Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 20. Великие зарубежные и отечественные ученые (избранные персоналии).
Образ ученого в мировой науке. Образ ученого в художественной культуре. Музейные собрания, связанные с учетом, хранением, изучением и демонстрацией историко-культурного наследия людей науки. Дом-музей ученого. Квартира-музей ученого. Специфика становления научного мышления и индивидуального характера ученого. Проблема гения в науке. Становление особого социального типа человека (ученого) свойственного европейской модели цивилизации. Необходимость изучения биографий ученых в деле сохранения культурно-исторического наследия человечества. Культурно-историческое и мемориальное наследие деятелей науки и техники в музейных собраниях России и Санкт-Петербурга. Избранные персоналии (творческие портреты деятелей науки и техники): см. темы для семинара «Семинар №16. Великие зарубежные и отечественные ученые». 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3.Виды занятий (лекционные, семинарские, практические, индивидуальные) по каждому из разделов (тем) учебной дисциплины
5.4 Самостоятельная работа студента.
6. Матрица распределения ожидаемых результатов освоения дисциплины по разделам учебной программы.
Образовательные технологии. В процессе освоения студентами курса «История науки и техники» применяются следующие образовательные технологии: Лекция Семинары с элементами дискуссии Имитация научной конференции Компьютерное тестирование Технология обучения как учебного исследования 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Основная литература. 1. Араго Ф. Биографии знаменитых астрономов, физиков и геометров. В 2 т. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000. – 496 с.; 464 с. 2. Башмаков М.И. Математика. – М., 1994. 3. Боданис Д. Электрическая Вселенная. Невероятная, но подлинная история электричества. – М.: Колибри, 2009. – 378 с. 4. Визгин В.П. Взаимосвязь онтологии и физики в атомизме Демокрита // Философия природы в античности и в средние века. М., 2000. – С.80 — 89. 5. Виртинский В. С. Очерки истории науки и техники XVI–XIX веков (до 70-х гг. XIX в.). М., 1984. 6. Виртинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники 1870–1917 гг. М., 1988. 7. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006. 8. Голованов Я. К. Этюды об ученых. 2-е изд., доп. М., 1976. 9. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. – М., 1998. 10. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М., 1969. 11. Дузь П. Д. История воздухоплавания и авиации в России. М., 1981. 12. Завельский Ф.С. Время и его измерение. М.,1987. 13. Кобаяси Н. Введение в нанотехнологию. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 140 с. 14. Копелевич Ю. X. Основание Петербургской Академии наук. Л., 1977. 15. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПб., 2003. 16. Лук А. Н. Память и кибернетика. М., 1966. 17. Марчукова С.М. Естественнонаучные представления в Средневековой Европе. СПб., 1999. 18. Надточиева А. С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990. 19. Пайс А. Гении науки. – М.: Институт компьютерных исследований, 2002. – 448 с. 20. Платон. Тимей / Платон // Филеб, Государство, Тимей, Критий. М., 1999. 21. Поразик Ю. Старинные автомобили. 1885–1940. Минск, 1996. 22. Рейхенбах Г. Направление времени. М.,1962. 23. Рожанский И. Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988. 24. Соболев Д. А. История самолетов: Начальный период. М., 1995. 25. Солонин Ю.Н. Наука как предмет философского анализа. Сциентистская традиция в буржуазной философии науки. Л., 1988. 26. Тамм И. Е. Основы теории электричества. — М.: Наука, 1989. — 504 с. 27. Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 1964. 28. Уиттекер Э. История теории эфира и электричества. Классические теории. – М., Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. – 512 с. 29. Фигуровский Н.А. История химии. – М.: Просвещение, 1989. – 311 с. 30. Херрман Д. Открыватели неба / Пер. с нем. А. А. Конопихина, К. Б. Шингаревой / Предисл. Г. С. Хромова. М., 1981. 31. Шляхтинский К. В. Автомобиль в России. М., 1993. 32. Шокарев Ю.В. Луки и арбалеты. М., 2003. Дополнительная литература. 1. Акчурин И.А., Ахундов М.Д. Эйнштейн и развитие понятия пространство // Эйнштейн и философские проблемы физики XX века. М., 1979. – С. 163 — 202. 2. Андерсон Д. Открытие электрона (развитие атомных концепций электричества). – М.: Атомиздат, 1968. – 158 с. 3. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. – М.: АСТ, Астрель, 2006. – 159 с. 4. Балабанов В., Балабанов И. Нанотехнологии. Правда и вымысел. – М.: Эксмо, 2010. – 384 с. 5. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. 6. Васецкий Г. М. В. Ломоносов. М., 1987. 7. Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М., 1997. 8. Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки (с древнейших времен до начала XX века). – М.: Высш. Школа, 1989. – 576 с. 9. Горелик Г.Е. Общая теория относительности и проблема размерности пространства-времени // Эйнштейн и философские проблемы физики XX века. М., 1979. – С. 202 – 223. 10. Гракина Э. И. Ученые — фронту. 1941–1945. М., 1989. 11. Дэйли Т. Основы фотографии. – М.: Арт-Родник, 2004. – 210 с. 12. Дуков В. М. Петр Николаевич Лебедев. Его жизнь и деятельность. М.; Л., 1951. 13. За «железным занавесом»: мифы и реалии советской науки / Под ред. М. Хайнеманна и Э. И. Колчинского. СПб., 2002. 14. Калашников С. Г. Электричество. — М., Наука, 1985. — 576 с. 15. Каторин Ю.Ф., Коршунов Ю.Л. Парадоксы военной истории. М., СПб., 2005. 16. Кедров Ф. Капица: жизнь и открытия. – М.: Московский рабочий, 1984. – 189 с. 17. Кузаков В. К. Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси X–XVII вв. М., 1976. 18. Лебедев Е. Ломоносов. М., 1990. 19. Левшин Г. В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны. М., 1983. 20. Льоцци М. История физики. – М.: Мир, 1970. – 453 с. 21. Макаревичус К. Место мысленного эксперимента в познании. М., 1971. 22. Максвелл Дж. К. Трактат об электричестве и магнетизме / пер. с англ. — М.: Наука, 1989. 23. Мирский М. Б. Медицина России XVI–XIX веков. М., 1996. 24. Молчанов Ю.Б. Понятие одновременности и концепция времени в специальной теории относительности // Эйнштейн и философские проблемы физики XX века. М., 1979. – С. 138 —163. 25. Мур Р. Нильс Бор – человек и ученый. – М.: Мир, 1969. – 470 с. 26. Мухин А.С. Неолитические храмы Мальты. // Мир музея. – 2011, № 3. – С. 52 – 55. 27. Нанотехнологии. Азбука для всех / Под. ред. Ю.Д.Третьякова. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008. – 368. 28. Пайс А. Научная деятельность и жизнь Альберта Эйнштейна. – М.: Наука, 1989. – 568 с. 29. Рамбиди Н.Г. Нанотехнологии и молекулярные компьютеры. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. – 256 с. 30. Рышков Ю.Ф. Краткая история советского фотоаппарата (1929 - 1991). – Ростов-на-Дону: ПТК «Искусство», 1993. – 422 с. 31. Томилин А.Н. Мир электричества. – М.: Дрофа, 2004. – 304 с. 32. Томилин А. Н. Рассказы об электричестве. — М., ДЛ, 1984. 33. Уилсон М. Американские ученые и изобретатели. М., 1964. Учебники и учебные пособия: 1. Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники.- Екатеринбург: Уральский государственный технический университет, 2003. – 368 с. 2. Камардин И.Н. Развитие техники в древнем мире: Учебное пособие по дисциплине "История техники" - Кузнецк: Кузнецкий институт информационных и управленческих технологий (филиал ПГУ), 2006. - 72 с. 3. Ошарин А.В., Ткачёв А.В., Чепагина Н.И. История науки и техники: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2006. - 143 с. 4. Поликарпов В. С. История науки и техники: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 352 с. 5. Чёрный А.А. История техники: Учебное пособие. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. - 189 с. Справочные издания: 1. Иофис Е.А. Фото-Кино-Техника. Энциклопедия. – М.: Советская Энциклопедия, 1981. – 447 с. 2. Меледин А.Б., Журба Ю.И., Анцев В.Г. Справочник фотографа. – М.: Высшая школа, 1989. – 288 с. 3. Мелуа А. И. Инженеры Санкт-Петербурга: Энциклопедия. СПб., 1996. 4. Фотография. Энциклопедический справочник. – Мн.: Беларуская Энцыклапедыя им. Петруся Бровки, 1992. – 386 с.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. Показателями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего и итогового контроля являются: v Знание базовой информации в области истории науки и техники; существенного ряда фактов – имен ученых и изобретателей, названий открытий, изобретений, технических средств, дат их создания, мест музейного, частного и ведомственного хранения. v Знание периодизации научно-технического прогресса, исторических фактов и дат, раскрывающих причины тех или иных изменений в науке и донаучном знании. v Знание исторических лиц, участвующих в научно-технической истории. v Знание политических, социальных, экономических, религиозных, философских явлений, влияющих на развитие науки и техники. v Умение анализировать объекты научно-технического наследия: от простейшего описания – до интерпретации технического и функционального устройства объекта, исходя из его ТТХ. v Умениеизложить освоенное знание, применять современные теории, концепции и аппарат истории науки и техники в работе с объектами культурного и природного наследия; v Владение методом наблюдения, описания и научно-технического анализа. v Владение обще-гуманитарными научными методами применительно к изучению истории науки и техники: историко-контекстуальным методом, методами философского обобщения, реконструкции и интерпретации, сравнительного анализа.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-8, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-14, ПК-17. Критериями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего и итогового контроля являются: Ø Активность на семинарских занятиях; Ø Самостоятельность в освоении знания; Ø Своевременность прохождения всех форм контроля; Ø Качество выступлений на семинарских занятиях.
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет Культуры и искусств»
УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе ___________________________ «____»_______________2011год
Факультет музееведения и экскурсоведения
Кафедра музееведения и экскурсоведения
Учебно-методическое обеспечение по дисциплине
«История науки и техники»
для направления (ий) подготовки
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.31.194 (0.013 с.) |