Культура Московского государства в XVI–XVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Московского государства в XVI–XVII вв.



В конце XV – начале XVI в. особую роль в развитии русской культуры стали играть взаимоотношения церкви и государства. Именно их характер определял такой важнейший фактор в истории русского Средневековья, как влияние церкви на духовную жизнь. Теократические устремления иерархов Русской православной церкви в конце XV в. вошли в противоречие с великокняжеской политикой, в том числе из-за секуляризации церковных владений. Позиции церкви ослабляла и внутренняя борьба между существовавшими в ней группировками, а также рост еретических движений. С начала XVI в. постепенно складывается союз государства и «иосифлянской» церкви, которая выдвинула теорию божественного происхождения великокняжеской власти, обеспечив себе поддержку государя. Последний, отказавшись от планов секуляризации, получил идеологическую поддержку церкви. Дальнейший процесс укрепления самодержавной власти сопровождался усилением церков-но-религиозного влияния на духовную жизнь. Церковь стремилась не допуска проникновения западного католицизма и распространения светских знаний, она установила жесткие каноны для зодчества, живописи, литературы.

Потрясения опричнины и трагические события Смуты заметно затормозили формирование общерусского культурного пространства. Наступивший XVII в. стал переломным в русской истории не только в политическом, но и в культурном отношении. Начавшая складываться в XVI в. тенденция к обмирщению культуры, постепенное разрушение средневековой религиозной замкнутости и апелляция к разуму в XVII в. стали главным содержанием культурно-исторического процесса.

Фольклор. В устном народном творчестве одним из самых распространенных жанров постепенно становится историческая песня. Особой популярностью пользовалась песня о взятии Казани, развивавшая героико-патриотичес-кую тему. Вторая половина XVI в. отмечена появлением в фольклоре социальной темы (песня о гневе Ивана Грозного на сына, цикл песен о Ермаке). Народ осуждал жестокость царя и его приближенных, выражал сочувствие их жертвам и воспевал успешную борьбу с царскими воеводами, связывая свои надежды на торжество справедливости с образом «хорошего царя». К XVII в. относятся первые записи былин, исторических песен, заговоров, пословиц, в то же время достоянием фольклора становятся сатирические повести и сказки.

Просвещение и книгопечатание. Значительно возросла потребность и государства, и церкви в грамотных людях.

На Стоглавом соборе 1551 г. было принято решение о создании в городах «книжных училищ». Помимо духовных лиц учителями выступали и светские «мастера грамоты», открывавшие частные двухгодичные школы. Обучение ограничивалось усвоением элементарной грамоты и открывало возможности дальнейшего самообразования. В XVI в. высокообразованные русские люди были уже не только в духовной, но и в светской среде. Более широкое распространение получила рукописная книга. В связи с возросшей потребностью в ней упростился процесс письма: скоропись утвердилась не только в деловой переписке, но и в книгопи-сании. Основными центрами изготовления и хранения книг оставались монастыри. Значительными книжными собраниями обладали и светские вельможи. Но владельцами книг часто становились посадские люди и даже крестьяне, которые покупали книги на рынке.

Крупным событием в культурной жизни страны стало начало книгопечатания. В 1553–1555 гг. в Москве неизвестными мастерами было осуществлено издание «Евангелия» и «Триоди постной». Но организация книгопечатного дела в России связана с именем Ивана Федорова. В 1564 г. в созданной на средства казны Московской типографии он выпустил первую русскую печатную датированную книгу «Апостол». Иван Федоров был не только издателем, но и редактором книг. При не совсем ясных обстоятельствах он вместе со своим помощником Петром Мстиславцем вскоре уехал во Львов. Однако печатание книг в Москве не прекратилось, его продолжили ученики И. Федорова.

В XVII в. просвещение охватывает все более широкие слои населения. Значительно возросла грамотность среди дворян и посадских жителей. Появляются и получают широкое распространение первые единообразные учебники: букварь, составленный В. Бурцевым (1634), «Грамматика» М. Смотрицкого (Феофила Орфолога) (1648), «Считание удобное» – таблица умножения (1682), «Большой букварь» и энциклопедия «Полис» К. Истомина (1694). В конце XVII в. читать и писать умел фактически каждый третий-четвертый горожанин. Неграмотными оставались основная масса крепостного крестьянства и женская часть населения страны.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре открывается школа грамматического учения под руководством просветителя Симеона Полоцкого, готовившая подьячих для приказов. А в 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева начинает работать первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. – академия), в программу которого были включены как светские, так и духовные науки.

Рост образованности населения обусловил повышение спроса на книги. В течение XVII в. Московская типография (Печатный двор) издала около 500 наименований книг, среди которых значительное место занимала литература светского содержания. В 1660-х гг. в Москве открывается первая книжная лавка. Растут собрания частных библиотек. В XVII в. при аптекарском приказе начинает работать первая в России научная библиотека. С 1621 г. при царском дворе появляется рукописная газета «Куранты», содержащая переводы иностранных известий.

Наука и географические открытия. В XVI–XVII вв. идет активный процесс накопления научных знаний. Новым в XVII в. становится появление письменных руководств, содержащих сведения по практическому применению геометрии, математики, физики, химии.

Так, потребность в описании земель и их измерении вызвала необходимость создания руководства по исчислению площадей, определению качества земельных участков. В артиллерии и пушкарском деле помимо математических расчетов требовалось знание ряда физических явлений и химических свойств веществ. В 1621 г. Онисим Михайлов (Родышевский) на основе зарубежного и отечественного опыта составил «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», содержащий практические сведения в этой области.

Прикладной характер имели и медицинские знания, в основе которых лежал многовековой опыт народной медицины.

В 1543 г. появился перевод своеобразного немецкого медицинского справочника «Вертоград». А в 1581 г. в Москве открылась первая аптека, обслуживавшая царскую семью. Потребности широких слоев населения в сведениях из области медицины удовлетворяли различные «Травники» и «Лечебники», оригинальные и переводные.

Благодаря русским мореплавателям и путешественникам расширяются географические знания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель. В XVII в. были сделаны великие русские географические открытия, внесшие большой вклад в мировую науку.

Русские первопроходцы и мореплаватели опередили западных географов в деле изучения Азии. Они составили карты и описания территорий Сибири и Дальнего Востока. В 1633–1638 гг. казаки И. Перфильев и И. Ребров открыли реки Яну и Индигирку. Вслед за этим М. Стадухин достиг Колымы, а К. Иванов вышел к Байкалу. Землепроходцы С. Дежнев и Ф. Алексеев в 1648 г. открыли пролив между Азией и Америкой. Экспедиции В.Д. Пояркова (1643–1646) и Е.П. Хабарова открыли путь по р. Амуру к Охотскому морю и Тихому океану, а казачий пятидесятник В.В. Атласов в 1697–1699 гг. обследовал Камчатку. Большой вклад в изучение географии азиатских стран внесли статейные списки (отчеты) русских посольств. Богатые сведения о Китае были собраны во время посольств И. Петлина (1618–1619) и Ф. Байкова (1654). Составленные русскими дипломатами подробные описания этой страны получили известность не только в России, но и в Западной Европе. Особенно интересна была поездка в Пекин русского посольства во главе с Николаем (Милеску) Спафарием (1675–1678), обогатившая мировую науку ценнейшими сведениями о землях Сибири и Китая.

На рубеже XVI–XVII вв. была составлена сводная карта Русского государства («Большой чертеж»), которая не сохранилась. В 1627 г. в Разрядном приказе была создана «Книга к Большому чертежу» – указатель и комментарий к сводной карте. Во второй половине столетия ведется составление чертежей и описаний Сибири. К 1701 г. Семен Ремезов завершил работу над «Чертежной книгой Сибири», ставшей важным событием в географии и этнографии.

Общественно-политическая мысль и литература. Обстановка острой идейной борьбы, в которой происходило образование Российского государства, способствовала развитию общественно-политической мысли. В центре внимания были коренные вопросы жизни страны.

В первой четверти XVI в. формируется политическая доктрина Российского государства. В легендарном историческом повествовании «Сказание о князьях Владимирских» подчеркивалась идея преемственности власти московских государей от византийских императоров: происхождение русских князей возводилось к римскому императору Августу, а князю Владимиру Всеволодовичу приписывалось получение царских регалий от императора Константина Мономаха.

Напряженные поиски решения проблем жизни государства и общества нашли отражение в публицистических произведениях иосифлянина митрополита Даниила, нестяжателей В.И. Патрикеева и М. Грека. Одним из самых своеобразных мыслителей первой половины XVI в. был дипломат Федор Карпов. Приверженец рационализма, он считал, что общество и государство должны строиться на основе строгих законов, способных пресечь произвол власти.

В 1540—1570-е гг. центральное место в публицистике занимает творчество русского дворянина выходца из Литвы И.С. Пересветова, который в своих челобитных (1547–1550) создал стройную теорию дворянского государства в форме литературного повествования об идеальном монархе. В полемике участвовал и сам Иван IV, который вел переписку с беглым князем А.М. Курбским, приверженцем идеи сослов-но-представительной монархии. В своих посланиях самодержец отстаивал собственное понимание царской власти. По его мнению, она имеет божественное происхождение и не может быть ограничена никакими законами и установлениями.

Потрясения Смутного времени обусловили появление в 1620-х г. таких произведений, как «Сказание» келаря Трои-це-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Повесть» князя И.М. Ка-тырева-Ростовского. Главную причину обрушившихся на страну бедствий они видели в пресечении династии Рюриковичей и ослаблении государственной власти. В 1660– 1670-е гг. ярким представителем официальной публицистики был Симеон Полоцкий. В 1661 г. он переехал в Москву, где стал учителем при царских детях, а затем первым придворным поэтом, сочинявшим не только панегирики самодержавию, но и религиозные и сатирические стихи. Они составили два больших сборника: «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный».

Народно-обличительное направление публицистики представляет «Житие» протопопа Аввакума, написанное им в Пустозерском остроге в 1670-х гг. Аввакум как вдохновитель движения старообрядцев проповедует идеи сохранения старины и отстаивает древнее благочестие.

Предметом дискуссий в общественной мысли XVII в. был вопрос о путях развития русской культуры. Значительное распространение приобретают идеи расширения культурных связей с Западной Европой. Эти взгляды нашли отражение в сочинениях И.А. Хворостинина и подъячего посольского приказа Г. Котошихина, который в 1664 г. бежал в Швецию и составил там свое описание Московского государства. За развитие русской культуры как части общеславянской выступал также публицист Ю. Крижанич, который, находясь в ссылке в Тобольске по подозрению в деятельности в пользу католической церкви, написал там свое основное произведение «Политика». Противниками приобщения к западно-европейской культуре были члены «кружка ревнителей благочестия» С. Вонифатьев и протопоп И. Неронов, известные как поборники старины.

Русская общественная мысль XVI и особенно XVII в. заложила основы политической идеологии абсолютизма, обосновала необходимость проведения преобразований, наметила программу и пути их осуществления.

Развитие литературы в XVI–XVII вв. отразило процессы, происходившие в общественно-политической жизни страны. Официальный характер в XVI в. приобретает летописание. Важнейшее место среди произведений этого жанра занимает «Никоновский свод», в котором возвеличивается власть московского царя. В середине XVI в. на основе этого летописного труда было начато составление иллюстрированной всемирной истории под названием «Лицевой летописный свод». Завершенный в 1570-х гг., он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами фолиантов (сохранилось 16 000 миниатюр). Последний том свода «Царственная книга» посвящен царствованию Ивана IV.

Подчинение исторического повествования идеологии проявилось не только в летописании. В XVI в. создаются монументальные историко-литературные труды, большая часть из которых создается в кружке митрополита Мака-рия, под руководством которого в 1561–1563 гг. была составлена «Книга степенная царского родословия». Все ее содержание подчинено обоснованию божественного происхождения царской власти и идее давнего и прочного союза самодержавия и церкви. Значительным историческим сочинением этого периода стала «История о Казанском царстве».

 

 

Внешняя политика Петра 1

Внешняя политика Петра I, как и вся его деятельность, была подчинена достижению главной цели – превратить Россию в могущественную мировую державу. Для этого необходимо было получить выход к морским торговым путям.

Будучи отрезанной от морей, Россия не могла развивать экономические отношения со странами Европы и оказывать серьезного влияния на мировую политику. У России в конце XVII века был только один морской порт – Архангельск на Белом море. Но в силу своей удалённости, он не мог решить стоящих перед страной задач. На Балтийском море господствовала Шведская империя, пребывавшая на пике своего могущества. Швеция, добившись положения сильнейшей страны Северной Европы, была не намерена терпеть прихода в свои владения давнего противника - России. Черное море тоже было недоступно – оно находилось под полным контролем могущественной Османской империи. Тихоокеанское побережье, в силу своей не освоенности и удаленности, даже не рассматривалось Петром I как фактор внешней политики. В этой ситуации ничего не оставалось, как силой прокладывать выход к морю. И первая проба сил молодого Петра I состоялась на южном направлении, в войне с Османской империей.

Азовские походы Петра I.

Походы против Османской империи состоялись в 1695 и 1696 годах. По сути, это было продолжением войны начатой царевной Софьей, сестрой Петра и его предшественницей на российском престоле. Разница состояла лишь в том, что в отличие от походов русской армии 1687 и 1689 годов, походы Петра I были направлены не на Крымское ханство, а на овладение стратегически важной турецкой крепостью Азов в устье Дона. Первым походом не удалось достичь цели – в результате двух неудачных штурмов осаду крепости пришлось снять. Но зато на следующий год русской армии все-таки удалось захватить крепость Азов. Выход России к Азовскому морю имел для нее очень важное политическое и военное значение. Но нужно было еще закрепиться на море, чтобы развить достигнутый успех. А это означало активизацию войны с Турцией. Для этого России было необходимо получить поддержку европейских стран, ведущих войну против Турции. Для этого в Европу в 1697 году была отправлена дипломатическая миссия, возглавляемая царем, получившая название «Великое посольство».

Великое посольство.

Дипломатический визит Петра I в Европу 1697-1698 годах. Явилась следствие Азовских походов и имела несколько целей:

- получить дипломатическую и военную поддержку стран Европы в войне с Турцией. В случае победы над Турцией – заручится согласием европейских союзников на получение северного Причерноморья.

- использовать внешнеполитический фактор победы в Азовском походе, поднять престиж России.

- поиск союзников для войны со Швецией.

- знакомство Петра I со странами Европы.

И, хотя Петр I в составе посольства под именем Петра Михайлова, урядника Преображенского полка фактически лично возглавлял посольство.

За два года посольство побывало в Лифляндии, Риге, Кёнигсберге, Голландии, Англии и Австрии.

Итогом Великого посольства для внешней политики Петра I стала смена ее курса. Война за выход к Черному морю перестала быть для него актуальной, и в 1700 году он подписал Константинопольский мирный договор с Османской империей. Этот договор закреплял существующее положение – за Россией оставался Азов, а Турции возвращалась часть Поднепровья. Таким образом, Россия фактически отказывалась от своего присутствия на Черном море. Это было вызвано стремлением Петра I завоевать выход к стратегически важному для России морю – Балтийскому. Для этого была неизбежна война со Швецией. В ходе своего визита в Европу, Петр нашел союзника в этой войне – короля Саксонии и Речи Посполитой Августа II, с ним он заключил соглашение против Швеции. В 1699 году это соглашение вылилось в Северный союз с участием Дании. В 1700 году началась война за Балтийское море, длившаяся 21 год и получившая название «Северная война».

Северная война.

Война началась для России с разгромного поражения под Нарвой в 1700 году. Но это не остановило Петра в своем стремлении завоевать Балтику. Реорганизовав армию, он возобновил военные действия и в 1702 году добился первого успеха – захвачена шведская крепость Нотебург (переименованная Петром в Шлиссельбург). А в 1703 году с захватом крепости Ниеншанц в устье Невы удалось выйти к Балтийскому морю. Тогда же, в 1703 году, был основан Санкт-Петербург – будущая блистательная столица Российской империи. А крепость Кронштадт на острове Котлин стала первой базой российского балтийского флота. Но впереди были еще долгие годы войны - Северная война закончилась только в 1721 году полной победой России. В 1721 году Россия заключила со Швецией Ништадтский мирный договор. Главным итогом войны для России стало ее закрепление на Балтийском море.

Война с Турцией.

В 1710 году возобновилась война с Турцией, как следствие Азовских походов. В 1711 году Петр I предпринял поход, получивший название Прутский. Он сложился для русской армии крайне неудачно – в июле она оказалась окруженной у реки Прут (38 тыс. русским противостояло 120 тыс. турок и70 тыс. крымских татар). Чтобы спасти армию и самому избежать плена, Петр пошел на переговоры, их результатом стал Прутский договор, согласно ему Россия обязалась вернуть Турции Азов. В 1713 был подписан Андрианопольский мирный договор, подтверждавший Прутский договор. В результате поражения в этой войне Россия лишалась всех завоеваний Азовского похода 1696 года и как следствия теряла выход к Черному морю.

Каспийский поход.

По окончании Северной войны, в 1722 году Петром была предпринята попытка расширения территорий тогда уже Российской империи за счет Закавказья, принадлежавшего Персии. Получив контроль над этой территорией, он рассчитывал восстановить торговый путь из Индии через Среднюю Азию в Россию и Европу. В 1722-1723 годах Россией было завоевано западное и южное побережья Каспийского моря с городами Дербент, Баку и Решт. Но от походов вглубь Закавказья пришлось отказаться, чтобы избежать новой войны с Турцией, вторгнувшейся в 1723 году в Грузию и Армению. В результате в 1724 году Россия и Турция подписали Константинопольский договор, в нем стороны признавали территориальные приобретения друг друга.

Итогом внешней политики Петра I стало значительное расширение территории России, закрепление ее на Балтийском море, установление тесных дипломатических и торговых связей со странами Европы, интеграция в ход мировой политики. Но главное, Петр I своей внешней политикой превратил Московское царство в Российскую империю.

Движение на восток
Экспансия России на восток при Петре I не прекращалась. В 1714 годуэкспедицияБухгольцак югу отИртышаосновалаОмск,Усть-Каменогорск,Семипалатински другие крепости. В1716—17годах вСреднюю Азиюбыл отправлен отрядБековича-Черкасскогос целью склонить хивинского хана к подданству и разведать путь вИндию. Однако русский отряд был уничтожен ханом. В правление Петра I была присоединена к России Камчатка. Петр запланировал экспедицию через Тихий Океан в Америку (собираясь основать там русские колонии), но осуществить задуманное не успел.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.02 с.)