Каковы сущностные характеристики процесса обучения? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы сущностные характеристики процесса обучения?



А) сущность понятия «образование» и характеристика ценностного, процессуального, результативного аспектов образования;

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Прежде всего о. – социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Как социальное явление о. прежде всего – объективная общественная сущность. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, т.к. и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как соц. явление - это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счёте определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

 

Образование как ценность. Ценностная характеристикаобразования предполагает рассмотрение трёх взаимосвязанных уровней:

  • образование как ценность государственная (образование является интеллектуальным, научно-техническим и культурным потенциалом государства);
  • образование как ценность общественная (разные слои общества видят ценности образования по-разному; зрелость гражданского общества определяется тем, насколько его представителям удаётся добиваться от государства решения проблем образования в пользу граждан, в интересах страны);
  • образование как ценность личности (качественное образование может стать решающим условием высокого уровня жизни человека, обеспечить реализацию его жизненных интересов и личностных способностей).

Образование как процесс – освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижении цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изменения в человеке. В этом процессе взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого. Немаловажный фактор здесь – атмосфера и среда, в которой осуществляется образовательный процесс: хороши взаимоотношения между всеми субъектами образовательного процесса, постоянный пример добросовестности и творческих усилий со стороны педагога, его помощь и доброжелательность ко всем обучающимся и вместе с тем рациональная эффективная организация учения, создание атмосферы творческого поиска и напряженного труда, стимулирование к самостоятельности и постоянная поддерж­ка интереса к учению и др. Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) — усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и себе;

 

Образование как результат – достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;

- достигнутый уровень в усвоении знаний, умения, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование как результат может рассматриваться в двух планах:

– в плане образа того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, фиксированной в форме стандарта. В современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям;

– результат образования – это сам человек, его опыт, как совокупность сформированных умственных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, позволяющих ему адекватно действовать в любой ситуации.

Образование как ценность

Образование выступает как средство интеграции общества и средство передачи общественных ценностей различным социальным группам.
Образование - это способ вхождения человека в мир науки и культуры. Необходимо учитывать, что образование всегда функционирует в рамках определенной культуры, оно вписано в ту или иную систему культуры. Образование относится к феноменам культуры, оно занимает определенное место в системе культуры, причем его роль зависит от ценностей и идеалов конкретной культуры. В процессе образования человек осваивает духовные ценности. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Овладевая культурой, он не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активной деятельности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации. Образование является необходимым и важным фактором развития как экономики, политики, культуры, так и всего общества. Результатом получения образования является интегрирование полученного объема знаний, навыков и умений с личностными качествами индивидов и способность самостоятельно использовать свои знания. Однако социально - культурные условия в современном мире таковы, что не все индивиды могут выявить свой творческий потенциал, осуществить самореализацию, которая, как правило, требует получения высшего образования. От образования зависит действенность всех социальных, экономических, политических и других процессов развития общества, наращивание интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала страны.

Б)характеристика понятия «обучение», его структурных компонентов (целевой, содержательный и др.), функций процесса обучения;

Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения. Деятельность обучения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень, представленный в цели обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 2535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.008 с.)