ТОП 10:

В чем заключается сущность педагогической диагностики и как на основе результатов диагностики проектируется индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития школьников?



А) характеристика понятий «педагогическая диагностика», «методы и средства педагогической диагностики»;

Педагогическая диагностика – это система деятельности педагогов, которая заключается в изучении состояния и результатов процесса обучения. Она позволяет корректировать этот процесс в целях повышения качества обучения и квалификации специалистов. Как неотъемлемая часть образовательной деятельности, диагностика направлена на эффективное управление всем учебным процессом.

Термин «педагогическая диагностика» был введен в науку в 1968 г. немецким ученым К. Ингекампом. Под диагностикой он понимал процесс, в ходе которого учитель наблюдает за учащимися, проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов с целью описать их поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем.

Основными объектами изучения в школе могут быть: школьник, классный коллектив, педагогический коллектив, педагог-воспитатель, семья, педагогический процесс в целом. Педагогическая диагностика выполняет следующие основные функции:

1. определение особенностей развития во времени учебно-воспитательного процесса в конкретном классе, группе классов или в целом в школе;

2. установление зависимости между внутренними и внешними условиями педагогического процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации учебно-воспитательной работы, а также форм и методов менее всего повлиявших на развитие личности школьника;

3.внутренняя и внешняя коррекция результатов педагогического процесса;

4.подтверждение положительных результатов деятельности;

5. прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний учебно-воспитательного процесса и его результатов (тенденции обученности и воспитанности детей, динамики развития детского коллектива);

6.планирование последующих этапов работы.

Диагностику следует рассматривать как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса.

С этой целью в образовательном учреждении могут проводиться различные педагогические измерения с применением разнообразных методов: эмпирические методы (наблюдение, беседа, эксперимент), а также интервьюирование, анкетирование, опрос, ранжирование, цветограмма, шкалирование, недописанный тезис и другие.

Особое значение для диагностики имеет метод тестирования, так как он является одним из основных способов организации и построения мониторинга в образовании. В настоящее время в ходе диагностики активно применяются тесты дидактические, тесты психологические, тесты достижений, тесты обучаемости, тесты способностей. Например, с помощью тестов достижений и дидактических тестов осуществляются следующие направления диагностической деятельности:

* Диагностика успеваемости учащихся школы за учебный период (четверть, полугодие и т. д.).

* Диагностика качества знаний учащихся школы по предметам за учебный период.

* Диагностика результатов деятельности педагогов школы, п Диагностика успеваемости класса.

* Диагностика динамики успеваемости ученика.

”Сущность педагогической диагностики — изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей” (А.И. Кочетов).
Педагогическая диагностика, продолжает А.И. Кочетов, призвана ответить на ряд вопросов:
- что и зачем изучать в духовном мире воспитанников и воспитателей?
- по каким параметрам и показателям изучать?
- где и как использовать результаты получаемой информации о качестве педагогической деятельности?
- при каких условиях диагностика включается в целостный учебно-воспитательный процесс?
- каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся — самопознанию

Педагогическая диагностика — это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса. Это и процедура постановки диагноза. Сущность педагогической диагностики — распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров; выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении. Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.
Педагогический диагноз — это разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций.
Педагогическая диагностика имеет в виду профессиональную деятельность педагога (учителя, преподавателя, воспитателя) по постоянному изучению и оценке динамичной ситуации педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта: ребенка, школьника, студента или группы, коллектива. Она преподносит педагогу исходные данные и ключ для практического решения конкретных педагогических задач. Следовательно, педагогическая диагностика есть предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии.

Ещё К.Д. Ушинский утверждал: чтобы воспитывать личность во всех отношениях, надо знать её во всех отношениях. Добавим, надо знать во всех отношениях также и воспитателей, их воспитанность профессиональную подготовленность, а также педагогическую культуру родителей, возможности и особенности детского коллектива, положительные и отрицательные влияния на детей в микрорайоне школы, городе.

Один из основных объектов диагностики учебного процесса, который определён в документах по реформе школы и отражен в существующих исследованиях по дидактике – это воспитательная эффективность учебных занятий: эффективное использование содержания, организации средств и методов обучения для управления психическим развитием детей, для воспитания у них познавательной самостоятельности, ответственности, требовательности к себе и другим.

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

В) сущность проектной деятельности современного педагога;

Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

По определению Чечеля И.Д, метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

-Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, можно отметить отсутствие у ученых единого мнения о сущности данного метода в условиях современного образования.

Метод проектов- способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Под проектной деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

г) анализ результатов диагностики школьника и их учет при проектировании индивидуального маршрута обучения, воспитания, развития.

19. В чем проявляются деятельность современного педагога как организатора взаимодействия с учащимися, других субъектов образовательного процесса?

А) характеристика понятий «организаторская деятельность педагога», «субъекты образовательного процесса»;

Организаторская деятельность педагога предполагает умение включать учащихся в различные виды деятельности и организовывать деятельность коллектива. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. К организаторским как общепедагогическим относятся мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные умения.

Мобилизационные умения - это умения привлечь внимание учащихся и развить у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребности в знаниях, вооружить учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда, использовать знания и жизненный опыт воспитанников для формирования у них творческого отношения к окружающему миру, создать специальные ситуации для совершения воспитанниками нравственных поступков.

Информационные умения включают в себя умения изложить учебный материал, работать с источниками, а также умения дидактически преобразовывать информацию.

В процессе общения с учащимися информационные умения проявляются в способности логически правильно строить и вести рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение; формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно; перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала.

Развивающие умения предполагают определение "зоны ближайшего развития" (Л.С. Выготский) отдельных учащихся и класса в целом.

Ориентационные умения представляют собой умения формировать ценностные установки воспитанников, куда входят отношения к труду, явлениям природы и общества, идеалов и других мотивов поведения; привитие устойчивого интереса к учебной и исследовательской деятельности, к профессиональной деятельности, соответствующей склонностям, а также к совместной творческой деятельности учащихся.

Функции педагога – организатора

  1. Содействует развитию личности ребенка, его талантов и способностей, формированию общей культуры учащихся.
  2. Организует работу детских клубов, кружков и других школьных объединений по интересам, руководит школьной детской общественной организацией, школьными органами детского самоуправления.
  3. Руководит работой по одному из направлений воспитательной работы (краеведение, туризм, техническое творчество, и т.д.)
  4. Организует и проводит все общешкольные внеклассные мероприятия (вечера, праздники, походы, экскурсии и т.д.)
  5. Сотрудничает с учреждениями культуры и спорта, родителями, общественностью.

В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей:

• усвоение задачи, установление соотношения организаторов и организуемых к условиям задачи;
• подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;
• определение материальных средств, временнь'гх и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;
• распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж;
• внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;
• учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи;
• определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;
• работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;
• итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной деятельности (Л.И.Уманский).

Специфика организаторской деятельности педагога проявляется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной). Содержание, формы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. Л. И. Уманский отмечал в связи с этим, что конечная цель организаторской деятельности задается, как правило, не самим организатором, а другим человеком или группой людей.

Своеобразная отстраненность организаторской деятельности педагога от результатов деятельности детей тем не менее обнаруживает свою эффективность в количественно-качественных показателях продуктивных и непродуктивных видов деятельности. В то же время о ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитанность учащихся, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы школьников. Однако основной продукт организаторской деятельности всегда носит психологический, идеальный характер.

Деятельность педагога-организатора строится на основе переработки поступающей информации. Важнейшей является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов. Отсюда организаторская деятельность представляет собой различные методы, средства и приемы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия.

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности; это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Субъекты образовательного процесса
- учащиеся, их семьи, социальные и профессиональные группы, административные институты и институты гражданского общества.

Б) особенности работы педагога с разными возрастными группами учащихся;

Задача школы первой ступени - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей В школьный возраст, отмечал ЛС Выготский, ребенок в ст топает с относительно слабой функцией интеллекта (по сравнению с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше) В школе интеллект развивается так, как ни в какой другой период И здесь особенно вел ика роль школы, учителя.

Значительные усилия прилагают учителя для того, чтобы выработать у учащихся начальных классов умения самоконтроля при заучивании.Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе со циализации личности чрезвычайно великлика.

Начальная школа должна привлекать своих воспитанников к посильной, разумно организованной производительного труда, значение которой в формировании социальных качеств личности трудно с чем-то сравнить Труд, который исполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам Положительные результаты обеспечиваются в результате сочетания труда с игрой, где максимально проявляется инициативность, самодеятельность, соревнования самих детей Стремление младшего школьника к яркому и чрезвычайного, желание познать прекрасный и чудесный мир, а также желание испытать чрезвычайную подвижность - все это должно удовлетворяться в разумной игре, которая приносит пользу и удовольствие, способствует развитию у детей трудолюбия, культуры движений, навыков коллективной деятельности и разносторонней активностисті.

Средний школьный возраст (от 10 - 11 до 15 лет) - переходный от детства к юности Он совпадает с обучением в школе второй степени (V - IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма.

Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма У девочек оно начинается в одиннадцать лет, у мальчиков - несколько позже, с двенадцати-тринадцати лет Половое созревание вызывает серьезные изменения в жизнедеятельности организма, нарушает внут утренние равновесие, вносит новые переживанияня.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста - ее специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении Однако, ле егка возбудимость, интерес к чрезвычайному, яркого часто является причиной самопроизвольного перенос внимания. Чтобы не потерять возможности сензитивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить спи ные и отличительные особенности, причинно-следственные зависимостиності.

В подростковом возрасте осуществляется интенсивное нравственное и социальное формирование личности Однако, мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми руководствуется школьник в своей поведении, еще не приобрели устойчивости, прочности, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни Итак, решающая роль здесь принадлежит правильно организованному воспитанию В зависимости от того, какой мо ный опыт получит подросток, будет формироваться его личностьсть.

Особое значение в моральной и социальной поведении подростков имеют чувство Они становятся осознанными и сильными (у младших школьников импульсивные) Свои чувства подростки проявляют чрезвычайно бурно о, иногда аффективно Особенно сильно проявляется гнев Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышка и гнева Подростковый возраст называют также возрастом катастроф Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру.

Педагогам необходимо глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить с себя на Его место в чрезвычайно сложных и противоречивых условиях реальной жизни Это верный путь преодоления прогрессирующего пока отчуждения подростков от учителей, школы, общества Ученик среднего шк ильного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доведениемями.

Старший школьный возраст (15 - 18 лет) Юношеский возраст - это период формирования мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения Юность - период самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пор ра поисков, надежд, мечтаний \"В огне, оживляющем юность, отливается характер человека Вот почему не следует ни тушить огня того, ни боятся его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни в есняясь его свободного горения, а только заботится о том, Чтобы материал, Который в это время вливается в душу юности, Был хорошего качества \", - писал КД Ушинский

У старшеклассников, как правило, ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях - характерная черта нынешнего старшеклассника Это определяет есть развитие, а функционирование психических процессов характеризуется целенаправленностью: внимание - произвольностью и продолжительностью, память - логическим характером, мышление - более высоким уровнем обобщения и абстр гування, постепенно приобретает теоретической и критической направленноститі.

У старшеклассников укрепляются социальные мотивы поведения Важное значение имеет статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива Коллектив корректирует качества и личности, формирует те черты, которые культивируются В данный момент в данном коллективе В равной степени коллектив способствует появлению как негативных, так и положительных качеств Сейчас возросла роль неформальных молодежных их организаций, программы которых привлекают многих старшеклассников У молодежи повышается критическое отношение к действительности, выросли критерии оценок и требований к учителям и взрослых Оценка, снисходительность в этом возрасте практически не принимаютсяаються.

Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, находящихся на пороге выбора профессии, отличаются пестрой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном - каждый хочет е занять достойное место в жизни, получить интересную работу и высокую зарплату, иметь счастливую семью За последние годы произошла переоценка \"престижных\" профессий, а переход к новым условиям хозяйствования в государстве еще больше обострил всегда волнительно молодежь вопросы Хорошей профессии считают ту, где можно сполна реализовать свои способности и хорошо зарабатывать.

В) проблемы, трудности, ошибки в работе педагога со школьниками, их родителями, коллегами; пути преодоления этих проблем;

Выявлены следующие факторы «негативного» влияния на учеников, которые могут привести даже к социально-педагогической запущенности (по Р.В. Овчаровой):

1.Фактор личностной тревожности и сверхконтроля поведения со стороны педагога через доминирование или гиперопеку, который ведёт к снижению социальной активности ребёнка и затрудняет формирование его субъектности.

2.Фактор преимущественного развития вербального интеллекта у педагогов (и, как следствие, преобладание в их работе словесных форм обучения и воспитания), входящий в противоречие с неразвитостью вербального интеллекта у запущенных детей, негативно отражающихся на результатах учебной деятельности.

3.Фактор поведенческой агрессивности педагогов на фоне неадекватной самооценки, который означает, что они неосознанно провоцируют ответные реакции детей.

4.Фактор равнодушия, формального отношения к чувствительному, несбалансированному и незащищённому ребёнку, который разрушает личностно-эмоциональное общение, не способствует решению проблем ребёнка.

5.Фактор неадекватного отношения к себе и малодифференцированного образа «я» педагога, показывающий, что воспитатели и учителя слабо разбираются в себе и своих собственных проблемах. Не умея правильно оценить и принять себя, они не в состоянии сделать это и по отношению к проблемным детям, для которых принятие и признание окружающими является самой актуальной проблемой.

Вывод:чтобы не оказывать пагубного влияния на учеников, нужно разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, со своим здоровьем.

Труд учителей не нормирован в действующем законодательстве, а причина проста. Он измеряется и нормируется лишь в той части, которую можно «отмерить» количеством проводимых уроков, но большая часть неучтённого ни кем и нигде времени (подготовка к урокам, проверка тетрадей, дневников, беседа с родителями, внеклассная и внешкольная работа) остаётся неофициальной нагрузкой.

Инструкций, положений, дополнений больше день ото дня, однако, чёткости в определении обязанностей учителей нет (определении прав и подавно.)

Продолжительность рабочего дня учителей величина неопределённая и неуправляемая, которая в целом превышает трудовую нагрузку большинства работников различных сфер. Учителя, и это не стоит забывать, наиболее многочисленная группа перегруженных работников. Да и обычно, все они женщины, которые должны выполнять домашнюю работу, растить и воспитывать своих детей.

Перегрузки учителей связаны с тем, что вместо 18 уроков в неделю (ставка) они берут по 36 и больше, особенно часто встречается эта ситуация у учителей-предметников в старших классах. Объяснение этому – нехватка кадров, низкая зарплата, желание подработать…

Нагрузку ниже нормы (18 часов в неделю) имеют лишь 3% учителей, выше нормы – 68%.

Переутомление педагогов связано со спецификой трудовой деятельности. Повышенная нервная напряжённость, работа с детьми, постоянная мобилизация физических и духовных сил, значительное превышение нормы рабочего времени.

Очень многие работают ещё и классными руководителями. В этом учебном году (2005-2006) законодатель вспомнил и о них. Зарплата за классное руководство составила 1000 рублей! Но… Вычтем 13% подоходного налога, и не забудем наполнить классы в городах хотя бы до 25 человек, а на селе – более 14…

Поговорив о доходах, вернёмся к нагрузке. Если учебный час всё-таки имеет свою «цену», то час воспитательной работы классного руководителя ещё нет. А готовить классные часы иной раз во многом сложнее, чем подготовить урок по предмету. По мнению классных руководителей их нагрузка в неделю колеблется от 3 до 20 часов.

Что же получается? Недостаток свободного времени даже опытного, талантливого, перспективного педагога разочаровывает в своей профессии. Они выдыхаются, сгорают (называйте как угодно), … уходят из школы. Ни одна профессия на земле не требует от своих служителей подобных жертв.

Первым этапом должно стать информирование педагогов о том, что такая проблема существует и вызвана она объективными причинами – работой в сфере человек–человек. Понятно, что при сообщении педагогам списка симптомов необходимо исключить всякие упоминания о возможных проявлениях агрессивности и ограничиться упоминанием только того, что не будет выглядеть угрожающим для перфекциониста. Тогда педагоги воспримут это сообщение с радостью, вызванной тем, что их поняли. Кроме того, это несколько снизит их озабоченность собственным состоянием, потому что оно станет более понятным, определенным, а значит — подконтрольным.

Второй этап стоит посвятить осознанию и принятию педагогами своего перфекционизма, то есть страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха. Однако этому должна предшествовать подготовка, мотивирующая их к этому.

Третий этап необходимо посвятить накоплению ресурсов для изменения. Он должен быть долговременным и возможен только в том случае, если администрация школы осознает его необходимость, предоставит для него условия и сама будет в этом участвовать.

Должна проводиться большая работа по сплочению коллектива, причем желательно, чтобы это позволяло учителям выйти из привычной роли: например, участие в спортивном празднике, совместная поездка в дом отдыха, в театр.

Понятно, что такая работа должна проводиться очень осторожно, поскольку предстоит встретиться с сопротивлением некоторых участников. Но нужно дать им право на это сопротивление, уделить еще большее внимание и показать принятие, тогда уже можно ожидать хороших результатов.

Г) возможности разных педагогических технологий в решении задач развития личности школьника.

Современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций. К инновационным технологиям обучения относят:

  • интерактивные технологии обучения,
  • технологию проектного обучения,
  • компьютерные технологии.

Это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности в сфере образования и воспитания.

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии - атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

20. Проблемы взаимодействия педагога с субъектами образовательного процесса?

А) характеристика понятия «субъекты образовательного процесса», «способы взаимодействия педагога с субъектами образовательного процесса»;

Различают следующие виды педагогических взаимодействий:

педагогические(отношения воспитателей и воспитанников);

взаимные (отношения со взрослыми и сверстниками);

предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);

самоотношения (отношения к самому себе).

Различают вербальные и невербальные способы педагогического взаимодействия. Не смотря на то, что основная часть профессионально значимой деятельности педагога связана с вербальном способом общения, эффективность педагогического взаимодействия зависит также и от того, насколько учитель владеет невербальной коммуникацией. Таким образом, взаимодействие можно рассматривать как систему взаимосвязей субъектов, которая обуславливает их взаимное влияние. В процессе взаимодействия между субъектами и объектами педагогического процесса возникают разнообразные связи:

·информационные (обмен информацией между субъектами образования);

·организационно-деятельностные (совместная деятельность);

·коммуникативные (общение);

·управления и самоуправления.

В процессе совместной деятельности и общения в коллективе образуется несколько систем отношений: Отношения, которые складываются между учителями для организации и реализации их деятельности, можно условно назвать официальными (или формализованными). Они включают в себя деловые отношения, которыми связаны между собой в той или иной мере все учителя, и отношения управления, которые складываются между администрацией и учителями, между учителями – руководителями отдельных участков работы – и их коллегами в этой области работы и т. д.

Кроме того, в педагогическом коллективе складываются две системы неофициальных отношений. Первая – общая система межличностных нравственно-психологических отношений, охватывающая весь педагогический коллектив. Вторая – сетка избирательных отношений, основанных на взаимных симпатиях между отдельными учителями. Обе системы отношений складываются под сильнейшим влиянием содержания деятельности учителей и их взаимоотношений в процессе ее организации и реализации.

 

 

Б)проблемы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса;

Среди потенциально конфликтогенных ситуаций в школе, между педагогом и обучающимся, можно выделить следующие:

1. ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

2. ситуации (конфликты) поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения;

3. ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

При всем разнообразии конфликтов можно выделить их основные причины:

– в последние годы учащиеся сильно изменились, тогда, как некоторые учителя видят их такими, какими были учащиеся десять – пятнадцать лет назад, поэтому отношения с учениками складываются напряженные;

– отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников. Так, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, зачастую воспринимается учителями как негативное отношение к их личности;

– консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств;

– оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье.

– учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика.

– немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение этих учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними.

В основе конфликтных отношений между учеником и учителем нередко лежит негативная оценка учащимися профессиональных и личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты.

В) причины возникновения проблем во взаимодействии, способы разрешения конфликтной ситуации.

Большая загруженность, несовпадение целей, интересов, позиций и точек зрения являются основными причинами возникновения конфликтных ситуаций.

Так как родители не являются профессиональными воспитателями, то у них с педагогами могут возникать разногласия по поводу правильного пути воспитания детей.

Требования, предъявляемые к педагогу:

1) создание условий для безопасного проявления личности каждого учащегося в различных учебных ситуациях, ч







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.019 с.)