Структура общества в рабовладельческих государствах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура общества в рабовладельческих государствах



 

Иногда вместе с классами рабов и свободных людей – рабовладельцев, в государствах Древнего мира существовали промежуточные классы «полусвободных людей».

 

Древний Египет

В эпоху Древнего царства в Египте (около 2800 – около 2250 годов до н.э.) в царских и храмовых хозяйствах наряду с рабами должны были трудиться и крестьяне-общинники, особенно в неурожайные годы. В период Среднего царства (около 2050 – около 1750 годов до н.э.) обедневших горожан и общинников выделилась особая категория зависимого населения – царские хему. У них имелось свое хозяйство, но хему должны были выполнять различные повинности в пользу фараона, получая за это продовольствие и одежду. Хему не только выполняли сельскохозяйственные работы, но и использовались в качестве слуг, брадобреев, танцоров, певцов, музыкантов. За уклонение от работ хему могли попасть в тюрьму.

Объем работ, выполняемых хему, имел огромное значение для экономики Египта. Было создано специальное «ведомство поставщика людей» для учета людских ресурсов и распределения среди них государственных повинностей. Сохранились записи об организации людей в «пятерки» и «десятки» во главе с «руководителями работ». Контроль над хему осуществляли специальные чиновники («счетчики людей»). Ежегодно проводился смотр детей хему, чтобы определить их будущие профессии.

Вообще в Древнем Египте рабство не стало господствующей формой хозяйствования и зачастую носило патриархальный характер, так как многие рабы имели свое хозяйство, дом, семью и даже собственных рабов. Долговые рабы сохраняли возможность расплатиться с долгами и стать свободными людьми.

 

Междуречье

В Месопотамии, в соответствии с Кодексом законов Хаммурапи, существовали классы:

авилум – полноправные граждане;

мушкенум («склоняющиеся ниц») – люди, работавшие в царском хозяйстве, которые могли владеть имуществом и рабами, но зависели от своих хозяев и имели ограниченные гражданские права;

вардум – рабы, лишенные каких-либо прав.

Их неравенство перед законом очевидно: в случае, если свободный человек наносил увечье равному себе, следовало наказание по принципу «око за око». Если был искалечен мушкенум, виновный выплачивал значительный штраф, призванный компенсировать государству содержание увечного работника; за травму, причиненную рабу, хозяин раба получал половину его цены. Особо оговаривали законы кару за оскорбление высшего по положению: свободному подобное преступление грозило бичеванием плетьми, рабу – потерей уха.

В античных государствах существовало резкое разделение на свободных людей и рабов. Только свободный человек имел право быть собственником и являлся полноправным гражданином своей страны. Рабы, считавшиеся «говорящими орудиями», не имели практически никаких имущественных и гражданских прав.

В античной рабовладельческой системе класс свободных людей подразделяют на два основных подкласса: крупных землевладельцев и мелких ремесленников, крестьян.

 

Древняя Греция

Экономическую историю Древней Греции условно можно разделить на четыре периода:

крито-микенский [6] (XXVIII–XII века до н.э.) – все земли считались общинными и распределялись по наделам среди свободных общинников, которые, тем не менее, должны были выполнять в пользу дворца трудовые повинности и платить натуральный оброк;

гомеровский [7] или предполисный (XI–IX века до н.э.) – постепенно из общины стали выходить земельные собственники, претендуя на наследственное владение угодьями. Племенные вожди-басилевсы в гомеровский период строили крепкие замки на крутых холмах – ойкосы («хозяйства»), окружали их высокими стенами с бойницами и устанавливали господство над общинниками в округе. Внутри ойкосов производились почти все необходимые продукты питания, обувь, одежда и прочее. В этих хозяйствах работали не только рабы, но и зависимые общинники. Власть басилевсов была ограничена аристократами («лучшими людьми») и народным собранием. При этом сохраняли свое значение роды. Несколько племенных родов образовывали союзы – фратрии, из которых формировалось крупное объединение – фила. Железо в народном хозяйстве почти не использовалось, большее распространение получила бронза; в качестве денег выступал скот (быки);

архаический или полисный [8] (VIII–VI века до н.э.). Население города-государства (полиса) составляли:

1) если полис развивался по афинскому пути [9] (Афины, Коринф, Милет, Сиракузы):

а) свободные граждане, среди которых были представители старой родовой знати – аристократы. Свободные граждане также не всегда были равны: Архонт Афин Солон, избранный в 594 году до н.э., установил новый порядок выборов в государственные и общественные органы в соответствии с имущественным цензом (фактическим богатством), для чего все свободные граждане были поделены на четыре разряда, и при этом отменялись привилегии знатных слове населения;

б) крестьяне, ремесленники – демос (народ);

в) рабы;

2) если полис развивался по спартанскому пути [10] (Спарта, города-государства в Фессалии, Беотии):

а) свободные полноправные граждане – спартиаты, которым было запрещено заниматься хозяйством, основную часть времени они проводили в военные походах или подготовке к ним;

б) земледельческая часть населения, принадлежавшая государству и прикрепленная к земельным участкам спартиатов, – илоты;

в) занимавшиеся ремеслом и торговлей, экономически свободные, но политически бесправные – периэки («живущие вокруг»).

классический [11](V–IV века до н.э.) – сельская община окончательно разложилась и уступила место хозяйству, основанному на рабском труде. Рабы стали основной рабочей силой Греции. По приблизительным подсчетам в Афинах рабы, главным образом негреческого происхождения, составляли 30–35 % населения. Именно в это время сформировалось мнение, что физический труд позорит свободного гражданина. Рабов могли покупать не только аристократы, но и представители демоса. Нередко бывали случаи, когда рабов отпускали на оброк, сдавали в аренду. Рабы имели возможность накопить определенную сумму и откупиться на волю.

 

Древний Рим

Традиционно в Древнем Риме выделялись классы:

патрициев, которые происходили из древних, «отцовских» (патрицианских) семей и владели властью и землей;

плебеев – бедных земледельцев и чужестранцев;

рабов.

Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода, характеристика которых представлена ниже.

Царский период [12](VIII–VI века до н.э.) – разложение родового строя, родовая община с ее коллективной собственностью на землю уступает место сельской общине. Все мужское население было разделено на пять разрядов по имущественному признаку.

Республиканский период [13] (510–27 годы до н.э.) – в данном периоде римляне изгнали Тарквиния Гордого за его жестокость по отношению к подданным, власть в стране перешла к двум выборным консулам. Принимая решения, консулы советовались с главами крупных семей, из которых сформировался Сенат, или собрание старейшин. Большая часть земли являлась собственностью города-государства и считалась общей. Она называлась «агер публикус» (народная земля), ее можно было занимать, внося в казну некоторую сумму. Сначала землю в «агер публикус» могли занимать только патриции. Вся оставшаяся земля подлежала периодическому переделу между патрициями. Но поскольку в ходе развития садоводства и виноградарства происходило более длительное закрепление индивидуальных участков земли за патрицианскими семьями, то проводить этот передел становилось все более невыгодным.

В начале V века до н.э. плебеи стали выбирать из своей среды защитников и поручителей – народных трибунов. Они обладали большими полномочиями, в том числе имели право выступать от лица плебеев в судах, могли предотвратить арест, наложенный на плебеев, потребовать запрета на постановление Сената, вынесенное не в пользу плебеев, и т.д. Ежегодно на плебейских собраниях избирались от двух до десяти трибунов. Их личность считалась неприкосновенной. Многие из них становились консулами и жрецами.

В VI–V веках до н.э. разложение родового строя происходило путем развития клиентелы (системы патроната). Это означало, что отдельные лица и целые общины – клиенты – могли вступать под покровительство и защиту богатых патрициев – патронов. Клиенты получали от патрона земельные наделы, а также его родовое имя, несли сельскохозяйственные и военные повинности в пользу покровителя. Но при этом клиенты теряли часть своей гражданской свободы, что вело к развитию рабовладельческой системы.

В этот период рабство носило еще патриархальный характер, поскольку рабы жили в больших патрицианских семьях почти на правах членов семьи, выполняя в основном домашние работы. Считается, что начиная со II века до н.э. рабовладельческие отношения достигли своего наивысшего расцвета, они проникли во все отрасли экономики. Патриархальное рабство превратилось в классическое. Главным источником рабов для римской экономики были войны. Среди других источников пополнения числа рабов было долговое рабство. Дети рабов также становились рабами.

В I веке до н.э. труд рабов полностью заменил свободный труд. Рабы стали основной рабочей силой Рима. Резко понизился социальный статус рабов, они уже не были членами больших семей, их рассматривали в обществе как «говорящие орудия». Рабов среди населения Рима было гораздо больше, чем свободных людей.

Период Римской империи (27 год до н.э. – 476 год н.э.). Первым императором Октавианом Августом были сделаны попытки подавления народных выступлений, укрепления позиции рабовладельцев. Первые римские императоры (Клавдий, Нерон, Адриан, Антонин Пий) были вынуждены издавать законы, по которым запрещалось жестокое обращение с рабами. Так, если больные рабы, вывезенные на остров Эскулап и брошенные на произвол судьбы, выздоравливали, то они становились свободными. Бои гладиаторов с дикими зверями устраивались только по особому разрешению. Убийство господином своего раба наказывалось как тяжкое уголовное преступление.

Кризис рабовладения привел в I веке к появлению колоната, который занимал промежуточное положение между рабовладельческой и феодальной формами хозяйствования. Вольноотпущенники и рабы, получившие пекулий (хозяйство, включающее небольшой участок земли, имущество, скот), назывались колонами или квазиколонами. Они недалеко ушли по своему статусу от рабов, поскольку в I–II веках колонат еще только формировался и не имел юридического статуса. Крупная земельная собственность дробилась на парцеллы, т.е. небольшие земельные участки, которые сдавались в аренду колонам. Первоначально колоны должны были вносить за аренду денежную плату в сумме, установленной обычаями. Но это вынуждало колонов самостоятельно продавать часть своей продукции на рынке, что отвлекало их от работы в хозяйстве, приводило к недоимкам. Постепенно крупные землевладельцы стали брать с колонов натуральную плату за землю. Во II веке такая плата стала преобладающей, хотя сохранялась и денежная форма. Затем к натуральной и денежной формам платы добавились различные формы отработок. Все это приближало колонов к положению крепостных крестьян.

В IV веке была проведена политика закрепощения колонов, которым отныне запрещалось уходить из поместий. В 332 году был издан Эдикт о беглых колонах, в котором крепостное положение крестьян было подтверждено юридически. Таким образом феодальный уклад приобретал все большее значение.

Следует отметить, что в этот период права свободных римлян отличались от прав свободных граждан римских провинций. Например, римские граждане по-прежнему налогов не платили, а основная их тяжесть ложилась на провинции (особенно при Тиберии, Нероне, Веспасиане). Только в 212 году был издан эдикт Каракаллы о том, что все свободные граждане, живущие в провинциях, уравниваются в правах с римлянами. Тогда же стали облагаться налогами все свободные граждане Римской империи независимо от места их проживания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.155 (0.011 с.)