ТОП 10:

февраля 1989 г. СССР завершает вывод войска из Афганистана.



В мае 1989 г. М. С. Горбачев нанес визит в Пекин. После этого была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Несмотря на некоторые успехи, на практике, «новое мышление» стало политикой односторонних уступок СССР и привело к краху его внешней политики. Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро потерял инициативу в международных делах и вошел в фарватер внешней политики стран НАТО.

Ухудшение экономического положения Советского Союза, заметно обострившееся из-за снижения поставок по линии бывшего СЭВ, побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990— 1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к странам «Большой семерки».

Билет 59. Распад СССР. Российская Федерация в 1991–1999 гг. – успехи и провалы во внешней и внутренней политике, экономике, культуре.

Вступившей на путь независимости России предстояло решать принципиальные вопросы, государственного устройства, социального и духовного возрождения. В прошлом, располагая почти 60% населения и экономического потенциала СССР и занимая 76% его территории, она не имела полноценной государственности: собственной столицы, собственной Академии наук, собственного МВД. После распада СССР Россия стала одной из ведущих держав мира. У государственной власти и ее союзников — демократических сил не оказалось конкретной программы политических преобразований. Поэтому основой российской государственности стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры, действовавшей в Советах и хозяйственных структурах. Задачей первостепенной важности, стоявшей перед многонациональным Российским государством, было укрепление его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Края и области также повели открытую борьбу за равноправие субъектов Федерации. Возникла ситуация, когда претензии республик и других национальных образований на особый статус, а тем более на выход из России могли привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями к ней и к своим соседям. В этих условиях правительство РФ проводило непоследовательную политику. Так, не были разоружены незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной реслублики. С целью сохранить единство России и учесть интересы всех ее народов был подготовлен и в марте 1992 г. подписан большинством субъектов Федерации Федеративный Договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Из конституционной федерации Россия превратилась в конституционно-договорную. Субъектами Федерации стали не только республики, но и края и области, а также приравненные к ним города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Дальнейшее становление новой российской государственности было связано с разработкой собственной Конституции вместо устаревшей, принятой еще в 1978 г. Однако парламентская оппозиция всемерно препятствовала этому. И только результаты референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (12 декабря 1992 г.) позволили принять новый Основной Закон страны. Конституция РФ максимально деполитизирована, в ней не определяется общественный строй государства. Заявлено, что Российская Федерация — демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Президент по Конституции имеет чрезвычайно широкие полномочия. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С принятием новой Конституции не закончилось реформирование общества и государства в России. Оно продолжается и сегодня.

Начало перемен в политической системе России связано с избранием Б. Н. .Ельцина Председателем Верховного Совета (май 1990 г.) и принятием Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (июнь 1990 г.), что на деле означало возникновение в стране двоевластия. К этому времени народ все более отказывал в доверии, М. С. Горбачеву, стремительно падал авторитет КПСС. Перестройка, основывавшаяся на идеях демократического социализма, потерпела неудачу. Убедительная победа Ельцина на президентских выборах в России 12 июня 1991 г. свидетельствовала о расшатывании основ старой государственной власти. Августовские события 199.1 г. привели к кардинальному изменению ситуации в России. Все органы исполнительной власти Союза ССР, действовавшие на ее территории, перешли в непосредственное подчинение российскому президенту. По его указанию были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов. КПСС перестала существовать как правящая, государственная структура. Высшим органом власти в РФ стал Верховный Совет, реальная же власть все больше сосредоточивалась в руках президента. Так, осенью 1991 г. все основные законодательные акты вводились в действие не постановлениями парламента, а его указами. К весне 1992 г. резко изменилось соотношение политических сил. Возникшая в парламенте оппозиция-стремилась к ослаблению президентских структур, установлению контроля над правительством. Сторонники президента предложили распустить парламент и прекратить деятельность Съезда народных депутатов. Чтобы устранить достигшие, опасных пределов противостояние законодательной и исполнительной власти, Ельцин объявил об особом порядке управления страной. В России фактически вводилось президентское правление. На 25 февраля был назначен референдум о доверии президенту, и его проекту конституций. Хотя референдум упрочил позиции президента, конституционный кризис не был преодолен. Напротив, он принимал все более угрожающий характер. Оппозиция не скрывала своего намерения ограничить власть и полномочия президента. Тогда президент указом от 21 сентября 1993 г. “О поэтапной конституционной реформе в России” объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по вопросу принятия новой Конституции и проведения выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). Последовавшее за этим противостояние президента и парламента закончилось трагическими событиями октября 1993 г. в Москве, потрясшими всю Россию. Окончательный ответ, кто виноват в случившемся, —за историей.

После распада СССР и образования СНГ России пришлось заново строить свою внешнюю политику. Возникло, два направления внешнеполитической деятельности: 1) ближнее зарубежье — бывшие республики СССР, ставшие суверенными, независимыми странами и 2) дальнее зарубежье — остальные государства мира. В отношениях с государствами ближнего зарубежья в 1992 г. российское руководство колебалось между стремлением к максимальному сохранению интеграционных связей в рамках СНГ и постепенным осознанием существования специфических российских интересов и необходимости их защиты. В ближнем зарубежье оказалось не менее 25 млн русскоязычного населения, проблемы защиты прав которого решаются в ходе межгосударственных контактов России с отдельно взятыми странами ближнего зарубежья. Особо остро стоит проблема гражданских прав русских в государствах Балтии. После вывода российских войск с их территорий эта проблема не закрыта. Возникли сложности в отношениях с Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе Черноморского флота, статусе Севастополя. На Украине, в Казахстане и некоторых других странах ближнего зарубежья негативно восприняли позицию МИДа России, заявившего, что все геополитическое пространство СССР она рассматривает как сферу своих жизненных интересов и готова защищать их всеми возможными правовыми способами и средствами. Россия выполняет в ряду случаев посреднические функции при ликвидации конфликтов, оказывает помощь в защите границ (Нагорный Карабах, Абхазия, Таджикистан и др.). В последнее время во взаимоотношениях России и некоторых стран СНГ возобладала тенденция к интеграции. Наибольшую активность проявили Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. Заключен Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном. В “большой” внешней политике для России было важно утвердиться в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, сохранить статус ядерной державы, добиться экономической поддержки Западом проводимых в стране реформ, наладить политические, экономические, научные и культурные связи с крупнейшими государствами мира. Среди дипломатических достижений можно назвать следующие: принятие России в члены Международного валютного фонда; заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2) между Россией и США; подписание важных соглашений с Китаем; налаживание политических и экономических связей с Южной Кореей; установление тесного сотрудничества с ФРГ, Францией и другими странами. В отношениях России с Западом следует выделить Кэмп-Дэвидскую декларацию (1992), принятую на встрече Б. Н. Ельцина и президента США Дж. Буша. Ее значение в том, что “Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством”. В то же время в условиях новой геополитической реальности Россия потеряла контроль над традиционными зонами своего влияния. Это коснулось Средней Азии, где усилилось действие “мусульманского фактора”. Не стало СЭВа, и с каждым из его прежних членов приходится строить экономические отношения заново.

Билет 60. Российская Федерация в 2000–2013 гг. – успехи и провалы во внешней и внутренней политике, экономике, культуре.

На досрочных президентских выборах 26 марта 2000 г. победу из 11 кандидатов на этот пост одержал В. В. Путин. Среди первоочередных задач Президента В. В. Путина и его окружения стало разрешение чеченской проблемы и укрепление российской государственности.

В мае 2000 г. была проведена административная реформа в России, согласно которой создано 7 Федеральных округов: Центрального (центр г. Москва), Северо-Западного (центр г. Санкт-Петербург), Приволжского (центр г. Нижний Новгород), Южного (центр г. Ростов-на-Дону), Уральского (центр г. Екатеринбург), Сибирского (центр г. Новосибирск), Дальневосточного (центр г. Хабаровск) и учреждены в них полномочные представители Президента.

Согласно Положению они являются представителями Президента в пределах округа и обеспечивают на его территории реализацию конституционных полномочий главы государства. Основной задачей полпреда является организация в округе работы по выполнению органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики России.

В ходе административной реформы было упразднено прямое представительство региональных лидеров в Совете Федерации.

1 сентября 2000 г. указом Президента был учреждён Государственный Совет, который входит в систему исполнительной власти, а его членами являются все губернаторы и руководители субъектов РФ. Госсовет стал совещательным органом, в котором происходит согласование интересов федерального центра и регионов.

25 декабря 2000 г. были утверждены государственные символы России – Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

В 2001 г. В.В. Путин создал Государственный совет при Президенте России.

Начало XXI в. стало временем циничных и жестоких вызовов террористов. 23 октября 2002 г. 40 вооруженных бандитов захватили в заложники 912 зрителей и актеров мюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на Дубровке в Москве.

Людей продержали в плену три дня. Террористы пытались через родственников заложников вызвать массовые митинги с требованием вывода российских войск с территории Чечни в недельный срок, а также выдачи представителей новой Чеченской администрации. В случае невыполнения их требований террористы грозили уничтожить всех заложников, взорвав заминированное здание. Когда боевики начали расстреливать заложников, российские спецслужбы приступили к штурму здания театра. Им удалось уничтожить всех террористов. Но в ходе штурма для нейтрализации боевиков и предотвращения взрыва здании был применен отравляющий газ. Погибло 130 заложников, в том числе 5 человек были убиты бандитами. Среди жертв было 10 детей.

1--3 сентября 2003 г. произошёл в захват заложников в г. Беслан в Северной Осетии. В День знаний группа вооруженных людей, ворвалась в школу № 1 и удерживала около 400 заложников в течение трех дней. Боевики требовали вывода российских войск из Чечни и освобождения из тюрем осужденных за терроризм.

В марте 2004 г. В. В. Путина был избран Президентом России на второй срок.

По предложению В. В. Путина в марте 2005 г. в рамках усиления антитеррористического законодательства после трагических событий в Беслане в целях вовлечения широких кругов общества в реализацию государственной политики была создана Общественная палата. В состав Общественной палаты вошли граждане России, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, а также представители общероссийских региональных и межрегиональных общественных объединений и некоммерческих организаций.

2 марта 2008 г. Президентом РФ был избран Д.А. Медведев. Премьер-министром стал В. В. Путин.

На следующий день после инаугурации 7 мая 2008 года Медведев назначает В. В. Путина председателем правительства России. Складывается т. н. «тандем» Медведева и Путина.

7 мая 2012 года Президент России Владимир Путин внёс в Государственную Думу РФ кандидатуру Дмитрия Медведева для получения согласия на назначение его Председателем Правительства Российской Федерации. 8 мая Государственная Дума дала согласие Президенту Путину на назначение Медведева Председателем Правительства.

Владимир Путин 7 мая 2012 года вступил в должность Президента Российской Федерации.

В области внешней политики в 2000 г. был подписан договор о создании Союзного государства России и Беларуси. Были утверждены новая редакция Концепции национальной безопасности и Концепция внешней политики Российской Федерации.

В 2001 г. Россия стала членом вновь созданной Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которая объединяет также Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. ШОС ставит своей задачей стабилизацию обстановки в Центральной Азии и развитие многопланового сотрудничества стран-участниц.

В 2002 г. была подписана Римская декларация «Отношения Россия-НАТО: новое качество». Это заложило основу для дальнейшего развития сотрудничества России с Организацией Североатлантического договора в областях, представляющих взаимный интерес. Ведется практическая работа по реализации совместных проектов, в т. ч. в области борьбы с терроризмом, нераспространения, регулирования, контроля над вооружениями и мер укрепления доверия, поиск и спасание на море, сотрудничество между военными в сфере военных реформ.

8 - 12 августа 2008 г. произошёл вооружённый конфликт между Грузией и Южной Осетией. В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. грузинские войска начали артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвала и прилегающих районов. Затем последовал штурм города грузинской пехотой с использованием бронетехники. 8 августа к конфликту на стороне Южной Осетии присоединилась Россия в рамках «операции по принуждению грузинской стороны к миру», которая заявила о завершении операции 12 августа.

В урегулировании конфликта принял участие Президент Франции Н. Саркози, как глава государства, председательствующего в Евросоюзе. С 14 по 16 августа руководители государств, вовлечённых в военный конфликт подписали план мирного урегулирования грузино-южноосетинского конфликта, получившего название «План Медведева -- Саркози».

26 августа Президент РФ Д. А. Медведев подписал указ о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Страны Евросоюза, НАТО, ОБСЕ, США осудили признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.

В ноябре 2008 г. президент Грузии М. Саакашвили признал, что Грузия первой начала агрессию против Южной Осетии.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.007 с.)