Церковная реформа патриарха Никона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковная реформа патриарха Никона



Предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.

Одним из наиболее значимых событий 17 в. стал церковный раскол. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа. Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение.

В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых, Михаил. Он и, позже, его сын, Алексей, прозванный «Тишайшим» постепенно восстановили внутренне хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но, в то же время, оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе. Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших не территории Восточной Европы и Балкан.

Это поставило царя и патриарха, уже в период присоединения Левобережной Украины, перед довольно сложной проблемой идеологического характера. Большая часть православных народов, приняв греческие нововведения, крестилась тремя перстами. По традиции Москвы для крещения использовались два перста. Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром. Алексей Михайлович и патриарх Никон, избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась не только властями духовными, но и светскими.

Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. реформа, которая включала в себя такие новшества, как троеперстие, служение литургии на 5 просфорах и проч. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г.

Великий собор совершенно одобрил и утвердил и исправления, а на тех, кто впредь начал бы прекословить и в церковным исправлениям и велениям великого собора, этот изрек анафему и заранее отсек от церкви. Таким образом, ревнители «старой веры» подвергались отлучению от церкви и объявлялись еретиками и раскольниками. Но это не помогло делу. Протест продолжался. Соловецкий монастырь, богатейший и славнейший на русском севере, открыто отказался повиноваться соборам и принят новшества. Когда увещания не помогли, в Соловки было послано войско; но монастырь затворился и оказал вооруженное сопротивление. Началась осада монастыря, длившаяся около восьми лет (1668—1676). Когда монастырь был взят, монахи понесли тяжелое наказание. Но их «стояние за старую веру» сильно повлияло на настроение всего севера и многим послужило примером. Во многих местах раскол пустил глубокие корни и держится до сих пор.

Лишенные общения с церковью, староверы были поставлены в большое затруднение тем, что не имели своей иерархии и священства. Одни из них всячески заботились о том, чтобы залучить в свою среду священников от господствующей, «никонианской», церкви; они образовали собою особый «толк» в расколе - «поповщину». Другие положил и, что по нужде можно обойтись и без священства, предоставив исполнение церковных служб и треб мирянам; такие назывались «беспоповцами». Впоследствии беспоповщина разделилась на много толков и сект, имеющих иногда крайний изуверский характер.

 

25. Внешняя политика первых Романовых на русском престоле в 18 веке.
После Смуты внешнеполитические позиции России были весьма сла­бы, их упрочение стало целью первых царей из династии Романовых.

Во внешней политике можно выделить три основных направления.

Северо-западное направление (цели: вернуть отторгнутые в период Смуты территории и добиться выхода к Балтийскому морю):

1632-1634 гг. — Смоленская (русско-польская) война с целью возвращения Смоленска России, завершившаяся победой России и Поляновским миром (России возвращались Смоленск и ряд других городов, польский король Владислав окончательно от­казался от претензий на русский престол);

1654 г. — присоединение Левобережной Украины к России (в 1648 г. на Украине началось восстание во главе с Богданом Хмельницким против польского господства, восставшие об­ратились к России с просьбой присоединить их территории к Московскому царству, Земский собор 1653 г. принял реше­ние удовлетворить их требования, а Переяславская рада 1654 г. провозгласила переход Левобережной Украины в подданство русского царя);

1654-1667 гг. — русско-польская война (из-за недовольства Речи Посполитой присоединением части Украины к России), которая шла с переменным успехом и завершилась Андрусовским пере­мирием (Левобережная Украина переходила к России, Правобе­режная Украина и Белоруссия оставались в составе Польши);

1656-1661 г. — русско-шведская война с целью получения Рос­сией побережья Финского залива, завершившаяся Кардисским миром (возвращалось довоенное положение, Россия так и не получила выход к Балтике); 1686 г. — «вечный мир» между Россией и Польшей, закрепи­вший условия Андрусовского перемирия (Россия получала Смо­ленскую, Черниговскую земли и Левобережную Украину, а так ­же Киев, создавался союз России, Польши, Австрии, Франции и Венеции против Турции).

Южное, или крымско-турецкое, направление (цель: борьба с набе­гами Крымского ханства на южные земли, борьба с Турцией, пре­тендовавшей на Украину): 1637-1642 — «Азовское сидение» казаков (донские казаки само­стоятельно захватили у турок крепость Азов и обратились к Рос­сии за военной помощью, но Земский собор отверг это предло­жение, сочтя Россию неготовой к войне с Турцией);

1677-1681 гг. — война России с Османской империей из-за предъ­явления Турцией претензий на Украину. Важнейшее событие — борьба за город Чигирин (1677-1678). Война закончилась Бах­чисарайским перемирием на 20 лет: Крым и Турция признавали переход к России Левобережной Украины и Киева.

Восточное направление с целью освоения Сибири и Дальнего Вос­тока: экспедиции на Дальний Восток (экспедиция С. И. Дежнева на Чукотку и Е. П. Хабарова в Приамурье), присоединение к Рос­сии Приамурья и значительной части Восточной Сибири (Якутия, Бурятия и пр.). Сибирские народы начали платить в российскую казну особый натуральный налог — ясак (как правило, пушнина). Активно складываются отношения России с Китаем, что выльется в заключение в 1689 г. Нерчинского договора — первого договора между двумя государствами. В XVII в. Россия добилась ряда успехов (возвращение захваченных Ре­чью Посполитой в период Смуты земель, успешное освоение Сибири и Дальнего Востока), но основная цель — получение выхода к морям — перешла в XVIII в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.17.207 (0.006 с.)