Гибкость , мобильность, стрессоустойчивость. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гибкость , мобильность, стрессоустойчивость.



Личностные качества

a) личностные качества

 Интеллектуальные

-хорошее развитие памяти, внимания, воображения и мышления, определяемое по системе психологических критериев и показателей;

-· осознанность деятельности в преподаваемом предмете (как минимум) и осознанность педагогической деятельности.

 трудовые

- высокий уровень трудолюбия (явно выраженная трудовая активность и добросовестность в труде);

- положительное отношение к любому труду и прилежное его исполнение;

- умение строить гармоничные отношения с сотрудниками и преодолевать возможные противоречия в производственной кооперации;

- бережное отношение к продуктам труда и уважительное отношение к их создателям

- освоение методов энергосберегающего и экологического труда.

 эстетические

- развитое эстетическое восприятие и способность к сравнительной оценке как произведений искусства, так и проявлений обыденной жизни;

-проявление эстетического вкуса и эстетических чувств при встрече с современными объектами культуры и ее памятниками;

 педагогический такт– соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

 гуманность включает комплекс свойств личности, выражающих бережное отношение человека к человеку.

 нравственность

- устойчивая мотивация на учительскую профессию, ориентированная в основном на моральные стимулы и направленная на общественный прогресс;

- коллективистская направленность в отношениях с коллегами и доверительно дружеские отношения с учащимися;

- способность разрешать конфликты по законам справедливости и чести;

 темперамент

b) Ценностные ориентации.

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона профессиональной культуры педагога определяется его социальным статусом, функциями в обществе, самосознанием и самооценкой как члена социума, а также уровнем и способами взаимоотношения с другими социальными группами.

Профессиональное самосознание – это свойства его характера и интеллектуальные способности, необходимые ему для осуществления профессиональной деятельности. Среди них особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.

Вывод: Главными показателями качества профессиональной подготовки педагога сегодня являются такие личностные характеристики, по ФГОС, как:

–готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.

–мотивация на работу с учащимися;

–способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности;

–знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;

–владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ;

–знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания

б) расширение педагогических профессий и специальностей в новых социально-экономических и информационных условиях;

В конце ХХ века мир вступил в новую эпоху – эпоху информационного общества, развитие которого связано с разработкой и применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Создание развитой информационной среды и переход к информационному обществу невозможны без целенаправленной подготовки населения к жизни и работе в условиях массового применения информационных и коммуникационных технологий, в том числе Интернета. Другая ключевая задача состоит в создании эффективной системы информационной подготовки педагога для работы в образовательных учреждениях различного уровня и типа. Это обусловлено тем, что, как показывают последние исследования, не только российские, но и выпускники образовательных учреждений всех высокоразвитых стран отстают в освоении ИКТ, необходимых для эффективной деятельности в экономике, основанной на знаниях, и для активного участия в жизни информационного общества.

Человек сегодня рождается в одном мире, а самостоятельно ему придется действовать в другом. Вот почему развитие информационных компетенций у учащихся, связанных с умениями адаптироваться и найти себя в изменяющемся мире, самостоятельно собрать информацию, проанализировать и обобщить ее, передать другим людям – важнейшая задача современной школы и каждого педагога.

Становление информационного общества, таким образом, предполагает широкое применение ИКТ в образовании, что определяется следующими обстоятельствами:

во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому;

во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе;

в-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу ее модернизации.

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.

Применение компьютеров в образовании уже привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения.

Сегодня информационно-коммуникационая подготовленность педагога связана не только с предметной подготовленностью, но и с умениями быть квалифицированным интернет-пользователем, коммуникатором с помощью ПВЭМ, компетентным специалистом в области дистанционных форм (взаимодействие с учащимися через «форумы» и «чаты») и активных методов обучения, ориентированных на использование Интернета и других современных средств связи.

в) профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация, профессиональное мастерство;

Оптация (формирование профессиональных намерений, профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии на основе учета индивидуально-психологических особенностей);

 

Профессиональная подготовка (формирование профессиональной направленности и системы социально и профессионально ориентированных знаний, умений, навыков, приобретение опыта решения типовых профессиональных задач);

 

Профессиональная адаптация (вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, усвоение новых технологий профессии, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности);

 

Первичная и вторичная профессионализация (формирование профессионального менталитета, интеграция социально и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые констелляции, высококвалифицированное выполнение профессиональной деятельности);

 

Профессиональное мастерство (полная реализация, самоосуществление личности в творческой профессиональной деятельности на основе относительно подвижных интегративных психологических новообразований, творческое проектирование своей карьеры, достижение вершин («акме») профессионального развития).

 

1) Проф. Подготовка (стандарт) педагога

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса.

Профессиональная подготовка педагога состоит из ряда аспектов, необходимых для выполнения основной задачи педагога:

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения и т.д.

3. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

4. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

5. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся и т.д.

6. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

7. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития и т.д.

2) Профессиональная адаптация понимается как, с одной стороны, процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, а с другой стороны, - процесс активной реализации накапливаемых профессиональных знаний, как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие. Временная компетентность, адекватные временные представления и временные ориентиры педагога являются системообразующими факторами в процессах развития социальных установок деятельности и профессионального становления. Этапы профессиональной адаптации и развития социальных установок деятельности педагогов имеют сходную временную динамику, обусловленную длительностью педагогической деятельности и изменением содержательных компонентов социальных установок.

На становление педагога как профессионала оказывают свое влияние возраст, педагогический стаж и особенности профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность требует от человека, занимающегося ей, постоянного развития и самосовершенствования. Педагогическое мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения подрастающего поколения. В условиях модернизации воспитательной и образовательной системы от преподавателей требуется постоянное стремление к саморазвитию.

Таким образом, процесс профессиональной адаптации не прекращается с ростом педагогического стажа, он происходит постоянно, требуя от педагогов образовательных учреждений постоянной готовности к обновлению и приспособлению к новым условиям изменяющейся образовательной системы.

3) Первичная профессионализация есть процесс становления специалиста. Она включает в себя приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала профессиональной деятельности, т.е. приобретение специальности. Соответственно, показателем успешного прохождение этапа первичной профессионализации является окончание профессионального образования и получение профессиональной квалификации.

4) Вторичная профессионализация представляет собой становление и развитие профессионализма личности в ходе трудовой деятельности на основе накопления и использования профессионального опыта, профессиональной активности человека и широкого мировоззренческого подхода к решению профессиональных задач.

Таким образом, с одной стороны, процесс профессионализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью профессиональной зрелости, которая характеризуется обретением высокого профессионального мастерства и статуса; с другой стороны - профессионализация продолжается в течение всей жизни человека, поскольку совершенствование профессионального мастерства и развитие профессионализма не ограничено какими-либо временными рамками.

Содержанием процесса становления профессионального мастерства является формирование индивидуального стиля деятельности и позитивной личностной направленности на себя, деятельность и учащихся. Результатом этого процесса выступают новообразования в мотивационной, когнитивной, аффективной и поведенческой сферах личности педагога, а также повышение уровня познавательной и социальной самостоятельности учащихся.

г) познавательная деятельность студента педвуза и ее влияние на профессиональное становление.

Профессионально-ориентированный характер исследовательской деятельности студентов педагогического вуза можно проследить в том, что:

– студент приобретает систему научных знаний об исследовательской деятельности и в области исследовательской деятельности, исследование направлено не только на получение результатов, но и на осознание способов их достижения;

– у студента формируются исследовательские умения, связанные с организацией собственного исследования и исследования учащихся, контролем и самоконтролем его результатов;

– у студента формируется ценностное отношение к данному виду деятельности к себе как к субъекту данной деятельности, т.е. исследовательская деятельность осознаётся студентом как продуктивная личностно и профессионально значимая.

 

Главная ее цель - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации их личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Достаточно подробно освещен в психолого-педагогической науке вопрос о роли и месте исследовательского компонента в профессионально-педагогической деятельности учителя.

Подготовка будущих учителей предполагает овладение ими научными методами познания, формирование у них познавательной потребности, поисковой активности, готовности к самообразованию, а также рационально обобщенных приемов умственной деятельности.

В понимании сущности исследовательской деятельности в педагогической сфере мы разделяем точку зрения В. В. Краевского о том, что она может рассматриваться как индивидуальное и коллективное взаимодействие педагогов-исследователей, направленное на получение точного, объективного и системного знания о педагогической действительности обогащающего и развивающего педагогическую культуру. Для педагога осуществление исследовательской деятельности является чаще всего не самоцелью, а средством профессионального совершенствования. Особенно важно подчеркнуть, что учитель является как субъектом исследовательской деятельности, так и ее организатором в современной школе.

В образовательной практике вузов традиционно выделяют два вида исследовательской деятельности студентов: учебно- и научно-исследовательскую деятельность. Принято считать, что учебно-исследовательская деятельность студентов (УИДС) осуществляется в рамках учебного плана. Преимуществами УИДС является то, что при ее организации не требуется выделения специального времени, она носит массовый характер, так как позволяет включать в творческий процесс всех студентов. Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) рассматривается как система внеаудиторных занятий, непосредственно связанных с учебным процессом, однако имеющих качественную специфику и относительную самостоятельность. НИДС обеспечивает взаимосвязь между образовательным процессом и научно-исследовательской работой, проводимой кафедрами и научными подразделениями вуза. В процессе ее осуществления учитываются индивидуальные склонности и научные интересы студентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.02 с.)