Дайте понятия методологии и методам педагогического исследования, охарактеризуйте уровни педагогического исследования. Раскройте последовательность этапов педагогического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте понятия методологии и методам педагогического исследования, охарактеризуйте уровни педагогического исследования. Раскройте последовательность этапов педагогического исследования.



Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Методология – это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности Метод - это способ достижения цели, способ решения задач. Исследовательские методы - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа,анкетирование, эксперимент, педагогический консилиум, составление независимых характеристик, изучение педагогической документации, детских работ и т.д Уровни: Эмпирический (практический)- устанавливаются новые факты и выводятся эмпир закономерн; накопления, отбор, сопоставления, анализ и синтез, кол. и кач. обработка полученных фактов. Теоретический- выдвижение и формулирование основных общих педагог закономерностей, позволяющие объяснить ранее открытые факты придвидеть будующие события и факты. Методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования пед явлений построение теорий. Исследования этого уровня называют фундаментальными(крупный научный вклад в исследуемую область) Уровни методологического знания: философский (содержательное основание метод знания определяет мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности), общенаучный (основа- концепции науч подходы.), конкретно- научный (совокупность методов, принципов исследования и процедур в дисциплине), технологический (методика и техника исследования, т.е набор процедур обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала, его обработку- включение в массив научного знания)

Этапы: 1 этап: поиск актуальных проблем в области педагогике, выделение сущ противоречий в проблеме, обоснование значимости проблемы в пед теории и практике.2 этап: формулир новой темы исследования, определение объекта, предмета, цели и задач, знакомство с литературой по теме, выдвижение гипотезы, разработка эксперимент части определение направлений исс-я, изучение и обобщение проблемы в теории.3 этап: проведение констатирующего, формирующего, контрольного этапа.4 этап: подведение итогов исс-я, доказательство научной новизны, теоритической и практической значимости, оформление результатов и текста работы, выработка практ рекомендаций.

 

ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ НАБЛЮДЕНИЮ, БЕСЕДЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ КАК МЕТОДАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

Наблюдение - наиболее доступный метод.. Под научным наблюдением понимается планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов и обработки результатов. Предполагается ведение протоколов наблюдений, фотографирование, киносъемка, магнитные и видеозаписи.Имеет место наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение, т.е. со стороны.Достоинства наблюдения заключаются в его планомерности и систематичности. Недостатки кроются в невозможности предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы, полученный материал не всегда поддается статистической обработке. При этом затраты времени на наблюдение и обработку полученных материалов весьма велики.(на прогулке)

Беседа — непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта,в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции.Особое значение беседы состоит в том, что личный контакт помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию. Данный метод обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, позволяет в соответствии с реакцией отвечающего направить беседу в нужное русло.Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.Различают беседы индивидуальные и групповые(во время нод)

Пед.эксперемент -Его особенность состоит в том, что экспериментатор ведет наблюдение за процессом, который сам и осуществляет.В педагогической практике различают эксперимент естественный(в условиях обычного образовательного процесса, в привычной для испытуемого обстановке) и лабораторный, который протекает в специально созданных и контролируемых условияхДля лабораторного эксперимента отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего все же используется естественный эксперимент.В зависимости от цели различают эксперимент:- констатирующий (изучение состояния педагогического явления);- формирующий (апробация выдвинутой гипотезы);- контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).(курсач пишим проверяем детей)

 

ДАЙТЕ ХАР-КУ ТАКИМ МЕТОДАМ ПЕД.ИССЛЕДОВАНИЯ, КАК АНКЕТИРОВАНИЕ, ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ, МЕТОД НЕ ЗАВИСИМЫХ ХАР-К, АНАЛИЗ ДЕТ.РАБОТ.ПРИМЕРЫ.

1.Анкетирование — метод получения информации посредством письменного опроса с помощью специально разработанных вопросников, называемых анкетами.Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Основными требованиями к разработке анкет являются: • точность формулировок анкеты; • содержательная направленность; • лаконичность и однозначность формулировок. Применяются три типа анкет: • открытая анкета, • анкета закрытого типа, • смешанная анкета.

Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов, предложенных респонденту на выбор. Анкета закрытого типа, наоборот, дает готовые ответы для выбора анкетируемым.

Смешанная анкетасодержит элементы открытой и закрытой анкет.

(пример: Сотрудники детского сада интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей? Можно сделать анкету по которой родители должны ответить

2. Разновидностью беседы является интервью - односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Интервьюирование используется значительно реже

Особенность интервью заключается в том, что исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, которые задаются в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.)(пример: этот метод можно использовать при ознакомлении детей с новой профессией)

3. Метод обобщения независимых характеристик –метод получения характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источников обрабатывается.(пример: получение характеристик об одном ребенке)

4.анализ детских работ – после окончания работы мы проводим анализ с детьми чтобы они увидели что у них получилось, а что нет.

 

ОБОСНУЙТЕ СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ С ФИЛОСОФИЕЙ, ПСИХОЛОГИЕЙ, ФИЗИОЛОГИЕЙ И ДРУГИМИ НАУКАМИ. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ ЭТУ СВЯЗЬ.

Объектом обучения и воспитательной работы педагогов является растущий и развивающийся человек, поэтому педагогика тесно связана с науками, изучающими человека. Изучая воспитание как общественное явление, педагогика связана с науками, которые изучают человека как члена общества. Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления - составляет тот научный фундамент, на котором развивается советская педагогическая наука, является ее методологической основой. Союз с философскими науками помогает педагогике в определении целей воспитания, в постижении сущности человека, законов развития природы и общества и т.д. Педагогика непосредственно связана с такими отраслями философии, как этика, эстетика, способствующими решению проблем нравственного, эстетического воспитания.

Связь педагогики с экономикой- устанавливают влияние общего и специального образования на развитие науки и техники и доказывают, что образование является одним из важнейших условий повышения производительности труда. Педагогика тесно и непосредственно связана с физиологией, изучающей человека как предмет биологической эволюции; о развитии высшей нервной деятельности человека, о типологических особенностях нервной системы, о развитии и функционировании органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желез внутренней секреции и др. На базе этих данных педагогика может более успешно решать вопросы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, глубже проникать в некоторые закономерности психических явлений и процессов; соотношения влияния среды, наследственности и воспитания в развитии ребенка, формирования его способностей и др. Общая психология как наука о закономерностях и механизмах психики, определяющих познание человеком действительности и регулирующих его поведение, исследует разнообразные психические процессы, состояния и качества, формирующиеся в процессе развития человека, его воспитания и взаимодействия с окружающей средой (мышление, память, воображение, чувства, воля и т. д.). Она вооружает педагогику знанием уже познанных условий и механизмов протекания внутренних процессов формирования различных качеств и черт личности растущего человека, используя которые педагогика разрабатывает содержание и методы воспитания.

Сегодня состояние здоровья детей так неблагополучно, что требует от педагогики более тесного сотрудничества с отраслями медицинских наук. Возникла необходимость создания новой отрасли педагогики - лечебной педагогики, призванной разработать специальную систему обучения и воспитания детей, часто болеющих, недомогающих. Эргономик а- создание комфортной и безопасной образ. среды. Математик а- применение при вычислениях в пед.диагностике. История - изуч и использ историч.опыта образ. Вывод: одна педагогика не решает проблемы воспит., обучения, образования не даёт решаемого результата, требуется межнаучный подход к ним.

 

РАСКРОЙТЕ СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ЯВЛЕНИЯ. ДОКАЖИТЕ НА ПРИМЕРАХ, ЧТО ВОСПИТАНИЕ НОСИТ ИСТОРИЧЕСКИЙ И КЛАССОВЫЙ ХАРАКТЕР.

Воспитание как общественное явление- сложный социально-истор процесс включения подрастающ поколений в жизнь общества в быт, деятельность, творчество, становление их людьми развитыми личностями. характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность: – это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

– воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;– на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;– воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;– по мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными. Возникло вместе с обществом и будет существовать пока существует общество.

Почему историч.х-. Вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия...». Отсюда - характер воспитания всегда соответствует уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных данной общественно-исторической формации. Первобытное общество- подражание старшим в процессе жизни труда; развитие земледелия и животноводства- трудовое содержание и методы воспитания изменялись. Родовая община – семья – дети получают начатки воспитания, подготовку к жизни- в общении с членами своего рода племени(приемы охоты). Поздний период – власть вождей, воспи-е видоизменяется – дети выполняют функции связанные с ритуалами обрядами. Рабовладельческое общество – воспитание направляется гос-ом (спец учебно-воспит учреж- древний восток- чтение и письмо, математика). Спарта (военное дело,физ упражнения военно-спортивным играм) и Афины(умств и эстетич вос-е= презрение к физ труду) Воспитание обусловлено потребностями общества и меняется по мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности, распределения продуктов труда и изменения отношений между его участниками. Поэтому воспитание имеет ярко выраженный исторический характер, отражая типичные черты определенной общественно-экономической формации. Педагогика должна не только изучать исторический опыт, исследовать и обобщать практику работы современной школы и передового учительства, но и разрабатывать прогнозы развития народного образования на основе изучения особенностей и тенденций различных общественных явлений.

Конкретно-исторический характер – смена уровня развития производственных сил и отношений влечёт за собой смену целей, задач и форм воспитания. Классовый характер – разделяется общество на классы – появляются разные сист воспит в соответст с целями подготовки к жизни детей (разные классы)- всегда отражает интересы господствующего класса (партии) и в классовом обществе носит классовый характер. Хорошее вос-е требует больших затрат в том числе финансовых = недоступно для всех людей в обществе, начинает служить господствующему классу, он определяет его направленность.

 

ОПИШИТЕ, КАКИЕ ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ БЫЛИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (ПЕРВОБЫТНЫЙ, РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ, ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ), СРАВНИТЕ ИХ МЕЖДУ СОБОЙ. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ТО ИЛИ ИНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ.

В первобытном обществе воспитание осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни, трудовой деятельности. Мальчиков обучали приемам охоты, рыбной ловли, изготовлению и применению оружия и орудий труда; девочек - сбору съедобных плодов и растений, изготовлению одежды, выполнению домашней работы; всех детей учили с почтением относиться к старшим. С развитием земледелия и животноводства по мере усложнения трудовой деятельности содержание и методы воспитания изменялись. Когда в родовой общине выделяется семья, дети получают начатки воспитания в семье, а подготовку к жизни - в общении с членами своего рода, племени, например учатся у особенно ловких и удачливых охотников приемам охоты и т. п. В рабовладельческом обществе. Это было первое общество, разделенное на антагонистические классы рабовладельцев и рабов, с резко отличными условиями жизни, общественным положением. Для осуществления воспитания создавались специальные учебно-воспитательные учреждения. Это были жреческие школы, где преподавали чтение и письмо, начала математики и основы религиозного культа, а также школы писцов, в которых учили грамоте и счету и подготавливали мальчиков к ведению дел, связанных с управлением государством, присмотром за рабами. Детей рабов приучали к покорности и смирению. Никаких специальных учебных заведений для них не было, воспитание и передача трудовых умений и навыков осуществлялась в процессе самого труда. Таким образом, с разделением общества на классы воспитание становится классовым: появляются разные системы воспитания в соответствии с различными целями подготовки к жизни детей - представителей разных классов. Поскольку воспитание находится в ведении государства, оно направлено на укрепление позиций правящего класса и способствует углублению классового неравенства, усилению эксплуатации трудового народа. Стройная система воспитания сложилась в Древней Греции - в Спарте и Афинах. В Спарте в воспитании детей рабовладельцев, которых готовили к ведению захватнических войн и защите своих завоеваний, большое место отводилось военному делу, физическим упражнениям, военно-спортивным играм. В Афинах много внимания уделялось умственному и эстетическому воспитанию. Детей рабовладельцев приобщали к наукам и искусству, готовили к роли умелых, волевых правителей и военачальников. У них воспитывали презрение к физическому труду.

В феодальном обществе основные классы - феодалы и крепостные крестьяне. Воспитание носит также ярко выраженный классовый характер. В эпоху феодализма получили дальнейшее развитие учебно-воспитательные учреждения, которые обслуживали привилегированные слои общества, например давали духовное воспитание детям духовенства, рыцарское - детям дворян. Характерной для эпохи феодализма, особенно его раннего периода, была ведущая и направляющая роль церкви и духовенства в воспитании. Поэтому наиболее развитой была система учебно-воспитательных учреждений, создаваемых церковью. Расширение торговли, рост городов, вызвали появление буржуазии. Ее не устраивал ограниченный запас знаний, которые давали различные типы школ. Буржуазия в тот период была прогрессивной в вопросах воспитания: она выступала с требованиями более широкого развития образования, доступа для своих детей в учебные заведения, предназначенные для детей дворян, усиления научных основ и практической направленности воспитания. Буржуазия стояла даже за расширение просвещения народных масс, так как развивающемуся промышленному производству нужны были грамотные рабочие. В результате начало расширяться школьное образование, появились новые типы школ. Буржуазия стремилась дать хорошее общее образование своим детям для подготовки их к управлению государством, его экономикой, вооруженными силами. Коммунистическое преобразование общества. вызвал потребность в новом типе разносторонне образованных работников, для подготовки которых потребовалась иная система учебно-воспитательных учреждений, разработка нового содержания и методов воспитания. Стала складываться система народного образования, которая обеспечивала всем членам общества возможность получения общего, а затем профессионального или специального образования. Были решены задачи ликвидации неграмотности, введения всеобщего обязательного начального образования и обеспечения общего подъема образовательного и культурного уровня населения. Высокий уровень науки и техники обеспечивает лучшие условия для роста творческих сил и всестороннего развития человека: у общества появляется возможность неуклонно повышать благосостояние трудящихся, увеличивать средства для развития народного образования, укрепления его материальной базы, расширения системы разнообразных культурно-просветительных учреждений. Всесторонне развитые люди не только удовлетворяют требованиям, которые предъявляются к работнику в разных сферах высокоразвитого производства, но и активно способствуют дальнейшему развитию науки и техники, создают новые материальные и духовные ценности.

ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЕМ – ОБРАЗОВАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ. РАСКРОЙТЕ СУЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ, КАК ПРОЦЕССА. ОБЪЯСНИТЕ КАКИМ ОБРАЗОМ ПОНЯТИЕ ОБУЧЕНИЕ СВЯЗАНО С КАТЕГОРИЯМИ ЗНАНИЕ, НАВЫК, УМЕНИЕ. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ИХ.

Обучение- спец.организ целеноправленный и управляемый процесс взаимод учителей и учеников,направленный на усвоение ЗУН, формирование мировоззрения, развития, умственных сил и потенциальных возможностей учащихся. В настоящее время объем знаний, приобретаемых посредством чтения книг, слушания радио и просмотра телепередач, посещения кино, театров, концертов, значительно возрастает. Информация, усваиваемая учащимися содействует углублению и расширению образования, которое они получают непосредственно в учебном заведении. Информация, усваиваемая учащимися с помощью современных средств массовой коммуникации, содействует углублению и расширению образования, которое они получают непосредственно в учебном заведении. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Образование - это спец.сфера, социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов. Так, знания представляют собой усвоенную учащимися учебно-познавательную информацию, которая включает конкретные факты, правила, законы и закономерности, устанавливающие связи между фактами и явлениями. Овладевая знаниями, учащиеся усваивают терминологию, основные научные понятия и т. д. Умения - это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний. Умение проявляется в деятельности. Навыки- компоненты практической деятельности, появляющиеся при выполнении необходимых действий доведенных до совершенства, путем многократного повторения.

РАСКРОЙТЕ МНОГОСТОРОННЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ВОСПИТАНИЕ» (В УЗКОМ И ШИРОКОМ СМЫСЛАХ СЛОВА). ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМ «ФОРМИРОВАНИЕ», «СТАНОВЛЕНИЕ», «РАЗВИТИЕ» ЛИЧНОСТИ, РАСКРОЙТЕ ИХ ОБЪЁМ, ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ.

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Рассмотрим понятие воспитание в основных значениях: социальном и педагогическом.

Воспитание в социальном значении подразделяется на: --Воспитание в широком соц.смысле слова-это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. --Воспитание в узком соц.смысле - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целюь формирования у него взглядов,убеждений,ценностей.На это направлены усилия всего социального устройства общества: ребенка готовят к жизни семья, детский сад, школа, средства массовой информации, церковь и др Подготовка ребенка к жизни определяется и многими другими внешними воздействиями, обстоятельствами и условиями (этнической принадлежностью человека, природным и культурным окружением, местожительством и др.). Воспитание в таком широком социальном смысле, по существу, отождествляется с социализацией.

Воспитание в педагогическом значении: --Воспитание в широком педа. смысле - это специально организованное и целенаправленное воздействие на воспитуемого осуществляемое в учебно-воспитательских учреждениях и охватывающий весь педагогический процесс. --Воспитание в узком пед.смысле - это процесс и результат воспитательной работы направленный на решение конкретных воспит.задач.Воспитание может иметь своей целью развитие личности в целом (целостное воспитание осуществляется в детском саду, школе, семье). В таком случае обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле. Взрослые могут целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств (аккуратности, любви и привязанности к семье, интереса к книге и т.д.). Тогда имеется в виду воспитание в узком педагогическом смысле. Формирование - процесс изменения личности в ходе взаимодействия с реальной действительностью под воздействием различного рода факторов. Становление - достижение такого уровня развития,когда личность становления способной самостоятельно жить в обществе.

Развитие – процесс накопления кол. И кач. Изменений в организме человека.(псих, физ, соц плане.)

 

РАСКРОЙТЕ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯМ РАЗВИТИЕ, ЛИЧНОСТЬ. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, СРЕДА И ВОСПИТАНИЕ, АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Процесс развития личности: В психологии и педагогике по проблеме развития личности выделяются три основных направления: Первая концепция сходятся на том, что человек природное существо; духовные свойства личности имеют биологическую основу; развитие и поведение человека определяется врожденными потребностями, влечениями, инстинктами. Вторая концепция утверждает, что человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизнедеятельности социализируется под влиянием среды. Среда является определяющим фактором формирования личности, ее влияние практически необратимо; Третья концепция. Ее представители считают, что человек - существо биологическое и социальное. Психические процессы (ощущение, восприятие, мышление) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате воздействий окружающей среды. Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Психологи выделяют в структуре личности компоненты: 1) направленность личности (потребности, мотивы, взгляды, ценностные ориентации, идеалы); 2) содержание опыта индивида: знания, способности, умения; 3) особенности познавательных, эмоциональных, волевых процессов личности; 4) наследственно (генетически) заданные индивидуальные особенности личности. Развитие личности – это эволюционный процесс количественных и качественных изменений во всех уровнях личности. Все эти изменения происходят либо в результате внешних влияний на человека (среды, воспитания), либо в результате его собственной активности, саморазвития. Саморазвитие– это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии своего личностного потенциала. Иначе говоря, личность – не просто результат биологического созревания или специфических условий жизни, но и результат активного взаимодействия со средой. Основное положение теории развития личности состоит в том, что личность существует, формируется и проявляется в деятельности и общении.

В исследованиях установлены закономерности развития личности. Во-первых, развитие личности – внутренне детерминированный процесс, который определяется внутренними противоречиями, а также психофизиологическими особенностями. Во-вторых, развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития, которая представляет собой «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий». В-третьих, развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной деятельности человека. В-четвертых, развитие личности детерминировано типом ведущей деятельности, под которой понимается «такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии». В-пятых, развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует. В-шестых, воздействия различных факторов детерминируется половозрастными и индивидуальными особенностями человека.

Источником и движущей силой развития человека и формирования его личности являются противоречия. Различают внутренние и внешние противоречия. Внутренние противоречия порождаются конфликтом противоположных сторон внутри самого человека. Внешние противоречия порождаются взаимодействием человека с окружающим миром.

Развитие – процесс количественных и качественные изменений в личности и человеческой общности, ведущих к повышению уровня возможностей в достижении жизненного успеха.

Личность – это человек, достигший такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность.

Наследственность- свойство организмов повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом в ряду поколений. Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как вид в биологическом мире.

С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к безусловным рефлексам. Например, пищеварительные (сосание, слюноотделение), ориентировочные (реакция на свет, звук и т.д.); оборонительные (зажмуривание глаз при ярком свете и др.) рефлексы. Передаются и «собственно человеческие задатки»: предрасположенность к прямохождению, развитию речи, к целенаправленному труду, развитию мышления, самосознания и т.д. Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус фактор, свойства зрительных органов (цвет глаз).

Для развития способностей индивиду необходимы социальная среда, благоприятные условия жизни и воспитание. Все имеющиеся в науке факты о жизни малолетних детей с дикими животными (“Дети Маугли”) свидетельствуют о том, что у них не развивались человеческие качества (низкий уровень мышления, отсутствие речи, ходьба на четвереньках, неразвитость чувств). И по возвращении в человеческое общество они так и не смогли восстановить эти качества, не смогли стать личностями. Понятие «среда» имеет несколько значений. Среда окружающая– природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека. Из этого определения следует, что частью окружающей среды являются: 1)среда - географическая - это определенный территориальный ландшафт со своим климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, экологическими условиями и т.д.; 2) среда социальная - «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности». Географическая среда несомненно влияет на процесс формирования личности. История человеческого общества свидетельствует о том, что все известные древние цивилизации существовали на территориях исключительно благоприятных с точки зрения географической среды. К важным факторам формирования и социализации личности относят именно социальную среду. При этом выделяют: мегафакторы среды (мега – всеобщий, очень большой) – космос, планета, мир, которые влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы среды(макро – большой) – страна, общество, государство; мезофакторы среды(мезо – средний, промежуточный) – влияние больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; по местности и типу поселения, в которых они живут; микрофакторы среды– непосредственное социальное окружение человека (микросоциум), включающее семью, группы сверстников, различные организации. В результате взаимодействия всех вышеназванных факторов и создаются условия для социализации личности. В процессе социализации происходит интеграция личности в социальную систему, ее приспособление (адаптация) к условиям социальной среды путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу в целом и его отдельным группам. Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность. Процесс развития личности требует подготовленности учителей, благоприятной внешней среды. При этом человек не может быть пассивным объектом воспитательных воздействий и среды. В педагогике большое значение придается активности самой личности, ее творческой, преобразующей деятельности. В зависимости от того, какова активность и внутренняя позиция личности, по отношению к среде и воспитательным воздействиям, ее формирование может идти в различных направлениях. Все воздействия и влияния, которые отражаются на развитии личности, делятся на 2 группы: внешние (среда, воспитание) и внутренние (природные склонности, чувства). Развитие и формирование личности – результат взаимодействия этих факторов. Без активности и интереса, даже с хорошей наследственностью, должного развития происходить не будет, поскольку отсутствует мотив к деятельности. Развитие зависит от установки личности на достижение определенных целей. Активность и стремление человека в достижении цели приобретает характер саморазвития. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса, от создания условий для самореализации личности, выявления и развития ее творческих возможностей. Закономерности развития личности: 1) развитие личности имеет наследственный характер; 2) развитие происходит под влиянием среды; 3) непрерывность развития и интеграция психики (по мере развития психика приобретает целостность, перерастание психических состояний в черты характера при частом их повторении).4) развитие личности происходит в деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.124.217 (0.035 с.)