Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскройте историю становления педагогики как науки.

Поиск

РАСКРОЙТЕ ИСТОРИЮ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ.

Педагогика сравнительно молодая отрасль среди философ, медец,астрон. Педагогика как наука вышла из философии. Возникает потребность в создании заведений для обучения и воспитания т.е. школа. Содержание обучения: грамота, математика, музыка, физические упражнения, поэтика и др. Характер и объем обучения определялись социальной принадлежностью учеников (дети вельмож, чиновников, ремесленников, пастухов).. Были школы с «профессиональным уклоном», в которых готовили писцов, художников, учителей. Появились 2 воспитательные системы, в Древней Греции: спартанская и афинская.

Спарта занималась воспитанием юношей, сильного духом, физически развитого, сведущего в военном деле. Оно состояло из системы военной подготовки и включало физические упражнения, гимнастику, соревнования.

В Афинах сложилась иная система воспитания, направленная на развитие ума, нравственных качеств, тела. Детей обучали чтению, письму, счету, игре на музыкальных инструментах (кифаре, лире). Особое значение придавалось приобщению ребенка к искусству, культуре.

Итак, в древние времена человечество накопило богатый опыт педагогической деятельности, воспитания подрастающего поколения.Сократ, Аристотель, сформулировали первые педагогические идеи, положения, рекомендации о воспитании и обучении детей и юношей.

В среднеие века появились университеты. Становление научной пед связано ЯномКоменским-обобщил занания через школу на родном языке, для всех.людей., выявил наличие заономерн учебно-воспит процесса,создал «великую дидактику».

Ушинский-создал теорию воспит и обучения. Внутри педагогики происходят дифферинцировка знаний.появл дошк.педагогика.Коменская-охватила проблемы отношение к воспитанию детей д.в.

Макаренко- вопросы семейного воспитания. Сухомлинский- бережное отношение к личности и гуманное хар-р воспит и обуч. Итак, возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей. Современная педагогика- это особая область науки и воспит на всех возр.этапах.

 

ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ НАБЛЮДЕНИЮ, БЕСЕДЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ КАК МЕТОДАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

Наблюдение - наиболее доступный метод.. Под научным наблюдением понимается планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов и обработки результатов. Предполагается ведение протоколов наблюдений, фотографирование, киносъемка, магнитные и видеозаписи.Имеет место наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение, т.е. со стороны.Достоинства наблюдения заключаются в его планомерности и систематичности. Недостатки кроются в невозможности предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы, полученный материал не всегда поддается статистической обработке. При этом затраты времени на наблюдение и обработку полученных материалов весьма велики.(на прогулке)

Беседа — непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта,в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции.Особое значение беседы состоит в том, что личный контакт помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию. Данный метод обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, позволяет в соответствии с реакцией отвечающего направить беседу в нужное русло.Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.Различают беседы индивидуальные и групповые(во время нод)

Пед.эксперемент -Его особенность состоит в том, что экспериментатор ведет наблюдение за процессом, который сам и осуществляет.В педагогической практике различают эксперимент естественный(в условиях обычного образовательного процесса, в привычной для испытуемого обстановке) и лабораторный, который протекает в специально созданных и контролируемых условияхДля лабораторного эксперимента отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего все же используется естественный эксперимент.В зависимости от цели различают эксперимент:- констатирующий (изучение состояния педагогического явления);- формирующий (апробация выдвинутой гипотезы);- контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).(курсач пишим проверяем детей)

 

ДАЙТЕ ХАР-КУ ТАКИМ МЕТОДАМ ПЕД.ИССЛЕДОВАНИЯ, КАК АНКЕТИРОВАНИЕ, ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ, МЕТОД НЕ ЗАВИСИМЫХ ХАР-К, АНАЛИЗ ДЕТ.РАБОТ.ПРИМЕРЫ.

1.Анкетирование — метод получения информации посредством письменного опроса с помощью специально разработанных вопросников, называемых анкетами.Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Основными требованиями к разработке анкет являются: • точность формулировок анкеты; • содержательная направленность; • лаконичность и однозначность формулировок. Применяются три типа анкет: • открытая анкета, • анкета закрытого типа, • смешанная анкета.

Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов, предложенных респонденту на выбор. Анкета закрытого типа, наоборот, дает готовые ответы для выбора анкетируемым.

Смешанная анкетасодержит элементы открытой и закрытой анкет.

(пример: Сотрудники детского сада интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей? Можно сделать анкету по которой родители должны ответить

2. Разновидностью беседы является интервью - односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Интервьюирование используется значительно реже

Особенность интервью заключается в том, что исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, которые задаются в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.)(пример: этот метод можно использовать при ознакомлении детей с новой профессией)

3. Метод обобщения независимых характеристик –метод получения характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источников обрабатывается.(пример: получение характеристик об одном ребенке)

4.анализ детских работ – после окончания работы мы проводим анализ с детьми чтобы они увидели что у них получилось, а что нет.

 

ОБОСНУЙТЕ СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ С ФИЛОСОФИЕЙ, ПСИХОЛОГИЕЙ, ФИЗИОЛОГИЕЙ И ДРУГИМИ НАУКАМИ. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ ЭТУ СВЯЗЬ.

Объектом обучения и воспитательной работы педагогов является растущий и развивающийся человек, поэтому педагогика тесно связана с науками, изучающими человека. Изучая воспитание как общественное явление, педагогика связана с науками, которые изучают человека как члена общества. Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления - составляет тот научный фундамент, на котором развивается советская педагогическая наука, является ее методологической основой. Союз с философскими науками помогает педагогике в определении целей воспитания, в постижении сущности человека, законов развития природы и общества и т.д. Педагогика непосредственно связана с такими отраслями философии, как этика, эстетика, способствующими решению проблем нравственного, эстетического воспитания.

Связь педагогики с экономикой- устанавливают влияние общего и специального образования на развитие науки и техники и доказывают, что образование является одним из важнейших условий повышения производительности труда. Педагогика тесно и непосредственно связана с физиологией, изучающей человека как предмет биологической эволюции; о развитии высшей нервной деятельности человека, о типологических особенностях нервной системы, о развитии и функционировании органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желез внутренней секреции и др. На базе этих данных педагогика может более успешно решать вопросы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, глубже проникать в некоторые закономерности психических явлений и процессов; соотношения влияния среды, наследственности и воспитания в развитии ребенка, формирования его способностей и др. Общая психология как наука о закономерностях и механизмах психики, определяющих познание человеком действительности и регулирующих его поведение, исследует разнообразные психические процессы, состояния и качества, формирующиеся в процессе развития человека, его воспитания и взаимодействия с окружающей средой (мышление, память, воображение, чувства, воля и т. д.). Она вооружает педагогику знанием уже познанных условий и механизмов протекания внутренних процессов формирования различных качеств и черт личности растущего человека, используя которые педагогика разрабатывает содержание и методы воспитания.

Сегодня состояние здоровья детей так неблагополучно, что требует от педагогики более тесного сотрудничества с отраслями медицинских наук. Возникла необходимость создания новой отрасли педагогики - лечебной педагогики, призванной разработать специальную систему обучения и воспитания детей, часто болеющих, недомогающих. Эргономик а- создание комфортной и безопасной образ. среды. Математик а- применение при вычислениях в пед.диагностике. История - изуч и использ историч.опыта образ. Вывод: одна педагогика не решает проблемы воспит., обучения, образования не даёт решаемого результата, требуется межнаучный подход к ним.

 

РАСКРОЙТЕ СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ЯВЛЕНИЯ. ДОКАЖИТЕ НА ПРИМЕРАХ, ЧТО ВОСПИТАНИЕ НОСИТ ИСТОРИЧЕСКИЙ И КЛАССОВЫЙ ХАРАКТЕР.

Воспитание как общественное явление- сложный социально-истор процесс включения подрастающ поколений в жизнь общества в быт, деятельность, творчество, становление их людьми развитыми личностями. характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность: – это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

– воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;– на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;– воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;– по мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными. Возникло вместе с обществом и будет существовать пока существует общество.

Почему историч.х-. Вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия...». Отсюда - характер воспитания всегда соответствует уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных данной общественно-исторической формации. Первобытное общество- подражание старшим в процессе жизни труда; развитие земледелия и животноводства- трудовое содержание и методы воспитания изменялись. Родовая община – семья – дети получают начатки воспитания, подготовку к жизни- в общении с членами своего рода племени(приемы охоты). Поздний период – власть вождей, воспи-е видоизменяется – дети выполняют функции связанные с ритуалами обрядами. Рабовладельческое общество – воспитание направляется гос-ом (спец учебно-воспит учреж- древний восток- чтение и письмо, математика). Спарта (военное дело,физ упражнения военно-спортивным играм) и Афины(умств и эстетич вос-е= презрение к физ труду) Воспитание обусловлено потребностями общества и меняется по мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности, распределения продуктов труда и изменения отношений между его участниками. Поэтому воспитание имеет ярко выраженный исторический характер, отражая типичные черты определенной общественно-экономической формации. Педагогика должна не только изучать исторический опыт, исследовать и обобщать практику работы современной школы и передового учительства, но и разрабатывать прогнозы развития народного образования на основе изучения особенностей и тенденций различных общественных явлений.

Конкретно-исторический характер – смена уровня развития производственных сил и отношений влечёт за собой смену целей, задач и форм воспитания. Классовый характер – разделяется общество на классы – появляются разные сист воспит в соответст с целями подготовки к жизни детей (разные классы)- всегда отражает интересы господствующего класса (партии) и в классовом обществе носит классовый характер. Хорошее вос-е требует больших затрат в том числе финансовых = недоступно для всех людей в обществе, начинает служить господствующему классу, он определяет его направленность.

 

ОПИШИТЕ, КАКИЕ ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ БЫЛИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (ПЕРВОБЫТНЫЙ, РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ, ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ), СРАВНИТЕ ИХ МЕЖДУ СОБОЙ. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ТО ИЛИ ИНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ.

В первобытном обществе воспитание осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни, трудовой деятельности. Мальчиков обучали приемам охоты, рыбной ловли, изготовлению и применению оружия и орудий труда; девочек - сбору съедобных плодов и растений, изготовлению одежды, выполнению домашней работы; всех детей учили с почтением относиться к старшим. С развитием земледелия и животноводства по мере усложнения трудовой деятельности содержание и методы воспитания изменялись. Когда в родовой общине выделяется семья, дети получают начатки воспитания в семье, а подготовку к жизни - в общении с членами своего рода, племени, например учатся у особенно ловких и удачливых охотников приемам охоты и т. п. В рабовладельческом обществе. Это было первое общество, разделенное на антагонистические классы рабовладельцев и рабов, с резко отличными условиями жизни, общественным положением. Для осуществления воспитания создавались специальные учебно-воспитательные учреждения. Это были жреческие школы, где преподавали чтение и письмо, начала математики и основы религиозного культа, а также школы писцов, в которых учили грамоте и счету и подготавливали мальчиков к ведению дел, связанных с управлением государством, присмотром за рабами. Детей рабов приучали к покорности и смирению. Никаких специальных учебных заведений для них не было, воспитание и передача трудовых умений и навыков осуществлялась в процессе самого труда. Таким образом, с разделением общества на классы воспитание становится классовым: появляются разные системы воспитания в соответствии с различными целями подготовки к жизни детей - представителей разных классов. Поскольку воспитание находится в ведении государства, оно направлено на укрепление позиций правящего класса и способствует углублению классового неравенства, усилению эксплуатации трудового народа. Стройная система воспитания сложилась в Древней Греции - в Спарте и Афинах. В Спарте в воспитании детей рабовладельцев, которых готовили к ведению захватнических войн и защите своих завоеваний, большое место отводилось военному делу, физическим упражнениям, военно-спортивным играм. В Афинах много внимания уделялось умственному и эстетическому воспитанию. Детей рабовладельцев приобщали к наукам и искусству, готовили к роли умелых, волевых правителей и военачальников. У них воспитывали презрение к физическому труду.

В феодальном обществе основные классы - феодалы и крепостные крестьяне. Воспитание носит также ярко выраженный классовый характер. В эпоху феодализма получили дальнейшее развитие учебно-воспитательные учреждения, которые обслуживали привилегированные слои общества, например давали духовное воспитание детям духовенства, рыцарское - детям дворян. Характерной для эпохи феодализма, особенно его раннего периода, была ведущая и направляющая роль церкви и духовенства в воспитании. Поэтому наиболее развитой была система учебно-воспитательных учреждений, создаваемых церковью. Расширение торговли, рост городов, вызвали появление буржуазии. Ее не устраивал ограниченный запас знаний, которые давали различные типы школ. Буржуазия в тот период была прогрессивной в вопросах воспитания: она выступала с требованиями более широкого развития образования, доступа для своих детей в учебные заведения, предназначенные для детей дворян, усиления научных основ и практической направленности воспитания. Буржуазия стояла даже за расширение просвещения народных масс, так как развивающемуся промышленному производству нужны были грамотные рабочие. В результате начало расширяться школьное образование, появились новые типы школ. Буржуазия стремилась дать хорошее общее образование своим детям для подготовки их к управлению государством, его экономикой, вооруженными силами. Коммунистическое преобразование общества. вызвал потребность в новом типе разносторонне образованных работников, для подготовки которых потребовалась иная система учебно-воспитательных учреждений, разработка нового содержания и методов воспитания. Стала складываться система народного образования, которая обеспечивала всем членам общества возможность получения общего, а затем профессионального или специального образования. Были решены задачи ликвидации неграмотности, введения всеобщего обязательного начального образования и обеспечения общего подъема образовательного и культурного уровня населения. Высокий уровень науки и техники обеспечивает лучшие условия для роста творческих сил и всестороннего развития человека: у общества появляется возможность неуклонно повышать благосостояние трудящихся, увеличивать средства для развития народного образования, укрепления его материальной базы, расширения системы разнообразных культурно-просветительных учреждений. Всесторонне развитые люди не только удовлетворяют требованиям, которые предъявляются к работнику в разных сферах высокоразвитого производства, но и активно способствуют дальнейшему развитию науки и техники, создают новые материальные и духовные ценности.

ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЕМ – ОБРАЗОВАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ. РАСКРОЙТЕ СУЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ, КАК ПРОЦЕССА. ОБЪЯСНИТЕ КАКИМ ОБРАЗОМ ПОНЯТИЕ ОБУЧЕНИЕ СВЯЗАНО С КАТЕГОРИЯМИ ЗНАНИЕ, НАВЫК, УМЕНИЕ. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ИХ.

Обучение- спец.организ целеноправленный и управляемый процесс взаимод учителей и учеников,направленный на усвоение ЗУН, формирование мировоззрения, развития, умственных сил и потенциальных возможностей учащихся. В настоящее время объем знаний, приобретаемых посредством чтения книг, слушания радио и просмотра телепередач, посещения кино, театров, концертов, значительно возрастает. Информация, усваиваемая учащимися содействует углублению и расширению образования, которое они получают непосредственно в учебном заведении. Информация, усваиваемая учащимися с помощью современных средств массовой коммуникации, содействует углублению и расширению образования, которое они получают непосредственно в учебном заведении. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Образование - это спец.сфера, социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов. Так, знания представляют собой усвоенную учащимися учебно-познавательную информацию, которая включает конкретные факты, правила, законы и закономерности, устанавливающие связи между фактами и явлениями. Овладевая знаниями, учащиеся усваивают терминологию, основные научные понятия и т. д. Умения - это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний. Умение проявляется в деятельности. Навыки- компоненты практической деятельности, появляющиеся при выполнении необходимых действий доведенных до совершенства, путем многократного повторения.

РАСКРОЙТЕ МНОГОСТОРОННЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ВОСПИТАНИЕ» (В УЗКОМ И ШИРОКОМ СМЫСЛАХ СЛОВА). ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМ «ФОРМИРОВАНИЕ», «СТАНОВЛЕНИЕ», «РАЗВИТИЕ» ЛИЧНОСТИ, РАСКРОЙТЕ ИХ ОБЪЁМ, ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ.

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Рассмотрим понятие воспитание в основных значениях: социальном и педагогическом.

Воспитание в социальном значении подразделяется на: --Воспитание в широком соц.смысле слова-это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. --Воспитание в узком соц.смысле - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целюь формирования у него взглядов,убеждений,ценностей.На это направлены усилия всего социального устройства общества: ребенка готовят к жизни семья, детский сад, школа, средства массовой информации, церковь и др Подготовка ребенка к жизни определяется и многими другими внешними воздействиями, обстоятельствами и условиями (этнической принадлежностью человека, природным и культурным окружением, местожительством и др.). Воспитание в таком широком социальном смысле, по существу, отождествляется с социализацией.

Воспитание в педагогическом значении: --Воспитание в широком педа. смысле - это специально организованное и целенаправленное воздействие на воспитуемого осуществляемое в учебно-воспитательских учреждениях и охватывающий весь педагогический процесс. --Воспитание в узком пед.смысле - это процесс и результат воспитательной работы направленный на решение конкретных воспит.задач.Воспитание может иметь своей целью развитие личности в целом (целостное воспитание осуществляется в детском саду, школе, семье). В таком случае обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле. Взрослые могут целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств (аккуратности, любви и привязанности к семье, интереса к книге и т.д.). Тогда имеется в виду воспитание в узком педагогическом смысле. Формирование - процесс изменения личности в ходе взаимодействия с реальной действительностью под воздействием различного рода факторов. Становление - достижение такого уровня развития,когда личность становления способной самостоятельно жить в обществе.

Развитие – процесс накопления кол. И кач. Изменений в организме человека.(псих, физ, соц плане.)

 

РАСКРОЙТЕ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯМ РАЗВИТИЕ, ЛИЧНОСТЬ. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, СРЕДА И ВОСПИТАНИЕ, АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Процесс развития личности: В психологии и педагогике по проблеме развития личности выделяются три основных направления: Первая концепция сходятся на том, что человек природное существо; духовные свойства личности имеют биологическую основу; развитие и поведение человека определяется врожденными потребностями, влечениями, инстинктами. Вторая концепция утверждает, что человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизнедеятельности социализируется под влиянием среды. Среда является определяющим фактором формирования личности, ее влияние практически необратимо; Третья концепция. Ее представители считают, что человек - существо биологическое и социальное. Психические процессы (ощущение, восприятие, мышление) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате воздействий окружающей среды. Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Психологи выделяют в структуре личности компоненты: 1) направленность личности (потребности, мотивы, взгляды, ценностные ориентации, идеалы); 2) содержание опыта индивида: знания, способности, умения; 3) особенности познавательных, эмоциональных, волевых процессов личности; 4) наследственно (генетически) заданные индивидуальные особенности личности. Развитие личности – это эволюционный процесс количественных и качественных изменений во всех уровнях личности. Все эти изменения происходят либо в результате внешних влияний на человека (среды, воспитания), либо в результате его собственной активности, саморазвития. Саморазвитие– это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии своего личностного потенциала. Иначе говоря, личность – не просто результат биологического созревания или специфических условий жизни, но и результат активного взаимодействия со средой. Основное положение теории развития личности состоит в том, что личность существует, формируется и проявляется в деятельности и общении.

В исследованиях установлены закономерности развития личности. Во-первых, развитие личности – внутренне детерминированный процесс, который определяется внутренними противоречиями, а также психофизиологическими особенностями. Во-вторых, развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития, которая представляет собой «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий». В-третьих, развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной деятельности человека. В-четвертых, развитие личности детерминировано типом ведущей деятельности, под которой понимается «такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии». В-пятых, развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует. В-шестых, воздействия различных факторов детерминируется половозрастными и индивидуальными особенностями человека.

Источником и движущей силой развития человека и формирования его личности являются противоречия. Различают внутренние и внешние противоречия. Внутренние противоречия порождаются конфликтом противоположных сторон внутри самого человека. Внешние противоречия порождаются взаимодействием человека с окружающим миром.

Развитие – процесс количественных и качественные изменений в личности и человеческой общности, ведущих к повышению уровня возможностей в достижении жизненного успеха.

Личность – это человек, достигший такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность.

Наследственность- свойство организмов повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом в ряду поколений. Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как вид в биологическом мире.

С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к безусловным рефлексам. Например, пищеварительные (сосание, слюноотделение), ориентировочные (реакция на свет, звук и т.д.); оборонительные (зажмуривание глаз при ярком свете и др.) рефлексы. Передаются и «собственно человеческие задатки»: предрасположенность к прямохождению, развитию речи, к целенаправленному труду, развитию мышления, самосознания и т.д. Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус фактор, свойства зрительных органов (цвет глаз).

Для развития способностей индивиду необходимы социальная среда, благоприятные условия жизни и воспитание. Все имеющиеся в науке факты о жизни малолетних детей с дикими животными (“Дети Маугли”) свидетельствуют о том, что у них не развивались человеческие качества (низкий уровень мышления, отсутствие речи, ходьба на четвереньках, неразвитость чувств). И по возвращении в человеческое общество они так и не смогли восстановить эти качества, не смогли стать личностями. Понятие «среда» имеет несколько значений. Среда окружающая– природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека. Из этого определения следует, что частью окружающей среды являются: 1)среда - географическая - это определенный территориальный ландшафт со своим климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, экологическими условиями и т.д.; 2) среда социальная - «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности». Географическая среда несомненно влияет на процесс формирования личности. История человеческого общества свидетельствует о том, что все известные древние цивилизации существовали на территориях исключительно благоприятных с точки зрения географической среды. К важным факторам формирования и социализации личности относят именно социальную среду. При этом выделяют: мегафакторы среды (мега – всеобщий, очень большой) – космос, планета, мир, которые влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы среды(макро – большой) – страна, общество, государство; мезофакторы среды(мезо – средний, промежуточный) – влияние больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; по местности и типу поселения, в которых они живут; микрофакторы среды– непосредственное социальное окружение человека (микросоциум), включающее семью, группы сверстников, различные организации. В результате взаимодействия всех вышеназванных факторов и создаются условия для социализации личности. В процессе социализации происходит интеграция личности в социальную систему, ее приспособление (адаптация) к условиям социальной среды путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу в целом и его отдельным группам. Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность. Процесс развития личности требует подготовленности учителей, благоприятной внешней среды. При этом человек не может быть пассивным объектом воспитательных воздействий и среды. В педагогике большое значение придается активности самой личности, ее творческой, преобразующей деятельности. В зависимости от того, какова активность и внутренняя позиция личности, по отношению к среде и воспитательным воздействиям, ее формирование может идти в различных направлениях. Все воздействия и влияния, которые отражаются на развитии личности, делятся на 2 группы: внешние (среда, воспитание) и внутренние (природные склонности, чувства). Развитие и формирование личности – результат взаимодействия этих факторов. Без активности и интереса, даже с хорошей наследственностью, должного развития происходить не будет, поскольку отсутствует мотив к деятельности. Развитие зависит от установки личности на достижение определенных целей. Активность и стремление человека в достижении цели приобретает характер саморазвития. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса, от создания условий для самореализации личности, выявления и развития ее творческих возможностей. Закономерности развития личности: 1) развитие личности имеет наследственный характер; 2) развитие происходит под влиянием среды; 3) непрерывность развития и интеграция психики (по мере развития психика приобретает целостность, перерастание психических состояний в черты характера при частом их повторении).4) развитие личности происходит в деятельности.

 

ОХАР-ТЕ ПРОФЕССИЮ ВОСПИТ ДОУ КАК СУБЪЕКТА ПЕД.ПРОЦЕССА В ДС.ВВЫДЕЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ЛИЧНОСТИ, ОХАР-ТЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОНЕНТАМ, ФУНКЦИИ ДЕЯТ-ТИ.

Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядки, занятия по развитию речи, навыков устного счета, чтению, рисованию, лепке, природоведению. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Необходима общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом. Также необходимы стрессо- устойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психо-эмоционального напряжения.

Воспитатель должен иметь знания по педагогике, психологии, частным, основам безопасности жизнедеятельности, оказанию первой помощи, этике и эстетике, содержанию и принципам организации дошкольного воспитания. Знать методики обучения и развития детей, уметь организовывать их двигательную, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, игровую деятельности. Взаимодействовать с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

Воспитатель должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

• организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

• оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

• осуществлять поиск, анализ и

оценку информации, необходимой для по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.011 с.)