![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какова сущность и специфика педагогического знания, и какое место занимает педагогика среди других гуманитарных наук.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
а) особенности социальных и гуманитарных наук: социально-гуманитарные науки отличаются отестественно-математических и технических наук по следующим основаниям: - по объекту исследования– естественные науки изучают природную реальность, т.е. то, что существует объективно, как «мир вещей»; социально-гуманитарные науки изучают социальную реальность, т.е., то, что существует как объективно-субъективная реальность, как «мир людей»; - по функциональному основанию – естественные науки стремятся объяснить причины природных явлений, социально-гуманитарные науки обеспечивают понимание смысла социальных явлений. Естественные науки стремятся изучитьколичественно-качественные характеристики предмета исследования, социально-гуманитарные науки – прежде всего, качественные характеристики; - по целям исследования – естественные науки преследуют цель: открытие общих законов природы,а социально-гуманитарные науки – познание специфических проявлений культуры. Естественные науки применяют монологовую форму познания, социально-гуманитарные науки ориентированы на диалоговую форму. Данные обстоятельства позволяют признать социально-гуманитарные науки науками особого рода. Объектом социально-гуманитарных наук являются: - общество, т.е. форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на определенных собственнических и управленческих отношениях; - различные сферы общества, т.е. определенные области жизнедеятельности людей, созданные для решения конкретных задач, - продукты духовной деятельности человека, т.е., прежде всего тексты, которые представляют собой систему знаков, отражающую определенный смысл. Предметом социально-гуманитарных наук являются свойства, стороны, отношения, процессы, происходящие в различных сферах общества, в продуктах духовной деятельности человека. 1 необходимость учета в них феномена свободы В связи с этим в социально-гуманитарных науках меньше определенности и больше гипотетичности, чем в естественных науках, 2необходимость изучения субъективной реальности Существенным компонентом всех объектов социально-гуманитарных наук служит субъективная реальность – сознание человека. Сознание нельзя зафиксировать объективными методами
3 высокая степень уникальности изучаемых объектов. Уникальность – это неповторимая совокупность свойств, присущих данному объекту. Уникальным является каждый объект. Напомним, что в качестве объектов познания могут выступать и системы, и процессы (материальные и духовные), и события, и явления, и свойства – все, что может изучаться. Степень уникальности социально-гуманитарных объектов намного выше, чем объектов природы или техники. б) характеристика педагогики как гуманитарной науки, ее объект, предмет; Объект педагогики – явления действительности, которые определяют развитие, обучение и воспитание человеческого индивида в его взаимодействии с обществом. Предмет педагогики - образование как реальный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (например: в семье, в образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса. Основываясь на сущности предмета педагогики, В.А. Сластенин определяет педагогику следующим образом: педагогика – это гуманитарная наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни. Проблемы, исследуемые педагогикой: изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности, определение целей воспитания, разработка содержания воспитания, исследование методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности. в) традиционные и актуальные задачи педагогики; - выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием; - изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности; - разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами; - прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее;
- внедрение в практику образования результатов педагогических исследований. Задачи педагогики: теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания; анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта; обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания; обеспечение эффективного управления образовательной политикой; разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности; внедрение результатов педагогических исследований в практику; научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами. г) связи педагогики с философией, психологией, социологией и др. Педагогика развивается и совершенствуется, укрепляя свои связи с такими науками как психология, философия, социология, этика, эстетика, физиология, гигиена, история, математика и др. Эта связь выражается в трёх основных аспектах: 1) педагогика заимствует из этих наук их понятия, идеи, категории и интерпретирует применительно к предмету своего исследования. 2) педагогика заимствует методы их исследования 3) педагогика сама обогащает другие науки разработанными в её недрах идеями и теориями (например, теория детского воспитательного коллектива А.С. Макаренко получила в дальнейшем развитие в психологии, социологии и т.д.). Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования. С другой стороны, педагогика является «полигоном» для приложения и апробации философских идей. Педагогика разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека С психологией: Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Психология как наука, результаты психодиагностики являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами. С социологией: Межнаучные связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, поскольку эти науки изучают планирование образования, определение основных направлений развития различных слоев населения, законы социализации и воспитания личности в различных общественных институтах. Социология – наука, которая исследует общество с точки зрения целостной системы. Именно социологическая наука предлагает педагогической науке большой практический научный информационный материал с целью эффективного применения результативных выводов научных исследований для организации процессов обучения и воспитания. Педагогика нуждается в конкретно-социологических исследованиях, которые дают обширный опытный материал, позволяющий организовать процесс профессионального воспитания и обучения системно и целенаправленно.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1966; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.92.26 (0.01 с.) |