Германия: развитие технологически сложных производств, формирование эффективного агропромышленного комплекса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Германия: развитие технологически сложных производств, формирование эффективного агропромышленного комплекса



В ФРГ на выборах 1982 года вновь победили христианские демократы во главе с Гельмутом Колем, возглавлявшим германское правительство до 1998 года. В этот период экономическая политика Германии вновь вернулась на позиции неолиберализма, но уже в новых условиях. В 1983–1990 годах в стране наблюдался продолжительный экономический подъем, в основе которого лежал процесс увеличения инвестиций, расширения экспорта и другие факторы.

В эти годы преимущественное развитие получили технологически сложные производства, ориентированные на высокий спрос как внутри ФРГ, так и за ее пределами. Это предопределило значительное расширение объемов экспорта: на рубеже 1980–1990-х годов Германия впервые обогнала на мировых рынках Японию по объему экспортируемых наукоемких товаров, в 1990 году положительное сальдо внешнеторгового оборота составило более 20 млрд марок. Более 50 % своих товаров Германия реализовывала в рамках ЕЭС.

Что касается сельского хозяйства, то в послевоенные десятилетия оно развивалось интенсивным путем. Доля экономически активного населения страны, занятого в сельском и лесном хозяйстве, постоянно снижалась при одновременном росте абсолютного объема продукции сельского хозяйства. Такое развитие аграрного сектора обеспечивалось широким внедрением в производство средств механизации, минеральных удобрений, высокой энерговооруженностью. Сельское хозяйство стало активно осваивать индустриальные методы производства, на основе чего сформировался высокоэффективный агропромышленный комплекс. Создавались крупные объединения, включавшие в себя непосредственное производство продукции, ее транспортировку, переработку, хранение и реализацию. В ходе этого процесса мелкие крестьянские хозяйства не выдерживали конкуренции и разорялись или поглощались крупными фирмами. Это обеспечивало рост эффективности всех отраслей сельского хозяйства: урожайность в растениеводстве и продуктивность в животноводстве Германии стали одними из самых высоких в Западной Европе.

 

8.2.4 США: реализация экономической политики «рейганомики»

По данным на 1980 год, доля США в мировом капиталистическом производстве сократилась по сравнению с 1960 годом с 42 до 36,7 %, снизился удельный вес страны в общем объеме мирового экспорта: с 18 до 13 %. Американские товары во многом стали уступать западноевропейским и японским как на внутреннем, так и на международном рынке. Одним словом, правительству Дж. Картера не удалось довести до положительного результата ни одну из намеченных программ.

К началу 1980-х годов стало ясно, что экономические трудности невозможно преодолеть традиционными методами, которые основывались на кейнсианских идеях государственного регулирования экономики. К этому выводу пришли одновременно лидеры большинства западных стран, где стали получать распространение постулаты неоконсерватизма. В США эти идеи нашли отражение в экономической политике администрации президента-республиканца Рональда Рейгана (избранного на этот пост в 1980 году), поэтому данная политика получила название «рейганомика». Теоретическую основу этого курса составила концепция предложения, в соответствии с которой основное внимание уделялось росту сбережений и относительному сдерживанию потребительского спроса.

Администрация Р. Рейгана сразу же приступила к реализации целого комплекса мероприятий под названием «Новое начало для Америки. Программа экономического возрождения», который был основан на монетаристской теории выдающегося американского экономиста, лауреата Нобелевской премии 1976 года Милтона Фридмена. Этот документ включал в себя следующие направления:

− ужесточение кредитно-денежной политики, направленной на снижение уровня инфляции;

− сокращение налогов на доходы корпораций и частных лиц;

− замораживание и уменьшение федеральных расходов на социальные программы (при одновременном увеличении военных расходов);

− ограничение государственного вмешательства в экономику.

В первую очередь предлагалось снизить темпы роста денежной массы и учетную ставку в коммерческих банках, поставив их в прямую зависимость от темпов роста ВНП. Это позволяло достаточно быстро ограничить масштабы инфляции, а уменьшение процентной ставки приводило к заметному оживлению в кредитной сфере.

Наряду с этим правительство Р. Рейгана осуществило реформу налоговой политики, которой придавалось первостепенное значение. Главным шагом правительства стало принятие в 1981 году Закона о налогах в целях экономического оздоровления, предусматривавшего поэтапное (в течение трех лет) сокращение индивидуального подоходного налога на 25 %, снижение с 70 до 50 % максимальной налоговой ставки на доходы корпораций от капитала, сокращение на 40 % сроков амортизационных отчислений и т.д.

Предполагалось, что первоначально в течение пяти лет поступления в федеральный бюджет сократятся примерно на 750 млрд долларов. В соответствии с теорией предложения это должно было стимулировать развитие производства, сбережение и инвестирование в экономику, что, в свою очередь, привело бы к созданию новых рабочих мест и снижению безработицы. Но на практике все оказалось гораздо сложнее. Надежды на скорую и положительную реакцию хозяйствующих субъектов в ходе снижения налоговых ставок не оправдались. Реальный сектор экономики не получил ожидаемых инвестиций.

После повторной победы Р. Рейгана на выборах в 1984 году была продолжена политика совершенствования налоговой системы, в связи с чем в 1986 году был принят Закон о налоговой реформе. Этот закон должен был компенсировать негативные последствия предыдущего закона 1981 года. Прежде всего, предусматривалось снижение как предельных ставок личного подоходного налога с 50 до 28 %, так и налога на прибыль корпораций с 46 до 34 %. Кроме того, по этому закону почти 6 млн человек с низкими доходами вообще освобождались от уплаты налогов в федеральный бюджет.

Предполагалось, что такая политика повысит статус «среднего класса». Однако еще на первом этапе налоговой реформы в 1981–1986 годах стало ясно, что от снижения налогов выиграли прежде всего состоятельные граждане страны, в то время как от сокращения ряда социальных программ существенно пострадали малообеспеченные слои населения. Статистика свидетельствовала, что в этот период доходы самых богатых американцев (примерно 1 % всего населения) почти удвоились, тогда как у 70 % американцев доходы практически не увеличились.

В 1986–1989 годах была сделана попытка отменить многие налоговые льготы и закрыть различные «лазейки» для компаний и состоятельных лиц. Но и эти меры не способствовали установлению социального равенства, напротив, они привели к тому, что богатые, ухитрявшиеся получать различные налоговые льготы, получили преимущество перед теми, кто их не имел.

Одним из направлений «рейганомики» был демонтаж так называемых корпоративных структур, и прежде всего профсоюзов, которые, по словам неоконсерваторов, противостоят предпринимателям и менеджерам в своих «эгоистических интересах». И хотя лидеры неоконсерваторов несколько преувеличивали влияние профсоюзов, сам Р. Рейган был не против «поставить их на место», прибегая даже к откровенно силовым методам. В новых соглашениях правительства с профсоюзами прежнего социального партнерства, когда профсоюзные организации могли выдвигать и отстаивать различные требования трудящихся, практически не было.

Как отмечалось выше, программой «рейганомики» предусматривалось ограничить государственное вмешательство в экономику, что выражалось в огромных дотациях и субсидиях промышленным предприятиям, а также в ощутимой поддержке отечественных производителей не только методами протекционизма, но и демпинговой политикой на внешних рынках.

К началу 1980-х годов в государственной собственности находились предприятия по выпуску военной и космической техники, многочисленные объекты инфраструктуры (шоссейные дороги, каналы, туннели, мосты и др.), электростанции, учреждения здравоохранения и образования, а также огромные земельные угодья (до 40 % всех земельных площадей страны) из так называемого фонда общественных земель, сформировавшегося в ХVIII–ХIХ веках. На государственных предприятиях создавалось до 22 % ВНП, число занятых в государственном секторе составляло примерно 13 млн человек.

Государственное регулирование распространялось и на аграрный сектор: государство старалось поддерживать фермеров, закупая у них излишки продукции по твердым ценам для последующего снабжения армии и оказания помощи зарубежным странам. Кроме того, поощрялось сокращение объемов сельскохозяйственного производства путем консервации посевных угодий – фермерам выплачивалась за это соответствующая компенсация.

Государственное вмешательство порой принимало формы регламентации деятельности предпринимателей. Частный сектор был обязан предоставлять государственным учреждениям многочисленные отчеты, например, по охране окружающей среды, технике безопасности и пр.

Подобное вмешательство государства в социально-экономичес­кую сферу представлялось неоконсерваторам излишним. Государство в этих условиях оказывалось настолько «перегруженным» и малоэффективным, что переставало должным образом справляться со своими основными функциями по поддержанию порядка и законности в стране. В ходе реализации мероприятий, предусмотренных программой администрации Р. Рейгана, произошло значительное перераспределение функций государства. Это явилось результатом приватизации объектов государственной собственности, отказа от директивных методов государственной регламентации, ограничения полномочий и сокращения численности государственного аппарата, что наносило существенный удар по бюрократии и ее привилегиям.

Большое внимание правительство Р. Рейгана уделяло не просто сокращению федеральных расходов на социальные нужды, но и их перекладыванию на плечи штатов и муниципальных властей. Этот процесс получил название «нового федерализма», в соответствии с которым власти штатов должны были нести ответственность за помощь многодетным семьям и распределение талонов на питание.

В 1983–1989 годах экономика США демонстрировала подъем, который сопровождался глубокой структурной перестройкой, основанной на внедрении достижений научно-технической революции. В этот период были созданы условия для ускоренного обновления и расширения основного капитала, особенно в передовых отраслях, что позволило повысить объем личного потребления, стабилизировать курс доллара и, как следствие, увеличить приток иностранных капиталов.

Тем не менее в конце 1980-х годов стали заметны негативные тенденции в экономическом развитии США. Так, если в 1960-х годах США имели самый высокий в мире уровень ВНП на душу населения, то к 1987 году они оказались по этому показателю на 11-м месте. В 1990 году среднечасовая оплата труда рабочих в Америке равнялась 14,8 долларов, тогда как в Дании – 17,9, в ФРГ – 21,5, в Швеции – 21,9 долларов.

Соединенные Штаты стали постепенно терять свои позиции и в мировой экономике. В 1983 году был утрачен статус чистого кредитора, в качестве которого США выступали с 1917 года: внешние долги превысили задолженности других стран Соединенным Штатам. Страна превратилась в крупнейшего мирового должника, а американская экономика стала более зависимой от противоречивых тенденций, присущих мировому хозяйству в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.161.165 (0.011 с.)