровождающих спокойную организованную жизнь. Но одновременно и отвлекают от мыслей о реальных опасностях и проблемах, которые окружают их в обыденной жизни. Суть эскапистского переживания в том, что оно на время синтезирует эти две потребности и снимает напряжение, которое в современном обществе гораздо сильнее, чем было на более ранних этапах культурного и экономического развития общества. В США уже достаточно давно отметили, что аудитория информационных программ разделяется на любителей «умных» («сложных») и «легких» новостей. «Легкие» новости – это, в сущности, совершенно не важная информация, способная заинтриговать зрителей: фермеру Х выпал баснословный выигрыш в лотерею, президент У очень любит свою собаку и везде возит ее с собой и т.п. Стиль подачи новостей, получивший название infotainment (инфотейнмент - информация + развлечение), трансформировал принципы отбора информации. Сенсационное (например, сообщение о якобы виденной над городом «летающей тарелке») в верстке новостей-инфотейнмент освещается более подробно, чем официальная информация. Предпочтение при выборе тем для репортажа отдается событиям, легко укладывающимся в «формульные истории»: тайна (детектив), ужасная история (катастрофа), мелодрама.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.203 (0.019 с.) |