Интеграция европейских государств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграция европейских государств



В послевоенный период ведущие западноевропейские страны осознали жизненную необходимость хозяйственного объединения перед лицом усиливающейся конкуренции со стороны США и Японии.

Еще в мае 1950 года министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с предложением о создании совместного органа по координации производства и сбыта угля и стали в Европе. Англия была не согласна с таким сближением в экономике, однако ряд стран поддержал французскую инициативу.

В апреле 1951 года было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), куда вошли Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. В целях защиты европейского рынка от внешних конкурентов страны – члены ЕОУС договорились о постепенном снижении и отмене взаимных таможенных тарифов, что означало формирование общего рынка угля и стали для всех шести стран.

В 1957 году была создана крупная международная интеграционная группировка «Общий рынок» (Европейское экономическое сообщество — ЕЭС). В число стран – учредителей ЕЭС вошли Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург.

Снятие некоторых таможенных барьеров между участниками западноевропейских группировок, заметное облегчение передвижения по Европе капиталов, рабочей силы и готовой продукции, усиление кооперационных связей между предприятиями стран – членов «Общего рынка» – все это в немалой степени способствовало расширению экономических связей между странами и влияло на ускорение экономического роста.

Англия изначально не вступила в ЕЭС, посчитав, что со своими внутренними и внешними проблемами сумеет справиться самостоятельно. Но формирование ЕЭС значительно ограничило доступ английских товаров на европейские рынки, что принесло большие убытки британским предпринимателям и финансистам.

Тогда Англия в противовес ЕЭС выступила с инициативой создания Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). В нее вошли: Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Австрия, Португалия, причем Англия стала играть в ней ведущую роль. Соглашения по созданию ЕАСТ были подписаны в Стокгольме в январе 1960 года. Однако эта ассоциация не имела такого сильного интеграционного начала, какое было заложено в ЕЭС. Очень скоро стало ясно, что ЕАСТ не может составить сильной конкуренции «Общему рынку», поэтому уже в 1961 году Англия начала переговоры о вступлении в ЕЭС, но этот процесс затянулся более чем на 10 лет. Причиной этого было то, что некоторые страны, например Франция, долго сопротивлялись вступлению в ЕЭС Англии, которая считалась проводником экономических интересов Соединенных Штатов в Европе.

 

 

Основные аспекты развития ведущих государств

В 1950–1960-е годы

7.4.1 Экономика Англии

В 1964 году состоялись очередные парламентские выборы, на которых победу одержали лейбористы во главе с Гарольдом Вильсоном (Уилсоном). Перед выборами лейбористы обещали избирателям провести ряд реформ: осуществить частичную национализацию сталелитейной промышленности, снизить цены на землю, реформировать жилищную сферу, образование, здравоохранение и т.д. Но после выборов лейбористы столкнулись с большими макроэкономическими сложностями, и им пришлось пойти на следующие меры:

− усиление процесса монополизации, в том числе – в банковской системе. Особенно быстро этот процесс шел в ВПК, в отраслях обрабатывающей промышленности, продукция которых пользовалась спросом на внешних рынках;

− усиление государственного вмешательства в экономику. Так, в 1967 году было создано Управление судостроительной промышленности, а ранее, в 1966 году, – Корпорация по реорганизации промышленности;

− национализация промышленности с выплатой крупных компенсаций владельцам предприятий. Например, в июле 1967 года под контролем государства оказалось 14 крупнейших сталелитейных компаний, на долю которых приходилось до 90 % всего объема производства стали в стране;

− попытки внедрить в экономику различные элементы планирования: сначала была разработана программа развития английской экономики, а затем и «национальный план», рассчитанный на первую и вторую половину («пятилетки») 1960-х годов. И хотя они не были реализованы, тем не менее все это привело к росту темпов инфляции, снижению эффективности производства, а кроме того, отвлекало большие силы и средства;

− «замораживание» заработной платы – сначала допускался ее рост не более чем на 3,5 % в год, а в 1966 году и на него был наложен запрет, сохранявшийся в течение полутора лет;

− повышение налогов;

− сокращение расходов государственного бюджета на социальные нужды;

− ограничение некоторых прав профсоюзов;

− повышение платы за жилье и транспортные тарифы.

В 1960-е годы наблюдался рост внешней задолженности Англии. В стране продолжался рост инфляции, усилилась нестабильность финансовой системы. В ноябре 1967 года правительству пришлось провести вторую за послевоенный период девальвацию фунта, в ходе которой его курс снизился на 14,3 %. Этот шаг способствовал определенной стабилизации экономической ситуации, но ненадолго. Через несколько лет Англия вновь оказалась в тисках финансового кризиса.

Внутренняя и внешняя политика лейбористов становилась все более непопулярной, и на досрочных парламентских выборах в июне 1970 года к власти пришли консерваторы, а главой правительства стал Эдвард Хит. Правительство Э. Хита сразу же постаралось провести через парламент ряд законов, сокращавших расходы бюджета на социальные программы, поскольку экономика страны не позволяла надеяться на их проведение в жизнь.

 

7.4.2 Индикативное планирование во Франции,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.006 с.)