Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Телевизионные шоу и их ведущиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как мы видим, в названия форматов телевизионных зрелищ часто как составляющая входит слово «шоу» - ток-шоу, реалити-шоу, игровое шоу, музыкальное шоу, юмористическое шоу и т.д.
· Под артизацией же (от фр. art – искусство), в свою очередь, понимается «театрализация событий общественной, политической и культурной жизни, связанная в основном с эстетикой массовой культуры». (Лисаковский И.Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. М., 2002. С. 16.)
Из выше процитированных определений следует, что для превращения мероприятия в шоу необходимо проводить его на сцене и разыгрывать действие с помощью актеров. Разумеется, сцена при этом не обязательно должно быть похожа на театральную, а в роли актера может выступать любой человек, оказавшийся в кадре. Одним из главных признаков, позволяющих классифицировать то или иное зрелище как шоу, становится его способность к гибридизации. Синтезируя в своей структуре различные жанры и их методы воздействия на аудиторию, телевизионные шоу всех мастей стремятся к одной цели – вызвать у зрителей всплеск эмоций. Ради «вышибания» слез или смеха создатели шоу идут на все, попирают устои общества или, напротив, вызывают из недр памяти воспоминания о давно забытых традициях, нарушают этические нормы или, напротив, дотошно соблюдают почти королевский этикет. Они готовы на все ради эффекта, ради удовольствия зрителей. И зрители платят им за это всенародным признанием, выражающимся в цифрах рейтингов и долей. Разумеется, ни создатели, ни зрители не скрывают того, что все происходящее на экранах в ходе того или иного шоу, – не что иное, как игра. Но эмоций и азарта от этого ничуть не убавляется. Анализируя природу шоу, В.В. Миронов приходит к выводу, что если спектакль издревле был элитарен, шоу – ориентировано на человека-массу; спектакль насыщен смыслами, шоу рассчитано не на осмысление, а на инстинктивные чувства, как и карнавальная культура, у которой современные шоу охотно заимствуют приемы. Однако карнавальная культура – это культура различий, шоу – культура унификации и обезличивание[11].И.А. Мальковская[12]отмечает, что основу шоу составляет интерактивная модель, построенная по правилам «асимметричной коммуникации», или доминирования ведущего, заранее знающего результат коммуникации и ее жанр: «Ведущий ведет аудиторию к установкам и ценностям, создавая, якобы, свободное интерактивное взаимодействие в заданном фоновом поле дискуссии или игры»[13]. Ведущие и постоянные участники шоу, которых одни из главных исследователей шоу Ги Дебор называет «поп-звездами», трудно воспринимать как живых людей.Звезда – это «зрелищная репрезентация живого человека»: «Удел звезды – это специализация мнимого проживания жизни. (курсив автора. – А.Н.)<…> Звезды существуют, чтобы олицетворять типы разнообразных жизненных стилей понимания общества»[14]. Причем звезда телеэкрана предлагает вниманию зрителей не свою личность, а «социальную маску» -тип ведущего или участника телевизионной программы, который своими взглядами и поведением (стиль общения с аудиторией) претендует на выражение общественного мнения, мировоззрения и социально-психологических установок определенной части аудитории, как бы представляет собой обобщенный портрет этой группы населения. «Социальные маски» ведущих могут быть многообразны, если телеканал ставит перед собой задачу выражать интересы различных социальных групп, или однотипны, если он ориентирован на узкий сегмент аудитории. Однако законы общества потребления стереотипизируют представления людей о самих себе и окружающем мире. Сегодня культурологи говорят о «диктатуре гламура», исходящей со страниц глянцевых журналов, желтой прессы, обсуждающей жизнь знаменитостей, сайтов о моде и образе жизни. и. т.д. Гламур – блестящая обертка жизни. Он рожден индустрией рекламы, чтобы отвлекать телезрителей от политики и нерешенных социальных проблем. Гламур в переводе с английского – это «роскошь», «блеск», «шарм», «очарование». Для кого-то гламур – это то, что модно и дорого, это подчеркнутая женственность в одежде и поведении, стиль жизни, восходящий к образам кинодив 1930-1940-х годов – Марлен Дитрих и Греты Гарбо. Для других – это, прежде всего, искусственность и ложный пафос. Это не настоящая жизни, а ее имитация, обставленная с показной роскошью. Гламур – это сказка, «виртуальная реальность», инкорпорированная в реальную жизнь. И образы «гламурных ведущих» и «гламурных звезд» - это сказочные образы, а истории их жизни, рассказанные в гламурных программах, подобных «Женским историям Оксаны Пушкиной», – это сказки о том, как золушки становятся принцессами. Гламурные телеперсонажи живут по законам шоу. Они обитают в искусственно созданном пространстве телевизионного мира. Это может быть и студия ток-шоу, и студия утреннего эфира, и студия канала «Домашний», и празднично украшенная студия, где снимается новогодняя программа, и концертная площадка, где проходят выступления участников «Фабрики звезд», и помещение, где они живут и постигают секреты мастерства и т.д. Предполагается, что современный телезритель не должен слишком уж сосредотачиваться на жизни внешней, реальной, а, закончив насущные дела, он устремится к экрану телевизора, чтобы вернуться в мир, где живут его «настоящие друзья» и «близкие люди». Зритель должен идентифицировать себя, в первую очередь, с этим пространством телевизионного зрелища, жизнь в котором намного приятнее, а главное – безопаснее, чем реальная жизни. На фоне этих декораций все «социальные маски», мелькающие на телевизионном экране в виде ведущих, гостей программ, экспертов, актеров сериалов становятся героями своеобразного сериала. За экранной жизнью Андрея Малахова или Ксении Собчак заинтересованные зрители следят годами. И интерес к процессу не угасает. Его подогревают газетные публикации и светские сплетни, эстрадные концерты и профессиональные конкурсы. Вся индустрия PR работает на то, чтобы у телезвезд была насыщенная жизнь вне рамок их программ. На таком телевидении для журналистов остается слишком мало места, и то за кадром. В кадре же царят артисты и спортсмены, превращенные в шоуменов. и в актеры и эстрадные исполнителя легко превращаются в телевизионных ведущих, при этом тоже сохраняя «социальную маску», которую выработали в процессе работы. Так актриса Анастасия Заворотнюк легко перенесла маску Вики Прутковской из «Моей прекрасной няни» не только в рекламу соков, но и в конферанс телевизионного шоу «Танцы на льду» (Россия). Спортсменка Алина Кабаева («Шаги к успеху», Рен-ТВ) и победительница конкурса красоты Оксана Федорова («Субботник», Россия) пытаются выступать в роли интервьюеров. Легкая конвертируемость большинства «социальных масок» из телесериалов в других области телевизионной индустрии (игры, шоу, рекламу) еще раз свидетельствует о том, что различные виды телевизионных зрелищ живут по единым законам. Литература по теме: Обязательная литература: 1.Дебор Ги Общество спектакля. М., 2000. 2.Бурдье П. О телевидении и журналистике.М. 2002. 3.Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. С.Пб., 2008. 4.Телевидение: режиссура реальности. М., 2008. Дополнительная литература: 1. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Харьков.2007. 2. Маклюэн М. Понимание медиа.М., 2004. 3. Мальковская И. Многоликий Янус открытого общества. М., 2005. 4. Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005. 5. Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте определение понятия «шоу». 2. Какие виды шоу встречаются на современном телевидении? 3. Что понимают под «социальной маской» ведущего? Задания: 1. Проанализируйте «социальную маску» одного из телевизионных ведущих. Какие ценности этот ведущий пропагандирует, какой стиль жизни олицетворяет? Какая группа зрителей могла бы идентифицировать себя с ним?
Программы о стиле жизни Звездные ведущие своими комментариями и самой своей жизнью как в эфире, так и за пределами студии (ее, как правило, во всех подробностях описывают глянцевые журналы) диктуют зрителям приоритетные ценности и модные правила повседневной жизни, совокупность которых принято называть «стилем жизни». Стиль жизни: Изучая стратификацию общества, философ М. Вебер говорит о существовании не только классов, но и статусных групп, каждая из которых имеет статусные почести. Статусные почести — это специфический стиль жизни, которого ожидают от тех, кто высказывает желание принадлежать к определенному кругу людей. По теории психолога А. Адлера, стиль жизни (или жизненный стиль) - уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели. Стиль жизни - это реализация принятого человеком решения о том, что такое мир, что такое «Я» и каково его место в этом мире. Новое звучание понятие жизненногостиля (или стиля жизни) приобретает в 1960-70-ые годы – в период активных поисков самовыражения личности. Эта концепция набирала силу одновременно с массовым производством дешевой продукции, увеличением американского влияния в дизайне, поп-артом и, разумеется, телевидением. В те годы приверженцами особого стиля жизни были хиппи, панки и т.п. В числе прочего, они заявляли о своем единстве, выбирая определенный ассортимент товаров, подчеркивающий их неприятие образа жизни обывателей. Идея была взята на вооружение бизнесом. В конце 1950-ых ее сформулировал один из родоначальников поп-арта Ричард Гамильтон:«Потребитель должен изготавливаться на «той же чертежной доске», что и сама продукция, иными словами: если вам нужно угождать популярному спросу, то лучше попытаться формировать его на будущее». К 1980-ым «стиль жизни» на западе окончательно стал инструментом маркетинга. Для Европы и США это были времена экономического процветания, оптимизма и… материализма. Потребление стало новой религией. Определять это потребление стал «стиль жизни», который отныне можно и нужно было покупать. Обладание определенным набором товаров помогало человеку определить свою идентичность, отделить «своих» от «чужих». В этих обстоятельствах американское коммерческое телевидение оказалось законодателем моды и транслятором разнообразных стилей жизни и ценностей, которые эти стили жизни утверждают. Образца стилей жизни и модели для подражания предлагали как сериалы (так называемые «мыльные оперы»), являющиеся важной частью телевизионного эфира, так и различные развлекательные шоу. Программы о стиле и образе жизни в Классификаторе телепродукции, как и разнообразные шоу, отнесены к развлекательным программам (по международной классификации «factuals» (из жизни)). Они могут быть построены как гибрид кинодокументалистики и шоу и превращать рядовую пластическую операцию в историю про Пигмалиона и Галатею. Они могут включать в себя элементы консультационной программы (целью которой является предоставление полезных для зрителей сведений, например, о качестве потребительских товаров, ценах, здоровье и т.п.) Программы о стиле жизни могут иметь в себе черты общеразвивающей программы ( направленной на углубление знаний зрителей в вопросах общего – неактуального – характера с изложением материала в недидактической форме), то есть с элементами развлечения. Таким образом, подобные гибридные программы выполняют и информационную, и просветительскую функцию наряду с развлекательной. В отечественном эфире существует ряд программ, которые можно назвать программами о стиле жизни (например, «Квартирный вопрос» (НТВ), «Модный приговор» (Первый канал), «Субботник» (Россия)). Линейки подобных программ предлагают зрителям каналы «Домашний» и СТС. Пионером этого направления вещания в России стал в середине 1990-х канал НТВ. Его передачи о стиле жизни успешно интегрировали зрителей в мир западных потребительских идеалов. Чтобы уставшего от морализаторства телевидения советского (по опыту телесмотрения) зрителя не раздражала очередная попытка его перевоспитания, ведущие излагали дидактические рекомендации в изящной форме, с изрядной долей иронии, что создавало иллюзию, будто на этот раз телевидение своего зрителя не воспитывает, а говорит с ним на равных. Ведущие программы «Растительная жизнь» и «Квартирный вопрос» Павел Лобков и Наталья Мальцева демонстрировали россиянам, желающим освободиться от советских стереотипов, образцы образа жизни человека западного. Павел Лобков, прогуливаясь по загородным особнякам отечественного бомонда, сообщал зрителям информацию о растениях, основам ландшафтного дизайна, а также последние сплетни мира шоу-бизнеса. Наталья Мальцева с дизайнерами по интерьерам учила рядовых граждан, как создать в их малометражных квартирах достойные условия жизни. Отважные хозяева, решившиеся расстаться с привычными интерьерами, покидали на время свои дома, а возвращаясь, растерянно улыбались, не зная, с какой стороны подойти к чудом свалившейся на них роскоши. В этот момент Наталья Мальцева с участливостью выспрашивала, что они чувствуют после того, как их комнаты превратились в «цветущий сад», а детская стилизована под жилище древних китайцев. Выслушав дежурные слова благодарности от участников эксперимента, ведущая должна была убедить телезрителей, что именно так теперь устраивают свой быт россияне новой формации. Конфликт современной моды и образа жизни с советскими ценностями, воплощенными в стиле одежды (скромно, опрятно, дешево) и образе жизни (главное - работа, забота о других, а любить себя неприлично, а то и преступно) не потерял актуальности и в первом десятилетии 2000-х гг. Он – один из стержней программы «Модный приговор» (Первый канал).
«Модный приговор» (Первый канал) На официальном сайте программа названа ток-шоу. Однако разговор о моде неизбежно выводит на тему стиля жизни. Чаще всего конфликт стилей жизни и ценностей провоцируется и подбором героя, и репликами ведущих и соведущих. Модельер Вячеслав Зайцев – лицо советской моды. В передаче ему отведена роль бесспорного авторитета, мирового судьи, который может позволить себе быть как экстравагантным, так и подчеркнуто традиционным (а иногда и несколько старомодным). Соведущие «Модного приговора» - воплощение двух систем ценностей: Э. Хромченко (стандартов потребительского общества), А. Шарапова (традиционных ценностей). Причем традиционные ценности (семья, дети, покой и уют) в интерпретации А. Шараповой часто перекликаются с ценностями советскими. Советская пассивность в ее интерпретации иногда предстает как умение стремиться к далекой цели, боязнь нового – как трепетное отношение к прошлому: · «С помощью одежды человек может оставаться незаметным или наоборот привлекать к себе всеобщее внимание. Но искренность – это единственный способ привлечь к себе внимание и заслужить любовь окружающих» (08.09.2009) · «Не спешите избавляться от всех старых вещей. Возможно, ваше любимое платье когда-нибудь с удовольствием примерит ваша дочь».(27.10.2009) Советский патернализм, в котором были воспитаны героини, органично переплетается с обретенными в 1990-е годы эталонами «американской мечты». Героиня выпуска (08.09.2009) «Дело о серой мыши с властным характером» из семьи военного: «С детства впитала: мужчине – почет и подчинение, а рулить главой семейства можно и исподтишка. Школьным прозвищем "серая мышь" гордилась. Облик выбрала под стать: длинные джинсовые юбки, немодные очки и хвостик. Умеет заслужить авторитет: сначала староста группы, затем дирижер. Руководящую должность сменила из-за любимого. Начальственные интонации могли испортить отношения» [15]. Эта героиня на протяжении всей дискуссии отстаивает советскую систему ценностей, которую впитала с детства, хотя в силу возраста мало что может помнить об этом времени. Однако создатели программы подчеркивают, что она из семьи военного. Субкультура, в которой выросла героиня, более, чем многие другие субкультуры, пропитана советскими традициями. Девушка с детства привыкла относиться к мужчине с пиететом, а себя рассматривать не как объект восхищения, а как друга и помощницу. Это вызывает у экспертов и участников программы явное уважение, но вносит диссонанс в пропагандируемые ими представление о жизни. · «Я никогда не пыталась выделяться одеждой». (героиня) · «Маша носит такую одежду, которую не каждая бабушка наденет» (подруга Ирина). · «При этом она очень интересный человек с высоким интеллектом. Ей не хватает яркой одежды, которая бы отражала ее богатый внутренний мир» (жених Павел). · «Для того, чтобы удержать мужчину, необходимо постоянно демонстрировать разнообразные наряды, примерять разные стили и играть разные роли» (Эвелина Хромченко). Жить для себя, а не только семьи; искать свое счастье, невзирая на возраст; не уходить с головой в работу; отказаться от стереотипов - таковы наиболее часто повторяющиеся «послания», которые создатели программ передают участникам и аудитории. Тематическая направленность программ о стиле жизни такая же, как и у большинства развлекательных программ: шоу-бизнес, жизнь знаменитостей, личные проблемы, «сделай сам», кулинария, садоводство, туризм, автомобилизм, мода, компьютеры. Но к ним могут добавляться и разговоры о музыке, живописи, истории. Ведь стиль жизни – область чрезвычайно широкая. Литература по теме: Обязательная литература: 1.Дебор Ги Общество спектакля. М., 2000. 2.Бурдье П. О телевидении и журналистике.М. 2002. 3.Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. С.Пб., 2008. 4.Телевидение: режиссура реальности. М., 2008. Дополнительная литература: 6. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Харьков.2007. 7. Маклюэн М. Понимание медиа.М., 2004. 8. Мальковская И. Многоликий Янус открытого общества. М., 2005. 9. Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005. Вопросы для самоконтроля: 1. Когда возникла концепция «стиля жизни»? 2. Какие программы называют factuals? 3. Какие функции выполняют программы о стиле жизни? Задания: 1. Какую программу, на ваш взгляд, можно называть программой о стиле жизни? Аргументируйте свою позицию. Какими словами вы можете кратко описать предлагаемый этой программой стиль жизни?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.92.60 (0.008 с.) |