ТОП 10:

Внутренняя политика Ивана IV от внутренней рады к опричнине.



После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать-Елена, дочь князя Глинского-выходца из Литвы. И в годы правления Елены, и после ее, смерти (1538; есть предположение, что она была отравлена) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Вельских, Шуйских, Глинских. Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников тяжело отразился на положении народных масс, вызвав недовольство и открытые выступления в ряде русских городов. В июне 1547 г. в Москве вспыхнул сильный пожар. Два дня бушевало пламя. Город почти полностью выгорел. Около 4 тыс. москвичей погибли в огне пожарища. Иван IV и его приближенные, спасаясь от дыма и огня, спрятались в селе Воробьеве. Слухи, пожар-дело рук Глинских, с именем которых народ связывал тяжелые годы боярского правления. В Кремле на площади у Успенского собора собралось вече. Один из Глинских растерзан восставшим народом. Дворы их сторонников и родственников были сожжены и разграблены. "И вниде страх в душу моя и трепет в кости моя",вспоминал впоследствии Иван IV. С большим трудом правительству удалось подавить восстание. Выступления против феодалов произошли в городах Опочке, несколько позднее в Пскове, Устюге. Классовые противоречия нашли отражение в распространении ересей. Например, холоп Феодосии Косой, наиболее радикальный еретик того времени, выступал за равенство всех людей и неповиновение властям. Его учение получило широкое распространение, особенно среди горожан. Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах. Дальнейшее развитие страны требовало укрепления государственности, централизации власти. Иван IV вступил на путь проведения структурных реформ.

Избранная Рада. Особую заинтересованность в проведении реформ высказало дворянство. Своеобразным его идеологом был талантливый публицист того времени дворянин Иван Семенович Пересветов. Он обратился к царю с посланиями, изложил программу преобразований. Предложения Пересветова предвосхитили действия Ивана IV. Историки считали, что автором челобитных был сам Иван IV. Установлено, что И.С.Пересветов-реальная историческая личность. Исходя из интересов дворянства, он резко осудил боярское самоуправство, видел идеал государственного устройства в сильной царской власти, опиравшейся на дворянство. "Государство без грозы, что конь без узды".1549 г. из приближенных к молодому Ивану IV людей сложилось новое правительство. Получило название Избранная Рада-так называл его на польский манер А.Курбский в одном из своих сочинений. Состав Избранной Рады не совсем ясен. Ее возглавлял А.Ф.Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избранной Рады участвовали представители различных слоев господствующего класса. Князья Д.Курлятев, М.Воротынский, московский митрополит Макарий, священник Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских царей) Сильвестр, дьяк Посольского приказа И.Висковатый. Состав Избранной Рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная Рада просуществовала до 1560 г. и явилась тем органом, который проводил преобразования, получившие название реформ середины XVI в.

Венчание на царство. Центральное и местное управление. В январе 1547 г. Иван IV, официально венчался на царство, в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария Иван IV принял шапку Мономаха. Церковь как бы утверждала божественное происхождение царской власти, усиливала и свой авторитет. Отныне великий князь московский стал называться царем.

Роль законодательного и совещательного органа при великом князе и при царе играла Боярская дума. При Ивана IV втрое расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль боярской аристократии. Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового органа господствующего класса-Земского собора. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В период бесцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Первый Земский собор созван в 1549 г. Принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и сформулировал программу реформ середины XVI в. (состоялось более 50 Земских соборов; последние Земские соборы в России собирались в 80-е годы XVI в.). В состав Земских соборов входили Боярская дума, Освященный собор-представители высшего духовенства; на Земских соборов присутствовали представители дворянства и верхушки посада. Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления отдельными территориями стали поручаться ("приказываться", как тогда называли) боярам. Так появились первые приказы-учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало 2 десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (арсенал). Иностранными делами ведал Посольский приказ, государственными финансами — приказ Большой приход; государственными землями, раздаваемыми дворянам, Поместный приказ; холопами-Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями: приказ Сибирского дворца управлял Сибирью; приказ Казанского дворца-присоединенным Казанским ханством. Во главе приказа стоял боярин или дьяк-крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. К петровским преобразованиям в начале XVIII в. было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной. Стала создаваться единая система управления. Сбор налогов на местах ранее поручался боярам-кормленщикам. Они были фактически правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т.е. они "кормились" за счет управления землями. В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) передано губным старостам (губа-округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост- из числа зажиточных слоев среди черносошного населения там, где не было дворянского землевладения, и городовых приказчиков или излюбленных голов-в городах. Т. О., в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

Судебник 1550 г. Основа- судебник Ивана III. Изменения: подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день; увеличена плата за "пожилое"; феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина; впервые введено наказание за взяточничество, московский рубль основная платежная единица в стране; право сбора торговых пошлин переходило в руки государства; население страны обязано нести тягло-комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. установлена единая для всего государства единица взимания налогов-большая соха. Податная реформа более ухудшила положение народных масс. Военная реформа: укрепление вооруженных сил страны; ядро армии - дворянское ополчение. Опора власти царя-"избранная тысяча"-1070 провинциальных дворян под Москвой; составлено "Уложение о службе". Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли, как боярин, так и дворянин, должны были выставлять одного воина и являться на смотры "конно, людно и оружно". С 1550 г. постоянные стрелецкие войска. Стрельцов было 3 тыс. чел. Стали привлекать иностранцев. Усилена артиллерия. Пограничной служба- казачество. Ополчение-"служилые люди по отечеству", т.е. по происхождению. "Служилые люди по прибору", т.е. по набору. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла "посоха"-ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей. На время военных походов ограничивалось местничество-порядок замещения должностей в зависимости от знатности и служебной карьеры предков. В середине XVI в. составлен официальный справочник-"Государев родословец", упорядочивший местнические споры.

Стоглавый собор. В 1551 г. собрался Собор русской церкви, название Стоглавый, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Собор одобрил: принятие Судебника 1550 г.; реформы Ивана IV.;составлен общерусский список; упорядочилась и унифицировалась обрядность на всей территории страны; церкви оставили земли, приобретенные ею ранее, но в дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Т.о., в вопросе о монастырском землевладении победила линия на его ограничение и контроль со стороны царя. Реформы 50-х годов XVI в. способствовали: укреплению государства; усилению власти царя; привели к реорганизации местного и центрального управления; укрепили мощь страны; создали предпосылки для решения внешнеполитических задач, стоявших перед Россией; но остался нажим на крестьянство.

Опричнина. Иван IV, борясь с мятежами и изменами феодальной знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основными препятствиями к установлению которой были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Иван IV расправился с остатками феодальной раздробленности чисто феодальными методами.В январе 1565 г. через село Коломенское и Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров). Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом послании, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел. (Термин "опричнина" происходит от слова "опричь"-кроме. Так назвал Иван IV территорию, которую он просил выделить себе в особый удел). Во втором послании, обращенном к посадским людям, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет. Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины. Опричники селились на землях бояр, которых выселяли на территорию земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась система органов управления государством. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизирующие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны. Опричнина по форме была возвращением к временам феодальной раздробленности. Однако она преследовала другую цель-уничтожить остатки феодального дробления в России. Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. В Твери был убит московский митрополит Филипп, в Москве отравлен вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В 1579 г. Иван IV предпринял поход на Новгород, который хотел якобы отойти к Литве. По дороге разгрому подверглись Клин, Торжок, Тверь. Опричнина не уничтожала окончательно боярско-княжеского землевладения, но сильно ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии в государстве, выступившей против централизации. В то же время опричнина ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению. Разгром наиболее богатых территорий страны в годы опричнины и Ливонская война явились причиной социально-политического и внешнеполитического кризиса, в котором оказалась Россия на рубеже XVI-XVII вв.Разгромив боярско-княжескую оппозицию, Иван IV встретился с новыми проявлениями сепаратизма, но не только со стороны бояр, но и среди верхушки опричников. Опричнина давала временный эффект, т.к. это была попытка грубой силой сломить то, что покоилось на экономических законах развития, свойственных феодализму. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, потому, что законы экономического развития невозможно было изменить никакими казнями и репрессиями. Набег крымских татар на Москву в 1571 г., которые сожгли московский посад, показал неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Заставило царя отменить опричнину, в 1572 г. преобразована в "Государев двор". Необходимость борьбы с удельной стариной, потребность централизации и укрепления государственности были объективно необходимы для России. Речь шла о путях централизации и о методах ее осуществления. Альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной Рады. Это позволило вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию с "человеческим лицом". Правление Грозного предопределило дальнейшую историю нашей страны-"поруху" 70-80 гг.XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI-XVII вв., которое современники называют "смутой"







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.22.132 (0.005 с.)