Хозяйственные реформы Л. Эрхарда и германское «экономическое чудо» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хозяйственные реформы Л. Эрхарда и германское «экономическое чудо»



Германия очень умело использовала иностранную помощь. Правительство страны направляло эти средства в основном не на потребление, а на развитие и обновление производства. Известны данные, согласно которым каждый доллар, полученный Германией по плану Маршалла, принес экономический эффект в разных хозяйственных секторах от 10 до 20 долларов.

И все же интересы оздоровления немецкой экономики требовали более решительных мер. Профессором Людвигом Эрхардом была разработана и воплощена в жизнь система социального рыночного хозяйства.

Эта система основана прежде всего на реальных представлениях о человеке, главным стимулом для которого является стремление к собственному благополучию в совокупности с его социальной ответственностью, когда принятые человеком решения идут на пользу не только его семье, но и всему обществу. Рыночная экономика, писал Л. Эрхард, может функционировать только при условии свободы потребления, свободы выбора профессии и рабочего места, свободы предпринимательства, основанной на частной собственности, и т.д.

Основой экономических преобразований, считал Л. Эрхард, является сочетание свободной частной инициативы и конкуренции с обязательным активным участием государства в хозяйственной жизни. Л. Эрхард был уверен, что социальная рыночная экономика должна основываться на частной собственности, низких налогах, свободных ценах, антитрестовском законодательстве, льготах для свободного частного инвестирования и прочих элементах, которые создавали бы в Германии перспективы экономической свободы при надежной государственной защите от внешней конкуренции.

Первым шагом к новой экономической системе стала денежная реформа, целью которой было избавление от избыточного «денежного навеса» и создание твердой валюты. В ночь на 21 июня 1948 года оккупационная администрация объявила о том, что отныне рейхсмарки становятся недействительными и прекращают хождение в западных зонах Германии. Вместо них были введены новые деньги – дойчмарки. Каждый житель страны получил по 40 новых марок, а потом к ним добавили еще по 20; пенсии, заработная и квартирная плата подлежали пересчету в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличных денег и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Вторая половина была временно «заморожена», позже эти деньги было разрешено обменять по курсу 1:20.

Основная часть денежных обязательств предприятий пересчитывалась в соотношении 1:10. Все заводы, фабрики и другие промышленные предприятия получили наличные деньги для выплаты первой заработной платы, а в дальнейшем они должны были рассчитывать только на свою коммерческую и хозяйственную деятельность. Все прежние обязательства банков и учреждений бывшего рейха в основном аннулировались.

Таким образом, Л. Эрхард фактически за один день избавил Германию от огромной массы обесцененных денег, что позволило достаточно быстро покончить с инфляцией.

Второй шаг – переход к свободным рыночным ценам – начался 24 июня 1949 года, когда был опубликован закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен, означавший на практике, что цены отпущены на свободу. Данный закон давал Л. Эрхарду право отменить сотни всяческих документов и предписаний, которые жестко регулировали хозяйственную жизнь. Отныне упразднялись административное распределение ресурсов, контроль над ценами, регулирование заработной платы, введенные еще до войны.

В это же время в Германии был принят закон против произвольного завышения цен, который позволял сохранить стабильность валюты и избежать роста инфляции. В стране периодически публиковались каталоги так называемых уместных цен, приспособленных к реальной покупательной способности населения.

Третьим направлением реформ было возрождение свободного предпринимательства. Именно эту цель преследовали кредитная и налоговая политика, антимонопольные и антикартельные указы. При этом Л. Эрхард настаивал не только на надзоре за монополиями, но и на их запрете, если они начинали душить свободную конкуренцию. Для того чтобы не создавать препятствий развитию конкуренции, доля продукции одной монополии не должна была превышать трети объема рынка данной продукции, двух-трех монополий – половины, четырех-пяти – двух третей. В результате с середины 1960-х годов главным субъектом социальной рыночной экономики стал мелкий и средний бизнес, который был объявлен «основой благосостояния для всех» и постепенно занял преобладающее место в экономике Германии.

Правильность политики правительства очень скоро была подтверждена на практике. Исчез «черный рынок», поскольку производство товаров массового спроса за два года увеличилось вдвое. В стране почти не ощущалась инфляция. Окрепла новая валюта – дойчмарка. Цены выросли не в два – три раза, как все опасались, а лишь на несколько процентов. Примерно в той же пропорции увеличилась и средняя заработная плата, причем это произошло в основном за счет повышения на треть производительности труда. К концу 1949 года валовой объем промышленного производства приблизился к уровню 1936 года, а в конце 1950 года превысил его на 14,4 %.

В середине 1950-х годов Германия вышла на второе место в мире после США по объему золотовалютных запасов, что подтверждало не только эффективность выбранной хозяйственной системы, но и высокую работоспособность всех слоев немецкого общества. В этот период ФРГ по объему промышленного производства занимала третье место после США и Англии, а по некоторым показателям она обгоняла Англию. Ее доля в промышленном производстве капиталистического мира возросла с 3 % в 1946 году до 9,4 % в 1955 году.

Весьма высокие показатели демонстрировала социальная сфера. Именно в 1950-х годах в Германии практически не было безработицы. Рабочая неделя была сокращена с 52 до 46 часов, а заработная плата превысила довоенный уровень.

Таким образом, в середине 1950-х годов Германия вступила в полосу стабильного экономического подъема, продолжавшегося на протяжении целого десятилетия и получившего широко распространенное название «немецкого экономического чуда». Эти годы отмечены бурными темпами научно-технического прогресса, который превратился в решающий фактор экономического роста Германии.

 

Экономическое развитие США

Промышленный подъем в начале 1950-х годов был связан и с войной в Корее, которая началась в июне 1950 года. В сентябре 1950 года в США был принят Закон о военном производстве, по которому усиливалось государственное вмешательство в социально-эконо­мические отношения. Вновь, как и в годы Второй мировой войны, федеральное правительство получало право распределять важные ресурсы, строить новые предприятия, предоставлять всевозможные льготы частному сектору, устанавливать контроль над ценами и уровнем заработной платы. Дополнительные инвестиции позволяли обновлять машины и механизмы на многих промышленных предприятиях. Заметно увеличилась занятость населения, повысилась заработная плата наемных рабочих.

Тем не менее война в Корее становилась все более непопулярной среди американского народа. Это стало одной из причин поражения демократов на выборах в 1952 году, когда тридцать четвертым президентом страны стал боевой генерал республиканец Дуайт Эйзенхауэр, бывший главнокомандующий американскими войсками в Западной Европе в годы Второй мировой войны. Одним из первых шагов нового президента было прекращение войны в Корее в июле 1953 года.

В экономической сфере правительство Д. Эйзенхауэра придерживалось курса на умеренное государственное вмешательство в экономику. Были отменены все меры государственного контроля, введенные администрацией Г. Трумэна. Основная роль отводилась финансовым рычагам: был снижен обязательный уровень резервов в банках ФРС, сокращена с 3 до 1,75 % учетная кредитная ставка, заметно понизились ставки налогообложения юридических и физических лиц. Для активизации деловой жизни правительство выпустило на рынок часть валютных запасов.

В начале 1960-х годов в экономике США стали происходить большие изменения, связанные с поиском новых стратегических целей развития в условиях научно-технической революции. Запуск в СССР первого искусственного спутника Земли (1957 год) и полет первого космонавта Юрия Гагарина (1961 год) заставили американское правительство критически оценить уровень научных исследований и степень развития образования в стране. Для преодоления отставания в этих сферах потребовалось выделение значительных финансовых средств на развитие приоритетных направлений науки и техники.

Рост государственных и частных инвестиций позволил Соединенным Штатам совершить стремительный рывок в научно-иссле­до­ва­тельс­ких и опытно-конструкторских разработках, уйти в «технологический отрыв» от своих конкурентов. В этот период были полностью модернизированы целые отрасли промышленности и сельского хозяйства, массовое применение получили новые машины, механизмы, виды сырья и энергии. Примерно на десять лет раньше, чем в других промышленно развитых странах, в США стали развиваться такие новые отрасли, как производство радиоэлектронной продукции, пластмасс, синтетических волокон и т.п. Широкое распространение получили химизация, электрификация производственных процессов, автоматизация производства. Именно в США в 1950–1960-х годах впервые в мире стали применяться электронно-вычислительные машины (ЭВМ) в сфере производства, банковском деле и других отраслях.

Более высокий технологический уровень производства усилил роль крупных корпораций, которые создавались на базе массового слияния крупных и мелких предприятий как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

В 1960-е годы США довольно успешно стали осуществлять внешнеэкономическую экспансию. Зарубежные инвестиции росли в полтора раза быстрее, чем внутренние, а доход от этих инвестиций в течение 15 послевоенных лет вырос более чем в четыре раза. В этот период Соединенные Штаты стали инициаторами создания крупнейших в мире транснациональных корпораций, на базе которых обеспечивали себе приток дешевого импортного сырья из развивающихся стран. Этим можно объяснить тот факт, что американские капиталы вкладывались в основном в добывающие отрасли (прежде всего в нефтедобычу) Латинской Америки и Ближнего Востока. Одновременно с этим транснациональными, по своей сути, становились и ведущие банковские монополии США: в 1960 году девять американских банков имели около 100 филиалов в зарубежных странах.

В 1960 году на выборах победил президент-демократ Джон Кеннеди. В течение 1961–1962 годов по предложению правительства Дж. Кеннеди Конгрессом США были утверждены следующие шаги по реализации Программы «новых рубежей»:

− повышение минимальной почасовой заработной платы (установленной в 1955 году) с 1 до 1,25 долларов;

− выделение дополнительных средств для помощи депрессивным районам и фермерским хозяйствам;

− увеличение на три месяца срока выплаты пособий по безработице;

− утверждение закона, по которому государство принимало на себя дополнительные обязательства по профессиональной подготовке квалифицированной рабочей силы;

− совершенствование налоговой и кредитно-денежной политики. Так, с 1962 года заметно сократился срок амортизации основного капитала для всех компаний, а также были введены налоговые скидки на инвестиции, направляемые в сферу производства;

− установление косвенного контроля за ценами и заработной платой, проводимого при согласовании предпринимателей с профсоюзами.

Однако одновременно с этим в стране стали замедляться темпы экономического роста, снизился объем капиталовложений, безработица оставалась на уровне 5,5 %. В мае 1962 года на бирже было зафиксировано самое сильное с 1929 года падение курса акций.

В итоге в 1963 году были снижены с 52 до 47 % налоги на прибыль с корпораций. И хотя это привело к замораживанию государственных расходов на социальные нужды, США сделали первый в своей истории шаг по стимулированию экономического роста средствами налоговой политики. В целом политика «новых рубежей» положительно повлияла на экономику страны, а индекс промышленного производства в 1964 году на 20 % превысил уровень 1961 года.

На волне благоприятной экономической конъюнктуры по предложению следующего президента Линдона Джонсона в 1960-х годах была начата широкомасштабная социальная реформа, получившая название Программы «великого общества», в рамках которой была провозглашена борьба с бедностью.

Эта программа была обусловлена не филантропическими соображениями, а вполне реальными социально-экономическими причинами. Наличие бедных слоев населения являлось серьезным тормозом при подготовке высококвалифицированной рабочей силы, необходимой в условиях НТР. С другой стороны, массовая бедность провоцировала расовые беспорядки, обострение социальных противоречий, приводящих к углублению конфликтов, росту преступности. В 1964 году в США – самой богатой стране мира – насчитывалось около 20 % населения, чьи реальные доходы были ниже «уровня бедности» (престарелые люди, безработные, представители чернокожего и цветного населения).

Одной из наиболее острых проблем середины XX века стала проблема городов. После того как в 1920-х годах горожане стали преобладать в общей численности населения, американские города превратились в центры не только интенсивной экономической деятельности и широчайших возможностей, но и глубокого социального расслоения. Так сложилось, что в 1950–1960-х годах наметилась и укрепилась следующая тенденция: большинство квалифицированного и обеспеченного городского населения переехало в пригороды, оставив в городах обветшавшие жилые дома, в которых обосновались менее образованные, бедные люди (чернокожие американцы, выходцы из Пуэрто-Рико и испаноговорящих стран и т.д.).

Для реализации Программы «великого общества» в августе 1965 года был принят Закон об экономических возможностях, в соответствии с которым были намечены основные направления деятельности правительства по борьбе с бедностью. В ходе реализации этого закона в широких масштабах проводилось обучение, прежде всего молодежи и безработных, по основным рабочим специальностям для промышленности в рамках «трудовых корпусов». Кроме того, по всей стране осуществлялась программа дошкольной и школьной подготовки детей из семей с низкими доходами. В ходе борьбы с бедностью большое внимание уделялось сельским проблемам. Самые бедные фермеры получали льготные займы, медицинскую и юридическую помощь, обучались наиболее распространенным сельскохозяйственным профессиям.

Однако не все мероприятия, запланированные в Программе «великого общества», удалось выполнить полностью. Главной причиной этого была война во Вьетнаме, начавшаяся в марте 1965 года. Эта непопулярная война потребовала колоссальных затрат, что привело к сокращению или приостановлению различных социальных программ.

Любопытно, что в середине 1960-х годов администрация президента Л. Джонсона пыталась решить сразу две задачи: оплачивать набирающую обороты войну во Вьетнаме и программу борьбы с бедностью (одновременное увеличение производства «пушек и масла»). Но эта попытка тратить больше, чем американская экономика могла производить, была обречена на провал. В итоге к концу 1960-х годов инфляция в стране достигла двузначных цифр, что не замедлило сказаться на жизненном уровне населения. Все это привело к поражению демократов на выборах 1968 года. Новым, тридцать седьмым президентом США стал республиканец Ричард Никсон.

Администрация Р. Никсона сразу же столкнулась с многочисленными проблемами. Падение производства в 1969 году составило 8 %, причем этот процесс затронул не только традиционные отрасли, но и новые, появившиеся в условиях НТР. Стало заметным снижение стоимости акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, увеличилось количество банкротств и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.64 (0.015 с.)