Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Центральное и местное управлениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Существовало только два общегосударственных ведомства: Государева Казна и Государев Дворец. Казна являлась одновременно государственной канцелярией. Она ведала также сношениями с другими государствами. Казначея - главу Казны - иностранцы именовали "канцлером". Дворец управлял имуществом великого князя, прежде всего - землями. С присоединением новых земель создавались новые дворцы: нижегородский, тверской и т.д. Существование отдельных учреждений для управления различными территориями было пережитком раздробленности. Основу местного управления составляла система кормлений. Страна делилась на уезды, уезды на волости. Уездом управлял наместник, волостью - волостель. Они не получали жалования за свою управленческую и судебную деятельность. Сама эта деятельность была лишь дополнением к главному - к праву получать "кормление", то есть собирать в свою пользу часть налогов и судебных пошлин. Кормление давалось в награду за прежнюю службу. Вначале система кормлений способствовала объединению Русского государства. Московские служилые люди были заинтересованы в расширении владений Москвы, так как при этом возрастало число кормлений. Но система кормлений обладала большими недостатками. Управление оказывалось для кормленщиков только обременительным придатком к получению "корма". Поэтому свои обязанности они исполняли плохо, нередко передоверяли их холопам - тиунам. К тому же в получении кормлений не было порядка. Такая система местного управления не соответствовала задачам централизации. Все это свидетельствует о том, что русское государство конца XV - начала XVI вв. было единым, но еще не централизованным. Крестьянское сословие Крестьяне делились на черносошных, живших на государственных, "черных" землях, и частновладельческих. Положение последних было тяжелее, их повинности постепенно росли. Преобладал натуральный оброк, барщина и денежный оброк были развиты слабо. Барскую пашню обрабатывали в основном не крестьяне, а холопы. XV в. не знал прикрепления крестьян к земле. В 1497 г. был принят Судебник. Он установил единое для всей страны время перехода крестьян от одного владельца к другому: неделя до и неделя после Юрьева дня осеннего (26 ноября). Это не означало нового ограничения: сроки перехода ограничивались и раньше. Новым было лишь установление единой нормы для всей страны. Это еще не было закрепощением. Землевладение Основой экономики Русского государства конца XV - начала XVI вв. являлось земледелие, подавляющее большинство населения составляли крестьяне. В XV продолжалось развитие феодального землевладения. Будучи верховным собственником земли, князь часть земель жаловал служилым людям "в вотчину". Вотчина обычно состояла из "села с деревнями". (В деревне насчитывалось 3 - 5 дворов, в селе - до нескольких десятков. Как правило, село имело церковь.) Это была наследственная, но все же условная собственность. Земельной собственности, не связанной со службой, в Русском государстве не существовало. В конце XV в., после выселения новгородских бояр, на их месте были "испомещены" московские служилые люди. Их владения стали именоваться поместьями. Так наряду с вотчинным возникло поместное землевладение. Формально поместье считалось лишь временным держанием, а не собственностью, как вотчина. Реально оно передавалось по наследству, так как обеспечивало службу сыновей помещика. Поместная система исключала переход земель светских владельцев в руки монастырей, сокращавший фонд земель для пожалований за службу и потому беспокоивший светскую власть. Принципиальной разницы между вотчинниками и помещиками как отдельными слоями господствующего класса не существовало. Нередко человек владел и вотчиной, и поместьем. Размеры владения не зависели от его формы: и вотчины, и поместья бывали и крупными, и мелкими. Возникновение поместной системы облегчило поглощение государственных земель частным землевладением, так как формально земля оставалась в руках великого князя. Поэтому крестьяне менее активно сопротивлялись передаче своей земли в поместье, нежели в вотчину. Не все задачи, поставленные правительством Ивана III, направленные на ликвидацию экономической и культурной отсталости в результате многовекового ордынского ига и последствий политического расчленения Руси между различными государствами, были выполнены. Виной тому не только просчеты и ошибки некоторых русских дипломатов и руководителей внешней, а также внутренней политики, но и объективные условия. Русь, хотя и шедшая по пути быстрого экономического развития, еще не смогла изжить всех последствий ига: только в XVI в. наряду с традиционными продуктами промыслов она смогла поставлять на международные рынки и результаты переработки сельскохозяйственной продукции — пеньку и сало. Зависимость же ее от европейского рынка проявлялась в том, что все цветные и благородные металлы были импортного происхождения. Русское государство еще не могло воссоединить в своих пределах всех русских земель. Внешнеполитическая программа, сложившаяся на протяжении конца XV—начала XVI в., выполнялась в течение двух последующих столетий. То, чего не могла сделать Русь во времена Ивана III и Василия III, было осуществлено Россией XVII— XVIII вв. Билет 9. Культура Московской Руси в XIV–XVI вв. Монголо-татарское нашествие прервало мощный подъем русской культуры. Погибли великолепные памятники зодчества, изобразительного и прикладного искусства, письменности. Гибель городов, угон ремесленников в рабство привели к исчезновению многих ремесел. Были утрачены искусство перегородчатой эмали, многие приемы обработки металла, умение изготовлять цветное стекло. На полстолетия прекратилось каменное строительство, а когда оно возродилось в конце XIII в., оказалось, что техника строительного дела стала гораздо примитивнее, чем до нашествия. Утрата традиций, исчезновение художественных направлений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества — удар, оправиться от которого удалось лишь к середине XIV в. В меньшей степени культурному разорению подверглась Новгородская земля. Д. Начиная со второй половины XIV века русская культура переживает состояние возрождения. Ее вдохновляли две идеи: борьба против Орды и феодальной раздробленности и стремление к объединению и национальному возрождению. Монголо-татарское влияние на культуру было не столь значительным. Оно проявилось лишь в заимствовании некоторых слов (деньга – от тюркского таньга), оружия (сабля),и технике в декоративно-прикладном искусстве (золотное шитье по бархату). Литература Ведущей темой в литературе становится патриотизм и подвиги русских людей. Происходит переосмысление многих былинных сюжетов. Новым жанром становятся песни и сказания на исторические темы (Сказание о Евпатии Каловрате – о героической обороне Рязани, Сказание о Щелкане – о восстании в Твери 1327 года). Произведения фольклора XIII-XV вв. сохранили множество черт былинного эпоса времен Киевской Руси. Более того, в ряде исторических песен и былин, особенно записанных позднее, богатыри князя Владимира (чаще всего Илья Муромец и Алеша Попович) участвуют в борьбе против татар. Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде. Естественно в русской литературе большое место занимала тема борьбы с ордынским игом. Особенно выделяются произведения Куликовского цикла (“Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”). Они проникнуты чувством патриотизма и восхищения подвигами русских воинов. Тема борьбы с внешними врагами остается основной и XVI веке. Памятники этого времени описывают такие события как взятие Казани, борьбу с крымчаками и Стефаном Баторием, покорение Сибирского ханства Ермаком. Образ Ивана Грозного в этих песнях сильно идеализируется, а главным виновником опричнины становится Малюта Скуратов. В XIV веке в Москве создается единая русская летопись, а в середине XV века – «Хронограф» – обзор всемирной истории, в который включена и русская история. Большую работу по сбору и систематизации русской литературы проводил сподвижник Ивана Грозного новгородский митрополит Макарий. Во второй половине XV в. новое рождение переживает старый жанр хождений (описаний путешествий). Особенно популярным было чтение о приключениях тверского купца Афанасия Никитина, дошедшего до Индии. “Хождение за три моря” - описание восьмилетнего драматического странствия, которое завершается возвращением в родные края. Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии", рассказывающая о любви крестьянки и князя. Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой болезни, нарушает свое обещание жениться на ней. Но Бог вновь насылает на него болезнь. Только вернувшись к Февронии, князь окончательно выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнатная девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Тогда князь уходит вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию вернуться. Петр и Феврония правят до смерти и умирают в один день, причем тела их чудесным образом соединяются в одном гробу. В 40-х гг. митрополит Макарий создал Великие Четьи Минеи, то есть сборники литературных произведений, предназначенных для ежедневного чтения. В Четьи Минеи вошли жития святых, повести, сказания, поучения. Они включили весь круг чтения, дозволяемого церковью. В публицистической литературе XV–XVI века настойчиво проводится мысль о законном главенстве Москвы в русских землях. При князе Василии III монах Филофей формулирует теорию «Москва – Третий Рим». В этой теории Москва называется хранительницей православия после того, как погибли такие мировые центры православия как Рим и Константинополь. Эта теория до начала ХХ века будет определять пути развития России. Природу царской власти пытаются осмыслить в своей переписке Иван Грозный и Андрей Курбский. Ярким примером бытового жанра становится «Домострой», где собраны советы по правильному ведению домашнего хозяйства. Письменность и печать В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов. С XIV века в России появляется бумага, что позволяет создавать множество учебников для монастырских школ. Важным культурным событием стало появление книгопечатания. В середине 50-х гг. XVI в. по инициативе Ивана IV в Москве была создана первая типография. Напечатанные в ней книги не имеют выходных данных и сведений об издателе. Поэтому эту первую типографию называют анонимной. В 1563 г. была организована новая типография, которую возглавили дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В этой типографии полиграфический уровень издания был очень высок. Иван Федорова и Петра Мстиславец создали первую печатную, точно датируемую книгу “Апостол” (1564). Из-за преследований и обвинений в ереси Иван Федоров перебрался в Великое княжество Литовское и продолжил свою просветительскую деятельность там. Во Львове был выпущен первый русский букварь с грамматикой. Несмотря на трудности, книгопечатание продолжало развиваться и в Московском государстве - здесь вновь возникают типографии. Реакция церкви на книгопечатание была столь отрицательной, что даже в XVII в. печатная книга не смогла вытеснить рукописную. В Москве после отъезда Федорова книгопечатание продолжалось. Во второй половине XVI в. было издано около 20 книг. К Печатные книги поначалу стоили дороже рукописных. Смысл печатания книг состоял не в их удешевлении, а в исключении ошибок, неизбежных при переписывании. Архитектура В XIV веке после монгольского погрома возрождается каменное строительство. В 1327 году Дмитрий Донской обносит Кремль белокаменной стеной. При Иване III на территории Кремля разворачивается крупное строительство, для которого приглашают лучших мастеров из Новгорода, Пскова, Ростова, Владимира и из Италии. Итальянский мастер Аристотель Феораванти возводит Успенский и Архангельский соборы, а псковские мастера возводят Благовещенский собор. Архитектурная композиция Московского Кремля в XVI веке становится образцом для строительства в других городах: Новгороде, Туле, Смоленске.С конца XV в. в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Масштабы каменного строительства значительно возросли. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества. XVI в. градостроительные работы продолжались за пределами Кремля. Новые укрепления опоясывали быстро растущий город. В 30-х гг. был сооружен Китай-город, в 1584-1591 гг. Федор Конь построил стены Белого города (по Бульварному кольцу), а в 1591-1592 гг. были возведены деревянные укрепления по линии нынешнего Садового кольца - Скородом.На протяжении XVI в. мощные крепостные стены и башни были построены в Нижнем Новгороде, во многих подмосковных городах и монастырях (к югу от столицы). Прежние четкие различия архитектурных школ отдельных земель постепенно размывались. В XVI веке складывается новый архитектурный стиль – шатровый. Шатровое церковное зодчество не распространилось широко, поскольку противоречило церковным канонам и запрещалось церковными властями. В 1555-1561 гг. на Красной площади в Москве был построен знаменитый шедевр русской архитектуры - собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного). Собор строился в ознаменование взятия Казани. Авторами его были русские мастера Барма и Постник Яковлев. Покровский собор - уникальное произведение в русском зодчестве. Вокруг центрального шатра расположены восемь куполов, ни один из которых не повторяет другой по форме и рисунку. Современную цветную окраску собор получил в XVII в., первоначально был белым. Элементы шатрового стиля использованы в архитектуре центрального храма собора Василия Блаженного. Изобразительное искусство В XIV–XV веках окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. В Новгород приехал из Византии Феофан Грек, оказавший большое влияние на русских иконописцев. Созданные Феофаном образы проникнуты огромной духовной силой. Учеником Феофана был Андрей Рублев. Для Андрея характерна особая округлость, плавность линий, светлая гамма красок. Главная идея иконописца – постижение нравственной чистоты через небесный мир. Вершиной древнерусской живописи считается икона «Троица» созданная Андреем Рублевым. В XV веке в иконопись все чаще проникают сюжеты на исторические темы, появляются портретные изображения царей и цариц. Выдающимся образцом изобразительного искусства XVI в. являются фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой, созданные великим художником Дионисием. Они сохранились до наших дней почти полностью в первозданном виде. Фрески поражают светлыми красками, яркостью, обилием полутонов. Фигуры у Дионисия вытянуты, изящны. Общественно-политическая мысль. Материальная культура XIV-XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х гг. XIV в. возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Эта ересь носила рационалистический характер, иными словами пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники критиковали нравы духовенства, коррупцию в рядах церковных иерархов. Они считали, что священником может быть каждый образованный и праведный человек, не обязательно рукоположенный в сан. Стригольники отрицали как непостижимое разуму таинство причастия, во время которого вино и хлеб "пресуществляются" в кровь и тело Христа. Фактически ересь стригольников во многом перекликалась с идеями ранних протестантов. В 1375 г. новгородские стригольники были казнены. В XV в. ересь возродилась в среде приходского духовенства в Новгороде, а оттуда перекинулась в Москву. Она вошла в историю как новгородско-московская или ересь жидовствующих. Последнее объяснялось тем, что еретиков обвиняли в приверженности иудаизму, поскольку они не признавали святости икон и не верили в Святую Троицу. В Москве среди приверженцев ереси оказались высокопоставленные придворные. Еретиков поддерживала невестка Ивана III Елена Стефановна. Сам Иван III долгое время тоже терпимо относился к ереси. Это объяснялось сложными отношениями между светской властью и церковью. Государство было не прочь провести секуляризацию. Терпимость Ивана III к ереси объяснялась и тем, что иосифлянское духовенство стремилось утвердить превосходство церковной власти над светской. Обоснованию этой идеи была посвящена "Повесть о белом клобуке", созданная в окружении известного преследователя ереси новгородского архиепископа Геннадия. В противовес "Повести о белом клобуке" в Кремле было создано "Сказание о князьях владимирских", провозгласившее происхождение великокняжеского рода от самого Августа-кесаря. Среди русских письменных источников XV-XVI вв. много произведений, в которых авторы размышляют о судьбе России. В “Сказании о князьях Владимирских” подчеркивалась идея преемственности власти московских правителей от византийских императоров. Псковский монах Филофей в послании Василию III доказывал, что Москва - это “Третий Рим”. “Два Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти”. Свидетельством обмирщения культуры являются публицистические произведения Федора Карпова и Ивана Пересветова. Оба рассуждали о природе сильного, справедливого государства, о власти. Интересна с точки зрения развития русского языка, а также по содержанию переписка царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского. Это был спор двух ярых противников о путях централизации власти, об отношениях государя и подданных. Царь отстаивал идею холопства всех подданных по отношению к самодержавной власти. Он так формулировал основной принцип деспотизма: “А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же”. Курбский представлял себе царскую власть иначе - царь отвечает за свои деяния не только перед Богом, но и перед людьми, он не может нарушать права своих подданных, должен слушаться мудрых советников. Уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов. В целом к концу XVI века русское искусство утрачивает следы местных художественных традиций и превращается в общерусское. Билет 10. Иван IV Грозный и укрепление государственной власти. 1505 – 1533 гг. – правление сына Ивана III Василия III. Он продолжил политику своего отца, направленную на усиление власти Московского князя. Неоднократно вступал в жесткое противостояние с Боярской думой. Казнил некоторых ее членов (в.ч. Берсеня Беклемишева). В 1533 г. умирает Василий III и великим князем становится его сын Иван IV Васильевич, родившийся в 1530 г. Регентша при малолетнем князе – его мать Елена Глинская. Она провела денежную (введена первая общегосударственная монета – серебряная копейка) и начинает губную реформу (реформа местного самоуправления, ограничение и отмена системы кормлений, началась в 1539 г.). В 1538 г. умерла Елена Глинская и начался период боярского правления. Борьбу за влияние на юного князя вели кланы Шуйских и Бельских. Эти события оказали большое влияние на личность Ивана, научили его подозрительности и жестокости. В январе 1547 г. Иван впервые в истории России получил царский титул и венчался с Анастасией Захарьиной-Юрьевой. Летом 1547 года в Москве вспыхнул пожар, который послужил поводом для народного восстания против ненавидимых всеми бояр. Народ удалось успокоить, однако Иван пришел к выводу о необходимости проведения крупномасштабных политических реформ. Главная цель реформ состояла в создании эффективного аппарата управления для огромного единого Российского государства. Кроме того, царь стремился к усилению собственной власти и ослаблению боярской оппозиции. Реформаторская деятельность Ивана IV Для подготовки проекта преобразований Иван создает неформальный кружок единомышленников – Избранную Раду. Среди ее членов выделялись боярин Алексей Адашев, князь Андрей Курбский и священник Сильвестр (будущий митрополит, автор «Домостроя»). В 1549 г. царь созывает первый Земский собор. Это означало установление в России сословно-представительной монархии – формы государства, при которой монарх обращается за поддержкой к представителям всех сословий, собираемых в сословно-представительный орган. Земские соборы собирались не регулярно и служили эффективным орудием в борьбе царя против Боярской Думы. В условиях новой формы монархии значительно усиливается власть царя и становится возможным проведение задуманных реформ. Реформы Избранной Рады: 1550 г. – принят новый Судебник, основой для которого послужил Судебник 1497 г. Увеличен размер пожилого. Помещики именуются «государями», т.е. хозяевами крестьян. Так делается еще один шаг к закрепощению. Ужесточены наказания за разбой. В 1551 г. создано стрелецкое войско – полурегулярные пешие полки, состоявшие из служилых людей, и вооруженные огнестрельным оружием. По своему положению стрельцы были близки к артиллеристам. Созданы первые отраслевые органы управления – приказы. От более поздних коллегий и министерств их отличал смешанный принцип выделения функций – по территориальному и по отраслевому признакам. Внешней политикой занимался Посольский приказ (И.М. Висковатов), делами дворян и руководством войском – Разрядный, раздачей поместий – Поместный, стрелецким войском ведал – Стрелецкий, судом над «лихими людьми» – Разбойный, сбором общегосударственных налогов – Приказ Большого Прихода, почтовой службой – Ямской, охраной порядка в Москве – Земский и т.д. Существовал также приказ, следивший за деятельностью остальных – приказ приказов – Челобитный (А.Ф. Адашев). По территориальному принципу были созданы Астраханский, Сибирский, Казанский приказы. 1551 г. – проведена церковная реформа – принят Стоглав – сборник решений церковного собора, осуждающий еретиков и регламентирующий церковную службу. Кроме того, церковь признала общероссийскими всех местных святых. 1556 г. – отменена система кормлений («кормленичий доход»). Ее сменил единый общегосударственный налог – «кормленичий окуп». Единицей налогообложения становится «соха» - определенный надел земли (до этого, со времен княгини Ольги, – «дым»). Это мероприятие знаменовало окончание губной реформы. Вместо наместников и волостелей (они управляли в волостях, на которые делились уезды) теперь местным самоуправлением ведают губные старосты и городовые приказчики, избираемые на местах и получающие жалование от государства. Упорядочен выход на службу феодалов и пеших ополченцев. Количество пеших и конных воинов, которые должны являться на царскую службу, было установлено в зависимости от количества земли феодала. Для снаряжения воинов государство выплачивает «помочь». Упорядочено местничество – порядок назначения на должность, при котором учитываются заслуги и знатность предков. Были составлены «Государев родословец» - список наиболее знатных родов, - и «Государев разряд» - перечень аристократических родов, имеющих право местничаться. Создан список тысячи «лучших слуг» («избранной тысячи»), которым предполагается раздать земли вокруг Москвы. Эта идея не получила дальнейшего развития, но возможно послужила отправной точкой для разработки плана опричнины. Реформы Ивана IV способствовали значительному укреплению Российского государства. Билет 11. Внешняя политика Московской Руси в ХVI в. Внешняя политика в начале правления Ивана была направлена против остатков Золотой Орды: Казанского и Астраханского ханств, а также Ногайской Орды. 2 октября 1552 г. была взята Казань. Одной из причин ее осады стало стремление освободить русских пленных. В период с 1552 по 1556 гг. ликвидирована Ногайская Орда. В 1556 г. пала Астрахань. Позднее, в 1581-82 гг., казачьими отрядами во главе с Ермаком было начато присоединение территории Сибирского ханства. В 1558 г., стремясь закрепить позиции России на Балтийском море, Иван IV начинает Ливонскую войну. К 1560 г. России удается добиться ликвидации Ливонского ордена. Однако на этом победы русских войск и заканчиваются – в войну против России вступают Польша, Швеция и Дания. Особенно осложнилось положение в 1569 г., когда образовалось единое польско-литовское государство Речь Посполитая и позднее, – в 1575 г. – когда на его престол взошел выдающийся полководец Стефан Баторий. В 1582 г. подписано перемирие с Речью Посполитой в Яме-Запольском. В 1583 г. заключен Плюсский договор со Швецией. Россия в результате Ливонской войны полностью потеряла выход к Балтике. Одной из причин поражения в войне стала опричнина. Опричнина В 1560 г. Иван Грозный начал менять систему своего правления. Он распустил Избранную раду, наложив опалу на ее руководителей. Ухудшение отношений с соратниками начинается после 1553 г., когда во время болезни царя они договорились посадить на престол не его сына, а князя Владимира Андреевича Старицкого. Начинается постепенный переход к опричнине. Причины опричнины: Неудачи в Ливонской войне. Наличие относительно сильной оппозиции бояр и удельных князей. Стремление царя к укреплению собственной власти. Борьба с сепаратизмом, прежде всего, новгородским. Некоторые особенности личности Ивана Грозного (жестокость, подозрительность и т.д.) Видимо, опричнина задумывалась как модель идеального, с точки зрения Ивана Грозного, государства. В декабре 1564 г. Иван Грозный уехал на богомолье в Александровскую слободу. Оттуда в январе 1565 г. (дата начала опричнины) он прислал в Москву два письма. В первом – он «наложил хулу» на бояр – обвинил их в измене. Во втором – обращался к народу, говоря, что зла на него не держит, но на престол не вернется из-за боярских измен. По требованию москвичей бояре вынуждены были поехать к царю на поклон. Иван согласился вернуться на престол с условием, что ему разрешат ввести опричнину. Основное содержание политики опричнины: Вся земля России делилась на две неравные части – земщину и опричнину. Опричнина (древний термин, обозначающий надел вдовы князя) становится собственностью Ивана и находится под его безраздельной властью. Земщиной управляли Земские соборы, Боярская Дума и приказы, однако в этот процесс вмешивался и царь. Опричное войско боролось с оппозицией внутри опричнины и совершало карательные и грабительские походы в земщину. Апофеозом опричнины стал поход на Новгород 1569 г., поводом к которому послужил ложный донос, обвиняющий новгородцев в измене. Развернут массовый террор против инакомыслящих. Главным палачом стал Малюта Скуратов. Во время Новгородского похода им был задушен митрополит Филипп, осудивший опричнину. Вместе с семьей был убит Владимир Старицкий. Поскольку политика опричнины не дала желаемых результатов, царь принял решение о ее свертывании. Поводом для этого послужила неспособность опричного войска защитить Москву от походов крымского хана Девлет-Гирея в 1571и 1572 гг. Он был побежден земским войском под командованием Михаила Воротынского. В 1572 г. опричнина была отменена. Однако репрессии продолжались (убит М. Воротынский). В 1575 г. идея опричнины получила неожиданное продолжение. Иван на год покинул Москву, посадив на царский престол татарского хана Симеона Бекбулатовича. Подлинный смысл этого мероприятия так и остался неизвестным. Незадолго перед смертью (в 1581 г.) Иван в припадке ярости убил своего старшего сына Ивана Ивановича, единственного полноценного претендента на престол. В 1584 г. Иван Грозный умирает. Царем стал слабый и болезненный Федор Иванович, при котором фактически правил брат царицы, бывший опричник, Борис Годунов. При нем основан ряд городов (Архангельск, Саратов, Царицын и т.д.). В 1589 г. Русская православная церковь окончательно становится автокефальной (самоуправляющейся) – избран первый русский патриарх – Иов. Продолжается закрепощение: в 1581-82 гг. вводятся «заповедные лета» - временный запрет на переход крестьян в Юрьев день; в 1592 г. проведена перепись населения (составление «писцовых книг»); в 1597 г. введены «урочные лета» – пятилетний сыск беглых крестьян. В 1591 г. в Угличе при загадочных обстоятельствах погиб младший сын Ивана Грозного 14-тилетний царевич Дмитрий. Народная молва обвинила в его смерти Бориса Годунова. В 1598 г. умирает Федор Иванович и на этом прерывается династия Рюриковичей. Значение правления Ивана IV: Грабительские походы опричников привели к разорению русских земель. Экономический кризис вызывает массовое бегство крестьян на окраины страны. Идет быстрый рост численности казачества. Бегство крестьян, в свою очередь, приводит к кризису феодального хозяйства – поместья остаются без работников. Желая удержать крестьян на земле помещиков, государство делает новые шаги к их закрепощению. В результате террора уничтожен слой свободных частных собственников (бояр). Таким образом, Россия лишилась социальной базы для развития демократических начал в обществе. Заметно выросла роль в обществе чиновников и дворян. Бояре и удельные князья сильно ослаблены. Растет недовольство народа властью. Возникает непреодолимый династический кризис. Можно утверждать, что глобальным последствием правления Ивана Грозного стало Смутное время. Билет 12. Россия в правление Федора Ивановича и Бориса Годунова и в эпоху “Смутного времени”. Иван Грозный умер в начале 1584 г. Года за полтора до своей кончины, поссорясь со своим старшим сыном Иваном, Грозный так неосторожно ударил своим «посохом», что убил его насмерть. Поэтому престол после Грозного царя наследовал его второй сын от брака с царицей Анастасией — Федор. Царь Федор Иванович был неспособный к делам, болезненный, тихий и богомольный человек. Русские люди считали его чуть не святым и говорили, что царь Федор, не входя в дела, праведною молитвою спасал и управлял свое царство, которое при благочестивом и кротком государе успокоилось и процвело, забыв ужасы Грозного. Сам править Федор не мог; при нем должен был быть опекун и правитель. Несколько месяцев таким правителем был боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев, родной дядя царя по матери. Затем, когда Никита Романович заболел и умер, эта роль перешла к царскому шурину, боярину Борису Федоровичу Годунову (из рода Мурзы-Чета), на сестре которого, Ирине Федоровне, был женат царь Федор. Бояре не могли помириться с возвышением Бориса Годунова: он им казался и молод, и недостаточно знатен. Против Годунова была задумана интрига. Так как у царя Федора не было детей, то митрополит (Дионисий) и некоторые бояре хотели уговорить царя развестись с царицей и жениться на другой: тогда со своею сестрою Ириною был бы удален от царя и Борис. Но Годунов успел помешать боярам. Митрополит был принужден оставить митрополию, и на его место Борис устроил своего приятеля Иова; враждебные же Борису бояре подверглись опале и были сосланы. Главным образом пострадали знатнейшие из Рюриковичей князья Шуйские, двое из них, по преданию, бывшие в ссылке умерщвлены, а остальные жили в постоянном страхе от Годунова. И прочая княжеская знать была в постоянном подозрении у Годунова, так что, можно сказать, времена опричнины для княжат не миновали со смертью Грозного царя. Укрепившись во власти, Годунов привел дело к тому, что стал регентом государства (1587). Он получил высшие московские титулы «конюшего боярина», «слуги» и «правителя»; получил право непосредственно сноситься с иностранными правительствами и принимал у себя иностранных послов так же, как принимал их сам государь. Все иностранцы считали Бориса правителем государства при неспособном государе и все русские люди знали, что Борис «правит землю рукою великого государя» в то время, когда сам великий государь молит Бога о своих людях и царстве. Так установилось единоличное правление Бориса Годунова. Природа одарила Бориса большим умом и правительственным талантом. Он держал власть в своих руках умело и твердо. Получив влияние и силу в то время, когда государство было расшатано и разорено опричниной и тяжелым войнами, Годунов устремил все свои способности на то, чтобы успокоить страну и поднять ее благосостояние. По свидетельству современников, он достиг в этом деле значительных успехов. При нем поднялась торговля, уменьшились недоимки, наполнилась царская казна. Вместо казней и оргий Грозного наступила тишина и спокойствие; люди «начаша от скорби бывшия утешатися и тихо и безмятежно жити». Приписывая такую благодать святым молитвам царя Федора, русские люди отдавали справедливость и дарованиям Бориса Годунова. Они в один голос хвалили его как умелого правителя; хвалили даже и те, которые были его политическими врагами. Никто еще не предчувствовал скорого наступления больших бедствий для государства. Причины Смутного времени: Династический кризис. Завершение династии Рюриковичей. Намечающееся отставание России от Запада приводит к появлению большого числа сторонников развития по западному пути. В качестве образца для подражания называют Польшу, которая к этому времени превращается в аристократическую республику («Речь Посполитая» - «республика» по-польски). Польский король избирается Сеймом. Умеренным «западником» становится и Борис Годунов. Растущее недовольство общества властью. Началом Смутного времени принято считать избрание Бориса Годунова царем в 1598 г. Новый царь готовил проект преобразований, вел довольно успешную внешнюю политику. Относительно спокойный ход событий был прерван неурожаями и страшным голодом в 1601-1603 гг. Доведенное до отчаяния население во всех своих бедах винило нового царя. Считалось, что голод – это Божье наказание за убийство Годуновым царевича Дмитрия. 1602-1604 гг. – восстание Хлопка на Украине и юге России. В 1602 г. в Речи Посполитой появился Лжедмитрий I – беглый монах Григорий Отрепьев объявивший себя царевичем Дмитрием. Его поддержали король Речи Посполитой Сигизмунд III, польско-литовские магнаты и шляхта. Один из магнатов даже обручил с Лжедмитрием свою дочь Марину Мнишек. В декабре 1604 г. Лжедмитрий во главе небольшого отряда перешел границу Руси и был разбит царским войском под Добрыничами. Однако он получил массовую поддержку русского населения, давно ожидавшего прихода законного государя. Начинается триумфальный поход Лжедмитрия на Москву. В апреле 1605 г. скоропостижно скончался Борис Годунов. Царем стал его 16-тилетний сын Федор. В июне в Москве произошел переворот – Федор с матерью были убиты и самозванец занял престол. Став царем, Лжедмитрий не спешил выполнять обещания, данные полякам – ввести католицизм в России, передать Польше Смоленск и т.д. В то же время, своими польскими манерами и нежеланием восстанавливать «Юрьев день» он разочаровал и русское население. Масла в огонь подливали слухи о принятии царем, ради брака с Мариной Мнишек, католичества. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий был убит. Царем стал Василий Шуйский – сторонник традиционного русского уклада. Борьба различных слоев населения против боярского царя началась уже в 1606 г. Ее возглавил Иван Болотников, бывший военный холоп, выдающий себя за воеводу Лжедмитрия. Войско Болотникова состояло из крестьян, холопов, посадских людей, казаков и дворян, недовольных боярством. Накануне решающего сражения под Москвой в декабре 1606 г. значительная часть дворян во главе с Проко
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.239 (0.014 с.) |