Правление Ивана 3 и его значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правление Ивана 3 и его значение



Анонс: погибая от нашествия турок, Византия передала Руси двуглавого орла как символ гармонии небесной и земной власти.

К XV веку условия для централизации Руси были созданы. При Великом князе Иване III (1462 - 1505) от Византии было принято право стать центром христианства в мире. Почти все княжества подчинились Москве. В 1478 году присоединилась и Новгородская земля. Усилившись, Иван III перестал платить дань Орде. На глазах у ордынских послов он порвал ханскую грамоту. В то время Ордой правил хан Ахмат. Чтобы покарать обидчика, он двинул огромное войско на Русь.

Русские войска заняли позицию вдоль берега реки Угры. На другом берегу располагались ордынцы. Хан Ахмат ждал, что с тыла на русских нападет король Казимир. Но хитрый Иван III подговорил крымского хана напасть на земли Казимира, и сорвал вражескую операцию. Простояли монголы в ожидании около 5 месяцев. Однажды утром, русичи увидели на том берегу Угры потухающие костры. Победа оказалась бескровной. В 1480 году иго монголо – татарских ханов было свергнуто навсегда.

В 1485 году Тверь вошла в единое государство. В 1497 был издан «Судебник» - свод законов для единой Руси. Установлен уход крестьян от владельцев только в течение 2-х недель ноября, если уплатят особый налог. Любой крестьянин мог стать свободным. Делалось это за неделю до «Юрьева дня» и через неделю после него.

Были созданы приказы – прообраз министерств. Создана Боярская Дума — совещательный орган власти при Великом князе. Установился принцип - государь указал, бояре приговорили.

Существовало местничество – места и должности раздавались по знатности. Кормление – система, когда наместники собирали налоги с народа, часть брали себе (кормились), а часть отдавали государству. Своих дворян, верно служивших, князь помещал на землях. Их стали звать помещиками. Часть земель князь отбирал у церкви (секуляризация).

Таким образом, власть Великого князя усилилась. Это принесло большую пользу стране. Вырос ее международный авторитет. Московию стали называть Россией. Иван III был энергичным мудрым человеком

В правление Ивана III (1462-1505) был сделан важнейший шаг к объединению Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. К московским владениям были присоединены такие крупные княжества как Тверское, Ростовское, Ярославское, половина Рязанского, а также вечевые города Новгород и Вятка со своими областями. В XIV веке Москва была лишь гегемоном над соседними уделами, которые сохраняли при этом самостоятельность. Но по итогам правления Ивана III удельная автономия была в большинстве случаев упразднена, и Московская Русь превратилась в централизованное государство.

Объединение Северо-Восточной Руси

Объединение Северо-Восточной Руси Москвой 1300-1462

Если не считать Новгорода и Твери, объединение русских земель при Иване III совершалось мирными средствами. Бывшие удельные князья в награду за отказ от автономии вознаграждались зачислением в состав московского боярства и даже сохраняли некоторые административные права в своих прежних владениях. Это подняло влияние бояр как аристократического класса, имевшего право законодательствовать вместе с великим князем в Боярской думе. Мало-помалу усиливался конфликт между боярской аристократией и государём, достигший высшей точки во времена опричнины Ивана Грозного.

Итогом правления Ивана III было также заметное внешнеполитическое усиление России и значительное расширение её границ благодаря успешным войнам с соседями.

Иван III предотвратил угрозу отпадения Новгорода от Москвы к Литве (цель новгородской партии Борецких). По итогам успешных войн с Литвой (1492-1494 и 1500-1503) к Русскому государству отошла обширная пограничная территория – Верховские и Северские княжества (с городами Белёв, Одоев, Козельск, Новосиль, Вязьма, Чернигов, Стародуб, Новгород-Северский и Путивль).

После стояния на Угре 1480 г. окончательно рухнуло татарское иго над Русью (хотя дань ханам Золотой Орды редко платилась уже с середины XV века). Золотая Орда распалась на несколько независимых татарских владений. Пользуясь этим, Иван III перешёл в наступление на Казань. После походов русских ратей 1467-1469 казанские ханы признали себя подручниками (вассалами) Москвы. Эта их зависимость сохранялась до конца правления Ивана III, который несколько раз возводил на казанский престол собственных кандидатов.

В правление Ивана III расширились дипломатические контакты Руси. Из Москвы стали отправляться посольства в сильнейшие европейские страны и в Турцию.

После захвата турками Константинополя и крушения Византийской империи (1453) Московская Русь стала крупнейшим православным государством. В среде московских книжников сложилось представление, что на великого князя московского теперь перешли полномочия светского главы всего православного мира, принадлежавшие ранее византийским государям (Москва – Третий Рим). Такой взгляд не остался словесной декларацией, а был подкреплён женитьбой Ивана III на Софье Палеолог – племяннице последнего константинопольского монарха и формальной наследнице греческого трона. В Москве после этого были приняты византийский герб и византийский придворный церемониал. Иван III первым венчал наследника русского престола в цари (императоры), а не в великие князья. (Правда, этому венчанному наследнику – внуку Ивана III, Дмитрию, – потом не пришлось править. Ивану наследовал его сын от Софьи Палеолог, Василий III.)

Софья Палеолог

Софья Палеолог. Реконструкция по черепу С. А. Никитина

Итогом правления Ивана III был и внушительный культурный подъём Руси. Прибывшие с Софьей Палеолог из Италии архитекторы и инженеры (Аристотель Фиораванти, Пьетро Соляри, Алевиз и др.) помогли построить новые стены московского Кремля, возвести внутри него новый блестящий Успенский собор, Архангельский собор, Грановитую палату и другие сооружения. Трудами русских художников Дионисия, Тимофея, Кони развивалась иконная живопись. Знаменитый борец с ересями, новгородский архиепископ Геннадий, деятельно работал на поприще церковного просвещения, составив первый славянский библейский канон. Блестящими образцами духовной литературы стали произведения Иосифа Волоцкого.

Успенский собор в Москве

Успенский собор Московского кремля. Построен при Иване III

В законодательной сфере правление Ивана III ознаменовалось изданием знаменитого Судебника 1497 года.

Церковная жизнь при Иване III была омрачена распространением нигилистической ереси жидовствующих. Это напоминавшее позднейшие материалистические теории учение широко распространилось среди высшей московской знати, имело сильное влияние при дворе, но в конце правления Ивана III было побеждено усилиями Иосифа Волоцкого и новгородского архиепископа Геннадия.

В правление Ивана III возник и развился спор нестяжателей и иосифлян – двух главных русских церковных направлений, чьё соперничество продолжалось потом около века. Нестяжатели и иосифляне впервые резко столкнулись на церковном соборе 1503 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.004 с.)